Россия как светское государство

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2015 в 23:29, курсовая работа

Краткое описание

Задачи :
изучение понятия и содержания конституционной формулы светского характера; изучение правового регулирования свободы совести; изучение правового статуса религиозных объединений и вопросы его укрепления; анализ нормативно- правовой базы; ознакомление с судебной практикой.
Для России характерно отделение религиозных объединений от государства; отсутствие государственной или общеобязательной религии; равенство религиозных объединений перед законом; свобода совести; равенство прав и свобод граждан независимо от отношения к

Файлы: 1 файл

курсовая готова конститу2.doc

— 181.50 Кб (Скачать)

В Хабаровском крае из 163 религиозных организаций, 96 - протестантские. Наиболее распространенной конфессией в Хабаровском крае является православие. К ней относят себя более 40% жителей края. Римско-католическая церковь представлена 6 малочисленными приходами. Исламская община в Хабаровском крае находится в стадии становления. Хабаровск является межрегиональным религиозным центром, в котором обосновались несколько протестантских централизованных организаций, в частности, Дальневосточная миссия церкви христиан адвентистов седьмого дня, Объединение церквей Евангелических христиан-баптистов Дальнего Востока Союза ЕХБ РФ, Дальневосточный региональный управленческий центр Новоапостольской церкви и т.д.

В Хабаровском крае действуют евангельские христиане-баптисты – одна из крупнейших по численности протестантских конфессий; церкви имеются более чем в 26 населенных пунктах. Значительную активность проявляет четырехтысячная община Свидетелей Иеговы.

Помимо федеральных законов, деятельность религиозных организаций в Хабаровском крае регламентируется Законом Хабаровского края от 28 июня 1995 г. № 14 « О религиозной деятельности на территории Хабаровского края».

В Хабаровском крае с 1997 года функционирует Комиссия по связям с религиозными объединениями. В состав Комиссии входят представители Правительства края, правоохранительных органов, преподаватель, врач, журналист. Комиссия рассматривает актуальные вопросы взаимодействия общества и государства с религиозными объединениями, ставя основной задачей своей работы - соблюдение права на свободу совести, поддержание межконфессионального мира, профилактику экстремистской деятельности на религиозной основе, формирование у жителей края толерантного сознания.

В Хабаровском крае близость Японии, Кореи, Китая способствует тому, что из этих стран на территорию России мигрируют многие секты (в том числе запрещенные в своих странах), используя Дальний Восток как плацдарм для дальнейшей вербовочной работы на территории России. В связи с отсутствием каких-либо мер по противодействию данной сектантской экспансии на местах ситуация становится неуправляемой. Американские секты также считают Дальний Восток более эффективным каналом внедрения в Россию.

На весь Дальневосточный федеральный округ только в ДВГУ на кафедре теологии и религиоведения готовят подобных специалистов. Отсутствуют религиоведческие центры, развитые учебные заведения, готовящиеся специалистов в области сектоведения, религиоведения. Отсутствуют специализированные реабилитационные и антисектантские центры по противодействию деструктивным и тоталитарным культам. В 2011 году некоторые религиозные организации столкнулись с трудностями в связи с регистрацией (перерегистрацией), а некоторые из них были ликвидированы.

Например, 4 июля 2011г. Христиане веры евангельской Хабаровского края и Амурской области обратились к Дмитрию Медведеву с просьбой защитить их конституционные права и остановить «войну с так называемыми «сектами», в которые записали все неправославные религиозные организации, включая российских протестантов». Это обращение в связи с ликвидацией и запрете деятельности на территории Хабаровского края церкви «Благодать», а также о преследованиях протестантов в Благовещенске, в частности о решении Благовещенского городского суда, признавшего незаконным использование Церковью христиан веры евангельской «Новое поколение» «медицинских технологий, включающих технику психологического и психотерапевтического воздействия на психику человека».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Правовой статус религиозных объединений и вопросы его укрепления

 

Русская православная церковь вступает в правоотношения, имеет права и несет обязанности, обладает статусом юридического лица.

Законодательная база Российской Федерации, регулирующая деятельность и характеризующая правовой статус церкви, состоит из следующих нормативных актов: Конституции Российской Федерации; кодифицированных нормативных актов (кодексов) Российской Федерации; федеральных законов Российской Федерации; указов Президента Российской Федерации; постановлений Правительства Российской Федерации; приказов Министерства юстиции Российской Федерации; нормативных актов субъектов Российской Федерации.

Основным нормативным актом в современной России, регламентирующим правовой статус религиозных объединений является Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26 сентября 1997г.

Специфическими источниками, относящимися к правовому регулированию Русской православной церкви и религиозных организаций, являются правовые акты субъектов Российской Федерации. В содержательном плане они регулируют значительный объем взаимоотношений Русской православной церкви и органов власти на уровне субъектов Российской Федерации.

«Характеризуя этот вид источника права, отметим пример Белгородской области, где принят Закон от 1 марта 2001 г. «О миссионерской деятельности на территории Белгородской области» (с последующими редакциями). Закон освещает такие понятия, как «миссионерская деятельность», «информационная миссионерская деятельность», закрепляет понятие «миссионер». Устанавливает условия и порядок осуществления миссионерской деятельности. Закрепляет ответственность за нарушения закона и говорит об органах, уполномоченных осуществлять контроль и надзор за исполнением законодательства Российской Федерации о свободе совести и о религиозных объединениях.

Деятельность Русской православной церкви регламентируется не только светским законодательством, но и целым рядом локальных актов - внутренних правил самой Русской православной церкви, то есть каноническим правом. Этот вид источника представлен довольно разнообразно. Первое место занимает канонический кодекс Вселенской православной церкви - Правила Святых Апостолов, Соборов и Отцов, которые входят в «Пидалион», «Афинскую Синтагму» и в нашу «Книгу правил». Настоящие правила не подлежат отмене, по меньшей мере властью поместной церкви»12.

Следом за канонами по значимости идет Устав Русской православной церкви, принятый в 2000 г. на юбилейном Архиерейском соборе, заменивший Положения о Русской православной церкви, изданные Собором в 1945 г. Определения Собора 1917 - 1918 гг. сохранили законодательную силу в той их части, которая не отменена формально и не заменена новыми нормами Устава. Источниками действующего церковного права являются также определения Священного Синода и указы Святейших Патриархов, патриарших местоблюстителей и заместителя патриаршего местоблюстителя - те из них, которые опять-таки не отменены и не устарели13.

Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» закрепляет право на свободу совести и свободу вероисповедания. Дает понятия таких категорий, как «религиозные объединения, группы и организации». Закрепляет условия создания религиозных объединений, т.е. при наличии каких документов может осуществляться государственная регистрация, об условии отказа в такой регистрации, дает понятие представительств иностранных религиозных организаций. Говорит о мерах воздействия на религиозные организации, т.е. о ликвидации и запрете их деятельности в случае нарушения ими законодательства.

Закон фиксирует также права и условия деятельности религиозных организаций, проведения религиозных обрядов и церемоний, право производить и приобретать литературу, предметы религиозного назначения, право заниматься благотворительной и культурно-просветительской деятельностью, создавать учреждения профессионального религиозного образования.

В Законе закрепляется право религиозных организаций на международные связи и контакты. Также говорится о закреплении за религиозными организациями права собственности, права пользования имуществом, принадлежащим государству. Закон разрешает религиозным организациям осуществлять предпринимательскую деятельность, создавать собственные предприятия. Он регламентирует трудовые правоотношения в религиозных организациях, которые подробнее урегулированы нормами Трудового кодекса Российской Федерации, а именно главой 54 «Особенности регулирования труда работников религиозных организаций». В главе 4 говорится об органах, осуществляющих надзор и контроль за исполнением законодательства о свободе совести и вероисповедания, о религиозных объединениях.

Согласно ст. 6 Закона: «1. Религиозным объединением в Российской Федерации признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками: вероисповедание; совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.

2. Религиозные объединения могут  создаваться в форме религиозных  групп и религиозных организаций.

3. Создание религиозных объединений  в органах государственной власти, других государственных органах, государственных учреждениях и органах местного самоуправления, воинских частях, государственных и муниципальных организациях запрещается.

4. Запрещаются создание и деятельность  религиозных объединений, цели и  действия которых противоречат закону»14.

Религиозные объединения могут существовать в двух видах: религиозная группа; религиозная организация.

Согласно ст.7 Закона: «1.Религиозной группой признается добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры, осуществляющее деятельность без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица. Помещения и необходимое для деятельности религиозной группы имущество предоставляются в пользование группы ее участниками.

2. Граждане, образовавшие религиозную  группу с намерением в дальнейшем  преобразовать ее в религиозную  организацию, уведомляют о ее  создании и начале деятельности  органы местного самоуправления.

3. Религиозные группы имеют право  совершать богослужения, другие религиозные обряды и церемонии, а также осуществлять обучение религии и религиозное воспитание своих последователей»15.

Согласно ст.8 Закона: «1. Религиозной организацией признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица»16.

Для создания религиозной группы требуется только лишь желание самих участников группы. Религиозная группа является, как правило, первой ступенью к созданию религиозной организации.

Для создания религиозной организации существует ряд установленных законом требований:

- Учредителями местной религиозной организации могут быть не менее десяти граждан Российской Федерации, объединенных в религиозную группу.

- Наличие  подтверждения, о ее существовании  на данной территории на протяжении  не менее пятнадцати лет, выданное  органами местного самоуправления, или подтверждение о вхождении в структуру централизованной религиозной организации того же вероисповедания, выданное указанной организацией.

Учитывая то что, закон не регламентирует порядок постановки на учет в органах местного самоуправления религиозных групп, выдачи подтверждения и его форму, предоставить доказательства существования религиозной группы на территории Российской Федерации в течение определенного срока бывает делом затруднительным. Существует несколько путей решения этой задачи. Как правило, доказательства сроков существования религиозной группы должны предъявляться в орган местного самоуправления самой группой в виде данных государственной регистрации и местного учета бывшего Совета по делам религий при СМ СССР, архивных материалов, судебных решений, свидетельских показаний и иных форм доказательства.

- Централизованные  религиозные организации образуются  при наличии не менее трех  местных религиозных организаций  одного вероисповедания в соответствии  с собственными установлениями религиозных организаций, если такие установления не противоречат закону.

Регистрация религиозных организаций производится в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Решение о государственной регистрации религиозной организации принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области государственной регистрации общественных объединений, или его территориальным органом. Внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации религиозных организаций, а также иных предусмотренных федеральными законами сведений осуществляется уполномоченным регистрирующим органом на основании принимаемого федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом решения о соответствующей государственной регистрации.

Религиозной организации может быть отказано в регистрации исключительно в пяти случаях:

- цели  и деятельность религиозной организации  противоречат законам РФ;

- создаваемая  организация не признана в  качестве религиозной;

- устав  и другие представленные документы  не соответствуют требованиям  законов РФ;

- в  едином государственном реестре  юридических лиц ранее зарегистрирована  организация с тем же наименованием;

- учредитель (учредители) неправомочен.

Религиозные организации могут быть ликвидированы:

Информация о работе Россия как светское государство