Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 13:15, курсовая работа
С увеличением количества законов и нормативных актов возникла проблема систематизации законодательства. Систематизация законодательства чрезвычайно важна в первую очередь для самого законодателя. Она дает возможность учитывать действующие нормативные акты при издании новых, содействует обеспечению согласованности нормативных актов, ликвидации повторений и отмене устаревших норм, способствует надлежащему выбору наиболее эффективных средств регулирования общественных отношений. Систематизация законодательства является важным средством уяснения смысла правовых норм и правильного их применения компетентными органами, содействует пониманию общих принципов и связей права в целом.
Систематизация – не одноразовое мероприятие.
Для более детального и углубленного рассмотрения вопроса о систематизации законодательства необходимо изучить исторические аспекты темы, проблематику, некоторые нормативные правовые акты.
Введение 3
1. Основные понятия, задачи, формы и проблемы систематизации нормативно-правовых актов
5
2. Кодификация как форма систематизации 13
3. Инкорпорация как форма систематизации 21
Заключение 28
Библиографический список
Н.П.Колдаева в своей работе «Конституционные основы систематизации законодательства Российской Федерации» отмечает, что систематизация не должна быть связана устаревшими теоретическими конструкциями, традиционализмом в худшем смысле слова, что, на ее взгляд, выражается иногда в слишком почтительном отношении к категориальному аппарату, вере в его незыблемость, а также попытке использовать старые формы, наполнив их современным содержанием и т.д. Для решения проблем сегодняшнего дня вчерашние методы не всегда могут быть полезны.2
Обычно в понятие систематизации законодательства включаются четыре самостоятельных формы правовой деятельности:
1) сбор государственными органами, предприятиями, фирмами и другими учреждениями и организациями действующих нормативных актов, их обработка и расположение по определенной системе, хранение, а также выдача справок для заинтересованных органов, учреждений, отдельных лиц по их запросам (учет нормативных актов);
2)
подготовка и издание
3)
подготовка и принятие
4)
подготовка и принятие новых
актов (типа кодексов), в которые
помещаются как оправдавшие
Теория права различает два основных вида систематизации: инкорпорацию и кодификацию. Однако в настоящее время используется еще одна форма систематизации нормативно - правовых актов – консолидация.
Консолидация – форма систематизации, при которой несколько нормативных правовых актов, действующих в одной и той же сфере общественных отношений, объединяются в один сборник, без изменений.
Систематизация
и, прежде всего, кодификация, законодательства
проводится; как правило, по отраслям.
В России почти все базовые
отрасли имеют “свои” кодексы (гражданский,
уголовный, КЗоТ, о браке и семье, земельный,
жилищный, об административных правонарушениях,
исправительно-трудовой, арбитражный,
два процессуальных).
КОДИФИКАЦИЯ
КАК ФОРМА СИСТЕМАТИЗАЦИИ.
К одним из первых систематизированных нормативных правовых актов можно отнести изложение византийского права 6 века, известного под названием Свода цивильного права — Corpus juris civilis, предпринятого по приказу императора Юстиниана. Однако Кодификацией Юстиниана, этот Свод был назван в 1583 году. Цель Кодификации Юстиниана заключалась в стремлении примирить старое римское право, послужившее для неё основным источником, с потребностями медленно совершающейся феодализации Византийской империи, в необходимости учесть некоторые правовые институты, сложившиеся в её восточных провинциях, устранить архаизмы, включить в правовой оборот Византии законодательство императоров, последовавшее за изданием кодекса Феодосия, судебную практику и прочие изменения в римском законодательстве.
Так что же такое
кодификация? Кодификация – деятельность
законодательных
В процессе кодификации составитель стремится объединить и систематизировать оправдавшие себя действующие нормы, а также переработать их содержание, изложить нормативные предписания стройно и внутренне согласованно, обеспечить максимальную полноту регулирования соответствующей сферы отношений. Кодификация направлена на то, чтобы критически переосмыслить действующие нормы, устранить противоречия и несогласованности между ними4. Кодификация - это форма правотворчества. Будучи обобщением действующего регулирования, она в то же время направлена на установление новых норм, отражающих назревшие потребности общественной практики, восполняющих пробелы правового регулирования, на замену неудачных, устаревших правовых предписаний новыми. Кодификация - это форма совершенствования законодательства по существу и ее результатом является новый сводный законодательный акт стабильного содержания (кодекс, положение, устав и т. д.), заменяющий ранее действовавшие нормативные акты по данному вопросу. Сочетание упорядочения и обновления законодательства как свойства кодификации позволяет рассматривать ее как наиболее совершенную, высшую форму правотворчества.
Кодекс не создает новые правила, он охватывает только действующее право. Интересно, что во Франции нормы актов, не включенные в кодексы, утрачивают юридическую силу. Так же во Франции была поставлена задача кодифицировать все французское право, обеспечивая соотношение его с международными нормами и лишь интерпретируя директивы и регламенты ЕС.
Всего
за прошедшие годы было подготовлено
свыше 85 кодексов и их проектов. Приведем
примерный перечень действующих
кодексов5: административный, общей
собственности, коммуникаций, жилищного
строительства, выборов, окружающей среды,
государственной службы, генеральный
кодекс административно-
Кодификация - это форма правотворчества. Будучи обобщением действующего регулирования, она в то же время направлена на установление новых норм, отражающих назревшие потребности общественной практики, восполняющих пробелы правового регулирования, на замену неудачных, устаревших правовых предписаний новыми. Кодификация - это форма совершенствования законодательства по существу и ее результатом является новый сводный законодательный акт стабильного содержания (кодекс, положение, устав и т. д.), заменяющий ранее действовавшие нормативные акты по данному вопросу. Сочетание упорядочения и обновления законодательства как свойства кодификации позволяет рассматривать ее как наиболее совершенную, высшую форму правотворчества.
Кодификация – это деятельность правотворческих органов государства по созданию нового, сводного, систематизированного нормативно – правового акта, которая осуществляется путём глубокой и всесторонней переработки действующего законодательства и внесения в него новых существенных изменений.
Кодификация, как наиболее глубокий и полный вид систематизации стремится придать нормативным материалам стройность, последовательность, непротиворечивость, четкость и т.п.
Кодификация обладает рядом характерных черт:
1)только компетентные правотворческие государственные органы на основании конституционных и законных полномочий;
2)в процессе кодификации создается новый нормативно-правовой акт, включающий нормы существенно отличающиеся от ранее действующих;
3)кодификационный акт является сводным, так как в нем сводятся воедино нормы находящиеся ранее в различных актах, но регулирующие одну и ту же сферу правового регулирования;
4)
кодификация рассчитана на
5) Кодификационный акт является основным среди актов, которые действуют в определенной сфере общественных отношений. Также кодификационные акты обычно возглавляют систему взаимосвязанных нормативных актов, образующих определенную отрасль, подотрасль или отдельный институт законодательства;
6)
акт кодификации всегда
Кодификация
– это наиболее сложная и совершенная
форма систематизации законодательства,
имеющая правотворческий
Обычно
в юридической литературе и практике
различают несколько видов
Кодификационные акты могут внешне выражаться в различных формах.
1.Основы
законодательства – это
2.
Кодекс – наиболее
Кодифицированные акты носят различное наименование - "кодексы", "уставы", "положения", просто "законы".
Особый характер в федеративном государстве принадлежит кодифицированным актам федерального уровня. В них содержатся исходные и общие положения, имеющие значение для всего федеративного государства. В республиках же и других субъектах Федерации принимаются, акты в соответствии с их компетенцией на основании федеральных кодексов, других федеральных законов.
Кодексы относятся к наиболее высокому уровню законодательства. Каждый кодекс - это как бы самостоятельное, развитое юридическое "хозяйство", в котором должно быть "все", что необходимо для юридического регулирования той или иной группы отношений, - и общие принципы, и регулятивные институты всех основных разновидностей данных отношений, и правоохранительные нормы, и т.д. Причем весь этот нормативный материал приведен в единую систему, распределен по разделам и главам, согласован.
Существенное значение в каждом кодексе (кодифицированном акте) имеют "общая часть" или "общие положения", где закрепляются Исходные принципы и нормы, общие начала и "дух" данной ветви законодательства.
Основную роль в системе законодательства играют отраслевые кодексы, т.е. кодифицированные акты, возглавляющие соответствующую отрасль законодательства. Эти кодексы собирают в единый фокус, сводят воедино основное содержание той или иной законодательной отрасли. Все другие законы, иные нормативные акты данной отрасли как бы подстраиваются к отраслевому кодексу. В части первой ГК РФ прямо сказано: "Нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать настоящему Кодексу" (п. 2 ст. 3).
3.
Устав, положение – это
На
основании наличия
Информация о работе Систематизация нормативно-правовых актов