Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 14:03, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по предмету "Теория государства и права".
Вывод: Именно данные признаки и выделяют закон в системе иных нормативных актов и придают ему качество верховенства. Изменить или отменить закон вправе только тот орган, который его принял, причем в строго оговоренном порядке.
Классификация законов может проводиться по различным основаниям:
-по субъектам законотворчества (принятые в результате референдума или законодательным органом);
-по предмету правового регулирования (конституционные, административные, гражданские, уголовные);
-по сроку действия (постоянные и временные законы);
-по характеру (чрезвычайные и текущие);
-по сферам действия (федеральные, региональные)
-по содержанию - бюджетные, социальные, политические;
-по степени систематизации (кодификационные, обычные);
-по значимости
содержания в них норма (консти
По объёму регулирования (общие и специальные)
Виды законов по их юридической силе:
1) Конституция (основной закон) - основополагающий, учредительный политический правовой акт, закрепляющий конституционный строй, права и свободы человека и гражданина, определяющий форму правления и государственного устройства.
2) федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным и связанным с Конституцией.
3) федеральные законы - это акты текущего законодательства, посвященные различным сторонам социально-экономической, политической и духовной жизни общества.
4)законы субъектов Федерации - издаются их представительными органами и распространяются только на соответствующую территорию.
14- Вопрос. Действие нормативных правовых актов во времени.
Нормативный правовой акт - это правовой акт, принятый полномочным на то органом и содержащий правовые нормы, т.е. предписания общего характера и постоянного действия, рассчитанные на многократное применение. Действие нормативного акта во времени обусловлено порядком опубликования и вступлением его в силу и утратой силы.
Нормативно-правовой акт, вступает в силу:
а) с момента опубликования - опубликование нормативно-правовых актов должно быть осуществлено в течении 7 дней со дня его принятия в официальных источниках, неопубликованные акты не вступают в, юридическую силу и не могут применяться.
б) по правилам, установленным действующим законодательством. Так, федеральные законы (федеральные конституционные законы, акты палат Федерального Собрания РФ) вступают в силу по истечении десяти дней после их официального опубликования; указы Президента РФ и правительственные акты - по истечении семи дней после их официального опубликования, акты исполнительных органов - при двух условиях:
1) после регистрации в Министерстве юстиции РФ, если акты носят межведомственный характер и затрагивают права и свободы граждан;
2) после опубликования по истечении десяти дней после их регистрации.
в) с момента, указанного в самом акте.
Важно учитывать принцип, согласно которому закон обратной силы не имеет, т.е. он не должен распространяться на те отношения, которые уже существовали до момента вступления его в юридическую силу. Придание закону обратной силы возможно в двух случаях: 1) если в самом законе об этом сказано; 2) если закон смягчает или вовсе устраняет ответственность. Нормы, которые устанавливают наказуемость деяния или усиливают меры ответственности, обратной силы не имеют.
Нормативный акт утрачивает свою силу:
а) по истечении срока его действия;
б) в результате его прямой отмены. Для этого принимается федеральный закон, содержащий статью о признании нормативного акта утратившим силу;
в) в результате его фактической отмены. Это означает, что специального закона, отменяющего правовой акт, не издавалось, но был принят новый нормативный акт, нормы которого входят в противоречие со старыми нормами. Главное, чтобы новые нормы не противоречили положениям Конституции.
г)вступление в силу международного договора, которому противоречат внутригосударственные акты.
д) признание акта неконституционным.
е) приостановление действия акта правомочным органом.
15- Вопрос. Действие нормативных правовых актов в пространстве и по кругу лиц.
Нормативный правовой акт - это правовой акт, принятый полномочным на то органом и содержащий правовые нормы, т.е. предписания общего характера и постоянного действия, рассчитанные на многократное применение. Действие НПА - определяется территорией государства, на которую распространяются властные полномочия органов его издавшего.
В территориальное
пространство государства
Действие актов в пространстве предполагает распространение действия акта на территорию данного государства. Этот процесс тесно связан с проблемой государственного суверенитета юрисдикции государства. Иностранное законодательство допускается к применению на территории другого государства, если об этом имеется соответствующее соглашение между данными государствами.
В Российской Федерации федеральные акты распространяют свое действие на всю территорию федерации. Акты субъектов федерации действуют в пределах юрисдикции данного субъекта. То же относится к актам местных органов власти и актам органов местного самоуправления. Органы субъектов Федерации не могут отменять или приостанавливать на своей территории действие федеральных законов.
действие акта по кругу лиц. На территории Российской Федерации нормативные акты действуют в отношении всех ее граждан, государственных органов, общественных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства.
Действие по кругу лиц. Существует правило, согласно которому действие нормативно-правовых актов распространяется на всех лиц, проживающих на данной территории. Законы и другие нормативные акты на территории государства действуют применительно ко всем гражданам, государственным и общественным организациям. Их действие распространяется также на иностранных граждан и лиц без гражданства. Этим лицам гарантируются предусмотренные национальным законодательством права и свободы. Они могут обращаться в суд, в другие органы государства для защиты принадлежащих им личных, имущественных, семейных и иных прав. Иностранные граждане, лица без гражданства, находящиеся на территории определенного государства, должны уважать его конституцию и соблюдать законы. Однако имеются исключения из общего правила, когда действия нормативно-правовых актов по кругу лиц не совпадают с их действием по территории. Так, иностранные граждане, пользующиеся правом дипломатического иммунитета на территории другого государства, не могут быть привлечены к уголовной ответственности, вызываться в суд для дачи показаний. Если такие лица совершают правонарушение, вопрос об их ответственности разрешается дипломатическим путем. Некоторые национальные нормативно-правовые акты вообще не распространяются на иностранных граждан и лиц без гражданства (например, акты о выборах в органы государства, о воинской службе). Нормативные акты могут распространять действие не на всех граждан и должностных лиц данной территории, а только на определенные категории (военнослужащих, пенсионеров, государственные служащие, учащиеся, жители определенных регионов - Крайнего Севера, районы, где объявлено чрезвычайное положение. В таких случаях в правовых актах точно определяется круг лиц, подпадающих под их действие.
16- Вопрос. Понятие, принципы и виды правотворческой деятельности в Российской Федерации.
Правотворчество – это деятельность по принятию, изменению и отмене юридических норм.
Также понятие правотворчество можно рассмотреть в двух смыслах:
1) в узком, когда правотворчество является непосредственным процессом создания правовых норм уполномоченными на то соответствующими органами;
2) в широком, когда в процесс правотворчества включается все от правотворческого замысла до практической реализации юридической нормы – подготовка, принятие, одобрение, подписание опубликование.
Сущность правотворчества состоит в возведении государственной воли в норму права, то есть в форму юридических предписаний, имеющих обязательный характер.
Правотворческая деятельность осуществляется в рамках процессуальных норм (процедур), содержащихся в конституции, регламентах и уставах. Правотворчество заключается в принятии новых норм права, отмене либо совершенствовании старых путём внесения изменений и дополнений.
Правотворчество
характеризуется тем, что: - это важнейшее
средство управления обществом, здесь
формируется стратегия его
Структура правотворческого процесса состоит из двух частей.
1. Объединяет организационные аспекты, не связанные с юридически значимыми действиями (подготовка проекта нормативного акта, его обсуждение в соответствующей государственной или общественной организации, трудовом коллективе и т. д.).
2. Основывается на правовых началах, отправной точкой которых является решение о подготовке проекта нормативного акта.
В основе правотворческого процесса лежит ряд принципов:
1) демократизм и гласность правотворчества связаны с процедурой разработки и принятия нормативного акта правотворческим органом за счет привлечения граждан, трудовых коллективов к правотворческой деятельности, всенародного обсуждения законопроектов при помощи средств массовой информации, референдума как высшей формы проявления демократизма правотворчества;
2) профессионализм связан с качеством правотворчества, эффективностью механизма принятия государственных решений, опосредован привлечением компетентных специалистов, которые обладают профессиональными знаниями и опытом в моделировании законопроектов;
3) законность выражается в требовании, что вся правотворческая работа по подготовке, принятию и опубликованию нормативно-правовых актов должна реализовываться в рамках закона, и прежде всего Конституции РФ, в контексте правил юридической техники, юридической иерархии правовых актов, начал демократизма и гуманизма;
4) научный характер выражается в объективной обусловленности правового акта социально-экономическими, политическими, социальными условиями конкретного государства, в целесообразности регламентирования данной группы общественных отношений подобным образом и т. п., это дает возможность достичь эффективности и обоснованности правовых предписаний;
5) связь с правоприменительной практикой позволяет законодателю судить об эффективности принятых правовых решений, корректировать свою работу с учетом выявленных практикой правотворческих ошибок.
Виды правотворчества: Правотворчество подразделяется:
1- в зависимости
от субъектов на
2- в зависимости от значимости на: Законотворчество (правотворчество высших представительных органов); делегированное правотворчество (нормотворчество правительства, осуществляемое по поручению парламента для оперативного решения определённых проблем НПА, входящего в компетенцию представительного органа); подзаконное правотворчество (указы президента, правительства, министерства).
17- Вопрос. Юридическая техника: понятие и виды.
Юридическая техника – это совокупность средств, специфических правил и приемов, которые используют при создании, оформлении и систематизации юридических актов для обеспечения их эффективности и регулятивного действия на общественные отношения.
Основным объектом юридической техники является текст нормативно правовых актов, информационное воплощение юридических предписаний. При их принятии важно учитывать, чтобы содержание таких предписаний (дух) и форма (буква) соответствовали друг другу, чтобы не было неясности, двусмысленности.
Юридическая техника призвана структурировать правовой материал, совершенствовать язык правовых актов, делать его более понятным, точным и грамотным
Существует следующая классификация юридической техники.
1. Техника изложения воли законодателя – юридическая техника, применение которой характеризуется соблюдением синтаксических, лингвистических, терминологических правил при создании, оформлении и систематизации юридических актов.
Информация о работе Шпаргалка по предмету "Теория государства и права"