Семейное право в римском праве

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 20:14, контрольная работа

Краткое описание

Одним из важнейших социальных институтов является семья. Жизнь каждого человека от момента рождения до смерти проходит в семье. В семье человек получает воспитание, формируется как личность, входит в сложный круг общественных отношений, становится гражданином. Семья становится основой материальной и психологической поддержки человека, нормального развития детей.

Оглавление

Введение
1 Структура римской патриархальной семьи. Отцовская власть. Эмансипация.
2 Способы установления и прекращения брака. Конкубинат. Личные и имущественные
отношения между супругами.
3 Отношения между родителями и детьми. Правовое положение детей. Пекулий и его виды.
Имущественная правоспособность подвластных детей в праве Юстиниана. Узаконение и
усыновление. Прекращение отцовской власти.
4 Опека и попечительство над несовершеннолетними и женщинами.
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Семейное право.doc

— 147.00 Кб (Скачать)

     Брак  (nuptiae, matrimonium) как социально значимый союз мужчины и женщины определяет правовое положение детей, рожденных в этом союзе, имущественные отношения между супругами и их наследственные права. По отношению к этим правам брак предстает юридическим фактом, однако вступление в такой союз зависит от воли будущих супругов и является юридической сделкой.

     Супруги обязаны соблюдать верность друг другу; жена должна жить в месте, где проживает муж; она получает сословие и звание мужа; -   если обиду нанесут жене, то, следовательно, и мужу; один супруг не может предъявлять иск к другому; нельзя принуждать к даче свидетельских показаний одного супруга против другого, жена должна оказывать мужу почтение, муж - защищать жену, следовательно, он может представлять жену на суде.

     От  брака отличается конкубинат, дозволенное законом постоянное (а не случайное) сожительство мужчины и женщины, однако не отвечающее требованиям законного брака. Конкубинат не разделяла социального состояния мужа, дети от конкубины не подлежали отцовской власти.

     Несмотря  на моногамный характер римской семьи, для мужчины в республиканскую эпоху считалось допустимым наряду с браком (matrimonium) с одной женщиной состоять в конкубинате с другой (напротив, всякое сожительство женщины с другим мужчиной, кроме мужа, позволяло в древнереспубликанском праве мужу убить жену).

     Римское право знало три способа установления брака: - confarreatio — это религиозный обряд, название которого произошло от panis farreus — особого хлеба, который вкушали вступающие в брак, а потом приносили его в жертву богу Юпитеру. Церемония совершалась в присутствии жрецов и десяти свидетелей. Это была патрицианская форма брака, недоступная для плебеев. Confarreatio имела важное значение для религиозной жизни римской общины, поскольку высшими жрецами — фламинами Юпитера, Марса и Квирина — могли стать только лица, рожденные в браке, заключенном по этому обряду. Уже в I в. найти таких лиц было затруднительно, поскольку эта форма брака в основном отмерла;

     coemptio — светская форма брака. Будущая супруга приобреталась способом, который напоминал куплю ценных вещей (т. е. рабов, земли, строений). Гай в "Институциях" отмечал, что коэмпция — воображаемая продажа, совершенная путем манципации в присутствии не менее 5 свидетелей. Сoemptio совершалась в манципационной форме (per aes et librat), так что муж (уже после брака) символически покупал жену,  которая таким образом становилась членом его семейства. Обряд в этом случае отличался по форме от манципации рабов, что согласуется с тем, что положение супруги в семействе уподобляется не рабскому, а позиции дочери мужа (filiaeloco). Последнее упоминание о coemptio содержит надпись конца I в. до н. э. Отведение супруги, поступившей во власть мужа, места дочери не означало ее функционального уподобления дочери (и тем более уподобления ее сестре своих детей), но выражало наделениеопределенными правами в соответствии с позицией в структуре семейства ("placuit earn filiae iura mancisci" "установлено, что она получает права дочери");

     usus - приобретательная давность. Если мужчина и женщина сожительствовали в течение целого года и не было препятствий для вступления в брак, то они считались мужем и женой. Законы XII таблиц знают узус, они устанавливают, что женщина может прервать давность. Желая избежать перехода во власть мужа, она должна (могла) была провести три ночи вне дома мужа, тем самым прерывая давность. Переход во власть мужа был, таким образом, естественным следствием состояния в браке. Известная независимость женщины, позволявшая ей по своему желанию покидать дом мужа, предполагает самостоятельность, несовместимую с наличием у мужа владения на нее [3. c-85].

     Рассмотренные три формы римского брака просуществовали  примерно до императорского периода, а потом были вытеснены неформальным браком. Conferreatio, coemptio, usus исчезли, manus не имел значения. Брак стал заключаться путем соглашения без всяких формальностей. Согласие на брак (consensus nuptialis) не следует путать с consensus sponsalicus, т. е. с соглашением о помолвке.

     Для того чтобы брак был действительным, необходимо было соблюсти некоторые условия: -   согласие жениха и невесты, а также домовладыки;

     достижение  брачного возраста (половой зрелости). В Риме браки совершались в раннем возрасте. Для мужчин возраст был установлен в 14 лет, а для женщин — 12;

     правильный  брак (iustum matrimonium) мог быть заключен только между лицами, находящимися в здравом рассудке; управомочение на вступление в брак — ius conubii. Первые два условия являлись абсолютными, а наличие ius conubii — относительным.  Абсолютные условия  были  необходимы для действительности любого брака, то ли основанного на ius civile, то ли на ius dentium. Ius conubii было непременным условием для заключения брака на основе ius civile (права цивильного).

     До  издания закона Канулея (445 г. до н. э.) запрещались браки между патрициями и плебеями. Не разрешались браки между римскими гражданами и Перегринами. Были невозможны браки среди близких родственников (между дядей и племянницей, тетей и племянником, опекуном и подопечной).

     Заключению  брака предшествовала помолвка — sponsaliae. В классический период помолвка оказывала лишь моральное давление на жениха (sponsus) и невесту (sponsa), принцип свободы брака считался первостепенным. Помолвка уже в конце предклассического периода могла быть заключена в свободной форме, одним согласием ('nudo consensu").

     В постклассический период под влиянием христианства и семитской практики покупки невесты помолвка вновь приобретает обязательственный характер и сопровождается внесением задатка (а/то sponsalicid), который терялся женихом в случае отказа вступать в брак, а невеста или ее отец при нарушении обещания отвечали в четырехкратном размере суммы полученного задатка.

     Брак  между родственниками (incestae et nefariae nuptiae) — преследовался как уголовное преступление, причем само это преступление (incestum) считалось обоюдным. Запрет брака между родственниками по прямой линии, как и между свойственниками по прямой линии (например, свекор и бывшая невестка) был очень прочен.

     В римском праве брак прекращался:

  • смертью одного из супругов;
  • утратой свободы одним из супругов;
  • утратой гражданства;

     -   утратой семейного статуса;

     -  разводом.

     Смерть  всегда была достаточным основанием для прекращения брака. К ней  приравнивалось безвестное отсутствие супруга.

     Утрата свободы и гражданства одним из супругов также приводила к прекращению брака, поскольку рабы и неграждане Рима не имели ius conubii. Изменение семейного состояния вело к разрыву брачных уз; например, домовладыка усыновлял мужа своей дочери, не освободив ее от patria potestas.

     Брак  прекращался также по воле супругов — посредством развода (divortium). Формальное заявление о расторжении брака - repudium -могло быть направлено через вестника (nuntium mittere, remittere), письмом (libelium) или объявлено супругу лично в присутствии семи свидетелей. Последнее требование было введено законом Августа о супружеской измене (Lex Tulia de adulteriis) и, возможно, предусматривалось только в тех случаях, когда брак прекращался из-за неверности супруги, поскольку продолжение такого брака стало наказуемым для мужа.

     Нередко брак расторгался только потому, что  объективные обстоятельства не позволяли его продолжать должным образом: возведение мужа в жреческий сан, поступление на военную службу, болезнь. Естественной причиной развода считалось бесплодие жены. В то же время принципом римского права выступала свобода развода.

     Возможность неформального развода по первому  желанию любого из супругов ставила проблему понимания воли в случае семейных ссор или длительной разлуки, В первом случае скорое возвращение в семью или смена намерения позволяли считать, что ссора не была разводом, даже если в пылу гнева последовало заявление о прекращении брака. Даже длительная разлука сама по себе не считалась разводом, если намерение расторгнуть брак не было выказано, хотя бы на уровне поведения.

     Как уже было отмечено, в римском праве  свобода развода была одним из принципов семейного права. Вступление во второй брак после прекращения первого не встречало препятствий, только вдова должна была соблюсти так называемый "траурный год".

     При свободном браке, который восторжествовал  в императорском Риме, развод происходил без всякого вмешательства гражданских и религиозных властей. Дигесты указывают на некоторые тонкости при разводе: рекомендуется обращать внимание на характер воли разводящихся супругов. То есть при разводе надо учитывать намерения сторон, нельзя допускать скоропалительных решений о разводе, он должен быть велением души.

     Римское право, допуская свободу развода, пытается ее ограничить, устанавливая штраф для супругов, давших основания для расторжения брака. Виновная жена лишалась приданого, а виновный муж не мог требовать donatio propter nuptiaS (дарение жениха невесте). Таким образом, дарение невесте и приданое служили своеобразным залогом, обеспечивающим стабильность брака. 

     Личные  и имущественные  отношения между  супругами.

     Действительный  брачный союз предполагал взаимные права и обязанности супругов как личного, так и имущественного характера. Неравенство партнеров внутри римского брака выражалось в том, что на жену приходилось по преимуществу требования обязательного характера, тогда как мужу предоставлялись значительные права в отношении жены.  
Личные и имущественные отношения между супругами были глубоко различны в браке. 
В браке cum manu жена, став юридически чужой своей старой семье, подчинена власти мужа, которая в принципе не отличается от patria potestas отца над своими детьми. Муж может истребовать покинувшую дом жену при помощи иска, подобного виндикации. Он может продать ее в кабалу, вправе наложить на нее любое наказание вплоть до лишения ее жизни. Так же, как рабы и дети, жена лишена правоспособности в области имущественных отношений. Все имущество жены и ее, условно, рабочая сила с абсолютностью переходили к мужу, становились в момент заключения брака достоянием мужа. Все, чем она будет обладать за время брака, принадлежит мужу. Столь бесправное положение жены смягчалось римскими обычаями и традициями в области семейных отношений. Например, обычаи обязывали мужа не налагать на жену наказаний, не выслушав совета родственников по этому вопросу. 
 Брак sine manu не менял юридического положения жены. Она остается in patria potestate, если была подчинена отцовской власти до брака. В случае, если она была до вступления в брак persona sui iuris, то и после брака она остается лицом своего права. Понятно, что и имущество, принадлежащее ей до брака, если она была persona sui iuris, остается ее имуществом, а все, что она приобретает в браке, принадлежит ей самой. То есть в браке sine manu действовал принцип раздельности имуществ. Издержки совместной жизни ложатся на мужа, но он вправе распоряжаться доходом, который приносит имущество жены. Однако муж не имел права отчуждать это имущество без специального разрешения супруги или ее прежнего домовладыки. Прежние родственники имели право не только предъявить мужу требования о восстановлении имущества, но даже иски по поводу злоупотреблений в управлении им. Жена вправе вступить с мужем в любую имущественную сделку. Воспрещены были лишь дарения между супругами. Как не обладающая ius commercii, она не могла самостоятельно распоряжаться своим имуществом в хозяйственном отношении. За женой сохранялось пассивное право выступать участницей цивильного оборота. Ответственность возлагалась на супругов раздельно, за исключением случаев конфискации имущества по уголовным преступлениям. Заметим, что с течением времени эта полная юридическая разобщенность супругов в браке sine manu начинает смягчаться как в личных, так и имущественных отношениях.  
 Независимо от формы брака на особом правовом положении находились две категории брачных имуществ: приданное (dos) и брачные дары (dos propter nuptias). 
 В древнереспубликанский период, когда браки почти всегда были cum manu, специальной регламентации правового положения приданного не было. Потому, если не было особого соглашения по этому вопросу, то приданное не выделялось из всего остального имущества, приносимого женой и поступало в собственность мужа. По мере утверждения браков sine manu для приданного как имущества, передаваемого мужу, был установлен особый правовой режим. Примерно за 2 века до н.э. стало входить в правило заключать устное соглашение, по которому муж принимал обязательство возвратить приданное в случае прекращения брака. 
 В классический период приданое получает специальную регламентацию. О. Омельченко утверждает, что существовал особый документ о передаче приданого, который должен был содержать условия и оговорки относительно судьбы приданого при прекращении брака. В случае прекращения брака приданое подлежит возврату. Если при установлении брака было заключено по этому поводу соглашение, на его основе и давался иск о возврате приданого. Это был строгий иск, и муж возвращал приданое безусловно и в полном объеме. Если специального соглашения не было, претор давал жене иск. Это был иск bonae fidei; он давался жене, но не ее наследникам, и муж имел право удержать известную ему долю на содержание оставшихся при нем детей и прочие нужды.  
 При Юстиниане привила о возврате приданого были упрощены через объединение двух ранее названных исков. Теперь независимо от того, было ли заключено соответствующее соглашение, жена и ее наследники получают теперь иск о возвращении приданого, по которому приданое передается полностью, но за вычетом суммы необходимых издержек. 
Брачные дары представляли собой как бы «приданое наоборот», это был подарок жене от мужа соответственно с их общественным положением в ходе заключения брака, которым супруга как бы обеспечивалась на случай вдовства. Делать брачные дары требовали правила общественного приличия, хотя стороны не могли заявлять претензии об отсутствии таковых.

     3  Отношения между  родителями и детьми. Правовое положение детей. Пекулий и его виды. Имущественная правоспособность подвластных детей в праве Юстиниана. Узаконение и усыновление. Прекращение отцовской власти.  

     Для отношений родителей и детей  в римской семье характерна практически  безграничная власть отца над детьми. Правовые отношения между матерью и ее детьми также существовали (хотя мать никакой власти над детьми не имела), но всецело зависели от формы брака. При браке с мужней властью мать разделяла положение своих детей, находилась (как и ее дети) под властью мужа или его домовладыки, если муж сам находился под его властью. Наравне с детьми она наследовала после смерти мужа, дети - после смерти матери, мать - после детей. В качестве агнатов взрослые сыновья осуществляли опеку над матерью после смерти мужа.

     При браке без мужней власти мать в  раннереспубликанский период с детьми практически не была связана. Она оставалась агнаткой своих кровных родственников - родителей, братьев, сестер и не являлась, с точки зрения права, членом семьи мужа. Отсюда и различные правила наследования - жена не могла быть наследницей после мужа и своих детей, так же как и они после нее.

     Утверждение кровной семьи четче определяет права матери. Со временем она получает право на совместное проживание со своими несовершеннолетними детьми в случае развода с их отцом, на алименты от детей. Детям запрещается предъявлять к матери порочащие ее иски, вообще привлекать к суду без разрешения магистрата. Расширяется взаимное наследование детей и матери.

     Отношения отца и детей. Стержнем взаимоотношений родителей и детей была отцовская власть. Ни одна правовая культура не знала столь неприкрыто выраженного господства отца над детьми.

     Мать  ребенка всегда известна, даже если она зачала вне брака. Отцом же ребенка принято считать того, кто состоит в браке с матерью ребенка. Это юридическая презумпция - положение, не требующее доказательства.

     Кроме рождения детей в законном браке  отцовская власть могла быть установлена  путем узаконения или усыновления.

     Узаконение - установление отцовской власти над собственными детьми отца, рожденными вне брака. Так, отец мог признать своими детей, рожденных в конкубинате. Узаконение производилось в специально установленной форме.

     Усыновление - установление отцовской власти над  чужими детьми, с которыми отец кровными узами не связан. Усыновление осуществлялось в форме или аррогации (arrogatio), или адопции (adoptio). Аррогация применялась для усыновления лиц своего права, т.е. совершеннолетних и обладающих правовой самостоятельностью, адопция - для лиц чужого права, т.е. находящихся под властью домовладыки. Отсюда и различные формальные акты усыновления. Со временем формализм усыновления был в значительной мере упрощен и его можно было произвести простым заявлением перед судом или императором.

Информация о работе Семейное право в римском праве