Шпаргалка по предмету "Теория государства и права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 14:03, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по предмету "Теория государства и права".

Файлы: 1 файл

Ответы по ТГП.doc

— 616.50 Кб (Скачать)

3) характеризуется неперсонифицированностью, т.е. адресуется не конкретному лицу или распространяется не на конкретный случай жизни; а на всех или большие группы людей (военнослужащих, учащихся, пенсионеров и

4) имеет многократное применение, т.е. не прекращает свое 1ействие после ее исполнения;

5) облекается в письменную, документальную форму;

6) имеет государственно-властный характер, т.е. положения нормы права представляют собой не пожелание, не совет, как действовать в той или иной ситуации, а властное предписание. При этом государство устанавливает, что является правомерным, а что неправомерным; 7) гарантирована со стороны государства вплоть до применения государственного принуждения;

8) обладает предоставительно-обязывающим содержанием, т.е., предоставляя права какому-либо субъекту, норма права одновременно возлагает на него соответствующие обязанности;

9) имеет качество системности, т.е. находится не в хаотическом состоянии, а в определенной системе с другими нормами права.

Для норм права характерны следующие особенности. Они: 1) регулируют не любые, а наиболее важные для жизни общества или определенных групп населения социальные отношения; 2) закрепляют, как правило, уже сложившиеся, повторяющиеся общественные отношения, но могут и программировать их развитие, направлять его в определенное русло;3) представляют собой модель регулируемых отношений, желательных с точки зрения государства и общества; 4) обладают конкретной сущностью, имеют определенную форму и содержание. Определяя понятие нормы права, следует указать, что: а) она представляет собой правило поведения; б) исходит от государства; в) закреплена в определенной форме; г) общеобязательна; д) регулирует общественные отношения; е) выполнение нормы права обеспечено государственными средствами.

К признакам нормы права относят:1) общеобязательность (она представляет собой властное предписание государства относительно возможного и должного поведения людей); 2) формальную определенность (она выражается в письменной форме в официальных документах, с помощью чего определяет рамки деяний субъектов); 3) связь с государством (она устанавливается государственными органами и обеспечивается мерами государственного воздействия - принуждением и стимулированием);  4) предоставительно-обязывающий характер (она не только предоставляет одним субъектам права, но и возлагает на других субъектов обязанности, т.к. нельзя реализовать право без обязанности и обязанность без права)(в регулятивных нормах гражданских,тудовых,в кот-х фиксир-ся как права так и обязанности субъектов);

5) микросистемность (она выступает в виде специфической микросистемы, состоящей из таких взаимоупорядоченных элементов, как гипотеза, диспозиция и санкция).  Г-это элемент структуры правовой нормы, содержит конкретные жизненые условия(обстоят-ва),при наступлении кот-х начинает действовать правовая норма. Д-это основная часть правовой нормы,содержит само правило поведение(либо требование,запрет) кот-м должны руководст-ся участники возникших правоотнош-й. С-это элемент структуры правовой нормы,кот-й указывает,какие неблагоприятные последствия(меры гос-го воздействия) могут наступить при невыполнении(нарушении) предписаний диспозиции правовой нормы.

Структура правовой нормы. Под структурой нормы права понимается совокупность составляющих ее элементов, обеспечивающих функциональную самостоятельность нормы.

Поскольку норма  права представляет собой специфический  регулятор, она должна обязательно  четко определять: при каких условиях она действует, какие конкретно права и обязанности имеет субъект при данных условиях, какие санкции устанавливает государство в случае невыполнения предписаний нормы права. Соответственно выделяются следующие элементы нормы

права: гипотеза, диспозиция и санкция. Данная структура показывает, из каких частей состоит норма и как они взаимосвязаны. Таких частей три: Гипотеза-это элемент структуры правовой нормы, содержит конкретные жизненые условия(обстоят-ва)(время,место,субьективный состав),при наступлении кот-х начинает действовать правовая норма. Гипотеза указывает на условия и обстоятельства, при наличии которых реализуется диспозиция нормы права, и тем самым как бы привязывает общий вариант поведения к конкретному случаю, месту, времени. Диспозиция содержит правило поведения(либо требование,запрет), права и обязанности субъектов правового общения, определяет меру дозволенного и должного поведения. Диспозиция -это основная часть правовой нормы составляет ядро нормы права, без диспозиции нормы права не существует.

Санкция-это элемент структуры правовой нормы.Санкция называет те неблагоприятные последствия, которые могут наступить для нарушителей нормы права. Санкции содержат меры не только наказания, но и предупредительного воздействия, защиты, а также восстановительные и компенсационные меры, например административное задержание, привод, отмена административного акта, снос самовольно возведенного объекта, взыскание алиментов на содержание детей, возмещение материального или морального вреда, восстановление на прежнем месте работы незаконно уволенного работника. Каждый из названных элементов имеет в структуре правовой нормы свое место и играет особую роль, вследствие чего, без гипотезы норма бессмысленна, без диспозиции немыслима, без санкции бессильна.   

Законодатель  использует следующие способы изложения норм права в нормативно-правовых актах:

1) прямой, когда все элементы юридической нормы воспроизводятся в статье непосредственно и в очевидной взаимосвязи друг с другом;

2) отсылочный, когда в статье один из элементов юридической нормы указывается путем отсылки к другой, конкретной, как правило, родственной статье этого же нормативно-правового акта;

3) бланкетный, когда статья указывает на элемент нормы права путем отсылки не к конкретной статье, конкретному законоположению (как это имеет место при отсылочном способе изложения), а как бы к другому порядку правового регулирования - правилам совершения какого-либо вида деятельности, правилам международного договора и т. п. В данном случае статья представляет собой нечто вроде «бланка», который заполняется другим законом, другим источником права.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11- Вопрос. Виды  норм права.

Виды  норм права Нормы права - это общеобязательное правило поведения, исходящее от государства, закрепленное в определенной форме, регулирующее общественные отношения и обеспеченное к выполнению мерами государственного принуждения. Классификация позволяет четче обозначить место и роль юридических норм в системе правового регулирования, глубже познать их природу и назначение. Выделяют следующие основные виды правовых норм: 

1) в зависимости от функциональной роли они разделяются на: исходные нормы, которые определяют основы правового регулирования общественных отношений, его цели, задачи, пределы, направления (это, например, декларативные нормы, провозглашающие принципы; дефинитивные нормы, содержащие определения конкретных юридических понятый, и т.п.); общие нормы, которые присущи общей части той или иной отрасли права и распространяются на все или большую часть институтов соответствующей отрасли права; специальные нормы, которые относятся к отдельным институтам той или иной отрасли права и регулируют какой-либо определенный вид родовых общественных отношений с учетом присущих им особенностей и т.д. (они детализируют общие, корректируют временные и пространственные условия их реализации, способы правового воздействия на поведение личности);

 2) в зависимости от предмета правового регулирования (по отраслевой принадлежности) они разделяются на конституционные, гражданские, административные, земельные и т.п.;

3) в зависимости от характера - на материальные (уголовные, аграрные, экологические и пр.) и процессуальные (уголовно-процессуальные, гражданско-процессуальные);

 4) в зависимости от методов правового регулирования на: императивные (содержащие властные предписания); диспозитивные (содержащие свободу усмотрения); поощрительные (стимулирующие социально полезное поведение); рекомендательные (предлагающие наиболее приемлемый для государства и общества вариант поведения); 5) в зависимости от времени действия - на постоянные регионе (содержащиеся в законах) и временные (содержащиеся, например, в Указе Президента о введении чрезвычайного положения в определенном в связи со стихийным бедствием).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12- Вопрос. Понятие и виды форм и источников права.

Форма права - это способ выражения государственной воли, юридических правил поведения.

Одним из признаков  права выступает его формальная определённость. Правовые нормы должны быть обязательно объективированы, содержаться в тех или иных формах, которые являются способом их существования. Без этого нормы права не смогут выполнить свои задачи по регулированию общественных отношений.

Применительно к юридическим явлениям под источником права следует понимать:

1- источник в материальном смысле – материальные условия жизни общества, формы собственности, интересы и потребности людей, которые объективно вызвали появление права как регулятора общественных отношений.

2- источник в  идеологическом смысле – различные  правовые учения и доктрины, правосознание.

3- источник в  формально – юридическом смысле  – это и есть форма права.

Выделяют 4  основных формы права.

1- правовой обычай – правило поведения, которое в результате многократного применения делалось привычкой, передавалось из поколения в поколение и позднее было санкционировано государством в качестве общеобязательного.

2- судебный прецедент – решение по конкретному делу, которое является обязательным для судов той же или низшей инстанции при решении аналогичных дел или которое служит примерным образцом толкования закона, не имеющим обязательной силы. Судебный прецедент является главным источником права в США, Великобритании, Канаде, Австралии и других странах, которые относятся к англосаксонской системе общего права. Судебный прецедент не является всеми решениями суда, а только тех правовых принципов, которые были применены судом при решении дела.

3- нормативный договор – соглашение двух или более договаривающихся сторон, которое включает нормы права. Нормативные договоры бывают внутригосударственные и международные. Например, внутригосударственными договорами могут быть договор, заключаемый между федеральной властью и субъектами Федерации о разграничении предметов ведения и полномочий.

4- нормативный акт – это правовой акт, содержащий нормы права и направленный на урегулирование определённых общественных отношений к их числу относится Конституция, законы и подзаконные акты.

Также можно  выделить и не которые другие формы  права такие как:

юридическая доктрина, выражающаяся в виде теорий, концепций, идей, которые используются в некоторых странах при наличии пробела в законодательстве, отсутствие соответствующего прецедента, положения из научных работ известных учёных для юридического решения, возникшего спора, имеющего правовое значение.

Юридическая доктрина как источник права:

1) оказывает существенное влияние на сознание законодателей;

2) разрабатывает юридические термины и конструкции;

3) ориентирует юридическую деятельность на прогрессивное развитие права и государства;

4) определяет тенденции и закономерности развития государства и права.

религиозные догмы, имеющие значение для религиозного права.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13- Вопрос. Закон как нормативный правовой акт: особенности и виды.

Закон-это нормативно-правовой акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

От остальных  актов закон отличается тем, что: принимается специально уполномоченными органами; принимается при строгом соблюдении процессуального порядка; регулирует наиболее значимые, важнейшие общественные отношения; общеобязателен; стабилен; обладает высшей юридической силой. Органами, уполномоченными принимать законы. являются: Федеральное Собрание РФ (Государственная дума и Совет Федерации)-федеральные и федеральные конституционные законы России; законодательные (представительные) органы субъектов РФ - законы субъектов РФ. Правом принятия законов в РФ обладают также граждане; имеющие право избирать и участвовать в референдуме.

  Признаки закона:

1) принимается только органом законодательной власти или референдумом;

 2) порядок его подготовки и издания определяется Конституцией РФ и регламентами палат Федерального Собрания РФ;

3) в идеале должен выражать волю и интересы народа;

4) обладает высшей юридической силой (все подзаконные акты должны соответствовать ему и ни в чем не противоречить);

5) регулирует наиболее важные, ключевые общественные отношения.

Информация о работе Шпаргалка по предмету "Теория государства и права"