Шпаргалка по предмету "Теория государства и права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 14:03, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по предмету "Теория государства и права".

Файлы: 1 файл

Ответы по ТГП.doc

— 616.50 Кб (Скачать)

Виды  толкования права:

1) аутентичное (авторское) толкование выражается в форме разъяснения смысла правовых ном. Это делает орган, который издает толкуемый нормативный акт (в частности, Государственная Дума РФ принимает федеральные законы и их же разъясняет). Специального полномочия для аутентичного толкования не дается, так как оно является следствием правотворческого полномочия органа;

2) легальным называют толкование, которое осуществляет не законодательный орган, а иные органы власти по их поручению, в частности судебные. Так, действующая Конституция РФ дает право Конституционному Суду РФ толковать Конституцию РФ, а Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ имеют полномочия для разъяснения вопросов судебной практики;

3) казуальным толкованием называют разъяснение нормы права, его смысла, которое дается компетентными органами государственной власти в отношении какого-то конкретного случая (казуса). Казуальное толкование относится к официальному виду толкования, так как имеет правовые последствия. Оно обязательно только для конкретного дела и используется однократно. Казуальное толкование также очень часто содержится в мотивировочной части правоприменительного акта, например судебного решения по гражданскому делу, в актах надзора юрисдикционных и административных органов. Официальное толкование дается официальным органом, закрепляется в специальном акте, имеет обязательный характер.

Неофициальное толкование – это разъяснение норм права, которое дают не уполномоченные на то субъекты. В частности, различные научные учреждения, адвокаты, политические партии или общественные организации. Каждый гражданин РФ вправе толковать закон. Хотя авторитет любого толкования будет зависеть от уровня правовых знаний интерпретатора. Неофициальное толкование не обязательно для других субъектов, не является юридически значимым.

Виды  неофициального толкования:

1) обыденное;

2) профессиональное;

3) научное.

Обыденное толкование – пояснения и идеи о законе, юридической практике, которые может давать любой человек, основываясь на житейском опыте, своем правопонимании и правосознании. Для данного толкования свойственны заблуждения, а также поверхностные суждения.

Профессиональное  толкование базируется на знаниях в области права и политики и исходит от юристов-практиков. Например, разъяснение норм права реализуют судьи, прокуроры, адвокаты, консультанты в судах, редакции юридических журналов в специальных консультациях и т. д. Данное разъяснение не является юридически обязательным.

Научное (доктринальное толкование) – это комментарии, разъяснения, которые осуществляют специальные научно-исследовательские учреждения, научные работники, преподаватели в экспертных заключениях, на лекциях, конференциях и т. п. Доктринальное толкование отличается тем, что оно имеет очень глубокий и точный анализ действующего законодательства, правильно раскрывает суть и содержание правовых норм.

Неофициальное толкование по форме выражения делят: 1) на устное (юридические советы, рекомендации, даваемые на приеме гражданам); 2) письменное (в периодической печати, в ответах на письма, жалобы

толкования норм права  по объему:

1) Буквальное – понимание  смысла толкуемой нормы права  полностью совпадает с текстом источника права;

2) Расширенное – смысл,  который вложил законодатель  в норму права шире смысла, вытекающего из текста нормы  права;

3) Ограничительное –  смысл, который вложил законодатель  в норму права уже смысла, вытекающего  из текста нормы права. ИНТЕРПРЕТАЦИОННЫЕ АКТЫ — акты-документы, которые содержат конкретизирующие нормативные предписания, выражающие разъяснение юридических норм.

36- Понятие и виды правоприменительных актов.

Актом применения норм права, или индивидуальным актом, называют официальный правовой акт, который имеет индивидуальное государственно-властное предписание, вынесенное уполномоченным на то органом по конкретному юридическому делу.

Правоприменительные акты обладают следующими признаками: 

1) они принимаются  компетентными органами или должностными лицами в строгом соответствии с законом;

2) правоприменительные  акты обладают государственно-властным  характером и охраняются принудительной  силой государства; 

3) акты применения  права носят индивидуальный характер;

4) правоприменительные акты имеют установленную законом форму и точное наименование.

Акты применения норм права как документы имеют  определенную структуру, состоящую  из следующих обязательных элементов:

1) вводной части,  которая содержит наименование  правоприменительного акта (приказ, постановление, распоряжение, приговор и др.), название органа, должностного лица, издавшего его, время издания, конкретный адрес предприятия;

2) описательной  части, где излагаются фактические  обстоятельства дела и перечисляются собранные доказательства; мотивировочной части, обосновывающей принятое решение;

3) резолютивной  части, излагающей содержание  принятого решения, а также  сведения о порядке его обжалования.

Акты применения права классифицируют на определенные виды по различным основаниям:

1) по форме  внешнего выражения; 

2) по субъектам,  применяющим нормы права; 3

) по функциональному  признаку;

4) по предмету  правового регулирования (по отраслевой  принадлежности);

5) в зависимости  от характера общественных отношений  и применяемых к ним норм права; 6) по способу принятия;

7) по характеру  решения;

8) по юридическому  значению;

9) в зависимости  от действия во времени.

По  форме внешнего выражения правоприменительные акты можно разделить: 1) на акты-документы (приговоры, указы, решения, постановления, резолюции и др.); 2) акты-действия (словесные – устные распоряжения начальника и конклюдентные – жесты постового милиционера).

По  субъектам, применяющим нормы права, различают:1) акты представительных органов; 2) акты исполнительных органов; 3) акты правоохранительных органов; 4) акты государственного контроля (налоговой инспекции, таможенного органа и др.); 5) акты органов местного самоуправления.

По  функциональному признаку выделяют:

1) акты-регламентаторы; 2) правоприменительные акты.

По предмету правового регулирования (по отраслевой принадлежности) различают: 1) акты конституционно-правовые; 2) акты административно-правовые; 3) акты уголовно-правовые; 4) акты применения материального и процессуального права.

В зависимости от характера общественных отношений и применяемых к ним норм права правоприменительные акты подразделяются: 1) на регулятивные;

2) охранительные, устанавливающие ответственность за правонарушения (приговор суда).

По способу  принятия акты применения права систематизируют: 1) на принятые коллегиально;

2) принятые единолично.

По характеру  решения правоприменительные акты бывают: 1) запрещающие; 2) обязывающие;

3) управомочивающие.

По своему юридическому значению акты применения права подразделяются: 1) на основные; 2) вспомогательные, содержащие предписания, подготавливающие издание основных актов.

В зависимости от действия во времени различают: 1) акты однократного действия (наложение штрафа); 2) длящиеся акты (регистрация брака, назначение пенсии и др.).

37- Вопрос. Юридическая ответственность: понятие, функции, принципы.

Юридическая ответственности – это есть обязанность (необходимость) лица подвергнуться мерам государственного принуждения за совершенное правонарушение.

Эти меры могут  быть:

-личного характера-лишение свободы

-имущественного  характера-штраф

-организационного  характера-увольнение.

Цель позволяет  глубже познать сущность юридической  ответственности, показывает результаты, которые достигаются с помощью  данного правового средства. В  качестве основной цели юридической ответственности выступает обеспечение прав и свобод субъектов, охрана и защита общественного порядка.

Функции же определяются целью и вытекают из неё. Среди  них можно выделить следующие:

1-штрафную, характеризующую  карательную реакцию государства на правонарушение и выражающуюся в наказании виновного лица, причинением ему личных, имущественных либо организационных обременений, в неблагоприятных последствиях.

2-правовосстановительную, позволяющую взыскать с правонарушителя  причинённый вред, возместить убытки, компенсировать потери, обеспечивая неудовлетворённый интерес управомоченного субъекта.

3-воспитательную, призванную формировать у субъектов  мотивы к правомерному поведению,  предупреждать совершение как  новых правонарушений со стороны  лица, подвергнутого ответственности (частная превенция), так и правонарушений иными лицами (общая превенция).

Все названные  функции юридической ответственности  содействуют достижению её целей.

Принцип юридической ответственности – это Основнопологающее начало, на котором построена юридическая ответственность.

Принципы наиболее полно характеризуют юридическую ответственность, позволяют ярче увидеть природу данного правового средства.

Выделяют следующие основные принципы юридической ответственности:

1) справедливость, призванная соразмерно наказывать виновного, не допускать установления уголовных санкций за проступки и отрицать обратную силу закона, закрепляющего либо усиливающего ответственность; возлагать на виновного за одно нарушение лишь одно наказание; обеспечить возмещение причиненного правонарушением вреда (если он имеет обратимый характер) и т.п.;

2) гуманизм, выражающийся, в частности, в запрете устанавливать и применять такие меры наказания, которые унижают человеческое достоинство;

3) законность, требующая, чтобы юридическая ответственность возлагалась на виновное лицо строго по закону и за деяния, предусмотренные законом;

4) обоснованность, заключающаяся в объективном, всестороннем и аргументированном исследовании обстоятельств дела, в установлении факта совершения лицом конкретного правонарушения и соответствующей нормы права, в общей форме, фиксирующей юридическую ответственность, а также в принятии правоприменительного акта, закрепляющего порядок, вид и меру возможного наказания;

5) неотвратимость, означающая неизбежность наступления юридической ответственности, действенное, качественное и полное раскрытие правонарушений, обязательную и эффективную карательную реакцию со стороны государства в отношении виновных лиц;

6) целесообразность, предполагающая соответствие наказания, избираемого применительно к правонарушителю, целям юридической ответственности, позволяющая индивидуализировать санкции, учесть различные обстоятельства совершения деяния (как смягчающие, так и отягчающие).

 

 

 

 

 

 

 

 

38- Вопрос. Виды юридической ответственности.

Юридическая ответственности – это есть обязанность (необходимость) лица подвергнуться мерам государственного принуждения за совершенное правонарушение.

Эти меры могут быть:

-личного характера-лишение  свободы

-имущественного характера-штраф

-организационного характера-увольнение.

Виды юридической ответственности (классифицируются по отраслевой принадлежности). Их разделяют подобно тому, как  разграничивают виды правонарушений. Юридическую ответственность классифицируют по следующим основания:

1- В зависимости от того, какой отрасли относится юридическая ответственность, выделяют:

-уголовная - применяется  только за преступления – наиболее  жёсткая форма государственного  принуждения, направленная преимущественно  на личность – например, лишение свободы.

-административная –  наступает за совершение административного  правонарушения, и выражается в  таких мерах как штраф, лишение  специального права.

-гражданская – наступает  за нарушение договорных обязательств  имущественного характера или за причинение имущественного внедоговорного вреда. Полное возмещение вреда – основой принцип гражданской ответственности.

-дисциплинарная –  применяется только за нарушение  трудовой, учебной, служебной, воинской  дисциплины, для наложения взыскания должны быть затребованы объяснения от нарушителя мера-выговор, строгий выговор,увольнение.

Информация о работе Шпаргалка по предмету "Теория государства и права"