Шпаргалка по предмету "Теория государства и права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 14:03, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по предмету "Теория государства и права".

Файлы: 1 файл

Ответы по ТГП.doc

— 616.50 Кб (Скачать)

Указанная система  предоставила широкие полномочия при принятии решений судьям, а непосредственно решениям придала главенствующий характер. В результате правовой прецедент получил приоритетную роль, отраслевая кодификация права отсутствует.

2. Романо-германская (континентальная) правовая система.

В качестве основы явилось римское право. Странами, где действует указанная правовая система, являются континентальная Европа, Россия. Отличительная особенность состоит в том, что в отличие от англосаксонской правовой семьи, где источником права являлся прецедент, здесь эту роль выполняют нормативно-правовые акты, сформированные в единую систему. Во главе ее стоит конституция (Основной закон), принимаемая парламентом или населением страны на референдуме. Система права подразделена на публичное и частное право. Указанные права в свою очередь делятся на отрасли (гражданское, уголовное трудовое и т. д.). Право кодифицировано, устанавливается в законодательном порядке. Судьи выполняют роль правоприменителей.

3. Система мусульманского (религиозного) права.

Существует в странах, где традиционно действует ислам (Иран, Саудовская Аравия, Ирак и др.). В подавляющем большинстве стран данной системы источником права являются только религиозные принципы. Но в ряде стран действует двоякая правовая система, где наряду с действием религиозных принципов применяется кодифицированное право. Особенностью данной системы является также следующее. Право даровано Богом, а, значит, обязательно к применению. Нормативно-правовые акты вторичны, роль судебной практики незначительна. При этом большим авторитетом пользуются религиозные произведения.

4. Система традиционного (обычного) права.

Наиболее архаичная  система, существующая в ряде государств Африки, племен Южной Америки, на островах Океании. Основой, источником права  является обычай. Право некодифицировано, основу обычаев составляют мифология, моральные нормы. Правосудие осуществляется жрецами, вождями и т. д. Допускается возможность мести при совершении тяжкого преступления. Необходимо отметить, что со стороны государственных органов некоторых стран (например, Индонезии) признано право за племенами вершить правосудие, опираясь на обычаи, а не на нормативно-правовые акты страны.

Правовая  система – совокупность правовых явлений и традиций отдельно взятой страны. В нее входят система права, учения, идеология, праворегулирование и правоприменительная практика.

 

 

 

48- Вопрос. Англосаксонская правовая система: общая характеристика.

Правовая  система – это совокупность элементов: непосредственно системы права, традиций правового регулирования, правовых учений, доктрин.

В англо-саксонском праве нет деления на публичное  и частное право, нет деления  на гражданское, административное, право  социального обеспечения. Отсутствие резко выраженного деления права  на отрасли обусловлено преимущественно  двумя факторами.

Во-первых, все суды имеют общую юрисдикцию, т.е. могут разбирать разные категории дел: публично- и частноправовые, гражданские, торговые, уголовные. Разделенная юрисдикция ведет к разграничению отраслей права, а унифицированная юрисдикция действует, очевидно, в обратном направлении.

Во-вторых, поскольку в странах англо-саксонской системы права, в том числе в Англии нет отраслевых кодексов европейского типа.

В англо-саксонской правовой системе существует правило, согласно которому суд, рассматривая дело, выясняет, не было ли аналогичное дело рассмотрено раньше, и в случае положительного ответа руководствуется уже имеющимся решением. Другими словами, однажды вынесенное решение является обязательной нормой для всех последующих рассмотрений аналогичных дел.

Решения высшей инстанции - палаты лордов - обязательны  для всех других судов. Апелляционный  суд, состоящий из двух отделений (гражданского и уголовного), обязан соблюдать  прецеденты палаты лордов и свои собственные, а его решения обязательны  для всех нижестоящих судов.

Высокий суд  связан прецедентами обеих вышестоящих  инстанций, его решения обязательны  для всех нижестоящих инстанций, а также, не будучи строго обязательны, влияют на рассмотрение дел в отделениях Высокого суда.

Окружные и  магистратские суды обязаны следовать прецедентам всех вышестоящих инстанций, а их собственные решения прецедентов не создают.

Источником  права англо-саксонской семьи является судебная практика. Суды не только применяют, но и создают правовые нормы.

Среди признаков данной семьи можно выделить следующие:

-Основным источником  права выступает судебный прецедент

-Юридические  прецеденты носят индивидуальный  характер

-ведущая роль  в формировании права отводится  суду, который в этой связи  занимает особое положение в  системе государственных органов

-на первом  месте находятся не обязанности,  а права человека и гражданина, защищаемые прежде всего судом

-главенствующее  значение имеет процессуальное  право, доказательственное право,  которое во многом определяет  право материальное

-отсутствуют  кодифицированные отрасли права

-отсутствует  классическое деление прав на  частное и публичное

-законодательство  и юридические обычаи выступают в качестве вспомогательных, дополнительных источников.

Однако в  последнее время все большее  значение стало иметь и статутное право, то есть право, содержащееся в нормативно-правовых актах, издаваемых законодательным органом.

В становлении  англосаксонской правовой семьи  выделяют 4 этапа

1. Отсутствие  общего для всех права, основным  для источником права являлись местные обычаи, различные для каждого региона

2. Централизация  страны, создание в противовес  местным обычаям общего права  для всей страны, которое отправляли  королевские суды

3. Формирование  права основанного на принципах  справедливости, ввиду того, что общее право было не эффективным

4. Судьи получили  возможность по своему усмотрению  решать судебные дела, опираясь  как на общее право, так и  на собственное понимание справедливости.

 

 

49- Вопрос. Романо-германская правовая система: общая характеристика.

Правовая  система – это совокупность элементов: непосредственно системы права, традиций правового регулирования, правовых учений, доктрин.

Романо-германская правовая система Романо-германская правовая семья представлена следующими странами: Г, Франция, Российская Федерация и др.

Ведущий источник романо-германского права - нормативно-правовой акт, а точнее - закон. Закон имеет  безусловный приоритет перед  иными источниками. Система нормативных  актов составляет основу правопорядка. Законодательство регулирует все наиболее важные аспекты жизни.

Для романо-германской правовой системы характерны писаные  конституции, обладающие высшей юридической  силой.

Повсеместно распространена отраслевая кодификация с целью  упорядочения нормативного материала. Система права структурируется по отраслям, подотраслям, правовым институтам, субинститутам. Существует деление права на публичное и частное. Отрасли материального права занимают доминирующее положение по сравнению с процессуальными отраслями. При аналогии применяются общие принципы права - закрепленные нормативно или выводимые путем толкования.

Правовые нормы  как общие модели правомерного поведения  формулируются законодательными и  исполнительными органами государственной  власти. При этом удельный вес ведомственного, подзаконного нормотворчества достаточно велик. Суд не создает права, он его только толкует и применяет. При отправлении правосудия судья осуществляет не правотворчество, а правовую квалификацию, устанавливая соответствие фактических обстоятельств действующей нормативной модели. Роль обычая ограничена, он не считается самостоятельным источником права, является лишь дополнением к закону.

К достоинствам романо-германской правовой системы  следует отнести четко организованную, непротиворечивую, иерархически структурированную систему законодательства. К недостаткам - наличие пробелов и некоторую оторванность от реальной жизни, поскольку законотворчество объективно не может предусмотреть все нюансы и изменения социальных отношений, не всегда поспевает за этими изменениями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

50- Вопрос. Религиозные правовые системы.

Правовая  система – это совокупность элементов: непосредственно системы права, традиций правового регулирования, правовых учений, доктрин.

Главным критерием  выделения этого типа правовой системы является государственное признание и обеспечение религиозных предписаний. В настоящее время в рамках религиозного типа правовой системы выделяются только две подсистемы — мусульманское и индусское право. К религиозному типу принадлежат правовые системы таких мусульманских стран, как Иран, Ирак, Пакистан, Судан и др., а также индусское право общин Индии, Сингапура, и др. Характерные черты религиозного типа правовой системы:

1) доминирующее место в социальном регулировании занимают не нормы права, а религиозные нормы;

2) источником права выступают священные книги: Коран, Сунна, Иджма, распространяющиеся на мусульман, Шастры, Веды, Законы Ману, действующие в отношении индусов, на основе которых создаются собственно правовые формы в виде толкований и комментариев. 

Религиозно-философские  идеи ислама, индуизма играют роль принципов права.

3) Нормативные  правовые акты (законодательство) имеют вторичное значение. Судебная практика в собственном смысле слова не является источником права;

4) особое место в системе источников права занимают труды ученых-богословов (доктрины), конкретизирующие и толкующие первоисточники и лежащие в основе конкретных решений;

5) правовые нормы не расчленены с нормами религии, а составляют с ними синкретическое единство. Так, норма мусульманского права рассматривается как общеобязательное правило поведения, адресованное мусульманам Аллахом;

6) право не  структурировано, а именно: отсутствует  привычное для романо-германского  типа деление права на частное и публичное, на отрасли и институты. Например, мусульманское право содержит такие структурные общности: правила осуществления религиозных обязанностей, право личного статуса, деликтное право, регулирование имущественных отношений;

7) в правовом регулировании преобладают обязывания, в отличие от систем европейского права, где преобладают дозволения. 

Религиозный тип правовой системы наименее подвержен влияниям извне. Для этого типа правахарактерны стабильность, даже консерватизм, а порой и нетерпимость к иным влияниям. Коран – священная книга мусульман и первый по значению источник мусульманского права, как и всей мусульманской цивилизации. Сунна – своего рода толкование Корана в первые десятилетия после смерти пророка Мухаммеда. Иджма – третий источник МП, с помощью которого искались ответы на вопросы, не разрешенные Кораном и сунной. (согласованное заключение др. юристов). Кияс – решение на аналогии (жизнь пророка – жизнь мусульман).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

51- Вопрос. Позитивистский  тип правопонимания.

Правопонимание — это определённое представление о существе права.

Право в понимании  позитивистов –  это законы, судебные решения, акты государственной власти независимо от содержания. Позитивисты отождествляют право и закон. Сторонники позитивизма предлагают формальные определения права, т.е. сущность явления раскрывается через признаки формы, а содержание формы не имеет значения для понятия права. Позитивисты отрицают право вне закона, отрицают естественное право.

К позитивистскому  типу правопонимания относятся легистское и социологическое понятия права.

1) Создатель легистского позитивизма – в России – Г. Ф. Шершеневич. Он утверждал, что только законодательные тексты, законы - доступные явления для науки и наука может изучать право только как явление доступное познанию. На этом основании легисты делают вывод, что право в научном понимании – это закон. Для понятия права не важны предписания норм, главное – нормы установлены или санкционированы государством. С позиции позитивистов право – это то, что приказывает государство, право продукт законодательной деятельности государства

Таким образом, в легистском позитивизме понятие  права определяется через понятие  государства, без которого с позиции  сторонников подобного правопонимания не может быть и права. Государство  первично, право вторично. Закон и власть могут решить любые общественные проблемы и, более того, законодатель устанавливает общественные отношения, предписывая как все должно быть.

Отрицая естественные и неотчуждаемые права человека (права человека по отношению к  государству), легисты признают основные права и свободы граждан, установленные государством.

Информация о работе Шпаргалка по предмету "Теория государства и права"