Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 13:54, контрольная работа
Какими только образными определениями, сравнениями и эпитетами не наделила правовая мысль категорию собственности! Это простенькое слово не перестает завораживать, оно способно управлять людьми, быть одновременно источником созидания и орудием колоссальной разрушительной силы. Право собственности можно сравнить с джинном, которого закон "выпускает из бутылки". При этом важно не просто его выпустить, но и суметь управлять им.
Объектом собственности
является организационно-обособленная
часть национального богатства,
юридически закрепленная за конкретным
собственником или группой
Для любого объекта собственник всегда должен быть персонифицирован. Именно он изначально определяет характер управления данным объектом и по его решению часть или все функции могут быть переданы другим физическим или юридическим лицам. На него также ложится бремя содержания объекта собственности.
Особого рассмотрения заслуживают отношения между субъектами и объектами собственности, складывающиеся на федеральном уровне. Государство, в отличие от других собственников, не может решать проблемы управления находящимися в его собственности объектами на интуитивной основе, ориентируясь на использование метода проб и ошибок. Его особая роль в этом отношении связана с целым рядом важных обстоятельств.
Во-первых, результаты процесса управления федеральной собственностью влияют на судьбы многих людей, определяя уровень их жизни, социальную защищенность, состояние здоровья, интеллектуальное развитие, безопасность и многие другие общепризнанные человеческие ценности.
Во-вторых, федеральная собственность охватывает огромное число объектов, расположенных на всей территории страны и за ее пределами. Исключительной собственностью государства являются также объекты воздушного пространства, эфира и ресурсов космических систем в том понимании, в котором они включаются в национальное богатство. До принятия Земельного кодекса вся совокупность земельных, водных, лесных участков, а также все объекты, относящиеся к земным недрам, фактически рассматривается как часть федеральной собственности.
В-третьих, объекты федеральной
собственности отличаются большим
организационным и правовым многообразием,
охватывают широкий спектр отраслей
национального хозяйства и
Поэтому разработка системы управления госсобственностью должна основываться на предварительной ее структуризации с целью выделения однотипных групп объектов и описании задач, целей и методов управления ими.
В-четвертых, реализация права
государства на объекты собственности
достигается через
Органы исполнительной власти на любом уровне имеют полномочия управлять только тем имуществом, которое передано им в их собственность. Каждый уровень управления может быть охарактеризован следующим образом:
1. Федеральный (макроуровень) – уровень взаимодействия федеральных органов, включающий Президента РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, субъекты Российской Федерации, владельцев федерального имущества, фискальные и иные министерства, ведомства, иностранные организации и фонды.
2. Уровень субъектов Федерации
или отраслей народного
3. Муниципальный или отдельных
предприятий и объединений (
Повышение эффективности управления государственной собственностью требует обоснования системы участия органов федерального управления в этом процессе. Особую роль в этой системе должно играть Министерство государственного имущества Российской Федерации, которое специализируется на решении задач управления государственной собственностью и поэтому должно быть наделено властными полномочиями, достаточными для выполнения своих основных функций.
Все указанные выше обстоятельства говорят о важности и сложности вопросов, связанных с управлением федеральной собственностью. Многие моменты, связанные с этим процессом, здесь пока не имеют достаточного теоретического обоснования и требуют проведения широкого круга специальных научных исследований.
Как известно, в настоящее
время перед российским государством
особенно остро стоит проблема увеличения
доходной части бюджета. На наш взгляд,
одним из направлений решения
этой проблемы является повышение эффективности
управления федеральной собственностью.
В первую очередь это, естественно,
имущество, находящееся в хозяйственном
ведении государственных
Особое внимание необходимо уделить вопросам управления акциями, закрепленными в федеральной собственности.
Государство управляет принадлежащими ему акциями через институт своих представителей. Проведенный анализ функционирования этого института позволяет констатировать, что работа представителей государства имеет следующие основные недостатки:
Итак, стратегическими целями управления государственной собственностью являются:
Тактика достижения этих целей заключается в использовании следующих механизмов:
Сущность управления государственным предприятием состоит в реализации цикла управления для достижения максимальной эффективности его функционирования. Наиболее приемлемым для государственного унитарного предприятия является расширенный цикл управления, содержащий семь этапов: анализ возможностей, планирование, организация, мотивация, диспетчирование, контроль и регулирование.
Пакеты акций, находящиеся в собственности государства, как и любое федеральное имущество, являются инструментом пополнения доходной части бюджета.
Заключение
Проблема управления собственностью является одной из самых насущных в условиях переходной экономики. Эта проблема особенно актуальна в сложившейся ситуации, когда налицо кризис бюджета и дефицит финансовых ресурсов. В этой связи повышение эффективности управления объектами собственности может стать одним из способов снижения дефицита бюджета и повышения платежеспособности страны.
Результаты проведенных исследований позволяют заключить следующее:
С юридической точки зрения собственность – это отношение между человеком и группой или сообществом субъектов с одной стороны, и любой субстанцией материального мира (объектом), с другой стороны, заключающееся в постоянном или временном, частичном или полном отчуждении, отсоединении, присвоении объекта собственности.
Субъект собственности –
активная сторона отношений
Объект собственности – пассивная сторона отношений собственности в виде предметов природы, имущества, вещества, информации, духовных и интеллектуальных ценностей.
Объекты собственности как товар могут формировать рынок собственности с присущей ему иерархической системой управления ее функциями, связями и другими признаками.
Объекты рынка собственности могут представлять все формы собственности (частную, государственную, муниципальную и иную), а субъектами могут быть граждане, юридические лица, Россия, Субъекты Федерации, муниципальные образования, общественные и религиозные организации, фонды.
Несмотря на различие исходных условий и подходов к управлению собственностью в России и развитых странах, некоторые аспекты зарубежного опыта в этой сфере деятельности могут быть использованы в отечественной практике, в частности:
Формирование реальных схем
управления собственностью следует
осуществлять исходя из принципов эффективного
менеджмента, используя базовые
положения гражданского и хозяйственного
законодательства. Практическая реализация
этих задач осуществляется в рамках
единого замкнутого процесса управления,
включающего идентификацию, учет, оценку
эффективности использования, планирование
мероприятий по повышению эффективности,
оценку возможностей федеральной поддержки
планируемых мероприятий и
Список использованной литературы