Система отношений собственности в РФ. Содержание и основные направления преобразований

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 13:54, контрольная работа

Краткое описание

Какими только образными определениями, сравнениями и эпитетами не наделила правовая мысль категорию собственности! Это простенькое слово не перестает завораживать, оно способно управлять людьми, быть одновременно источником созидания и орудием колоссальной разрушительной силы. Право собственности можно сравнить с джинном, которого закон "выпускает из бутылки". При этом важно не просто его выпустить, но и суметь управлять им.

Файлы: 1 файл

ЕР.docx

— 40.83 Кб (Скачать)

Частная собственность –  это собственность граждан на земельные участки, жильё, дома, садовые  домики, гаражи, предметы домашнего  хозяйства и личного потребления, денежные средства, ценные бумаги, предприятия  в сфере производства товаров, бытового обслуживания и торговли, транспортные средства и иные имущества. Частными объектами собственник может  распоряжаться по своему усмотрению (продавать, завещать, сдавать в аренду и т.д.).

Частная собственность может  быть коллективно-долевой и индивидуально-долевой.

Государственная собственность  выступает в виде федеральной  собственности и собственности  субъектов (краёв, областей, республик) Федерации. Ею распоряжаются комитеты по управлению государственным имуществом на соответствующих условиях. Объектами федеральной собственности являются имущество органов власти и управления РФ (здания, сооружения, оборудования, культурные и исторические ценности страны, воздушный, наземный, речной транспорт, средства Госбюджета, пенсионные, страховые и другие фонды, связь, топливно-энергетические комплексы и т.д.), которые необходимы для осуществления задач на уровне страны.

В собственности субъектов  Федерации РФ находятся имущества  органов власти и управления краёв, областей и республик (здания, сооружения, культурные и исторические ценности народов, населяющих эти территории, банки, предприятия, транспорт и  т.д.).

Муниципальная собственность  – это собственность местных  органов власти и управления, т.е. ею управляют местные органы самоуправления. К ней относится городское, районное, поселковое имущество и имущество  сельских населённых пунктов.

Её объектами являются средства местного бюджета, жилищный фонд, объекты тепло-, водо-, газо-, электроснабжения, транспорт, коммунальное обслуживание, промышленные и строительные объекты, учреждения образования, культуры и здравоохранения.

Совместная собственность  – это собственность совместных предприятий, создающихся с участием российских юридических лиц и  граждан, а также иностранных  юридических лиц и граждан  на территории РФ в форме АО, и  других хозяйственных обществ и  товариществ.

Коллективная (кооперативная) собственность – общая собственность, создаваемая путём объединения  имуществ частной, государственной, муниципальной  собственности и собственности  общественных организаций (объединений). Имущество одновременно принадлежит  нескольким лицам с определением доли каждого из них (долевая собственность) или без определения долей (совместная собственность).

Собственность общественных организаций (объединений) – собственность  профсоюзов, спортивных обществ, культурно-просветительных  учреждений, молодёжных организаций, различных  партий и движений и т.д. К этой же категории собственности относится  собственность религиозных организаций, объекты культа, производственного, социального и благотворительного назначения, денежные средства, благотворительные  фонды и т.д. Эти организации  могут заниматься и предпринимательской  деятельностью.

Интеллектуальная собственность  – собственность творческих работников. Её объектами являются произведения литературы, науки, искусства и другие виды творческой деятельности, а также  научные открытия, изобретения, промышленные образцы, программы для ЭВМ, ноу-хау, торговые секреты, товарные знаки, фирменные  наименования и знаки обслуживания.

Формы собственности меняются в соответствии со сложившимися условиями  как эволюционным, так и революционным  путём.

Понятие рынка собственности

 

"Рынок – это некая  структура, посредством которой  покупатели и продавцы собираются  вместе, чтобы установить цену, по  которой товар может быть обменен".

В рыночной экономике функционирует  множество типов рынков: рынки  труда, капитала, собственности, в том  числе недвижимости, ценных бумаг, товаров, услуг (маркетинговых, консалтинговых, менеджмента), ресурсов и др. Каждый из рынков, как правило, имеет сложный  иерархический и многосекторный характер.

В определенном смысле многие рынки могут быть связаны между  собой или обобщены, в частности: единым географическим пространством, различными социально-экономическими условиями и признаками. Например, существуют рынки азиатского региона  и рынки европейского сообщества, региональные рынки развивающихся  стран, стран с переходной экономикой и др.

В соответствии с этим формируют  и используют региональные (в ряде случаев – предметно ориентированные) и мировые информационные структуризации рынков как по типам товаров, так и типам рыночных отношений и операций.

Любой вид объектов гражданского права (вещи недвижимые и движимые, работы и услуги, информация, результаты интеллектуальной деятельности, нематериальные блага) из различных форм собственности  как товар может формировать  свой тип рынка, с присущей только ему системой управления, своеобразной иерархической и разветвленной  ее структурой, органами управления, их функциями, связями и отношениями, региональными и прочими признаками.

В настоящее время на рынке  собственности России обращаются достаточно активно только некоторые ее виды: недвижимость и ценные бумаги, хотя в развитых экономических странах  обращается все формы и виды собственности.

 

Система управления рынком собственности

 

Процессами, протекающими на рынке собственности и его  секторах управляют системы управления. С точки зрения теории систем управления они характеризуются своими субъектами, с их функциями, связями и отношениями.

Процессы на рынке собственности  можно моделировать используя модели межрыночных балансов, модели типа "гибель – размножение", а также модели Ланчестера, Боулдинга и др.

Государство управляет рынком собственности с помощью управляющих  воздействий: экономическими (налоговая  политика, финансовая: инвестиционно-кредитная политика, тарифная, промышленная, социально-экономическая и другие политики) и административными методами (законодательное, нормативное правовое обеспечение и др.).

Если система управления замкнута, рынок собственности сбалансирован  и эффективно управляется государством, то процессы на нем протекают стабильно (спрос = предложению). При малых входных  сигналах рынок самостоятельно или  с участием государства отрабатывает их и также приходит в устойчивое состояние.

Если на вход системы управления подается большой сигнал, который  вызывает большое отклонение рынка  от устойчивого состояния и регулятор  (государство или другой регулирующий орган) не может привести систему в устойчивое состояние, то рынок становится неустойчивым.

Поэтому главная задача государства  как регулирующего органа рынка  собственности с помощью управляющих  сигналов эффективно им управлять и  поддерживать его в устойчивом, стабильном, предсказуемом состоянии. Это приведет к росту доходов всех субъектов  рынка, в том числе и бюджета  Российской Федерации.

Анализ показывает, что  структуры систем управления секторами  рынков государственной и федеральной  собственности на федеральном уровне практически совпадают, при этом некоторые субъекты системы выполняют  разные функции. Например, субъекты Российской Федерации управляют сектором рынка  государственной собственности  – рынком собственности субъекта, а на рынке федеральной собственности  только принимают участие как  субъекты рынка.

Как показывает мировой опыт, в странах с переходной экономикой регулирующие функции государства  на рынке собственности выполняет  единый орган, которому государство  или делегирует эти полномочия или наделяет его этими полномочиями.

Каждый из органов системы  управления регулирует свой сегмент  рынка собственности или выполняет  отдельные функции на нем. Например, ФКЦБ России регулирует рынок ценных бумаг, РФФИ продает федеральную  собственность, а ФСДН и ФО выполняет  функцию банкротства несостоятельных  субъектов рынка или их финансового  оздоровления.

 

 

 ПРОБЛЕМА СОБСТВЕННОСТИ В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ

Частная собственность является основой существования рыночной экономики, как системы обмена. Проблема собственности включает в себя несколько  вопросов.

Первый - вопрос национализации. Действующая Конституция описывает  данную процедуру неудовлетворительно: "Никто не может быть лишен  своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных  нужд может быть произведено только при условии предварительного и  равноценного возмещения". Неудовлетворительно, т.к. нет механизма определения  этого "равноценного возмещения". Решением этого вопроса является следующее требование:

"Размер возмещения  должен быть одобрен собственником,  а если согласие не достигнуто, то размер возмещения определяется  решением суда".

Кроме того, необходима регламентация  причин, допускающих национализацию.

Второй вопрос - о размере  полномочий собственника. Государство  вмешивается в деятельность экономических  агентов не только путем национализации, т.е. полного лишения собственника права контроля над собственностью, но и путем изменения объема контроля путем различных законов и  инструкций. Для улучшения инвестиционного  климата предлагаются следующие  дополнения:

А) "Федеральные налоги устанавливаются конституционным  законом". Такое изменение логически  оправдано т.к. Конституция устанавливает  право собственности, ей же его и  ограничивать. Соответствующие ограничения  на субъекты федерации накладывать  не обязательно: Россия одна, а субъектов - 89. Таким образом, человек имеет  хотя бы и небольшую возможность  выбирать в пределах России экономические  условия, а потому мы можем надеяться  хотя бы на минимальную конкуренцию  местных властей.

Б) 1) Право частной собственности  может быть ограничено только в целях  национальной безопасности и защиты окружающей среды.

2) Лишение части полномочий  возможно только в порядке,  определенном для национализации".

Еще одним условием осуществления  прав частной собственности является свобода контракта. Свобода контракта т.е. свобода заключать сделки, не носящие уголовного характера является важным аспектом индивидуальной свободы и экономически эффективно. Для минимизации издержек по реализации такого права возможно сохранение норм контрактирования, предписанных Гражданским Кодексом, например, в качестве режима "по умолчанию" при отсутствии соответствующих указаний в договоре. Тогда:

1) Никто не может быть  ограничен в праве вступать в сделки, не нарушающие уголовного законодательства.

2) Гарантируется судебная  защита таких сделок в случае, когда они не направлены на  ограничение свободной конкуренции".

Другим аспектом проблемы является предпринимательская деятельность государства. Такая деятельность - явление  неизбежное. Поэтому задача Конституции - максимально уменьшить возможные  издержки от ее осуществления, ликвидировать  опасность дискриминации негосударственных  форм собственности. Возможное решение:

"Государственная дискриминация  компаний на основе формы собственности  запрещена. Любые виды поддержки,  предоставляемые государственным  компаниям, должны быть доступны  частным компаниям".

 

 

 Проблемы управления государственной собственностью в России

собственность приватизация разгосударствление акционерный

Управление федеральной  собственностью лежит в основе государственного регулирования экономики всех промышленно  развитых стран. В той или иной степени именно право собственности  государства используется для его  прямого и косвенного воздействия  на экономику страны в целом.

Долгое время опыт ведущих  мировых стран в этом направлении  служил объектом изучения отечественных  экономистов и деятелей практического  управления лишь в той мере, в  какой это было необходимо для  критики, содержавшей значительную составляющую идеологии. Приемы и методы централизованного, бюрократического управления федеральной собственностью при этом воспринимались как нечто  само собой разумеющееся и самодостаточное.

Ситуация коренным образом  изменилась в период экономического реформирования отечественной экономики. Изначальный импульс развития стихийных  рыночных отношений постепенно сменяется  зрелым сознанием особой регулирующей роли государства в этих процессах.

Современное состояние этого  вопроса характеризуется как  полным отсутствием в отечественной  экономической науке сколько-нибудь разработанной теории этого вопроса, так и явным недостатком опыта  реального использования органами государственной власти возможностей воздействия на экономические процессы через осознанное распоряжение той частью национального богатства, которая находится в федеральной собственности.

Наиболее актуальными  задачами в области практического  управления федеральной собственностью сегодня можно считать уточнение  структуры и состава федеральной собственности, формализацию целей, задач и принципов ее функционирования, определение критериев эффективности управления, которые, в свою очередь, требуют поиска и обоснования методических подходов к решению конкретных экономических задач – оценки отдельных объектов федеральной собственности и определения эффективных направлений их структурного развития.

Информация о работе Система отношений собственности в РФ. Содержание и основные направления преобразований