Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 19:50, курсовая работа
Цель – проанализировать теоретические основы концепции общественно-экономической формации и формационного подхода к понятию государства и права, раскрыть основные её понятия, построить выводы о значимости данной концепции, а так же выявит объективные причины невозможности реализации на практике данной концепции.
Задачи курсовой работы заключается в следующем:
- раскрыть понятие и структуру общественно-экономической формации;
- раскрыть понятие формационного подхода к понятию государства и права и выявить основные его положения;
- дать характеристику таких основных понятий формационного подхода, как «базис» и «надстройка»;
Введение…………………………………………………………………….3.
Глава 1. Формационная систематизация государственности: основания и система типов……………………………………………………………………6.
Понятие и структура общественно-экономической формации……6.
Взаимосвязь общественно-экономической формации с типом государства……………………………………………………………………..10.
Глава 2. Социалистическое государство как формационный тип государственности………………………………………………………………16.
Характеристика базиса социалистического типа государства…16.
Характеристика политико-правовой и идеологической надстройки социалистического типа государства………………………….21.
Глава 3. Причины кризиса социалистического типа государственности………………………………………………………………25.
Базисные причины кризиса государств социалистического типа………………………………………………………………………………25.
Политико-правовые причины кризиса социалистического типа государства………………………………………………………………………31.
Заключение…………………………………………………………………33.
Список литературы……………………………………………………….35.
Теперь что касается базиса непосредственно социалистического общества.
По существу, утверждает формационная теория, социалистическое государство уже не есть государство в собственном смысле, ибо оно не является орудием власти эксплуататорского меньшинства над трудящимися массами. Фактически оно «полугосударство», выражающее волю и интересы абсолютного большинства членов общества: рабочего класса и всех других трудящихся. В будущем коммунистическом обществе оно отомрет, уступив свое место коммунистическому общественному самоуправлению.
Экономический базис
социалистического общества представляет
собой целостную систему
При социализме благополучие
трудящихся, основанное на общенародной
собственности и высокой
Аналогично предыдущим формациям экономический базис социалистического общества содержит в себе основное противоречие социализма между общественным характером производства и не полностью общественным характером присвоения предметов потребления. Не полная степень обобществления социалистического производства обусловлена не обобществлённой сферой распределения и потребления в виде личного присвоения предметов потребления и денег.
Подобно тому, как существует только один капитализм, определяемый одним экономическим базисом с различными настройками, есть только один социализм. И поэтому не может быть «казарменных», «демократических», «сталинских», «китайских», «шведских», «венесуэльских» или ещё каких-либо социализмов. Построить социализм – значит, обеспечить господство отношений общенародной собственности на средства производства и силу трудящегося при сохранении личной собственности на предметы потребления и деньги. Средства производства и сила трудящегося перестают быть товаром.
Под «надстройкой» К. Маркс понимает, прежде всего, государство и право, а также такие формы общественного сознания, как мораль, религия, философия, искусство, политическую и правовую формы сознания.
Общественная надстройка потому называется "надстройкой", что она вызывается к жизни и обусловливается базисом. Каждая исторически определенная надстройка имеет свой базис. Каков базис – такова и надстройка данного общества. Как и базис, она также имеет исторический характер. Капиталистическому базису, его природе, характеру соответствует и определенная, им обусловленная, надстройка: буржуазное государство, буржуазное право, господство в обществе буржуазных политических, правовых, религиозных, нравственных, философских, художественных взглядов.
В социалистическом обществе его экономическому базису соответствует социалистическая надстройка, то есть социалистическое государство, социалистическое право, социалистические, политические, правовые, нравственные, философские и художественные взгляды, господство социалистической идеологии в целом.
Надстройка в классовом обществе, естественно, носит классовый характер. Это значит, что государство, право, общественные идеи, составляющие надстройку, имеют классовый характер.
Процесс возникновения и развития общественных идей – сложный и часто противоречивый процесс; эти идеи, а также и соответствующие им учреждения не появляются на свет как автоматический рефлекс базиса, экономики. Экономика ничего из себя, никаких ни философских, ни религиозных, ни нравственных, ни эстетических и политических идей не создает. Идеи и учреждения (как, впрочем, и сами экономические отношения) создают люди. Но создают они эти общественные идеи не по произволу, а в соответствии с существующими общественными, прежде всего экономическими, условиями (т.е. базисом) и общественными законами. Над этими людьми часто господствуют традиции прошлых поколений. Разрыв с этими традициями происходит у передовых классов под влиянием общественных, прежде всего экономических, условий и противоречий. В развитии общественных идей существует относительная самостоятельность. Лишь в конечном счете философские, эстетические, моральные, религиозные и др. идеи определяются экономическим базисом. А непосредственно на их возникновение и изменение оказывают влияние предшествующие идеи, а также идеологическая и политическая борьба классов, партий.
Надстройка, таким образом, всегда играет активную роль в обществе. Буржуазное государство и право, буржуазные общественные идеи защищают буржуазное общество, его устои. Буржуазные политические и правовые идеи и учреждения, вся буржуазная надстройка – это мощное орудие буржуазии в классовой борьбе против классов угнетенных. Противостоящие господствующим в буржуазном обществе идеям и учреждениям революционные идеи и учреждения рабочего класса (партия, профсоюзы) направлены против буржуазного базиса и господствующих буржуазных идей и учреждений.
Условия возникновения
социалистического базиса и социалистической
надстройки своеобразны, специфичны, как
специфично возникновение
1) современные производительные
силы и конфликт их с капиталис
2) социалистическая революция и диктатура пролетариата.
Социалистическая надстройка
в виде пролетарского государства
и права, марксистско-ленинских
Несмотря на некоторую
специфичность возникновения
Социалистическая надстройка в условиях социализма отражает социалистический базис, она им обусловлена. Развитие социалистической экономики, ее изменение и здесь вызывают соответствующее изменение в надстройке.
Капиталистическая надстройка, как и капиталистический базис, по мнению Маркса, уже давно стали реакционными. Они являются силой, задерживающей общественный прогресс. Буржуазные идеи оправдывают и защищают экономический, социальный и политический гнет, национальное и расовое неравенство и порабощение, оправдывают и освящают империалистические войны. В противоположность капиталистическому базису и надстройке, социалистический базис и социалистическая надстройка прогрессивны, революционны. Они являются движущей силой поступательного развития общества. Вслед за победой социалистического способа производства в социалистическом обществе утверждаются, начинают действовать (наряду с общими законами, свойственными всем формациям) свои специфические закономерности развития, характеризующие новую природу и новый характер движения этого общества. Соответственно, здесь, в условиях социализма, возрастает роль политической и идеологической надстройки. В капиталистическом обществе экономика и ее законы действуют стихийно. В условиях социализма роль Советского государства, Коммунистической партии, роль марксистско-ленинской теории и социалистическое сознание масс – социалистическая общественная надстройка в целом, играют великую мобилизующую, организующую, направляющую роль.
Социалистическая надстройка
изменяется, развивается вслед за
развитием и в соответствии с
развитием социалистического
В период развернутого строительства коммунизма возрастает роль Коммунистической партии, коммунистического сознания, роль убеждения, роль морального, идейного начала во всей общественной жизни. Сохраняющиеся еще в условиях социалистического общества родимые пятна, пережитки сознания старого общества мешают, тормозят развитие общества, строительство коммунизма. Поэтому преодоление пережитков капитализма в сознании людей, коммунистическое воспитание их является важнейшим условием строительства коммунизма, формирования нового человека. Чем выше коммунистическая сознательность народа, тем успешнее будет происходить строительство коммунистического общества.11
Глава 3. Причины кризиса социалистического типа государственности
Сегодня на пороге XXI века становятся очевидными недостаточность и известная ограниченность такого подхода к постижению социального субстрата государства, невозможность его использования в качестве единственной методологической и философской основы познания государственно-правовых форм общественного бытия.
Одним из основных недостатков изложенного формационного подхода к типологии государства и вообще к государству является его догматизация. В основе этого подхода лежит знаменитая «пятичленка» – членение истории на пять общественно-экономических формаций: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, буржуазную, социалистическую (коммунистическую).
Такое членение исторического процесса приобрело силу непререкаемого закона после выхода в 1938 году печально известной «Истории ВКП(б). Краткий курс». В четвертой главе книги в параграфе «о диалектическом и историческом материализме», написанном Сталиным, была дана фактически официальная периодизация мировой истории. «Истории известно, – писал Сталин в свойственном ему лапидарном стиле, – пять основных типов производственных отношений: первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический и социалистический». И хотя сам Сталин термин «формация» здесь не употребляет, именно отсюда берет свое начало деление истории на пять общественно-экономических формаций, сохранившееся до сегодняшнего дня. В то время как сам К. Маркс, как уже упоминалось выше, признавал только три формации (первичная формация (архаические доклассовые общества), вторичная, или «экономическая» общественная формация, основанная на частной собственности и товарном обмене и включающая азиатский, античный, феодальный и капиталистический способы производства и коммунистическая формация). Ни о какой социалистической формации, как таковой речи не шло, и, если задуматься, то и идти не могло.
Согласно традиционной теории, социалистической общественно-экономической формации не существует, поскольку на смену буржуазному строю должна прийти не она, а формация коммунистическая. Если исходить из логики наименования исторических типов государства и права "докоммунистического периода", когда их название соответствует названию представляемой ими формации, то правильным было бы говорить не о социалистических, а о коммунистических государстве и праве. Но последнее невозможно в силу воззрения на коммунизм как на общество бесклассовое, не знающее ни государственной организации, ни правового регулирования. Если представить что социализм это низшая фаза коммунизма, то необходимо менять представления о коммунизме как о бесклассовом обществе, поскольку классы при социализме еще остаются. Однако никаких изменений коммунистическое учение в указанной части не претерпело. То есть если исходить из толкования теории о формациях, то существование самого социалистического государства не предусматривалось вовсе. А значит и построение социалистического государства на основе несуществующей социалистической формации невозможно.
Безусловно, если бы социализм был первой фазой коммунизма, то он планомерно и естественно должен был бы сам по себе, без ломки производственных отношений перерасти в коммунизм. Тогда причины кризиса, постигшего социализм в СССР, можно было бы объяснить лишь внешним вмешательством. Однако, социалистическое государство выдержало экономическое давление капиталистического окружения и победило в двух крупнейших войнах ХХ столетия.
Совсем другое дело, если социализм является самостоятельной общественно-экономической формацией. Тогда его кризис предопределен простым сохранением в неизменности социалистических производственных отношений.
Социализм из трёх основных
элементов общественного
При коммунизме же производство должно стать единым, полностью обобществлённым и не товарным, и тем самым будут разрешены все основные экономические противоречия общества. Поэтому коммунизм является не общественно-экономической формацией, а общественным строем, при котором человечество будет жить всё то время, которое отведено ему историей.
Следовательно, главные причины кризиса социализма в СССР и других странах Восточной Европы носили внутренний характер. И разрешить кризисные ситуации в целях прогрессивного развития социалистического общества можно было только принудительным внедрением коммунистических производственных отношений. Но тогда это означает, что в теорию развития социализма необходимо внести некоторые корректировки и, хотим того или нет, требуется выработать необходимые и достаточные условия для перехода к коммунистической революции.
Информация о работе Социалистический тип государства: модель и действительность