Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 16:22, курсовая работа
целью нашей работы является исследование систематизации современного законодательства.
Исходя из цели можно поставить перед собой следующие задачи:
- выявить значение и роль систематизации законодательства;
- отразить понятие и виды систематизации нормативных правовых актов;
- описать основные формы систематизации законодательства
- в заключение подвести итоги по проделанной работе, подчеркнуть наиболее важные моменты.
Ведение
Глава 1 . Понятие и признаки Систематизации нормативно-правовых актов (законодательства).
1.1. Общая характеристика законодательства
1.2. Признаки систематизации
Глава 2. Основные формы систематизации
2.1. Кодификация законодательства
2.2. Инкорпорация – как система законодательства
2.3. Консолидация как форма систематизации
Глава 3. Применение и пути решения систематизации в РК.
3.1. Становление систематизации в РК
3.2. Различные трудности на пути становления систематизации в РК
3.3. Пути решения становления систематизации в РК
Заключение
Список используемой литературы
Приложение
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
СЕМИПАЛАТИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им.Шакарима
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине : «Теория государства и права»
На тему: «Систематизация законодательства
в правовом государстве: понятие и виды »
Подготовил(а): Байгожин Адлет Юр-114
Проверил (а): Бралинова К.Т.
Семей 2012
Содержание
Ведение
Глава 1 . Понятие и признаки Систематизации нормативно-правовых актов (законодательства).
1.1. Общая характеристика законодательства
1.2. Признаки систематизации
Глава 2. Основные формы систематизации
2.1. Кодификация законодательства
2.2. Инкорпорация – как система законодательства
2.3. Консолидация как форма систематизации
Глава 3. Применение и пути решения систематизации в РК.
3.1. Становление систематизации в РК
3.2. Различные трудности
на пути становления
3.3. Пути решения становления систематизации в РК
Заключение
Список используемой литературы
Приложение
Введение
Кто из нас хотя бы один раз
в жизни не восклицал, узнав об
очередном изменении в
Еще со времен становления государства, дабы установить хоть какой минимальный порядок, сильнейшие мира сего творили право, стараясь достичь оптимального результата своей деятельности для удовлетворения амбиций и требований населения. Что уж говорить о нынешних временах, когда в динамике текущих дней каждый аспект жизни и деятельности требует правового закрепления и подтверждения! Именно сейчас систематизация нормативно-правовых актов занимает весьма не последнее место место.
Таким образом, данная тема актуальна для исследования, так как:
В отечественной и зарубежной литературе проблемам систематизации законодательства посвящено много книг, диссертаций и статей.
Таким образом, целью нашей работы является исследование систематизации современного законодательства.
Исходя из цели можно поставить перед собой следующие задачи:
- выявить значение и
роль систематизации
- отразить понятие и
виды систематизации
- описать основные формы
систематизации
- в заключение подвести итоги по проделанной работе, подчеркнуть наиболее важные моменты.
Глава 1. Понятие и признаки Систематизации нормативно-правовых актов (законодательства).
Систематизация - это упорядочение действующего нормативно-правового материала, объединение его в единую, стройную, внутренне согласованную систему. Систематизация законодательства необходима для дальнейшего развития самого законодательства, так как способствует ликвидации пробелов, противоречий, устарелых правовых норм. Кроме того, систематизация обеспечивает удобство при реализации права и правильного толкования норм. Нормативно – правовые акты создаются различными правотворческими органами государства. Систематизация законодательства преследует цель стабилизации правопорядка, приведения нормативно – правового регулирования в инструмент, обеспечивающий нормальное функционирование общественной жизни, наиболее эффективное управление государственными делами в интересах личности. Систематизация нормативно – правовых актов (законодательства) – это деятельность, направленная на упорядочение и совершенствование нормативного материала путем его обработки и расположения по классификационным критериям, избираемом в соответствии с разрешаемыми это деятельностью задачами1[ Основы государства и права. Учебное пособие / Под общей редакцией С.А. Комарова. - М.: Манускрипт, Русь-90, 2002] . Результаты систематизации – своды, кодексы, сборники нормативных актов. Если система права как следствие исторического развития – объективный феномен, от воли людей не зависящий, то систематизация и ее продукты – феномен субъективный. От воли составителя во многом зависит, каким будет тот или иной сводный акт. Конечно, значение субъективного начала нельзя преувеличивать. Систематизация в конечном счете также обусловлена объективно существующей системой права (кодексы, например, объединяют юридические нормы одной и той же отрасли права), содержанием систематизируемых правил поведения, объективной потребностью в сборниках нормативных актов того или иного рода и т.п., но по форме своего выражения она всегда субъективна. В результате систематизации устраняются противоречия между правовыми нормами, отменяются и создаются новые, более совершенные, отвечающие потребностям общественного развития. Они группируются по особым системным признакам, сводятся в кодексы, собрания законодательства и другие систематизированные акты. В странах, где действует прецедентное или обычное право, систематизация правовых норм представляет собой сложную проблему, поскольку современное законодательство лишь формально признаёт нормативно – правовую состоятельность прецедентов и правовых обычаев.
Систематизация законодательства - это постоянная форма развития и упорядочения действующей правовой системы. В современных цивилизованных государствах имеется значительное число нормативных актов, принимаемых различными правотворческими органами. Правотворчество не может остановиться на определенном этапе, а все время находится в движении, развитии в силу динамизма социальных связей, возникновения новых потребностей общественной жизни, требующих правового регулирования. Постоянно меняющаяся правовая система, ее развитие и совершенствование, принятие новых нормативных актов, внесение в них изменений, отмена устаревших нормативных решений объективно обусловливают упорядочение всего комплекса действующих нормативных актов, их укрупнение, приведение в определенную научно обоснованную систему, издание разного рода сборников и собраний законодательства. Такая деятельность по приведению нормативных актов в единую, упорядоченную систему обычно называется систематизацией законодательства.
1.2. Признаки систематизации
Итак, цель систематизации – создание системы законодательства. Системность законодательства заложена в самой природе нормативно-правовых актов, источников права, правовых норм. [ Общая теория права и государства. / Под ред. Лазарева В.В. – М.: Юристъ, 2002. – с. 197.],[ Марченко М.Н. Источники права. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. – с. 98.]2,3 Рассмотрим, какими свойствами должна обладать данная система.
В общетеоретическом и философском плане "система" - "определённая совокупность элементов, находящихся в определённой взаимосвязи, которая придаёт данной совокупности целостный характер"4[ См. там же с. 99.]; некоторое упорядоченное, организованное множество элементов, образующих определённую целостность, свойства которой не сводятся к свойствам составляющих его элементов; как "комплекс взаимодействующих элементов"; как "отграниченное множество взаимодействующих элементов".5[ Краткий философский словарь. / Под ред. Алексеева А.П. – М., 2000. – с. 279.] Таким образом, общее, что объединяет определения системы – это "взаимосвязанное множество элементов". Рассмотрим различные определения понятия "систематизация законодательства", которые даются в юридической литературе, и выделим характерные черты и основные задачи данного вида юридической деятельности.
Систематизация законодательства:
Таким образом, можно выделить следующие существенные признаки систематизации законодательства:
Систематизация законодательства необходима:
Во-первых, для даль-нейшего
развития законодательства. Анализ и
обработка действующих
Во-вторых, она обеспечивает удобства при реализации права, возможность оперативно находить и правильно толковать все нужные нормы. Наконец, систематизация является необходимой предпосылкой целенаправленного и эффективного правового воспитания, научных исследований, обучения студентов. В разные периоды жизни государства потребность в систематизации законодательства бывает различна. Когда накапливается в течение многих лет большой объем нормативно-правового материала, когда действует значительное число нормативных актов, принятых в разное время и к тому же перекрывающих друг друга, действующих в усеченном объеме или попросту устаревших, фактически утративших силу, систематизация законодательства особенно необходима. В условиях же существенной ломки, революционного преобразования правовой системы, когда отменяются целые нормативные блоки, регулирующие отживающие, подлежащие существенному реформированию отношения, когда по сути дела создается качественно новая общественно-экономическая система, объективно требующая обновленных законов, систематизация законодательства как бы уходит на второй план.
Обычно в понятие
1) сбор государственными
органами, предприятиями, фирмами
и другими учреждениями и
2) подготовка и издание
различного рода собраний и
сборников нормативных актов
(инкорпорация
3) подготовка и принятие
укрупненных актов на базе
объединения норм разрозненных
актов, изданных по одному
4) подготовка
и принятие новых актов (типа
кодексов), в которые помещаются
как оправдавшие себя нормы
прежних актов, так и новые
нормативные предписания (
Теория права различает два основных вида систематизации: инкорпорацию и кодификацию. Однако в настоящее время используется еще одна форма систематизации нормативно - правовых актов – консолидация.
Глава 2. Основные формы систематизации.
2.1. Кодификация законодательства
Кодификация - это форма систематизации путем объединения множества законодательных актов по одному и тому же вопросу в единый нормативно-правовой акт. В процессе кодификации устраняется устаревший правовой материал, противоречия в нормах и создаются новые правила поведения, обеспечивается их согласованность и логичность. Кодификация - это форма правотворчества. Результатом является новый законодательный акт, заменяющий ранее действовавшие нормативные акты по данному вопросу. Кодификация может быть отраслевой, т.е. охватывающей законодательство той или иной отрасли (Гражданский кодекс, Уголовный кодекс) и специальной, т.е. издание акта, регулирующего тот или иной правовой институт (Налоговый кодекс, Таможенный кодекс и т.п.). В правовой системе могут существовать и иные виды кодификационных актов: уставы, положения, правилаит.д.
На современном этапе развития общества систематизация нормативно-правовых актов начинает осуществляться еще на стадии их опубликования в официальных газетах, журналах или вестниках. В этих изданиях они располагаются по определенной системе (в зависимости от их юридической силы, от органа их принявшего, их юридической природы - нормативные - ненормативные и т.д.), каждому акту присваивается свой номер. Помимо указанной выше первичной формы, существует два основных вида систематизации: инкорпорация и кодификация. Кодификация законодательства - это форма коренной переработки действующих нормативных актов в определенной сфере отношений, способ качественного упорядочения законодательства, обеспечения его согласованности и компактности, а также расчистки нормативного массива, освобождения от устаревших, не оправдавших себя норм. В процессе кодификации составитель стремится объединить и систематизировать оправдавшие себя действующие нормы, а также переработать их содержание, изложить нормативные предписания стройно и внутренне согласованно, обеспечить максимальную полноту регулирования соответствующей сферы отношений. Кодификация направлена на то, чтобы критически переосмыслить действующие нормы, устранить противоречия и несогласованности между ними [ Коваленко А.И. Общая теория государства и права (в вопросах и ответах): Учеб. пособие. М., 2002.]. Кодификация - это форма правотворчества. Будучи обобщением действующего регулирования, она в то же время направлена на установление новых норм, отражающих назревшие потребности общественной практики, восполняющих пробелы правового регулирования, на замену неудачных, устаревших правовых предписаний новыми. Кодификация - это форма совершенствования законодательства по существу и ее результатом является новый сводный законодательный акт стабильного содержания (кодекс, положение, устав и т. д.), заменяющий ранее действовавшие нормативные акты по данному вопросу. Сочетание упорядочения и обновления законодательства как свойства кодификации позволяет рассматривать ее как наиболее совершенную, высшую форму правотворчества. Кодификация – это деятельность правотворческих органов государства по созданию нового, сводного, систематизированного нормативно – правового акта, которая осуществляется путём глубокой и всесторонней переработки действующего законодательства и внесения в него новых существенных изменений.Кодификация сопровождается нормативных актов обработкой с целью придать нормативным материалам стройность, последовательность, непротиворечивость, полноту и т.п.
Информация о работе Систематизация законодательства в правовом государстве: понятие и виды