Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2010 в 17:06, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение общей характеристики современного правотворчества в России.
В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
-изучить общее понятие правотворчества, его виды и принципы;
-исследовать проблемы правотворчества в России на современном этапе;
-произвести анализ перспектив развития правотворчества в России.
Введение……………………………………………………………………………………......3
1.Общее понятие правотворчества, его виды и принципы…………………………………………………………………...............................5
1.1. Понятие правотворчества……………..……….............................................................5
1.2 Принципы правотворчества……………………………..…….....................................6
1.3 Виды правотворчества…………………..…………………………...............................7
2. Проблемы правотворчества в России на современном этапе…………………………………………...……………………………………………….11
3. Перспективы развития правотворчества в России….....................................................................................................................................15
3.1. Характерные черты правотворчества в российском государстве................................................................................................................................15
3.2 Некоторые особенности российской юридической техники……………………………………………………………………...............................22
Заключение………………………………………………………………………………….30
Список используемых источников………………………………..............................32
После того, как разработчики проекта выработают согласованное понимание основных положений (концепций) проекта, начинается процесс непосредственной подготовки текста нормативно-правового акта, проектирования конкретных правил поведения. На этой стадии закладываются основы будущего нормативно-правового акта, хотя первый вариант проекта неизбежно будет подвергаться существенным корректировкам и дополнениям. Однако для того, чтобы считать успешно завершившейся работу на этом этапе, достаточно согласованного решения разработчиков проекта, их уверенности в том, что предлагаемые ими нормы права способны обеспечить надлежащее регулирование общественных отношений. Согласованный и одобренный разработчиками проект вносится на рассмотрение правотворческого органа. Разработчики должны также дать квалифицированную оценку альтернативным проектам, подготовленным другими творческими коллективами, если такие проекты будут представлены в правотворческий орган.
Третья
стадия – стадия рассмотрения проекта
правотворческим органом
Стадия обсуждения и согласования проекта нормативно-правового акта предполагает выявление мнений заинтересованных лиц о проекте и получение от них предложений по совершенствованию, доработке проекта. Процесс обсуждения проектов нормативно-правовых актов может проводиться различными способами. Правотворческая практика знает случаи, когда это достигается либо вынесением проекта нормативно-правового акта на всенародное обсуждение, либо на обсуждение широкого круга квалифицированных специалистов путем проведения парламентских слушаний, конференций, круглых столов и др. С учетом поступивших замечаний и предложений, а также собственных инициатив разработчики проекта дорабатывают его либо принимают мотивированное решение о невозможности или нецелесообразности учета тех или иных замечаний или предложений. Доработанный проект нормативного акта, поступившие на него замечания и возражения против них вносятся на рассмотрение правотворческого органа.
Рассмотрение
правотворческим органом
Вступление в действие некоторых категорий нормативно-правовых актов требует дополнительного согласия иных органов. Так, федеральные законы, принятые Государственной Думой, могут вступить в силу только после их одобрения Советом Федерации и подписания Президентом РФ. Нормативно-правовые акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права граждан, иных лиц, подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ
Стадией,
завершающей правотворческий
Таким образом, рассмотрев детали процедуры правотворчества в России, можно сказать, что особенности (характерные черты) правотворчества выражаются в следующем: впервые составной частью
российского права провозглашаются общепризнанные принципы и нормы международного права, а также международные договоры Российской Федерации (п. 4 ст. 15). Россия, по Конституции, является демократическим социальным и правовым государством, а права и свободы человека и гражданина – высшей ценностью, закрепляется двойной механизм их защиты, включающий международные процедуры, плюрализм форм собственности и т.д. Опыт прошедших десятилетий свидетельствует об их положительной роли в достижении целей, провозглашенных Конституцией1.
Заимствованный
характер многих положений Конституции
приводит в ряде случаев к отсутствию
теоретических разработок вводимых ею
категорий, поскольку отечественная правовая
наука десятилетиями развивалась отличным
от общемирового путем. Примером такой
ситуации могут быть, в частности, оживленные
научные дискуссии середины 90-х годов
о природе общепризнанных принципов и
норм международного права, о соотношении
национального закона и международного
договора, о механизме действия последнего
в национальном правопорядке и т.д. Почти
полное отсутствие в советское время практики
применения международно-правовых норм
в отечественных судах обусловило неподготовленность
судей к их применению. Многочисленные
примеры свидетельствуют о том, сколь
плохо соответствуют положения Конституции
уровню общественного политического и
правового сознания. Так, закрепленные
в Конституции плюрализм форм собственности,
свобода договора обернулись уродливыми
формами “приватизации”, криминализацией
рынка, правовым беспределом и т.д. Провозглашение
прав человека высшей ценностью обусловило
повышение значимости правовой процедуры
как средства их легальной защиты. Однако
обусловленный прошлым развитием низкий
уровень правовой и политической культуры
в условиях кризиса судебной системы привел
к распространению внесудебных форм решения
социальных конфликтов, включая “заказные”
убийства. Видимо, страна, прожившая три
четверти века в условиях не правового
общества, обречена, пройти такой этапразвития.
Этому обязана способствовать определенная структура нормативного акта, которая строится на логически последовательном изложении акта, отражающем специфику регулируемых общественных отношений, преследует цель удобства пользования нормативным актом.
Крупные нормативные акты могут состоять из двух частей, не считая титула: вводной (или преамбулы) и постановляющей. В преамбуле указываются причины, поводы, цели издания нормативного акта. В постановляющей части излагаются нормы права. Постановляющая часть в конце акта может содержать предписания, определяющие время и порядок вступления нормативного акта силу, а также предписания, отменяющие действие других актов. Что же касается законов РФ, рассчитанных на длительный срок действия, то обычно порядок введения законов в действие, отмена других актов определяется особым постановлением.
3. Правила и приемы изложения норм права (язык нормативных актов). Общее правило изложения норм права состоит в том, что их следует излагать кратко, четко и определенно. Краткость и определенность формулирования достигаются с помощью различных приемов изложения норм права, использования специальных терминов, стандартных языковых оборотов.
Отсюда существуют следующие требования к языку нормативных актов:
Для достижения точности и определенности терминов, их единообразного понимания могут использоваться легальные дефиниции (дефинитивные нормы), в которых даётся определение термина, его разъяснение, обязательное для адресатов нормативного акта. Это легальное определение может иногда существенно расходится с обыденным или даже научным определением. Формализация понятий привносит в правовое регулирование большую точность и определенность;