Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 20:14, контрольная работа
Одним из важнейших социальных институтов является семья. Жизнь каждого человека от момента рождения до смерти проходит в семье. В семье человек получает воспитание, формируется как личность, входит в сложный круг общественных отношений, становится гражданином. Семья становится основой материальной и психологической поддержки человека, нормального развития детей.
Введение
1 Структура римской патриархальной семьи. Отцовская власть. Эмансипация.
2 Способы установления и прекращения брака. Конкубинат. Личные и имущественные
отношения между супругами.
3 Отношения между родителями и детьми. Правовое положение детей. Пекулий и его виды.
Имущественная правоспособность подвластных детей в праве Юстиниана. Узаконение и
усыновление. Прекращение отцовской власти.
4 Опека и попечительство над несовершеннолетними и женщинами.
Заключение
Список литературы
Министерство образования и науки Республики Казахстан
Инновационный
Евразийский университет
Кафедра «Теории и истории государства и права»_
(наименование
кафедры)
КОНТРОЛЬНАЯ
РАБОТА
Учебная
дисциплина:
«Римское право»___
_
___
Номер
варианта контрольной
работы:__№5___________________
Ф.И.О.
студента и № группы:_Колтаева
С.М. ЗЮ-13 ВВ_________
Наименование
специальности:
Юриспруденция_______________
Номер
зачетной книжки:__№_102910315__________
Дата
регистрации кафедрой
и номер____«____»________ __2010
г.
Проверил:_____________________
(фамилия,
имя, отчество)
Павлодар,
2010 г
План
Введение
1 Структура римской патриархальной семьи. Отцовская власть. Эмансипация.
2 Способы установления и прекращения брака. Конкубинат. Личные и имущественные
отношения между супругами.
3 Отношения между родителями и детьми. Правовое положение детей. Пекулий и его виды.
Имущественная правоспособность подвластных детей в праве Юстиниана. Узаконение и
усыновление. Прекращение отцовской власти.
4 Опека и попечительство над несовершеннолетними и женщинами.
Заключение
Список литературы
Одним
из важнейших социальных институтов является
семья. Жизнь каждого человека от момента
рождения до смерти проходит в семье. В
семье человек получает воспитание, формируется
как личность, входит в сложный круг общественных
отношений, становится гражданином. Семья
становится основой материальной и психологической
поддержки человека, нормального развития
детей. Семья обеспечивает преемственность
культурного наследия, в ее недрах закладываются
и практически реализуются подлинные
общественные ценности, нормы поведения.
Здоровье, процветание семьи - гарантия
спокойствия общества, стабильности и
развития государства.
В
юридическом смысле семья - это круг лиц
взаимные права и обязанности, которых
возникают в связи с кровным родством,
вступлением в брак, усыновлением (удочерением
или иной формы принятия на воспитание).
Государство
признает ценность семьи, ее роль в общественном
развитии и формировании личности и всеми
доступными средствами способствует ее
укреплению. Основой регулирования семейных
отношений являются нормы морали. Но наряду
с нормами морали для укрепления семьи
используется и закон. Закон дает возможность
принудить к исполнению семейного долга
тех, кто забывает о нем, пренебрегает
своими обязанностями, утратил чувство
ответственности за своих близких.
Особое
место всегда занимали правовые нормы,
и прежде всего закон. Доминирующее положение
среди правовых норм, призванных защитить
семью, имеют нормы семейного законодательства,
направленные на ее укрепление, установление
в семье таких отношений, при которых нашли
бы свое полное удовлетворение интересы
личности и были созданы необходимые условия,
обеспечивающие достойную жизнь и свободное
развитие каждого члена семьи, воспитание
детей. Римское право, являясь предельным
выражением индивидуализма и наибольшей
свободы личности, свободы собственности,
легло в качестве фундамента для правового
развития всех народов Западной Европы.
Оно явилось базисом, на котором веками
формировалась юридическая, мысль, правовой
системой, в которой основные юридические
институты и понятия нашли себе наиболее
чистое от всяких случайных и национальных
окрасок, выражение, Римское право и его
история изучаются повсеместно.
1 Структура римской
патриархальной семьи.
Отцовская власть. Эмансипация.
С древнейших времен римская семья была моногамной и патриархальной. Как устойчивое объединение она возникает с разложением родового строя. Первая историческая форма моногамии уже основана на власти отца семейства.
Семья
- это основанное на браке или
кровном родстве небольшое
Таким образом, по семейному положению римские граждане делились, как уже отмечалось, на лиц своего права (persona sui juris) и лиц чужого права (persona alieni juris). К первым относились домовладыки, ко вторым - остальные члены семьи, так называемые подвластные. Для полной гражданской правоспособности требовалось, чтобы лицо занимало в семье независимое, самостоятельное положение, т.е. ею обладали только домовладыки. Их сыновья независимо от возраста, семейного и общественного положения при жизни отца или деда всегда были подвластными с весьма ограниченной гражданской правоспособностью. Они не могли первоначально быть собственниками имущества. Приобретенное ими имущество автоматически становилось собственностью домовладыки. Подвластные могли заключать гражданско-правовые сделки только от имени и в пользу домовладыки, власть которого над семьей практически не ограничивалась. Он был единственным носителем и имущественных прав в семье.
Семья, основанная на подчинении власти домовладыки, называлась агнатской. Все подвластные, подчиненные власти одного домовладыки, считались родственниками, т.е. агнатами. Кровная связь в то время не имела правового значения. Поэтому девушка, вышедшая замуж и перешедшая жить в семью мужа, занимала в ней положение дочери его родителей, т.е. становилась сестрой братьев и сестер мужа, утрачивая при этом родственные связи с кровными родителями со всеми вытекающими из этого последствиями (например, она уже не могла стать наследницей после их смерти). Агнатское родство сохранялось и после смерти домовладыки.
Агнаты могли быть связаны между собой и кровной связью, как например, отец и дети, но юридическое значение имело лишь подчинение власти домовладыки. При этом агнатское родство определялось только по мужской линии, поскольку речь идет о подчинении власти отца семейства. Потомство детей также становилось агнатами своего домовладыки. Родство агнатов различалось по линиям и степеням. Агнаты одного общего предка были родственниками по боковой линии, а последовательно один от другого - родственниками по прямой линии.
После смерти домовладыки его взрослые сыновья становились носителями власти в семье, а жены и дети подпадали под их владычество. Однако при этом свободный от отцовской власти римский гражданин, даже не имеющий семьи, считался домовладыкой.
Между тем развитие производительных сил активизирует гражданский оборот, рост частной собственности, что, в свою очередь, приводит к зарождению новой когнатской (кровной) семьи. Производство материальных благ в большем количестве, чем могут потребить их производители, порождает стремление родителей закрепить накопленное на протяжении жизни имущество за кровными потомками, прежде всего детьми. Агнатское родство противоречило естественному желанию родителей оставить наследство своим кровным детям, которые стали агнатами другого домовладыки. Постепенно римляне отдают предпочтение кровному родству, послужившему основой новой, когнатской семьи, связывающей группу людей кровными узами.
Некоторое время эти два вида семьи существовали параллельно, однако когнатская семья в новых условиях вытеснила агнатскую.
Когнатская семья и когнатское родство пережили древнеримское государство. Кровное родство и сейчас лежит в основе семейно-правовых отношений. Оно также определяется по линиям и степеням. Различают две линии - прямую и боковую. Прямая делится на восходящую и нисходящую. Если родственники происходят последовательно один от другого (отец, сын, внук, правнук и т.д.), то это родственники по прямой линии. Родственники, от которых произошло конкретное лицо, называются родственниками по прямой восходящей линии (отец, дед, прадед, мать, бабушка, прабабушка и т.д.). Родственники, которые произошли от данного конкретного лица, составляют прямую нисходящую линию (дети, внуки, правнуки). Родственники, которые произошли от; одного общего предка, являются родственниками по боковой линии.
Родственники жены, с одной стороны, и родственники мужа, с другой, являются между собой свояками. Братья и сестры, которые имеют общего отца и общую мать, называются полнородными братьями и сестрами. Братья и сестры, которые имеют общую мать и разных отцов, называются единоутробными. Если же у них общий отец, но разные матери, то они - единокровные. Те и другие называются неполнородными братьями и сестрами [1.c-135].
Характерные
особенности римской семьи
Самостоятельным лицом в Римской семье, как упоминалось выше, был только отец; сыновья и дочери были лицами чужого права.
Подвластный сын имеет в области публичного права стоит (если он взрослый) наряду с отцом, может занимать публичные должности. Но в семье он всецело подчинен отцовской власти, притом независимо от возраста, и даже когда он уже состоит в браке и, быть может, имеет своих детей. Власть над детьми принадлежит именно отцу, а не обоим родителям.
Отцовская власть возникает с рождением сына или дочери от данных родителей, состоящих в законном браке, а также путем узаконения или усыновления.
Всякий ребенок, рожденный замужней женщиной, считался сыном или дочерью ее мужа, пока не будет доказано противное.
Отцовская власть прекращается: а) смертью домовладыки (лица, состоящие под властью не непосредственно, например, внуки при живом их отце, со смертью домовладыки поступают под власть того, кто стоял между домовладыкой и подвластным; в данном примере — под властью отца); б) смертью подвластного (достижение совершеннолетия не прекращало отцовской власти); в) утратой свободы или гражданства домовладыкой или подвластным; г) лишением домовладыки прав отцовской власти (за то, что он оставил подвластного без помощи, и т.п.); д) приобретение подвластным некоторых почетных званий.
Отцовская власть прекращалась также эманципацией подвластного, т.е. освобождением из под власти по воле домовладыки и с согласия самого подвластного. В праве юстинианового времени эманципация совершалась: а) получением императорского рескрипта, заносившегося в протокол суда; б) заявлением домовладыки, также заносившемся в судебный протокол; в) фактическим предоставлением в течение продолжительного времени самостоятельного положения подвластному [2. c-85].
Эманципация
могла быть отменена ввиду неблагодарности
эманципированного в отношении прежнего
домовладыки, например нанесения тяжких
обид.
2
Способы установления
и прекращения
брака. Конкубинат.
Личные и имущественные
отношения между
супругами.