Россия как светское государство

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2015 в 23:29, курсовая работа

Краткое описание

Задачи :
изучение понятия и содержания конституционной формулы светского характера; изучение правового регулирования свободы совести; изучение правового статуса религиозных объединений и вопросы его укрепления; анализ нормативно- правовой базы; ознакомление с судебной практикой.
Для России характерно отделение религиозных объединений от государства; отсутствие государственной или общеобязательной религии; равенство религиозных объединений перед законом; свобода совести; равенство прав и свобод граждан независимо от отношения к

Файлы: 1 файл

курсовая готова конститу2.doc

— 181.50 Кб (Скачать)

- по решению их учредителей или органа, уполномоченного на то уставом религиозной организации;

- по решению суда в случае неоднократных или грубых нарушений норм Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона и иных федеральных законов

- в случае систематического осуществления религиозной организацией деятельности, противоречащей целям ее создания (уставным целям).

- В случае неоднократного непредставления религиозной организацией в установленный срок обновленных сведений, необходимых для внесения изменений в единый государственный реестр юридических лиц религиозная организация может быть ликвидирована по решению суда.

Основаниями для ликвидации и запрета на деятельность религиозной организации или религиозной группы являются:

- нарушение  общественной безопасности и  общественного порядка;

- действия, направленные на осуществление  экстремистской деятельности;

- принуждение  к разрушению семьи;

- посягательство  на личность, права и свободы  граждан;

- нанесение  установленного в соответствии  с законом ущерба нравственности, здоровью граждан, в том числе  использованием в связи с их  религиозной деятельностью наркотических  и психотропных средств, гипноза, совершением развратных и иных противоправных действий;

- склонение  к самоубийству или к отказу  по религиозным мотивам от  оказания медицинской помощи  лицам, находящимся в опасном  для жизни и здоровья состоянии;

- воспрепятствование  получению обязательного образования;

- принуждение  членов и последователей религиозного  объединения и иных лиц к  отчуждению принадлежащего им  имущества в пользу религиозного  объединения;

- воспрепятствование  угрозой причинения вреда жизни, здоровью, имуществу, если есть опасность реального ее исполнения, или применения насильственного воздействия, другими противоправными действиями выходу гражданина из религиозного объединения;

- побуждение  граждан к отказу от исполнения  установленных законом гражданских  обязанностей и совершению иных противоправных действий.

Государственная регистрация религиозной организации в связи с ее ликвидацией осуществляется в срок не более чем десять рабочих дней со дня представления всех оформленных в установленном порядке документов.

Правоспособность ликвидируемой религиозной организации как юридического лица прекращается, а имущество указанной религиозной организации распределяется в соответствии с ее уставом и гражданским законодательством Российской Федерации.

Несмотря на вышеприведенные правовые нормы, практика показывает, что в российском уголовном законодательстве в сфере государственно-религиозных отношений имеются пробелы. Об этом говорят многие факты. Например, в сети Интернет сейчас насчитывается более 130 русскоязычных сайтов по сатанизму и оккультизму, в которых подробно описывается технология человеческих жертвоприношений. Следует отметить, что в Уголовном кодексе нет даже понятия «ритуальное убийство», на что справедливо указывает архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн17.

Было бы юридически обоснованно ввести такую категорию в уголовное законодательство, как «манипуляция сознанием», что, к примеру, сделали во Франции.

Основой конфликтов между властными инстанциями и верующими чаще является не отсутствие соответствующей правовой базы или ее недостатки, а проблемы с применением права (неисполнение действующих законов и неправильная трактовка норм права).

Все это приводит к излишним осложнениям в отношениях с верующими.

«Так, летом 2003 года в г. Лиски Воронежской области сотрудниками муниципальных служб и милиции была насильно прекращена акция-концерт «Ты - не мишень для наркотиков», проводимая Центром Духовного служения христиан веры евангельской.

О проведении мероприятия заранее была извещена районная и городская администрация. В день открытия программы организаторам было вручено предписание городской администрации о демонтаже и переносе шатра и палатки, в которых уже проводились мероприятия с участием 80 человек.

Представители городской власти с помощью муниципальных служб и милиции начали разбирать палатки, что вызвало противодействие со стороны верующих. Несколько человек было избито, некоторые граждане были задержаны и направлены в отделение милиции»18.

Проблемы вызывают также и решения по вопросам безвозмездной передачи религиозным организациям в собственность для использования в функциональных целях культовых зданий и сооружений с относящимися к ним земельными участками и иного имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности.

Не менее острой проблемой является строительство или переоборудование зданий под молитвенные цели для нужд религиозных объединений.

 

 

Заключение

 

Россия провозглашена светским государством и характеризуется равноправием людей вне зависимости от отношения к религии и равенства религиозных объединений.

Гарантиями светскости государства являются конституционные нормы об отсутствии государственной или обязательной религии, отделении религиозных объединений от государства и равенстве их перед законом. Отделение церкви (религиозных объединений) от государства явилось важнейшим этапом на пути становления светского государства. Также крайне важен третий элемент светскости, который упоминается в российской Конституции, - равенство религиозных объединений перед законом.

Именно принцип равенства религиозных объединений перед законом создает конституционное нормативное основание для взаимоотношений государства и религиозных объединений. Принцип равенства заключается в следующем: все религиозные объединения обладают равными правами на территории Российской Федерации, зафиксированными в законодательстве; все религиозные объединения несут одни и те же обязанности, предусмотренные законодательством; религиозные объединения несут идентичную юридическую ответственность за совершение аналогичных правонарушений. Конституция РФ устанавливает, что все равны перед законом и судом независимо от отношения к религии и убеждений, следовательно, принцип формального равенства устанавливается как на индивидуальном (равенство граждан), так и на коллективном уровне (равенство объединений граждан).

К сожалению, в современной действительности иногда происходят коллизии, свидетельствующие о нарушениях указанных требований. Например, становится нормой участие священнослужителей в различных светских мероприятиях, а также публичное осуществление государственными деятелями религиозных обрядов и церемоний. Безусловно, должностные лица могут исповедовать любое учение в частном порядке. Но когда на государственных телевизионных каналах, финансируемых из бюджетных средств, периодически транслируются православные богослужения с участием представителей государственной власти, в массовом сознании создается впечатление, что профессиональная деятельность чиновников наделяется каким-то сакральным смыслом.

Таким образом, проблемы свободы совести и вероисповедания в России теснейшим образом взаимосвязаны с политическими, правовыми и нравственными процессами, происходящими в обществе. Это логично объясняется с юридической точки зрения: при новой государственной власти появляется новое право, обеспечивающее юридический механизм действия государственных и общественных институтов на основе норм отечественного права и международно-правовых норм и стандартов при приоритете последних, обеспечивающих права и свободы человека и гражданина, их соблюдение и защиту, независимо от религиозной и иной принадлежности.

 

 

Нормативно правовые акты

 

  1. Конституция Российской Федерации // Российская газета от 25.12.1993, № 237.
  2. «Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека» (заключена в Минске 26.05.1995) (вместе с «Положением о Комиссии по правам человека Содружества Независимых Государств», утв. 24.09.1993) // «Российская газета», №120, 23.06.1995.
  3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (действующая редакция от 02.05.2015) (КоАП РФ) // Собрание законодательства РФ 2002. № 1 (часть I) ст. 1.
  4. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.
  5. Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 г. // Собрание законодательства РФ. 1997. № 39. Ст. 4465; 2000. № 14. Ст. 1430.
  6. Федеральный закон от 27.05.1998 №76-ФЗ (ред. от 20.04.2015, с изм. от 04.06.2014) «О статусе военнослужащих» (принят ГД ФС РФ 06.03.1998) // Собрание законодательства РФ/ №22/01.06.1998. Cт. 2331.

 

Список использованных источников

 

  1. Арутюнян Г.Г. Конституционное право: Энциклопедический словарь. М., 2013.
  2. Конституционное право России: Учебник / Под ред. А.Е. Постникова. М., 2011.
  3. Комментарий к Федеральному закону «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26 сентября 1997г. М. Юрист. 2012.
  4. Мартынов Б.С. Правовое положение Русской православной церкви и религиозных организаций в Российской Федерации//История государства и права. 2011. № 14.
  5. Миссионерское обозрение. 2013. № 1 (87). Январь.
  6. Русская православная церковь и право: Комментарий / Отв. ред. М.В. Ильичев. М.: Издательство «Бек», 2041.
  7. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник для вузов. 6-е изд. изм. и доп. - М.: Норма, 2014.
  8. Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право Российской Федерации.- М. - Юристъ.- 2012.
  9. Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под общ. ред. В.Д. Карповича. 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Юрайт-М; Новая правовая культура, 2014.
  10. Конституционное право России / Под ред. д.ю.н., проф. Г.Н. Комковой. Москва. Юристъ. 2012.
  11. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право Российской Федерации. - М.: Юристъ, 2012.
  12. Конституция РФ. Научно-практический комментарий/ Под ред. и со вступительной статьей академика Топорина Б.Н.- М.: Юристъ, 2013.
  13. Коряковцев В.В., Питулько К.В. Комментарий к Уголовному кодексу РФ. – СПб.: Питер, 2014.
  14. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. - 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ. 2014.
  15. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько.-2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2014.

 

 

 

 

Размещено на Allbest.ru

1 Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право Российской Федерации.- М. - Юристъ.- 2012. -с. 8.

2 Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право Российской Федерации. М.  Юристъ. 2012. –с. 9.

3 Конституционное право России: Учебник / Под ред. А.Е. Постникова. М., 2014. -с. 74.

4 Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник. М., 2014. -с. 126.

5 Арутюнян Г.Г. Конституционное право: Энциклопедический словарь. М., 2013. -с. 336.

6 Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 г. // Собрание законодательства РФ. 1997. № 39. Ст. 4465; 2000. № 14. Ст. 1430.-ст.4.

7 Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993г. // Российская газета. 1993. 25 декабря. – ст.28.

8 Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26 сентября 1997г. // Собрание законодательства РФ. 1997. № 39. Ст. 4465; 2000. № 14. Ст. 1430.-Преамбула.

9 Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26 сентября 1997г. // Собрание законодательства РФ. 1997. № 39. Ст. 4465; 2000. № 14. Ст. 1430.-ст.4.

10 Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.-ст.148.

11 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ 2002. № 1 (часть I) ст. 1.-ст.5.26.

12 Мартынов Б.С. Правовое положение Русской православной церкви и религиозных организаций в Российской Федерации//История государства и права. 2011. № 14.-с.12.

13 Русская православная церковь и право: Комментарий / Отв. ред. М.В. Ильичев. М.: Издательство «Бек», 1999. -с. 23.

14 Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26 сентября 1997г. // Собрание законодательства РФ. 1997. № 39. Ст. 4465; 2000. № 14. Ст. 1430.-ст.6.

15 Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26 сентября 1997г. // Собрание законодательства РФ. 1997. № 39. Ст. 4465; 2000. № 14. Ст. 1430.-ст.7.

16 Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26 сентября 1997г. // Собрание законодательства РФ. 1997. № 39. Ст. 4465; 2000. № 14. Ст. 1430.-ст.8.

17 Миссионерское обозрение. 2010. № 1 (87). январь. -с. 3.

18 Комментарий к Федеральному закону «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26 сентября 1997г. М. Юрист. 2010.


Информация о работе Россия как светское государство