Систематизация законодательства в правовом государстве: понятие и виды

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 16:22, курсовая работа

Краткое описание

целью нашей работы является исследование систематизации современного законодательства.
Исходя из цели можно поставить перед собой следующие задачи:
- выявить значение и роль систематизации законодательства;
- отразить понятие и виды систематизации нормативных правовых актов;
- описать основные формы систематизации законодательства
- в заключение подвести итоги по проделанной работе, подчеркнуть наиболее важные моменты.

Оглавление

Ведение
Глава 1 . Понятие и признаки Систематизации нормативно-правовых актов (законодательства).
1.1. Общая характеристика законодательства
1.2. Признаки систематизации
Глава 2. Основные формы систематизации
2.1. Кодификация законодательства
2.2. Инкорпорация – как система законодательства
2.3. Консолидация как форма систематизации
Глава 3. Применение и пути решения систематизации в РК.
3.1. Становление систематизации в РК
3.2. Различные трудности на пути становления систематизации в РК
3.3. Пути решения становления систематизации в РК
Заключение
Список используемой литературы
Приложение

Файлы: 1 файл

Систематизация нормативно основная.docx

— 105.26 Кб (Скачать)

Кодификация обладает рядом характерных черт:

1) в кодификационном акте  обычно формулируются нормы, регулирующие  наиболее важные, принципиальные  вопросы общественной жизни, определяющие  нормативные основы той или  иной отрасли (института) законодательства;

2) такой акт регулирует  значительную и достаточно обширную  сферу отношений (имущественные,  трудовые, брачно-семейные отношения,  борьба с преступностью и т.  д.);

3) будучи итогом совершенствования  законодательства, кодификационный  акт представляет собой сводный  акт, упорядоченную совокупность  взаимозависимых предписаний. Он  является единым, внутренне связанным  документом, включающим в себя  как проверенные жизнью, общественной  практикой действующие нормы,  так и новые правила, обусловленные  динамикой социальной жизни, назревшими  потребностями развития общества;

4) кодификация рассчитана  на создание более устойчивых, стабильных норм, рассчитанных на  длительный срок их действия. Эффективность кодификационного  акта во многом зависит от  того, сможет ли законодатель  учесть объективные тенденции  развития отношений, являющихся  предметом регулирования такого  акта, их динамику;

5) предмет кодификации  обычно определяется в зависимости  от деления системы законодательства  на отрасли и институты. Кодификация  укрепляет системность нормативных  актов, их юридическое единство  и согласованность. Кодификационный  акт обычно возглавляет систему  взаимосвязанных нормативных актов,  образующих определенную отрасль,  подотрасль или отдельный институт  законодательства;

6) акт кодификации всегда  значителен по объему, имеет сложную  структуру. Это своеобразный укрупненный  блок законодательства, обеспечивающий  более четкое построение системы  нормативных предписаний, а также  удобства их использования. 

Кодификация – это наиболее сложная и совершенная форма  систематизации законодательства, имеющая  правотворческий характер.

Обычно в юридической  литературе и практике различают  несколько видов кодификации.

  1. Первый вид - это всеобщая кодификация, под которой понимается принятие целой серии кодификационных актов по всем основным отраслям законодательства и, как следующий этап, создание объединенной, внутренне согласованной системы таких актов типа "кодекса кодексов" (например, свод законов того или иного государства),
  2. Отраслевая кодификация, охватывающая законодательство той или иной отрасли (например, уголовный или гражданский кодексы),
  3. Специальная (комплексная) кодификация – это издание актов, регулирующих тот или иной правовой институт (например, таможенный кодекс, кодекс торгового мореплавания, кодекс об административных правонарушениях, и т.д.)8[ Спиридонов Л.И. М., 2002. С. 177.].

Три основные виды кодификационных  актов:

1.Основы законодательства  – это нормативно – правовой  акт, устанавливающий важнейшие  положения определённой отрасли  права или сфера государственного  управления;

2. Кодекс – наиболее  распространённый вид кодификационных  актов, действующих в основных  сферах общественной жизни, требующих  правовой упорядоченности (Уголовный  кодекс, Таможенный кодекс и т.д.) Кодекс (кодифицированный акт) - это  единый, сводный, юридически и  логически цельный, внутренне  согласованный закон, иной нормативный  акт, обеспечивающий полное, обобщенное  и системное регулирование данной  группы общественных отношений. 

Кодифицированные акты носят  различное наименование - "кодексы", "уставы", "положения", просто "законы". Кодексы относятся  к наиболее высокому уровню законодательства.    Каждый кодекс- это как бы самостоятельное, развитое юридическое "хозяйство", в котором должно быть "все", что необходимо для юридического регулирования той или иной группы отношений, - и общие принципы, и регулятивные институты всех основных разновидностей данных отношений, и правоохранительные нормы, и т.д. Причем весь этот нормативный материал приведен в единую систему, распределен по разделам и главам, согласован. Существенное значение в каждом кодексе (кодифицированном акте) имеют "общая часть" или "общие положения", где закрепляются Исходные принципы и нормы, общие начала и "дух" данной ветви законодательства. Основную роль в системе законодательства играют отраслевые кодексы, т.е. кодифицированные акты, возглавляющие соответствующую отрасль законодательства. Эти кодексы собирают в единый фокус, сводят воедино основное содержание той или иной законодательной отрасли. Все другие законы, иные нормативные акты данной отрасли как бы подстраиваются к отраслевому кодексу.

Устав, положение – это  кодификационные акты специального действия, которые издаются не только законодательными, но и другими правотворческими органами (президентом или правительством).На основании наличия кодифицированного акта формируется та или иная законодательная отрасль. Однако наличие кодифицированного акта как одного из критериев отрасли законодательства не нужно понимать узко. Это не обязательно основы законодательства или кодексы, может быть и группа кодифицированных актов, которые в совокупности определяют отрасль (так обстоит дело, например, в законодательстве об охране природы). Но один кодифицированный акт или несколько необходимы для признания конкретной группы норм отраслью законодательства. Отсюда, разумеется, не следует, что до принятия кодифицированного акта об отрасли вообще нельзя говорить. Развитие и становление отрасли – процесс длительный, многоплановый, его признаками являются нацеленность группы правовых норм на регулирование определенных общественных отношений (предмет), использование своеобразного сочетания известных процессов и средств правового регулирования (метод). Принятие кодифицированного акта или нескольких актов завершают процесс образования отрасли. Совокупность правовых норм признается отраслью законодательства по мере осуществления кодификации. Обоснование новой отрасли, отыскание ее предмета и метода – задача науки, а переход от научных рекомендаций к реализации, проведение кодификации – удел практики.         Кодификация способствует усилению стабильности законодательства, созданию четкой, базирующейся на научном фундаменте системы нормативных актов, обеспечивает оптимальную скоординированность между действующими нормами, является основой для создания в законодательстве укрупненных нормативных блоков. Она позволяет решить две взаимосвязанные задачи - совершенствовать и содержание, и форму законодательства. В перспективе кодификационные акты призваны быть основой правотворческой и в первую очередь законодательной деятельности. Множественность и фрагментарность законов, их узкая тематика - это существенный недостаток законодательства, и он будет становиться все более очевидным по мере развития и усложнения правовой системы, углубления правового регулирования. Правда, необходимость быстро, оперативно заполнять пустоты, пробелы в действующем регулировании, потребность законодательного обеспечения рыночных реформ, дальнейшей демократизации общественной жизни, динамика социальных преобразований объективно побуждают законодателя принимать отдельные акты по сравнительно узким темам, частным вопросам. В результате нормативный массив интенсивно растет, а кроме этого, возникает больше возможностей для создания пробелов, несогласованностей и противоречий в действующем регулировании.          В перспективе издание кодификационных актов должно превратиться в основную форму законотворчества. Не следует растаскивать наше законодательное хозяйство по отдельным кускам, мельчить нормативные акты. Основной путь преодоления множественности нормативных актов, их мелкотемья, а также пробелов и противоречивости регулирования - это повышение внимания к кодификации законодательства, принятие законов по укрупненным блокам регулирования. Следует сочетать отраслевую и комплексную кодификацию, отдавая предпочтение первой.

2.2. Инкорпорация – как система законодательства

Инкорпорация - это форма систематизации путем объединения нормативного материала в определенном порядке без изменения его внутреннего содержания. Инкорпорация бывает официальной и неофициальной. Она может проводиться в отраслевом, хронологическом и ином порядке. Далее следует привести примеры каждого вида инкорпорации. Например, собрание актов Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан - это официальная хронологическая инкорпорация. Инкорпорация представляет собой, в принципе, постоянную деятельность государственных и иных органов с целью поддерживать законодательство в действующем (контрольном) состоянии, обеспечивать его доступность и обозримость, снабжать самый широкий круг субъектов достоверной информацией о законах и иных нормативных актах в их действующей редакции. [Бабаев В.К., Баранов В.М., Толстик В.А. Теория права и государства в схемах и определениях: Учебное пособие. - М.: Юристъ, 2000]. Особенность инкорпорации состоит в том, что какие-либо изменения в содержание помещаемых в сборники актов обычно не вносятся и содержание правового регулирования по существу не меняется. Именно это свойство инкорпорации - сохранение неизменным содержания нормативного регулирования - отличает ее от кодификации и консолидации. Вместе с тем форма изложения содержания нормативных актов иногда претерпевает определенные, иногда довольно существенные изменения, поскольку инкорпорация не сводится к простому воспроизведению актов в их первоначальной редакции. Обычно в сборниках действующих нормативных актов их тексты помещаются с учетом последующих изменений и дополнений. Кроме того, в процессе инкорпорации из текста помещаемых в сборник актов удаляются главы статьи (пункты), отдельные абзацы и иные отделимые части, признанные утратившими силу или фактически такую силу потерявшие. Кроме того, в такой сборник включаются все последующие изменения и дополнения с указанием официальных реквизитов тех актов, которыми внесены такие коррективы. Из текста нормативных актов исключаются также различного рода оперативные поручения и иные ненормативные предписания, временные нормы, срок действия которых истек, сведения о лицах, подписавших соответствующий акт.

Инкорпорация представляет собой объединения в сборнике или собрание действующих нормативно – правовых актов в определённом порядке (алфавитном, хронологическом, предметном и т.д.) без изменения содержания.        Внешняя форма нормативного акта в процессе инкорпорации меняться может и даже должна. Нельзя, например, поместить в собрание действующих актов текст нормы без внесения в него изменений, последовавших после ее издания. Нельзя не исключить из нее пункты, имевшие временные действия или потерявшие силу вследствие иных причин, и т.д.

В результате инкорпорации производится внешняя обработка  действующего законодательства:

1. При внешней обработке  нормативно – правовые акты  располагаются в определённом  порядке: алфавитном, хронологическом  или предметном, то есть достигается  их внешняя упорядоченность.

2. Содержание нормативно  – правовых актов, включаемых  в инкорпоративные сборники или  собрания законодательства, по существу  не изменяются.

Деление инкорпорации на отдельные  виды можно производить по различным  основаниям. В зависимости от юридической  силы издаваемых сборников и собраний законодательства инкорпорация делится  на официальную, официозную (полуофициальную) и неофициальную.            Официальная инкорпорация - утверждение собраний нормативных актов органами их издавшими (например, собрание законов, издаваемые парламентами). Официальные инкорпорации – это упорядочение правовых норм путём издания компетентными органами сборников действующих нормативно - правовых актов. По своей юридической природе акт официальной инкорпорации является формой опубликования действующих нормативно – правовых актов в обработанном и упорядоченном виде. Официальная инкорпорация осуществляется от имени и по поручению либо с санкции правотворческого органа (органов), который утверждает либо иным способом официально одобряет подготовленное Собрание (Свод). Такое Собрание (Свод) носит официальный характер, т. е. оно приравнивается к официальным источникам опубликования помещенных в Собрании нормативных актов и на его материалы можно ссылаться в процессе правотворческой и правоприменительной деятельности, в договорах, жалобах и заявлениях граждан, направляемых в правоохранительные или иные государственные органы. Официальное Собрание законодательства имеет приоритет перед ранее изданными публикациями нормативных актов, поскольку оно включает в себя акты в их действующей редакции.       Подготовка официальных Собраний (Сводов) обычно сопровождается большой подготовительной работой. В процессе его составления выявляются и признаются утратившими силу устаревшие, фактически не действующие, противоречащие позднейшему законодательству нормативные акты либо их отдельные части, в другие акты, частично противоречащие позднейшему законодательству, вносятся необходимые изменения. Принимается ряд новых законов и иных нормативных актов, устраняющих имеющиеся в законодательстве пробелы. Возможно также устранение множественности нормативных актов по одному вопросу путем принятия укрупненных, консолидированных актов.Официозная инкорпорация - это издание собраний и сборников законодательства по поручению правотворческого органа (органов) специально уполномоченными на то органами (например, Министерством юстиции), причем правотворческий орган официально не утверждает и не одобряет такое собрание (сборник) и потому тексты помещенных в нем актов не приобретают официальный характер.

Неофициальная инкорпорация - производимая любыми лицами или организациями  без специальных полномочий (например, издание нормативных актов университетами в учебных целях)9[ Спиридонов Л.И. М., 2002. С. 177.], то есть неофициальная инкорпорация – это внешняя обработка законодательства, которая проводится организациями или отдельными гражданами без специальных на то полномочий правотворческих органов. Собрание законодательства, предоставляемых правотворческим органом, и осуществляют эту деятельность по собственной инициативе. Неофициальные сборники законодательства не являются источником права, на них нельзя ссылаться в процессе правотворчества и применения права. Большинство ныне издаваемых в нашей стране сборников законодательства - это неофициальная инкорпорация.

По характеру расположения материала все собрания законодательства можно разделить на хронологические  и систематические.

Хронологическая инкорпорация – это такая форма систематизации, при которой упорядочение нормативно – правовых актов производится по времени их опубликования и вступления в законную силу.        Систематическая инкорпорация представляет собой упорядочение действующих нормативно – правовых актов по предметному признаку, то есть по отраслям права, их институтам, сферам государственной деятельности. В систематических собраниях в начале каждого раздела и других подразделений помещаются акты более высокой юридической силы и содержащие основные, самые принципиальные нормы по соответствующему вопросу, а затем акты, развивающие, конкретизирующие и детализирующие основные нормы.    При подготовке и издании собраний законодательства могут сочетаться хронологический и предметный методы, когда разделы собрания подразделяются тематически, по предметному принципу, а внутри каждого раздела акты располагаются в хронологическом порядке.            Очевидно, что систематические собрания более удачны для эффективной выдачи информации для правотворческой и правоприменительной деятельности, для обучения студентов и научных исследований, поскольку в них в одном месте сосредоточены все интересующие исполнителя, тесно связанные между собой нормативные предписания. В систематических собраниях акты находятся в систематизированном, логически увязанном виде. Этого лишены хронологические собрания. Однако очень часто систематизация законодательства начинается именно с подготовки хронологических собраний, как предварительного этапа систематизации, после чего значительно легче располагать нормативные акты в систематических собраниях по тематическому принципу.  Наконец, инкорпорация законодательства может классифицироваться в зависимости от объема охватываемого нормативного материала.        Отличие кодификации от инкорпорации состоит в следующем. Инкорпорация – достаточно поверхностная, внешняя систематизация. При ней нормативные акты просто собираются в сборники, содержание актов не меняется, исключаются явные противоречия и вносятся уже принятые изменения. Инкорпорация преследует прежде всего цель обеспечить пользование законодательством. Кодификация означает содержательную систематизацию. При кодификации акты подвергаются существенным изменениям, они сводятся в единый блок, в котором устраняются противоречия и несогласованность. При необходимости восполняются пробелы в регулировании, устаревшие акты заменяются новыми. Кодификация, в отличие от инкорпорации, всегда осуществляется государственными органами. Кодификация всегда представляет собой существенный шаг вперед в развитии законодательства10[ Лившиц Р.З М., 2003. С.121.].

Информация о работе Систематизация законодательства в правовом государстве: понятие и виды