Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 16:15, шпаргалка
Работа содержит ответы на 50 вопросов по дисциплине "Теория государства и права".
26. Признаки права и его функции
Понятие. – Признаки функций. – Регулятивная. – Охранительная.
Функции права – основные направления воздействия права на
общественные отношения, в которых выражается сущность и
социальное назначение права. Функции права характеризуют действие
права.
Признаки функций: 1) Они вытекают из сущности и связаны с
социальным назначением права. 2) Функции права характеризуют
направления необходимого воздействия, без которого право быть не
может. 3) Функции права - это направления его активного действия.
Они раскрывают динамизм действия права. 4) Они отличаются
постоянством и длительностью действия.
Выделяются регулятивная и охранительная функции. Регулятивная:
направление правового воздействия, которое выражается в
установлении позитивных правил поведения, то есть в предоставлении
субъективных прав и возложении юридических обязанностей.
Регулятивная функция делится на регулятивно-статическую
(выражается
в воздействии права на
закрепления; проявляется в установлении правового статуса,
компетенции
органов государства и
правосубъектность граждан и юридических лиц) и регулятивно-
динамическую (выражается в воздействии права на общественные
отношения путѐм их оформления в динамике, выражения динамических
отношений – возложение военной обязанности, уплата алиментов,
содержание старых родителей и т. п.).
Охранительная
функция – направление
нацеленное на охрану наиболее важных общественных отношений и
вытеснение тех отношений, которые чужды данному обществу.
27. Применение права: понятие, стадии и принципы. Структура и виды правоприменительных актов
Реализация права в большинстве случаев происходит без участия гос-ва, его органов. Граждане и организации добровольно, без принуждения, по взаимному согласию вступают в правовые отношения, в рамках которых используют субъективные права, исполняют обязанности и соблюдают установленные законом запреты. Вместе с тем в некоторых типичных ситуациях возникает необходимость гос-го вмешательства, без чего реализация права оказывается невозможной. Во-первых, в механизме реализации отдельных норм заранее запрограммировано участие гос-ва. Это, прежде всего, нормы, в соответствии с которыми осуществляется гос-венное распределение имущественных благ. Например, реализация права на пенсию включает в качестве необходимого элемента постановление комиссии органа социального обеспечения о назначении пенсии отдельному гражданину. Выделение жилья из муниципального или гос-го жилого фонда требует индивидуального властного решения соответствующего гос-го органа или органа местного самоуправления. В том же порядке, т.е. путем принятия индивидуальных властных решений, гражданам и организациям выделяются земельные участки, находящиеся в собственности гос-ва. Во-вторых, взаимосвязи между гос-венными органами и должностными лицами внутри гос-го аппарата имеют в большинстве своем характер власти и подчинения. Данные правовые отношения включают в качестве необходимого элемента властные решения, т.е. акты применения права (например, указ Президента России о снятии с должности министра). В-третьих, право применяется в случаях возникновения спора о праве. Если стороны сами не могут прийти к соглашению о взаимных правах и обязанностях, они обращаются для разрешения конфликта в компетентный гос-венный орган (так, хозяйственные споры между организациями рассматривают арбитражные суды). В-четвертых, применение права необходимо для определения меры юр-й ответственности за совершенное правонарушение, а также для применения принудительных мер воспитательного, медицинского характера и др. Таким образом, применение права — это властная деятельность компетентных органов и лиц по подготовке и принятию индивидуального решения по юридическому делу на основе юридических фактов и конкретных правовых норм. Применение права имеет следующие признаки: 1) осуществляется органами или должностными лицами, наделенными функциями гос-ой власти; 2) имеет индивидуальный характер; 3) направлено на установление конкретных правовых последствий — субъективных прав, обязанностей, ответственности; 4) реализуется в специально предусмотренных процессуальных формах; 5) завершается вынесением индивидуального юридического решения. Применение права – это властная организующая деятельность компетентных субъектов по реализации норм права путем конкретизации общих предписаний для индивидуального случая. Акты применения права – это документально оформленное, гос-венно властное, индивидуально конкретное письменное или устное решение компетентного субъекта, принятое на основе норм права, обладающее юр-й силой и влекущее возникновение, изменение или прекращение правоотношений. Акты применения являются стадией реализации нормы права. Применение права следует рассматривать в двояком смысле: как форму реализации права, т.к. существуют и другие (исполнение, использование, соблюдение); как стадию реализации права. Т.к. применение нормы права связано с осуществлением либо ее диспозиции, либо санкции, то акты применения опосредуют: исполнительно-распорядительную деятельность гос. органа (напр., распределение матер.фондов); правоохранительную деятельность (напр., приговор суда); Применению права присущи следующие функции: - социальные – экономические, политические, социально-культурные, культурно-воспитательные; юридические – регулятивные и охранительные (закрепление господствующих общ. отношений, охрана общ. отношений). Стадии: Анализ фактических обстоятельств дела с которыми связано применение диспозиции или санкции правовой нормы. Должен быть полным, объективным, исследованы все обстоятельства дела, фактов, дана юридическая оценка значения этих фактов. Выбор (отыскание) правовой нормы – для определения поведения участников правоотношения или для оценки поведения когда применяется санкция. При этом проверяется: 1) подлинность нормы права и ее действенность, 2) характер действия нормы – прямое или косвенное, 3) пределы действия в пространстве, во времени и по кругу лиц. Уяснение смысла и содержания нормы права. Разъяснение нормы права компетентными гос. органами или иными субъектами. Принятие акта применения нормы права. Исполнение акта применения – есть заключительный этап реализации нормы права, поэтому мы не говорим о нем как о стадии применения права. Субъекты – гос. органы, должностные лица, уполномоченные общ. организации.
30. Романо-германская (континентально-европейская) правовая система
Романо-германское право возникло в XII - XIII вв. в результате рецепции римского права странами континентальной Европы. Основаниями рецепции были: 1) Экономические предпосылки: развитие торговли, ремёсел, рост городов. Потребовалась новая система нормативно-правового регулирования, строящаяся на идеях формального равенства и независимости участников рыночных отношений; 2) Социально-культурные предпосылки. Развитие образования, искусств, культуры, что подготовило почву для восприятия римских юридических концепций, взглядов, понятий и т. д. Становление университетов - образовательных центров. Профессура совершенствовала юридические доктрины, категориальный аппарат, позже - разрабатывали законопроекты. Постепенно романо-германское право становится достоянием всей Европы. Общие принципы и начала римского права оказались интегрированы в национальные нормативные системы, разрабатывались национальные кодексы, учитывающие особенности социальных укладов различных стран. Сегодня можно говорить о новом этапе развития романо-германского права - этапе сближения и унификации законодательных комплексов континентально-европейских стран и построения общеевропейской правовой системы (идеи “европейского дома”).
Особенности норм права. Романо-германская норма права - общее правило поведения, сформулированное законодателем или уполномоченными органами. Имеет обобщённый характер Это - социальная модель поведения, выступающая как общественный масштаб, граница дозволенного, без перечисления случаев, вариантов поведения. Имеет отрицательную черту: чем более общей является норма, тем труднее её применять на практике. как следствие, появляются вторичные нормы, положения официального толкования (в т. ч. и правоприменительной практики), конкретизирующие положения законов. нормы имеют системно-иерархический характер, образуют взаимосвязанные по юридической силе и социальной значимости комплексы, среди которых выделяются главные и второстепенные.
Источником права является прежде всего закон. Он принимается парламентом, обладает высшей юридической силой, распространяется на всю территорию государства и всех граждан. Законы должны выражать волю большинства членов общества, основные права человека, социальную справедливость. регулируют основные стороны жизни общества. Делятся на конституции (приоритетные над другими, с высшей юридической силой законы, обладающие верховенством) и обычные законы, из которых можно отдельно выделить кодексы - акты кодификации норм права, обладающие повышенной юридической силой в своей отрасли права. Кроме того, можно отметить подзаконные акты (декреты, регламенты, инструкции и т.д. Издаются исполнительной властью). Они могут оказывать существенное воздействие не только на организационные отношения внутри отрасли, но и на деятельность граждан, учреждений, предприятий. Обычай как самостоятельный источник права играет второстепенную роль (дополнение к закону). С их помощью восполнятся пробелы в законодательстве (например, в гражданском). Судебная практика служит для ликвидации пробелов в законодательстве и уточнения положений закона. Положения судебной практики публикуются в сборниках судебных ршений.
Структура права: характерно деление права на публичное и частное. Основание деления - общественный, государственный (публичный) интерес (осуществление государственных целей и задач) и особый, частный интерес (реализация целей отдельных лиц, организаций). Таким образом, право делится на публичное и частное. Публичное право регулирует отношения, базирующиеся на власти и подчинении, на механизме принуждения обязанных лиц. Доминируют императивные нормы (категоричность указаний). Отрасли - конституционное, административное, финансовое право и др. Частное право регулирует отношения между равноправными субъектами. Преобладают диспозитивные нормы, возможность их договорного изменения участниками общественных отношений. Отрасли - гражданское, семейное, трудовое право и др. Ещё одна особенность - последовательное отраслевое деление норм.
31. Понятие и виды систематизации законодательства
Систематизация законодательств
3 способа
1. сбор НПА, необходимых для осуществления определенной деятельности. Проводится гос.органами и юридическими лицами.
2. издание сборников
законов и иных НПА (Н:
3. объединение совокупности мелких актов, изданных по одному вопросу, в один укрупненный акт.
В соответствии с указанными способами выделяют следующие виды систематизации: Учет, Инкорпорация, Консолидация.
Как особый вид систематизации выделяют кодификацию.
Учет – создание системы НПА по определенным признакам. Созданная система должна обеспечивать быстрый поиск необходимых НПА.
Порядок создания:
- выбор темы
- анализ поступающих НПА
- фиксация отобранных НПА. (Н: ГАРАНТ, КОНСУЛЬТАНТ)
Инкорпорация (внешняя систематизация) – издание сборников, собраний, сводов НПА. В результате инкорпорации мелкие НПА не изменяются, а собираются в одно издание.
Сборники – совокупность НПА, объединенных по издаваемому органу или по теме
Собрание - совокупность НПА какого-либо высшего органа гос.власти и управления
Свод – всеобщий сборник НПА.
По субъектам инкорпорация бывает:
- официальная (утверждение собраний и сборников органами, издавшими эти акты
- полуофициальная (официозная) – утверждение сборников специально уполномоченными на то гос.органами
- неофициальная – создание и издание сборников организациями и отдельными лицами по своей инициативе и без санкции компетентных гос.органов
Консолидация – сбор НПА и издание на их основе одного укрупненного акта.
Кодификация – сбор и переработка НПА с последующим изданием одного укрупненного акта (Н: издание КоАП – заменило 1000НПА).
В результате кодификации издаются следующие НПА:
Основы законодательства обеспечивают регулирование наиболее важных и принципиальных вопросов соответствующей отрасли, подотрасли, института (основы законодательства о нотариате)
Кодексы – обеспечивают детальное и по возможности всестороннее правовое регулирование соответствующей группы общественных отношений
Уставы содержат нормы, регулирующие деятельность определенных министерств, ведомств, организаций в той или иной сфере управления
Положения содержат нормы, определяющие порядок образования, структуру, задачи и функции и компетенцию определенной системы гос.органов.
32 Соотношение законности и правопорядка. Их роль в общественной и государственной жизни
Правопорядок– это устойчивая и согласованная связь
правоотношений, которая основывается
на законности. Правопорядок предполагает
правомерное поведение субъектов. По своей
сути правопорядок – это реализованная
законность, так как правовая упорядоченность
общественных отношений полагает повсеместную
реализацию правовых норм. Правопорядок,
можно сказать, является результатом законности.
К особенностям правопорядкаотносят также следующее:
1) он строго запланирован в нормах права;
2) правопорядок обеспечивается государством;
3) правопорядок возникает в результате
реализации норм права;
4) правопорядок делает человека более
свободным, организует общественные отношения,
значительно облегчает жизнь.
Соотношение понятий «правопорядок»
и «общественный порядок»
Общественный порядок, в отличие от правопорядка,
является системой упорядоченных устойчивых
общественных отношений, которые сложились
под воздействием социальных норм, норм
права, морали и обычаев.
Соотношение законности, правопорядка
и демократиизаключается в следующем:
1) истинная демократия будет невозможна
без законности и правопорядка, так как
она превратится в хаос, злоупотребления;
2) законность и правопорядок не несут людям
пользу без демократических институтов,
механизмов и норм, с помощью которых можно
будет урегулировать нормативную основу
законности и правопорядка.
Считается, что укрепление правопорядка
в обществе не может произойти без осуществления
законности в работе самого государственного
аппарата, без устранения коррупции. Основным
условием укрепления законности и правопорядка
будет служить всестороннее развитие
демократических начал во всех сферах
общественной жизни.
Соотношения общества и государства.Общество является исторически сформировавшейся,
постоянно развивающейся системой отношений
между людьми, продуктом взаимодействия
людей в процессе их совместной жизнедеятельности.
Государствоявляется особым образом организованным
разрядом людей, который регулярно занимается
управлением общества. Это также особый
вид управления данным обществом, который
обеспечивает территориальное, юридическое,
политическое и духовное единение населения.
Государство играет роль официального
уполномоченного, является представителем
всего общества. Поэтому государство –
это всего лишь часть общества, его политический
элемент.
По характеру государства
можно судить об обществе:
1) развитое;
2) отсталое;
3) демократическое;
4) свободное и т. д.
Государствопо отношению к обществувыступает как средство управления, ведения
общих дел, обеспечивает порядок и безопасность;
по отношению к врагам обществаи внешним, и внутренним – как орудие
подавления и насилия.
Общество появилось раньше государства
и в результате имеет более развитую историю
своего развития. Государство, которое
рождено обществом, в ходе своего развития
становится самостоятельным, хотя лишь
в определенной степени, так как границы
этой самостоятельности постоянно меняются
и зависят от условий взаимодействия общества
и государства. Таким образом, в различных
обществах степень самостоятельности
государства от общества различна.
Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"