Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2015 в 12:47, курсовая работа
С увеличением количества законов и нормативных актов возникла проблема систематизации законодательства. Правозащитники, юристы, адвокаты, да и сами законодатели закопались в многочисленных томах нормативной литературы. Для того чтобы изучить один вопрос приходится обращаться к множеству источников, статьи по одному вопросу разбросаны по разным нормативным актам. Как решался этот вопрос в ходе истории человечества и юриспруденции мы рассмотрим в этой работе. В разных странах великие умы решали эту проблему, в результате были разработаны разные формы и виды систематизации законодательства. И в настоящее время остается актуальной эта проблема.
Введение
Понятие нормативно–правовых актов
Виды нормативно–правовых актов
2.1 Закон
2.2 Подзаконные нормативно–правовые акты
2.3 Акты судебной власти
Систематизация нормативно–правовых актов
3.1 Кодификация
3.2 Инкорпорация
3.3 Консолидация
3.4 Действие нормативно–правовых актов
3.5 Значение систематизации нормативно–правовых актов
Заключение
Список использованной литературы
В свою очередь законы подразделяются на конституционные и обыкновенные. Конституционные законы определяют основные начала государственного и общественного строя, правовое положение личности и организаций. На основе конституционных законов строятся, и детализируется вся система нормативно – правовых актов. Конституция по отношении к другим нормативно – правовым актам, в том числе и законом, обладает высшей юридической силой.
Это правотворческие акты компетентных органов, которые основаны на законе и не противоречат ему. Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой, чем законы, они базируются на юридической силе законов и не могут противостоять им. Эффективные регулирования общественных отношений имеет место тогда, когда общие интересы согласуются с индивидуальными интересами.Подзаконные акты, как раз и призваны конкретизировать основные принципиальные положения законов применительно к своеобразию различных индивидуальных интересов. По своему содержанию подзаконные акты, как правило, являются актами различных органов исполнительной власти. По субъектам издания и сфере распространения они подразделяются на общие, местные ведомственные и внутриорганизационные акты.
1. Общие подзаконные акты
Это нормативно – правовые акты общей компетенции действия, которых распространяется на всех лиц в пределах территории страны. Пор своей юридической силе и значению в системе правового регулирования общие подзаконные акты следуют за законами.Посредством подзаконным актов осуществляется государственное управление обществом, координируются экономические, социальные и другие вопросы общественной жизни. К общим подзаконным актам относятся нормотворческие предписания высших органов исполнительной власти. В зависимости от формы государственного правления они находят выражения в двух разновидностях подзаконных актов.
а) нормативные указы президента - в системе подзаконных актов они обладают высшей юридической силой и издаются на основе и в развитие законов. Полномочия президента в правотворческой деятельности определяются конституцией страны или специальными конституционными законами. Они регламентируют самые разнообразные стороны жизни, связанные с государственным управлением.
в) постановление правительства - это подзаконные нормативные акты, принимаемые в контексте с указами президента и призванные в необходимых случаях урегулировать более дробные вопросы государственного управления экономикой, социальным строительством, здравоохранением и т.д.
2. Местные подзаконные акты
Это нормативно – правовые акты органов представительной и исполнительной власти на местах. Их издают местные органы представительной власти и органы местного самоуправления. Действие этих актов ограниченно подвластной им территорией. Нормативные предписания местных органов государственной власти и управления обязательны для всех лиц, проживающих на данной территории. Это могут быть нормативные решения или постановление совета, муниципалитета, мэрии, префекта по самым различным вопросам местного характера.
3. Ведомостные нормативно – правовые акты (приказы, инструкции)
В ряде стран, определенные структурные подразделения правительственных органов (министерства, ведомства), также наделяются правотворческими функциями, которые делегируются законодательной властью, президентом или правительством. Это нормативно – правовые акты общего действия, однако они распространяются лишь на ограниченную сферу общественных отношений (таможенные, банковские, транспортные, государственно – кредитные и др).
4. Внутриорганизационные подзаконные акты
Это такие нормативно-правовые акты, которые издаются различными организациями для регламентации своих внутренних вопросов и распространяются на членов этих организаций. В рамках, определённых актами высшей юридической силы, внутриорганизационные нормативные акты регулируют самые разнообразные отношения, возникающие в конкретной деятельности государственных учреждений, предприятий, воинских частей и других организаций.
В нормативном регулировании общественных отношений главное и определяющее место занимает закон. Подзаконные же акты играют лишь вспомогательную и детализирующую роль. В правовом государстве закон охватывает своим действием все основные стороны общественной жизни, он является главным гарантом коренных интересов, прав и свобод личности.
1.3 Акты судебной власти
Решением судебных органов приобретают нормативный характер в результате обобщения судебной практики, которая в своей основе носит индивидуальный, правоприменительный характер. Судебная практика выступает источником права в тех случаях, когда в силу неясности, противоречивости или неопределённости нормативных предписаний суд вынужден конкретизировать или уточнять содержание правовых норм или создавать новые нормы вследствие обнаруженных пробелов в праве.
Правотворческие функции судов формируются самой судебной практикой, потребностями правового урегулирования тех общих жизненных случаев, которые не предусмотрены законом. Накопленный опыт правоприменительной практики позволяет судам принимать такие решения, которые имеют общеобязательное значение при рассмотрении той или иной группы юридических дел.
Высшие органы судебной власти не только конкретизируют действующие нормы права, но и создают в пределах своей компетенции новые правовые нормы с целью руководящего разъяснения применения законодательства по вопросам, возникающим при практическом разрешении юридических дел.
Однако необходимо знать, что сила судебной практики состоит не в ней самой, а в велениях законодательной власти. Правотворческая деятельность судов в правовом государстве всецело основывается на своих законных полномочиях, в рамках законности и принципов данной системы права.
Нормативно–правовые акты создаются различными правотворческими органами государства. Систематизация законодательства преследует цель стабилизации правопорядка, приведения нормативно – правового регулирования в инструмент, обеспечивающий нормальное функционирование общественной жизни, наиболее эффективное управление государственными делами в интересах личности.[1]
Систематизация нормативно–правовых актов (законодательства) – это деятельность, направленная на упорядочение и совершенствование правовых норм.
В результате систематизации устраняются противоречия между правовыми нормами, отменяются и создаются новые, более совершенные, отвечающие потребностям общественного развития. Они группируются по особым системным признакам, сводятся в кодексы, собрания законодательства и другие систематизированные акты.
В странах, где действует прецедентное или обычное право, систематизация правовых норм представляет собой сложную проблему, поскольку современное законодательство лишь формально признаёт нормативно – правовую состоятельность прецедентов и правовых обычаев.
Особенности систематизации состоят в следующем:
1) В процессе этого вида юридической деятельности сопоставляются и анализируются изданные в разное время и действующие на данный момент нормативно-правовых актов.
2) В процессе этой деятельности выявляются:
а) нормативно-правовые акты - имеющие противоречия в содержании правовых норм
б) пробелы в законодательстве и неполнота в регулировании отдельных правовых отношений
В настоящее время используется три основные формы систематизации нормативно-правовых актов.
2.1 Кодификация
Это деятельность правотворческих органов государства по созданию нового, сводного, систематизированного нормативно–правового акта, которая осуществляется путём глубокой и всесторонней переработки действующего законодательства и внесения в него новых существенных изменений. [1]
Признаки кодификации:
Кодификация – это наиболее сложная и совершенная форма систематизации законодательства, имеющая правотворческий характер.
Три основных вида кодификационных актов:
2.2 Инкорпорация
Представляет собой объединения в сборнике или собрание действующих нормативно–правовых актов в определённом порядке без изменения содержания. В результате производится внешняя обработка действующего законодательства.
Официальные инкорпорации – это упорядочение правовых норм путём издания компетентными органами сборников действующих нормативно-правовых актов. По своей юридической природе акт официальной инкорпорации является формой опубликования действующих нормативно – правовых актов в обработанном и упорядоченном виде.
Хронологическая инкорпорация – это такая форма систематизации, при которой упорядочение нормативно – правовых актов производится по времени их опубликования и вступления в законную силу.
Систематическая инкорпорация представляет собой упорядочение действующих нормативно – правовых актов по предметному признаку, то есть по отраслям права, их институтам, сферам государственной деятельности.
Неофициальная инкорпорация – это внешняя обработка законодательства, которая проводится организациями или отдельными гражданами без специальных на то полномочий правотворческих органов.
2.3 Консолидация
Это такая форма систематизации, при которой происходит объединение нескольких нормативно–правовых актов, действующих в одной и той же области общественных отношений, в единый свободный нормативно–правовой акт без изменения содержания.
Особенности консолидации состоит в том, что она содержит в себе некоторые черты кодификации и инкорпорации. По форме систематизации нормативно – правовых актов консолидация в большей мере примыкает к систематической инкорпорации. Она используется там, где отсутствует необходимость или возможность кодификации. В этих случаях консолидация выступает, как эффективное средство для объединения однородного нормативного материала, сокращение числа актов и улучшения формы правового регулирования.
2.4 Действие нормативно–правовых актов
Сроки вступления в силу различных актов далеко не одинаковы. И это вполне понятно, ибо сами акты, в отношении которых устанавливаются эти сроки, весьма различны. Вполне логичным является предположение, многократно подтверждённое государственно – правовой практикой разных стран, в соответствии с которым “начальный момент действия закона может быть сознательно отсрочен ввиду особой важности и сложности закона”[1]. Для более сложных и более важных нормативно – правовых актов срок вступления в силу должен быть большим, чем для всех других нормативно – правовых актов. Это обусловлено тем, что для ознакомления и изучения, а в ряде случаев и для принятия предварительных подготовительных мер, связанных с реализацией содержащихся в них правовых положений, требуется гораздо больше времени и усилий, чем это необходимо в отношении менее ёмких и сложных нормативно – правовых актов.Важное значение имеют не только сроки, но и способы “вступления в силу” или «введение в действие» нормативно – правовых актов. В подавляющем большинстве случаев в настоящее время нормативно – правовые акты начинают действовать одновременно по всей территории, на которую они рассчитаны[2].
Информация о работе Систематизация нормативных правовых актов