Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 16:15, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 50 вопросов по дисциплине "Теория государства и права".

Файлы: 1 файл

Шпаргалки по ТГП.doc

— 268.50 Кб (Скачать)

34. Соотношение публичного  и частного права

Соотношение частного и публичного права. 
 
Частное право- это упорядоченная совокупность юр.норм, охраняющих и регулирующих отношения частных лиц. Публичное право-совокупность норм, закрепляющих порядок деятельности  органов государственной власти и управления. Если частное право-область свободы и частной инициативы, то публичное- сфера  власти и подчинения. Отсюда частное право состоит из отраслей гражданского, предпринимательского, семейно-брачного, трудового, а публичное - из отраслей конституционного, административного, финансового, уголовного и др прав. Критерии, по кот. право относят к частному или публичному:1) интерес( частное регулирует частные интересы, публичное_ общественные, государственные);2)предмет правового регулирования(частному свойственны нормы, регулирующие имущественные отношения, публичному- неимущественные); 3)метод правового регулирования( частное-метод координации, публичное-субординации); 4)субъективный состав(частное регулирует отношения частных лиц между собой, публичное- частных лиц с государством либо между государственными органами). Сейчас всё больше утверждаются такие институты частного права как права наследуемого пожизненного владения, возмещения материального ущерба и др.)

 

35. Соотношение системы права и системы законодательства

Система права (СП) – внутреннее строение права, отражающее объединение и дифференциацию юридических наук.

Система законодательства (СЗ) – совокупность НПА, в которых выражены внутренние структурные характеристики права. Система законодательства – это внешнее выражение системы права.

Это связанные, но самостоятельные  категории, они соотносятся как содержание и форма

Отличия:

- первичные элементы: СП – норма права, СЗ –  НПА

- СП и СЗ имеют  непересекающиеся элементы (Н: в СП есть обычай; в СЗ – цели, задачи, положения, законодательные акты)

- внутренние структуры  не совпадают (хотя строение  по отраслям может совпадать – Н: в СП есть институт права собственности, в СЗ – в ГК нет такого института, а есть вещные права, а институт ПС раскидан по всем договорам)

- СП носит объективный характер, СЗ зависит от воли законодателя, следовательно субъективна.

. Соотношение  системы права и системы законодательства

Система права (СП) – внутреннее строение права, отражающее объединение и дифференциацию юридических наук.

Система законодательства (СЗ) – совокупность НПА, в которых выражены внутренние структурные характеристики права. Система законодательства – это внешнее выражение системы права.

Это связанные, но самостоятельные  категории, они соотносятся как содержание и форма

Отличия:

- первичные элементы: СП – норма права, СЗ –  НПА

- СП и СЗ имеют  непересекающиеся элементы (Н: в СП есть обычай; в СЗ – цели, задачи, положения, законодательные акты)

- внутренние структуры  не совпадают (хотя строение  по отраслям может совпадать – Н: в СП есть институт права собственности, в СЗ – в ГК нет такого института, а есть вещные права, а институт ПС раскидан по всем договорам)

- СП носит объективный  характер, СЗ зависит от воли  законодателя, следовательно субъективна.

36. Соотношение субъективного и объективного права

Право – это обусловленная  природой человека и общества и выражающая свободу личности система социального  регулирования, которой присуща  нормативность, системность, формальная определённость и обеспеченная государством принудительная сила. Однако это - понятие право в объективном смысле. То есть, в объективном (внешнем) смысле право - совокупность норм.

О субъективном смысле можно  говорить, когда объективное право  переносится на конкретных лиц в  процессе реализации права. Объективное право имеет свою форму, является абстрактным правилом и требует реализации, чтобы стать субъективным правом.

В свою очередь, субъективное право живёт только в правоотношениях, являясь частью их содержания. Субъективные права есть предусмотренная законом и охраняемая государством возможность субъекта удовлетворять по своему усмотрению интересы, предусмотренные объективным правом, то есть мера возможного поведения субъекта. Они незначительно отличаются от обязанностей, выступающих так же как мера, но уже должного поведения.

Их взаимоотношение  основывается на том, что объективное  право, являясь юридической основой  правоотношения, является юридической  основой субъективных прав. Последние, в свою очередь, являются реализацией  нормы права, закреплённой в законе. Без субъективного права объективное - символы на бумаге, без объективного права субъективное не существует. Вместе же они - две стороны одного и того же явления - права.

 

39. Способы толкования  норм права

Толкованием норм правасчитают особенный мыслительный процесс, связанный с уяснением и разъяснением юридических норм.

Способ толкования– это совокупность однородных приемов, а также средств толкования, которые направлены на установление содержания правовых норм и уяснение выраженной в них воли законодателя для практической реализации правовых норм. 
      Главными способами толкования считают следующие: 
      1) грамматический; 
      2) систематический; 
      3) историко-политический; 
      4) логический; 
      5) специально-юридический; 
      6) телеологический; 
      7) функциональный. 
      Все эти способы действуют в тесной взаимосвязи, дополняют друг друга. 
       Грамматический (языковой, текстовый)способ толкования состоит в уяснении смысла правовых норм на основе анализа текста нормативно-правового акта. При его использовании определяют значение отдельных понятий (например, «конституционный строй», «правосубъектность», «правопорядок» и т. д.) и оценочных понятий («существенный вред», «если необходимо», «если целесообразно» и т. п.). С помощью этого способа проводят синтаксический или стилистический анализ текста нормативно-правовых актов. 
       Систематический способ толкованиясостоит в уяснении содержания и смысла правовых норм в их взаимосвязи с иными нормами. При этом учитывается их место и роль в законном нормативном акте, отрасли, праве в целом. Таким образом, чтобы узнать действительное содержание правовых норм, нужно установить их логическую связь с другими нормами, прежде всего теми, которые являются близкими по содержанию толкуемым и характеризующим ее. Данный способ толкования также способствует выявлению юридических коллизий. 
       Историко-политический способ толкованияучитывает при уяснении смысла правовой нормы историческую и политическую обстановку, в которой она принималась, задачи и цели, которые ставил законодатель при ее издании. Большое значение в историческом толковании имеют альтернативные проекты, вносимые поправки, публикации в печати при обсуждении проекта, протоколы заседаний законодательного органа и т. д. Они становятся источниками, из которых можно почерпнуть информацию об обстановке, а также причинах, которые вызвали принятие нормативного акта. 
      Историко-политический способ используют в тех случаях, когда толкованию подвергается нормативно-правовой акт, действующий в течение длительного времени. 
       Логический способ толкованияприменяется с использованием правил формальной логики для уяснения смысла, а также содержания нормы права, ее соотношения с иными нормами, устранения неясностей, возникших при грамматическом толковании норм права. 
      При этом применяются разные логические приемы: логический анализ понятий, доведения до абсурда, выводы по аналогии и т. д. Как и при грамматическом толковании, юристы используют материал самой правовой нормы, не выходя за пределы текста закона. 
       Телеологический (целевой) способ– это уяснение целей издания нормативно-правового акта и с позиций выявленных целей уяснение смысла нормы права, толкование недостаточно ясных, нечетких предписаний нормативно-правового акта. Функциональный способ толкованияоснован на необходимости учета в процессе уяснения смысла нормы определенных условий и факторов, в которых действует и применяется конкретная норма права. 
      По объему толкование норм права разделяют: 
      1) на буквальное; 
      2) расширенное; 
      3) ограниченное.

 

 

42. 4.Теории происхождения государства.

Различные ученые в рамках Европ. и Вост.подходов к возникновению государства выделяют различные теории их происхождения.

Теологическая  (божественная) (Аврелий Августин, Фома Аквинский) –господствоавла в средние века, сейчас распространена в ряде исламских государств. Государство возникло по воле Бога. Значит, государство, его институты власть вечны, незыблемы, святы, их возникновение и упразднение не зависят от воли человека. Теория призывает принять государство и власть как данность, полученную свыше, признать власть монархов святой и происходящей от Бога, полностью и во всем подчиниться небесной власти, не пытаться изменить порядок, установленный Богом

«+» - способствует укреплению гражданского согласия в обществе, усилению духовности, препятствует  насилию, революции, переделу власти и собственности.

«-» -основана на вере в  Бога, а не на научном знании.

Патриархальная (Аристотель, Филмер). Государство является продолжением развития семейных отношений, это своеобразная большая семья, состоящая из множества обычных. Власть правителя – это власть отца, он обязан заботиться о своих детях (населении), но имеет право их наказывать, подданные обязаны его чтить и подчиняться. Правитель – отец всего народа, благосостояние общества невозможно без его заботы, его власть ничем не ограничена и незыблема

«+» способствует сплочению общества; уважению гос.власти, культивирует дух родства, взаимообязанности членов общества

«-» прямое отождествление государства и семьи; в семье – родственные связи, а между всем народом – нет

Теория общественного  договора (Руссо, Локк, Гоббс, Радищев) – в основе государства - общественный договор. Первоначально люди находятся в первобытном состоянии, каждый преследует свои интересы, не считается с другими, это ведет «к войне всех против всех», в результате которой неорганизованное общество могло само себя уничтожить; чтобы этого не случилось, люди заключили общественный договор, в силу которого каждый отказывался от части своих интересов ради взаимного выживания. В результате создается институт согласования интересов, совместной жизни, взаимной защиты – государство.

 «-» - общественный  договор – идеал, ни одно государство не возникло таким путем; общество воспринимается как единое целое, но реально он разделено на группы.

Теория насилия  (Дюринг, Гумплович, Каутский). Государство возникло путем насилия: одних членов общества над другими внутри одного государства, одних государств над другими. Насилие выражалось в присвоении материальных благ и средств производства сильными. Для поддержания порядка также требовалось насилие, возникла необходимость создания «Охранительного аппарата».

«+» насилие является одним из осн.факторов, на которых  основывается государство (сбор налогов, правоохранительная деят-сть, вооруженные силы); многие государства созданы этим путем.

«-»насилие – не единственный фактор, повлиявший на возникновение государства.

Марксистская (Маркс,Э.,Л., Плеханов). Государство возникло на классово-экономической основе:произошло разделение труда, возник прибавочный продукт, в результате присвоения чужого труда произошло расслоение общества на классы – экономически сильный и слабый; появилась частная собственность и публичная власть, для поддержания господства сильного класса был создан аппарат принуждения – государство.

Др.теории – органическая (Спенсер) – государство возникает и развивается как биологич.организм, люди образуют государство, как клетки – живой организм, гос.институты – части организма: правители – мозг и сердце, финансы – кровеносная система, рабочие и крестьяне – руки. Между государствами как и в природе идет естественный отбор – выживают самые приспособленные.;

 

44. Типология государства:  понятие и основания (критерии)

В многовековой истории  человечества существовало и существует сейчас, сменяя друг друга, огромное количество государств. В этой связи возникла огромная проблема их научной квалификации. Впервые такая попытка была предпринята Аристотелем и Полибием. Так, Аристотель считал, что основными критериями разграничения государств на том или ином историческом этапе их развития являются: количество властвующих в государстве (в этой связи он различал правление одного, немногих либо правление большинства); осуществляемая государством цель (по данному критерию все государства делились на правильные, т.е. достигались общие для всех блага и неправильные - достигались частные цели отдельных индивидов). При этом Аристотель основное внимание обращал на место и роль человека, которое он занимает в государстве и защиту его права и свободы. Несколько иной позиции придерживается Полибий, отмечая, что развитие государства, смена его типов - естественный процесс, определяемый природой, который включает в себя фазу зарождения, становления, расцвета, упадка и исчезновения. Главное он видел в тех изменениях, которые были связаны с отношениями государственной власти и человека, при этом государство выступало бы главным инструментом установления социальной справедливости в обществе. Из указанных выше научных положений исходила и современная политико-правовая мысль при рассмотрении вопросов, связанных с типологией государств. Говоря о типологии государств, следует отметить что она содействует более глубокому выявлению и изучению признаков, свойств, сущности государства, позволяет проследить закономерности их развития, сущность происходящих в них структурных изменений. Таким образом, типология представляет собой один из видов классификации и, вместе с тем, ее высшую форму, т.к. в ее основе лежит группировка государств по одному из самых крупных и высших квалификационных критериев - типу государства. Кроме того, типология государств базируется на обобщении большого фактического, исторического, социологического, правового и иного материала, на выявлении объективных процессов и связей, существующих в конкретном обществе, а также на основе анализа особенностей функционирования государственно-правовых явлений и систем. В этой связи типологию государств можно рассматривать как определенную группировку по различным типам. Марксистская типология основана на общественно-экономической формации, под которой понимают исторический тип общества, основанный на определенном способе производства. Последний выражает единство классовой сущности всех государств, обладающих общей экономической основой, обусловленной господством данного типа собственности на средства производства. Таким образом, тип государства характеризуется экономическим базисом, который защищает данное государство и интересам какого господствующего класса оно служит. Несмотря на множество определений типа государства, содержащихся в научной и учебной литературе предлагается следующая дефиниция данного определения. Исторический тип государства есть совокупность классовой сущности всех государств, обладающих общей экономической основой, обусловленной господством данного типа собственности на средства производства. Таким образом, исторический тип государства всегда связан с установлением закономерной зависимости классовой сущности государства и права от экономических отношений, которые господствуют в классовом обществе на определенном этапе его развития.

45. Форма государственного  устройства: понятие и виды

 

       Формой государственного устройстваназывают политико-территориальное устройство государства, особенности взаимоотношений между центральной и местной властями. Государство, достигая определенного уровня населения и размера территории, начинает делиться на части, которые имеют свои органы власти. В зависимости от формы государственного устройства выделяют простые и сложные государства. 
       Простыми (унитарными)государствами называют единые и централизованные государства, которые состоят из административно-территориальных единиц, полностью подчиняющихся центральным органам власти, не обладают признаками государственности. Они не обладают политической самостоятельностью, но в экономической, социальной, культурной сферах, как правило, наделяются большими полномочиями. Такими государствами, в частности, являются Франция, Норвегия и др. 
       Признаки унитарного государства:1) единство и суверенитет; 2) административные единицы не имеют политической самостоятельности; 3) единый, централизованный государственный аппарат; 4) единая законодательная система; 5) единая налоговая система. 
      В зависимости от способа осуществления контроляможно выделить следующие виды простого (унитарного) государства: 
      1) централизованные (власть на местах формируется из представителей центра); 
      2) децентрализованные, в них функционируют избранные органы местного самоуправления; 
      3) смешанные; 
      4) региональные, которые состоят из политических автономий со своими представительными органами и администрацией. 
       Сложными государстваминазывают такие, которые состоят из государственных образований, обладающих различной степенью государственного суверенитета. Можно выделить следующие виды сложных государств: 1) федерация; 2) конфедерация; 3) империя. 
       Федерация– это объединение нескольких самостоятельных государств в одно государство. Такими государствами, в частности, являются США и Российская Федерация. 
       Признаки федерации:  
      1) наличие самостоятельности у субъектов государства; 
      2) союзное государство; 
      3) функционирование наряду с общефедеральным законодательством законодательства субъектов федерации; 
      4) двухканальная система выплаты налогов. 
      В зависимости от принципа формирования субъектов существуют следующие виды федераций: 
      1) национально-государственная; 
      2) административно-территориальная; 
      3) смешанная. 
      В зависимости от юридической основы различают федерации: 
      1) договорные; 
      2) конституционные. 
       Конфедерация– это межгосударственные объединения или временные юридические союзы суверенных государств, которые создаются для решения политических, социальных, экономических задач. 
      В отличие от федерации, конфедерацию характеризуют: 
      1) отсутствие суверенитета, единого законодательства, единой денежной системы, единого гражданства; 
      2) совместное решение субъектами конфедерации общих вопросов, для реализации которых они объединялись; 
      3) добровольный выход из государства и отмена действия общеконфедеративных законов, постановлений (которые носят рекомендательный характер) на своей территории. 
       Империя– это такое государство, которое формируется в результате завоевания чужих земель, составные части которого имеют различную зависимость от верховной власти.

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"