Система отношений собственности в РФ. Содержание и основные направления преобразований

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 13:54, контрольная работа

Краткое описание

Какими только образными определениями, сравнениями и эпитетами не наделила правовая мысль категорию собственности! Это простенькое слово не перестает завораживать, оно способно управлять людьми, быть одновременно источником созидания и орудием колоссальной разрушительной силы. Право собственности можно сравнить с джинном, которого закон "выпускает из бутылки". При этом важно не просто его выпустить, но и суметь управлять им.

Файлы: 1 файл

ЕР.docx

— 40.83 Кб (Скачать)

Объектом собственности  является организационно-обособленная часть национального богатства, юридически закрепленная за конкретным собственником или группой собственников.

Для любого объекта собственник  всегда должен быть персонифицирован. Именно он изначально определяет характер управления данным объектом и по его  решению часть или все функции  могут быть переданы другим физическим или юридическим лицам. На него также  ложится бремя содержания объекта  собственности.

Особого рассмотрения заслуживают  отношения между субъектами и  объектами собственности, складывающиеся на федеральном уровне. Государство, в отличие от других собственников, не может решать проблемы управления находящимися в его собственности  объектами на интуитивной основе, ориентируясь на использование метода проб и ошибок. Его особая роль в  этом отношении связана с целым  рядом важных обстоятельств.

Во-первых, результаты процесса управления федеральной собственностью влияют на судьбы многих людей, определяя  уровень их жизни, социальную защищенность, состояние здоровья, интеллектуальное развитие, безопасность и многие другие общепризнанные человеческие ценности.

Во-вторых, федеральная собственность  охватывает огромное число объектов, расположенных на всей территории страны и за ее пределами. Исключительной собственностью государства являются также объекты  воздушного пространства, эфира и ресурсов космических систем в том понимании, в котором они включаются в национальное богатство. До принятия Земельного кодекса вся совокупность земельных, водных, лесных участков, а также все объекты, относящиеся к земным недрам, фактически рассматривается как часть федеральной собственности.

В-третьих, объекты федеральной  собственности отличаются большим  организационным и правовым многообразием, охватывают широкий спектр отраслей национального хозяйства и предназначены  для использования в самых  разнообразных направлениях: производство материальных благ, создание и обслуживание социальной инфраструктуры, федеральное  управление и т. д.

Поэтому разработка системы  управления госсобственностью должна основываться на предварительной ее структуризации с целью выделения  однотипных групп объектов и описании задач, целей и методов управления ими.

В-четвертых, реализация права  государства на объекты собственности  достигается через функционирование системы управления федеральной  собственностью (рис. 3.).

Органы исполнительной власти на любом уровне имеют полномочия управлять только тем имуществом, которое передано им в их собственность. Каждый уровень управления может  быть охарактеризован следующим  образом:

1. Федеральный (макроуровень) – уровень взаимодействия федеральных органов, включающий Президента РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, субъекты Российской Федерации, владельцев федерального имущества, фискальные и иные министерства, ведомства, иностранные организации и фонды.

2. Уровень субъектов Федерации  или отраслей народного хозяйства  (мезоуровень) – уровень взаимодействия элементов системы внутри Министерства государственного имущества, в том числе взаимодействия Аппарата Министерства со своими структурными подразделениями, выделенными в отдельные учреждения (например, вычислительный центр Министерства), и другими организациями.

3. Муниципальный или отдельных  предприятий и объединений (микроуровень) – уровень взаимодействия структурных подразделений Министерства с территориальными органами и объектами системы управления, а также структурных подразделений Министерства между собой.

Повышение эффективности  управления государственной собственностью требует обоснования системы  участия органов федерального управления в этом процессе. Особую роль в этой системе должно играть Министерство государственного имущества Российской Федерации, которое специализируется на решении задач управления государственной  собственностью и поэтому должно быть наделено властными полномочиями, достаточными для выполнения своих  основных функций.

Все указанные выше обстоятельства говорят о важности и сложности  вопросов, связанных с управлением  федеральной собственностью. Многие моменты, связанные с этим процессом, здесь пока не имеют достаточного теоретического обоснования и требуют  проведения широкого круга специальных  научных исследований.

Как известно, в настоящее  время перед российским государством особенно остро стоит проблема увеличения доходной части бюджета. На наш взгляд, одним из направлений решения  этой проблемы является повышение эффективности  управления федеральной собственностью. В первую очередь это, естественно, имущество, находящееся в хозяйственном  ведении государственных унитарных  предприятий, федеральные пакеты акций  акционерных обществ, доли государства в различных хозяйствующих обществах и другие виды федерального имущества. При этом нельзя сбрасывать со счетов и излишки недвижимости, находящейся в оперативном управлении федеральных учреждений. На сегодняшний день процесс управления федеральной собственностью испытывает, на наш взгляд, существенные проблемы.

Особое внимание необходимо уделить вопросам управления акциями, закрепленными в федеральной  собственности.

Государство управляет принадлежащими ему акциями через институт своих  представителей. Проведенный анализ функционирования этого института  позволяет констатировать, что работа представителей государства имеет  следующие основные недостатки:

  • нерегулярная работа представителей государства в акционерных обществах, что не позволяет им знать состояние дел и принимать соответствующие решения, обеспечивающие защиту интересов государства;
  • число представителей государства в органах управления акционерных обществ не соответствует размеру находящегося в собственности государства пакета акций.

Итак, стратегическими целями управления государственной собственностью являются:

  • рост национального богатства;
  • повышение благосостояния населения;
  • увеличение занятости;
  • снижение темпов инфляции;
  • оптимизация платежного баланса.

Тактика достижения этих целей  заключается в использовании  следующих механизмов:

  • регулирование соотношения спроса и предложения;
  • сглаживание производства и занятости;
  • регулирование уровня ставки рефинансирования;
  • регулирование денежного обращения;
  • снижение дефицита федерального бюджета.

Сущность управления государственным  предприятием состоит в реализации цикла управления для достижения максимальной эффективности его  функционирования. Наиболее приемлемым для государственного унитарного предприятия  является расширенный цикл управления, содержащий семь этапов: анализ возможностей, планирование, организация, мотивация, диспетчирование, контроль и регулирование.

Пакеты акций, находящиеся  в собственности государства, как  и любое федеральное имущество, являются инструментом пополнения доходной части бюджета.

 

 

Заключение

 

Проблема управления собственностью является одной из самых насущных в условиях переходной экономики. Эта  проблема особенно актуальна в сложившейся  ситуации, когда налицо кризис бюджета  и дефицит финансовых ресурсов. В  этой связи повышение эффективности  управления объектами собственности  может стать одним из способов снижения дефицита бюджета и повышения  платежеспособности страны.

Результаты проведенных  исследований позволяют заключить  следующее:

С юридической точки зрения собственность – это отношение  между человеком и группой  или сообществом субъектов с  одной стороны, и любой субстанцией  материального мира (объектом), с  другой стороны, заключающееся в  постоянном или временном, частичном  или полном отчуждении, отсоединении, присвоении объекта собственности.

Субъект собственности –  активная сторона отношений собственности, имеющая возможность и право  обладания объектом собственности.

Объект собственности  – пассивная сторона отношений  собственности в виде предметов  природы, имущества, вещества, информации, духовных и интеллектуальных ценностей.

Объекты собственности как  товар могут формировать рынок  собственности с присущей ему  иерархической системой управления ее функциями, связями и другими  признаками.

Объекты рынка собственности  могут представлять все формы  собственности (частную, государственную, муниципальную и иную), а субъектами могут быть граждане, юридические  лица, Россия, Субъекты Федерации, муниципальные образования, общественные и религиозные организации, фонды.

Несмотря на различие исходных условий и подходов к управлению собственностью в России и развитых странах, некоторые аспекты зарубежного опыта в этой сфере деятельности могут быть использованы в отечественной практике, в частности:

  • дифференцированный подход к приватизации крупных государственных объектов с целью создания экономической структуры с разумным балансом малых, средних и крупных предприятий, с достаточной степенью конкуренции между предприятиями в различных отраслях и с достаточным участием иностранных инвесторов;
  • разнообразие способов передачи государственной собственности в частные руки;
  • предоставление краткосрочных кредитов с гарантией государства предприятиям, деятельность которых находится под квалифицированным контролем, для финансирования заработной платы и обязательств перед поставщиками и др.

Формирование реальных схем управления собственностью следует  осуществлять исходя из принципов эффективного менеджмента, используя базовые  положения гражданского и хозяйственного законодательства. Практическая реализация этих задач осуществляется в рамках единого замкнутого процесса управления, включающего идентификацию, учет, оценку эффективности использования, планирование мероприятий по повышению эффективности, оценку возможностей федеральной поддержки  планируемых мероприятий и реализацию мероприятий.

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

    1. Ахмедуев А. Противоречия в законах о собственности, предприятиях и предпринимательской деятельности. Вопросы экономики, № 1, 2008.
    2. Гутман Г., Лапыгин Ю. Собственность (сущность, формы, социальные последствия). Владимир, 2007.
    3. Журавская Е., Радыгин А. Приватизация в России: законодательство и реальный процесс. Экономические реформы. Вып. 1, 2007.
    4. Леонтьев Е. Государственный сектор в рыночной экономике. М., Международный журнал. Проблемы теории и практики управления, № 5, 2004.

Информация о работе Система отношений собственности в РФ. Содержание и основные направления преобразований