Шпаргалка по предмету "Теория государства и права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 14:03, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по предмету "Теория государства и права".

Файлы: 1 файл

Ответы по ТГП.doc

— 616.50 Кб (Скачать)

При этой технике  употребляются следующие средства изложения воли законодателя:

1) нормативное построение, а именно организация правовых норм по структуре и использование в законах, положениях, предписаниях их разновидностей (деление на регулятивные, охранительные и другие нормы права);

2) юридические конструкции, а именно представление правового материала в виде стандартных моделей или схем (например, состав преступления.);

3) отраслевая типизация, т. е. использование в тексте правовых предписаний конструкций и нормативных построений, а также терминологии какой-то конкретной отрасли права.

2. Техника документального оформления – это структурная организация юридического текста и его оформление с помощью официальных реквизитов. Ими можно считать как логически связанные абзацы, так и части статей, глав, параграфов, разделов и частей.

Существуют  реквизиты, которые призваны придавать юридическому акту официальный характер, в частности речь идет: 1) о заглавии нормативного документа; 2) наименовании нормативного документа; 3) дате принятия и введения документа в действие; 4) порядковом номере нормативного документа; 5) подписи; 6) печати.

3. Техника в зависимости от характера содержания юридического акта делится:

1) на правотворческую технику;

2) правоприменительную технику;

3) интерпретационную технику; (перевод специальных выражений, в которых сформулированы нормы законов, на «общежитейский» язык).

Юридическая техника подразделяется на следующие виды:

1) законодательная  (правотворческая) техника; 

2) техника систематизации  нормативно-правовых актов;

3) техника учета  нормативно-правовых актов;

4) техника индивидуальных  правоприменительных актов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

18- Вопрос. Законотворческий процесс в Российской Федерации: понятие и основные стадии.

Законотворческий  процесс – это порядок деятельности органа законодательной власти по созданию законов, обычно закрепленный в конституции и регламенте соответствующего представительного органа.

Именно принятие законов характеризует данный процесс в целом.

Законотворческий  процесс, в РФ включает четыре стадии:

а) законодательную инициативу;

б) обсуждения законопроекта в Государственной думе;

в) принятие закона;

г) подписание президентом и вступления закона в юридическую силу.

1- законодательной инициативы - эта стадия состоит во внесении в парламент уполномоченным субъектом законопроекта. Наличие у субъекта права законодательной инициативы означает, что представительный орган обязан рассмотреть внесенный законопроект и принять его для дальнейшей работы над ним или мотивировать свой отказ работать над данным законопроектом.

Круг субъектов, обладающих правом законодательной инициативы - Президент РФ, Совет Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной думы, а также Правительству, Конституционному Суду, Верховному Суду и Высшему Арбитражному Суду РФ по вопросам их ведения и субъектам Федерации в лице их представительных органов. Законопроект первоначально вносится в Гос. Думу.

2- Обсуждение законопроекта – начинается в Гос. Думе с заслушивания доклада представителя субъекта, внесшего законопроект. Данная стадия необходима для того, что бы устранить противоречия, пробелы, неточности. Наиболее существенные законопроекты выносятся на всенародное обсуждение.

Обсуждение  законопроектов на пленарных заседаниях парламента проходит в форме чтений. Закон принимается в трех чтениях:

На первом чтении решается вопрос о целесообразности представленного законопроекта. Депутаты оценивают основную его идею и делают замечания и предложения по усовершенствованию текста. Если законопроект считается принятым в первом чтении, то он передается для дальнейшей работы над ним в комитеты (комиссии).

Во время второго чтения законопроект обсуждается в целом (по существу и постатейно) Если законопроект не отклонен, то обсуждаются и голосуются заранее внесенные поправки. В случае серьезных разногласий по поправкам законопроект может быть возвращен на доработку в комитет. Принятый во втором чтении законопроект передается в комитет для редакционной доработки.

В третьем  чтении законопроект обсуждается со всеми поправками. Но и на этой стадии законопроект может быть отклонен, если он не набрал необходимого большинства голосов.

Прекращение обсуждения законопроекта оформляется специальным решением палаты, и тогда законодательный процесс переходит на стадию принятия закона.

3- Стадия принятие закона – данная стадия проходит в форме голосования.

ФЗ принимаются  большинством голосов от общего числа депутатов Гос. Думы и в течение пяти дней передаются на одобрение Совету Федерации. Закон считается принятым, если в Совете Федерации за него проголосовало большинство членов палаты от общего числа членов либо он в течение 14 дней не был рассмотрен Советом Федерации. Если Совет Федерации не одобрил принятый Гос. Думой закон, то палаты для урегулирования возникших разногласий могут создать согласительную комиссию. После уреryлирования спора в комиссии закон подлежит повторному рассмотрению и голосованию в палатах с учетом поправок, сделанных согласительной комиссией. Но Гос. Дума может преодолеть неодобрение Советом Федерации закона набрав при повторном голосовании две трети (2/3) голосов от общего числа депутатов. При принятии федерального конституционного закона требуется, чтобы за него в Государственной думе проголосовало (2/3) две трети депутатов, а в Совете Федерации - три четверти(3/4), при этом Президент РФ не имеет права вето, а обязан в течение 14 дней подписать принятый закон и обнародовать его.

4- Стадия опубликование закона- Опубликование закона как правило происходит в течении 7 дней после их подписания Президентом РФ. Неопубликованные законы не применяются.

Источниками официального опубликования являются «Российская газета». В официальном издании указывается срок вступления закона в действие.

19- Вопрос. Понятие и виды нормативных правовых актов в Российской Федерации.

Нормативно-правовой акт – это разновидность правового акта, принимаемого полномочным на то органом и содержащего правовые нормы, то есть предписания общего характера и постоянного действия, рассчитанные на многократное применение.

Нормативно-правовые акты не вносят никаких изменений  в действующее законодательство, а с помощью нормативно-вспомогательных  актов вводятся в действие юридические  нормы.

Акты  применения права включают индивидуальное государственно-властное веление по применению права (требование по уплате налога, направленное конкретному налогоплательщику).

Издание нормативно-правовых актов обозначает утверждение, отмену или изменение содержания правовых норм. Поскольку нормативно-правовые акты включают нормы права, то они обязательны к исполнению. Им свойственна письменная форма изложения, определенный юридический стиль.

Нормативно-правовые акты классифицируют по различным основаниям:

1) по предмету правового регулирования (уголовно-правовые; гражданско-правовые; административно-правовые акты и т. д.);

2) по территории действия (федеральные, региональные и местные).

Нормативно-правовые акты имеют определенную юридическую  силу, представляющую собой релятивное свойство нормативно-правовых актов. Оно показывает, какое место занимает данный нормативно-правовой акт в системе законодательства. Нормативно-правовые акты по юридической силе делятся на законы и подзаконные акты.

Виды  НПА:

По юридической  силе нормативные акты подразделяются на две большие группы: Законы и Позаконные акты.

Нормативные акты в РФ подразделяются:

1- В зависимости  от особенностей правового положения  субъектов правотворчества на:

-нормативные  акты государственных органов

-нормативные  акты иных социальных структур (муниципальных органов, профсоюзов)

-нормативные  акты совместного характера (государственных  органов и иных социальных  структур)

-нормативные  акты, принятые на референдуме.

2- В зависимости  от сферы действия на:

-федеральные  нормативные акты

-нормативные  акты субъектов Федерации

-локальные нормативные  акты

3- В зависимости  от срока действия на:

-неопределённо-длительного  действия

-временные.

Классификация НПА

-По юридической силе все нормативно-правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты;

-По объему и характеру действия нормативно-правовые акты подразделяются: акты общего действия, охватывающие всю совокупность отношений определенного вида на данной территории; акты ограниченного действия — распространяются только на часть территории или на строго определенный контингент лиц, находящихся на данной территории (например, закон о правовом положении иностранных граждан.); акты исключительного (чрезвычайного) действия. Их регулятивные возможности реализуются лишь при наступлении исключительных обстоятельств.

- По основным субъектам государственного правотворчества нормативные правовые акты можно подразделить на акты законодательной власти (законы, регламенты и постановления палат парламента); акты исполнительной власти (нормативные акты Правительства, федеральных министерств, глав администраций); акты судебной власти (юрисдикционные акты общего характера), а также акты главы государства.

 

 

 

20- Вопрос. Понятие и виды систематизации нормативных правовых актов.

Систематизация  – это упорядочение нормативных актов, приведение их в определённую систему. Она необходима для обеспечения доступности законодательства, удобства пользования им, устранение устаревших и неэффективных норм права, разрешение юридических конфликтов, ликвидация пробелов.

Выделяют такие  виды систематизации как:

1. Инкорпорация – это деятельность по объединению правового материала, при котором он полностью или частично размещается в различных сборниках в установленном порядке. Инкорпорацией могут заниматься как государственные органы, так и общественные организации и отдельные граждане, поэтому различают инкорпорацию официальную, неофициальную, официозную.

Официальная инкорпорация предполагает принятие унифицированных сборников и собраний, а также инкорпорированных актов теми органами, которые издали эти акты. Данная инкорпорация осуществляет подготовку и издание соответствующих систематических собраний и сборников специальными, уполномоченными на такую деятельность государственными органами.

Неофициальные систематические собрания формируются различными ведомствами, научными и учебными заведениями, а также частными лицами без поручения и контроля правотворческого органа. Одним из видов систематизации является хронологическая систематизация документов по официальной дате их опубликования.

Предметная  инкорпорация – это такой вид систематизации, который позволяет выделить действующие нормативные акты высших органов государственной власти и управления, расположенных по предметному принципу со строго тематической направленностью. Предметная инкорпорация является результатом глубокого изучения и анализа материала, который объединяют по отраслевому признаку.

2. Кодификация – это одна из разновидностей систематизации, осуществляющая деятельность по основательной (внешней и внутренней) переработке действующего законодательства через подготовку и принятие нового кодификационного акта, который приводит правовые нормы к единой юридической силе, которая сообщается новому акту законодательным государственным органом.

Существуют  следующие виды кодификации:

– всеобщая кодификация (формирование сводных кодифицированных актов по главным отраслям законодательства;

– отраслевая кодификация (систематизация норм права по какой-либо отрасли или подотрасли права);

– специальная кодификация, соединяющая нормы права института или группы институтов права.

3. Консолидация – это систематизация нормативных актов, которая создается путем устранения и преобразования нормативных актов, их унификации и создания законодательства крупных однородных блоков как важного промежуточного звена между текущим правотворчеством и кодификацией.

Таким образом, все виды систематизации – это  процедуры по обработке, а также  упорядочению законодательства, его  улучшению, устранению противоречий, несогласованностей. Это также обоснованная, необходимая и определенная деятельность уполномоченных лиц и органов, через которую осуществляется упорядочение законодательства в целях использования и применения ее на практике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

21- Вопрос. Понятие и структура системы права. Система права и система законодательства.

Система права – это нормативное образование, включающее в себя нормы права, правовые институты и отрасли права, которые тесно взаимодействуют между собой и которые обусловлены системой общественных отношений.

Право, кроме внешней формы, имеет и внутреннюю, под которой понимается её строение. Система права – это его внутренняя структура, состоящая из взаимосогласованных структурных элементов норм, субинститутов, институтов, подотраслей и отраслей права.

Системное устройство права означает, что оно представляет собой целостное образование, состоящее из множества элементов, находящихся между собой в определённой иерархической связи.

Информация о работе Шпаргалка по предмету "Теория государства и права"