Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2015 в 23:29, курсовая работа
Задачи :
изучение понятия и содержания конституционной формулы светского характера; изучение правового регулирования свободы совести; изучение правового статуса религиозных объединений и вопросы его укрепления; анализ нормативно- правовой базы; ознакомление с судебной практикой.
Для России характерно отделение религиозных объединений от государства; отсутствие государственной или общеобязательной религии; равенство религиозных объединений перед законом; свобода совести; равенство прав и свобод граждан независимо от отношения к
- по решению их учредителей или органа, уполномоченного на то уставом религиозной организации;
- по решению суда в случае неоднократных или грубых нарушений норм Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона и иных федеральных законов
- в случае систематического осуществления религиозной организацией деятельности, противоречащей целям ее создания (уставным целям).
- В случае неоднократного непредставления религиозной организацией в установленный срок обновленных сведений, необходимых для внесения изменений в единый государственный реестр юридических лиц религиозная организация может быть ликвидирована по решению суда.
Основаниями для ликвидации и запрета на деятельность религиозной организации или религиозной группы являются:
- нарушение общественной безопасности и общественного порядка;
- действия, направленные на осуществление экстремистской деятельности;
- принуждение к разрушению семьи;
- посягательство на личность, права и свободы граждан;
- нанесение
установленного в соответствии
с законом ущерба
- склонение
к самоубийству или к отказу
по религиозным мотивам от
оказания медицинской помощи
лицам, находящимся в опасном
для жизни и здоровья
- воспрепятствование получению обязательного образования;
- принуждение
членов и последователей
- воспрепятствование
угрозой причинения вреда
- побуждение
граждан к отказу от
Государственная регистрация религиозной организации в связи с ее ликвидацией осуществляется в срок не более чем десять рабочих дней со дня представления всех оформленных в установленном порядке документов.
Правоспособность ликвидируемой религиозной организации как юридического лица прекращается, а имущество указанной религиозной организации распределяется в соответствии с ее уставом и гражданским законодательством Российской Федерации.
Несмотря на вышеприведенные правовые нормы, практика показывает, что в российском уголовном законодательстве в сфере государственно-религиозных отношений имеются пробелы. Об этом говорят многие факты. Например, в сети Интернет сейчас насчитывается более 130 русскоязычных сайтов по сатанизму и оккультизму, в которых подробно описывается технология человеческих жертвоприношений. Следует отметить, что в Уголовном кодексе нет даже понятия «ритуальное убийство», на что справедливо указывает архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн17.
Было бы юридически обоснованно ввести такую категорию в уголовное законодательство, как «манипуляция сознанием», что, к примеру, сделали во Франции.
Основой конфликтов между властными инстанциями и верующими чаще является не отсутствие соответствующей правовой базы или ее недостатки, а проблемы с применением права (неисполнение действующих законов и неправильная трактовка норм права).
Все это приводит к излишним осложнениям в отношениях с верующими.
«Так, летом 2003 года в г. Лиски Воронежской области сотрудниками муниципальных служб и милиции была насильно прекращена акция-концерт «Ты - не мишень для наркотиков», проводимая Центром Духовного служения христиан веры евангельской.
О проведении мероприятия заранее была извещена районная и городская администрация. В день открытия программы организаторам было вручено предписание городской администрации о демонтаже и переносе шатра и палатки, в которых уже проводились мероприятия с участием 80 человек.
Представители городской власти с помощью муниципальных служб и милиции начали разбирать палатки, что вызвало противодействие со стороны верующих. Несколько человек было избито, некоторые граждане были задержаны и направлены в отделение милиции»18.
Проблемы вызывают также и решения по вопросам безвозмездной передачи религиозным организациям в собственность для использования в функциональных целях культовых зданий и сооружений с относящимися к ним земельными участками и иного имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности.
Не менее острой проблемой является строительство или переоборудование зданий под молитвенные цели для нужд религиозных объединений.
Заключение
Россия провозглашена светским государством и характеризуется равноправием людей вне зависимости от отношения к религии и равенства религиозных объединений.
Гарантиями светскости государства являются конституционные нормы об отсутствии государственной или обязательной религии, отделении религиозных объединений от государства и равенстве их перед законом. Отделение церкви (религиозных объединений) от государства явилось важнейшим этапом на пути становления светского государства. Также крайне важен третий элемент светскости, который упоминается в российской Конституции, - равенство религиозных объединений перед законом.
Именно принцип равенства религиозных объединений перед законом создает конституционное нормативное основание для взаимоотношений государства и религиозных объединений. Принцип равенства заключается в следующем: все религиозные объединения обладают равными правами на территории Российской Федерации, зафиксированными в законодательстве; все религиозные объединения несут одни и те же обязанности, предусмотренные законодательством; религиозные объединения несут идентичную юридическую ответственность за совершение аналогичных правонарушений. Конституция РФ устанавливает, что все равны перед законом и судом независимо от отношения к религии и убеждений, следовательно, принцип формального равенства устанавливается как на индивидуальном (равенство граждан), так и на коллективном уровне (равенство объединений граждан).
К сожалению, в современной действительности иногда происходят коллизии, свидетельствующие о нарушениях указанных требований. Например, становится нормой участие священнослужителей в различных светских мероприятиях, а также публичное осуществление государственными деятелями религиозных обрядов и церемоний. Безусловно, должностные лица могут исповедовать любое учение в частном порядке. Но когда на государственных телевизионных каналах, финансируемых из бюджетных средств, периодически транслируются православные богослужения с участием представителей государственной власти, в массовом сознании создается впечатление, что профессиональная деятельность чиновников наделяется каким-то сакральным смыслом.
Таким образом, проблемы свободы совести и вероисповедания в России теснейшим образом взаимосвязаны с политическими, правовыми и нравственными процессами, происходящими в обществе. Это логично объясняется с юридической точки зрения: при новой государственной власти появляется новое право, обеспечивающее юридический механизм действия государственных и общественных институтов на основе норм отечественного права и международно-правовых норм и стандартов при приоритете последних, обеспечивающих права и свободы человека и гражданина, их соблюдение и защиту, независимо от религиозной и иной принадлежности.
Нормативно правовые акты
Список использованных источников
Размещено на Allbest.ru
1 Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право Российской Федерации.- М. - Юристъ.- 2012. -с. 8.
2 Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право Российской Федерации. М. Юристъ. 2012. –с. 9.
3 Конституционное право России: Учебник / Под ред. А.Е. Постникова. М., 2014. -с. 74.
4 Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник. М., 2014. -с. 126.
5 Арутюнян Г.Г. Конституционное право: Энциклопедический словарь. М., 2013. -с. 336.
6 Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 г. // Собрание законодательства РФ. 1997. № 39. Ст. 4465; 2000. № 14. Ст. 1430.-ст.4.
7 Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993г. // Российская газета. 1993. 25 декабря. – ст.28.
8 Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26 сентября 1997г. // Собрание законодательства РФ. 1997. № 39. Ст. 4465; 2000. № 14. Ст. 1430.-Преамбула.
9 Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26 сентября 1997г. // Собрание законодательства РФ. 1997. № 39. Ст. 4465; 2000. № 14. Ст. 1430.-ст.4.
10 Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.-ст.148.
11 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ 2002. № 1 (часть I) ст. 1.-ст.5.26.
12 Мартынов Б.С. Правовое положение Русской православной церкви и религиозных организаций в Российской Федерации//История государства и права. 2011. № 14.-с.12.
13 Русская православная церковь и право: Комментарий / Отв. ред. М.В. Ильичев. М.: Издательство «Бек», 1999. -с. 23.
14 Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26 сентября 1997г. // Собрание законодательства РФ. 1997. № 39. Ст. 4465; 2000. № 14. Ст. 1430.-ст.6.
15 Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26 сентября 1997г. // Собрание законодательства РФ. 1997. № 39. Ст. 4465; 2000. № 14. Ст. 1430.-ст.7.
16 Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26 сентября 1997г. // Собрание законодательства РФ. 1997. № 39. Ст. 4465; 2000. № 14. Ст. 1430.-ст.8.
17 Миссионерское обозрение. 2010. № 1 (87). январь. -с. 3.
18 Комментарий к Федеральному закону «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26 сентября 1997г. М. Юрист. 2010.