Шпаргалка по предмету "Теория государства и права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 14:03, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по предмету "Теория государства и права".

Файлы: 1 файл

Ответы по ТГП.doc

— 616.50 Кб (Скачать)

Являясь разновидностью легистского правопонимания, марксизм – ленинизм определяет свое понимание  права через понятие государства. Государство понимается как политическая организация господствующего в обществе класса. Право – это воля господствующего класса, выраженная через государство. К классическому легистскому правопониманию марксизм – ленинизм добавляет лишь то, что законы выражают социально – экономически обусловленную волю господствующего класса, хотя  “истинные” легисты исключали из понятия права, что именно выражают законы. Но принцип прежний – воля господствующего класса, независимо от ее содержания, считается правом, поскольку она выражена в законе. Есть верховная власть, и любой ее нормативный приказ есть право, т.к. он облечен в форму закона.

2) Социологическое понятие права получило наибольшее распространение в странах англосаксонской правовой системы. В этих странах (Англия, США) суды связаны в большей мере решениями других судов (вышестоящих), чем законами. Иными словами, суды применяя законы создают нормативные прецеденты толкования законов, приспосабливая их к меняющейся общественной жизни. Законы применяются, поскольку признаются судами и содержутся в судебных решениях. С точки зрения сторонников социологического правопонимания, законы лишь “книжное право”, далекое от реалий жизни, способное только предсказывать деятельность судов. Право – это творчество судебной сферы. Социологическое правопонимание допускает права человека, не вытекающие из закона, но защищаемые судом.

Но не любое  судебное решение может быть правовым, а социологическое правопонимание не позволяет отличать правовое решение  от неправового. Не учитываются психологические (личные качества судьи), экономические (хозяйственные споры), политические (общественное мнение) и прочие факторы, влияющие на принятие решения.

 Находясь  в оппозиции к легистскому  правопониманию, которое не делает  различия между правом и законом  и предпочитает сводить право  к закону (законодательному установлению верховной власти в данном государстве), социологический подход, со своей стороны, также признает своеобразную командную силу закона, снабженного санкцией принуждения, но обращает внимание на социальную среду формирования и функционирования юридических правил.

 

 

 

 

 

 

52- Вопрос. Естественно-правовой  тип правопонимания.

Правопонимание —  это определённое представление о существе права.

Естественно-правовая теория. Данная теория наиболее логически завершенную форму получила в период буржуазных революций XVII-XVПI вв. Представители: Гоббс, Локк, Радищев и др

Основные  идеи:

1) в рамках данной доктрины разделяются право и закон (наряду с позитивным правом, т.е. законами, принимаемыми государством, существует высшее, подлинное, естественное право, свойственное человеку от рождения. Это так называемое неписаное право, под которым понимается совокупность естественных и неотъемлемых прав человека и которое выступает критерием права позитивного, ибо не всякий закон содержит в себе право);

2) отождествляются  право и мораль (по мнению представителей данной теории, такие абстрактные нравственные ценности, как справедливость, свобода, равенство, составляют ядро права, определяют coбoй правотворческий и правоприменительный процессы);

3) источник прав человека находится не в законодательстве, а в самой человеческой природе; эти права приобретаются от рождения либо от Бога.

Достоинства:

а) это революционная, прогрессивная доктрина, под флагом которой совершались буржуазные революции, приводившие на смену отжившим феодальным отношениям новый, более свободный строй;

б) в ней верно замечено, что законы могут быть неправовыми, должны приводиться в соответствие с правом, т.е. с такими нравственными ценностями, как справедливость, свобода, равенство и т.п.;

 в) провозглашает источником прав человека природу либо Бога и тем самым предотвращает произвол чиновников и государственных структур.

Слабые  стороны:

1)такое понимание права (как абстрактных нравственных ценностей) уменьшает его формально-юридические свойства, в результате чего теряется четкий критерий законного и противозаконного, поскольку весьма непросто определить это с позиций справедливости, представление о которой может быть разным у различных людей;

2)такое понимание связано не столько с правом, сколько с правосознанием, которое также может быть разным у различных людей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

53- Понятие и признаки государства. Сущность государства.

Государство – это особая форма организации политической власти в обществе, обладающая суверенитетом и осуществляющая управление с помощью специальных органов в пределах определённой территории.

Признаки  Государства:

1) наличие публичной  власти, выделенной из общества  и не совпадающей с населением  страны (государство обязательно  обладает аппаратом управления, принуждения, правосудия, ибо публичная власть - это чиновники, армия, полиция, суды, а также тюрьмы и другие учреждения);

2) система налогов,  податей, займов (выступая основной  доходной частью бюджета любого  государства, они необходимы для проведения определенной политики и содержания государственного аппарата, людей, не производящих материальных ценностей и занятых только управленческой деятельностью);

3) территориальное  деление населения (государство  объединяет своей властью и  защитой всех людей, населяющих его территорию, независимо от принадлежности к какому-либо роду, племени, учреждению; в процессе становления первых государств территориальное деление населения, начавшееся в процессе общественного разделения труда, превращается в административно-территориальное; на этом фоне возникает новый общественный институт - подданство или гражданство);

4) право (государство  не может существовать без  права, так как последнее юридически  оформляет государственную власть  и тем самым делает ее легитимной, определяет юридические рамки и формы осуществления функций государства и т.п.);

5) монополия  на правотворчество (издает законы, подзаконные акты, создает юридические  прецеденты, санкционирует обычаи, трансформируя их в юридические  правила поведения);

6) монополия  на легальное применение силы, физического принуждения (возможность  лишить граждан высших ценностей,  каковыми являются жизнь и  свобода, определяет особую действенность  государственной власти);

7) устойчивые  правовые связи с населением, проживающим на его территории (гражданство, подданство);

8) обладание  определенными материальными средствами  для проведения своей политики (государственная собственность,  бюджет, валюта и т.п.);

9) монополия  на официальное представительство  всего общества (никакая иная структура не вправе представлять всю страну);

10) суверенитет (присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях).

11) наличие государственных  символов - герба, флага, гимна.  Символы государства призваны обозначать носителей государственной власти, принадлежность чего-либо к государству

Сущность  государства – смысл, главное, глубинное в нем, что определяет его содержание, назначение и функционирование. Таким главным, основополагающим в государстве являются власть, ее принадлежность, назначение и функционирование в обществе. Иными словами, вопрос о сущности государства – это вопрос о том, кому принадлежит государственная власть, кто ее осуществляет и в чьих интересах.

При рассмотрении сущности государства важно учитывать два аспекта:

1) то, что любое  государство есть организация  политической власти (формальная  сторона);

2) то, чьим интересам  служит данная организация (содержательная  сторона).

Можно выделить следующие подходы к сущности государства:

- классовый, в рамках которого государство можно определить как организацию политической власти экономически господствующего класса;

- общесоциальный, в рамках которого государство  можно определить как организацию  политической власти, создающую  условия для компромисса интересов различных классов и социальных групп.

Наряду с  этими основными можно выделить и религиозный, и национальный, и  расовый, и иные подходы к сущности государства, в рамках которых соответственно религиозные, национальные, расовые  интересы будут доминировать в политике конкретного государства.

Иначе говоря, сущность государства многоаспектна. Она  не сводится только к классовым и  общесоциальным началам. Поэтому в  сущности государства в зависимости  от исторических условий на первый план может выходить любое из вышеназванных начал

 

54- Вопрос. Понятие и признаки государственной власти.

Государственная власть - это способ руководства (управления) обществом для которого характерна опора на специальный аппарат принуждения (авторитет силы), одна их форм управления социальными процессами, при которой согласованность совместной деятельности многих людей достигается путем подчинения их единому руководящему началу; путем определяющего, доминирующего значения воли одних людей (субъектов власти) для воли других людей (объектов власти).

Государственная власть – это особая разновидность социальной и политической власти.

Признаки  власти:

-публичность – распространение на все население государства и осуществление специально созданным аппаратом управления;

-универсальность – распространение на все сферы общественной жизни;

-верховенство – подчинение других видов социальной власти, кроме власти своего народа;

-легитимность – соответствие ожиданиям народа, населяющего государство, интересам большинства;

-законодательная прерогатива – наличие монопольного права на создание юридических норм;

-легальность – соответствие основного закона государства и действующего законодательства;

-легальное применение силы – воздействие власти через специально созданный правоохранительный (карательный) аппарат (армию, суд, полицию, пенитенциарные органы и т. д.);

-опора на государственное принуждение;

-использование системы налогов;

-деление населения по территориальному признаку.

-прерогатива государственной власти. Означает, что государственная власть может разрешить, приостановить, запретить, признать ничтожным проявление любой иной власти на своей территории.

Структурированность государственной власти. Государственная  власть проявляется вовне в виде особого аппарата, в котором все  органы связаны между собой иерархической соподчиненностью. Это внешняя сторона структурированности. Кроме этого, каждый орган имеет определенную жесткую структуру: состоит из органов и должностных лиц, связанных между собой иерархической соподчиненностью. Это внутренняя структура органов государства означает внутреннюю сторону структурированности государственной власти.

Государственная власть связана с правом, она обладает монополией на правотворческую деятельность, а право - самый эффективный регулятор общественных отношений.

В основе государственной  власти современных государств лежит  принцип разделения властей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

55- Вопрос. Политическая система современного общества. Государство в политической системе общества.

 

Политическая Система - это совокупность институтов и отношений, в рамках которых происходит политическая жизнь и осуществляется государственная власть. Структуру политической системы составляют ее элементы и связи между ними - это государство; политические партии, движения, общественные организации, профсоюзы и др.; политические отношения между элементами системы; политическое сознание (идеологическая, психологическая обстановка в обществе):, традиции политической жизни, политические нормы; политическая деятельность; правовые нормы, обеспечивающие функционирование политической системы. Основным фактором, влияющим на образование политической системы, является государственная власть. В зависимости от методов осуществления власти (политического режима-это методы осущ-я гос.власти) выделяются следующие политические системы: демократические (либерanьнодемократические);недемократические(тоталитарные); смешанные. Право. как и государство, оказывает влияние на политическую систему общества и взаимосвязана с ней. Политическая система общества-совокупность взаимосвязанных государственных, общественных и иных организаций, через которые граждане участвуют в политической жизни и осуществляют политическую власть, также политического сознания, социальных норм, общественных отношений, которые влияют на политическую действительность.

Информация о работе Шпаргалка по предмету "Теория государства и права"