Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2015 в 23:29, курсовая работа
Задачи :
изучение понятия и содержания конституционной формулы светского характера; изучение правового регулирования свободы совести; изучение правового статуса религиозных объединений и вопросы его укрепления; анализ нормативно- правовой базы; ознакомление с судебной практикой.
Для России характерно отделение религиозных объединений от государства; отсутствие государственной или общеобязательной религии; равенство религиозных объединений перед законом; свобода совести; равенство прав и свобод граждан независимо от отношения к
Введение
Необходимость формирования правового механизма реализации права на свободу совести и вероисповедания для каждого человека в современной России требует проведения реформы основополагающих принципов в данной сфере. Защита права на свободу совести и свободу вероисповедания ведет к усилению стабильности и упрочению мира и отражает процесс взаимопроникновения религий и культур в условиях глобализации. За сравнительно короткий срок взаимоотношения государства и религиозных объединений претерпели существенные изменения, а вместе с ними совершенствовалось представление о светскости. Сегодня Россию уже нельзя назвать бездуховной страной, в которой подавляются религиозные свободы граждан.
Данная работа посвящена исследованию темы «Россия - светское государство».
Актуальность исследования темы «Россия - светское государство» обусловлена тем, что принцип светскости государства является одним из основных принципов деятельности государства. Задача государства в сфере обеспечения прав граждан на свободу совести и свободу вероисповедания состоит в поддержании стабильности межнациональных и межрелигиозных отношений, в искоренении фактов необоснованных ограничений прав на свободу совести и законных прав религиозных объединений.
Актуальность и важность этой задачи связана с тем, что в России, большинство населения которой исповедует православие, столетиями сосуществовали различные религии, народы и культуры, внесшие свой вклад в формирование многообразной российской цивилизации.
Цель исследования обусловила постановку и решение следующих задач: изучение понятия и содержания конституционной формулы светского характера; изучение правового регулирования свободы совести; изучение правового статуса религиозных объединений и вопросы его укрепления; анализ нормативно- правовой базы; ознакомление с судебной практикой.
Для России характерно отделение религиозных объединений от государства; отсутствие государственной или общеобязательной религии; равенство религиозных объединений перед законом; свобода совести; равенство прав и свобод граждан независимо от отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.
Объектом исследования данной работы является изучение России как светского государства.
Предметом исследования является совокупность нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность религиозных объединений.
При написании работы использовались следующие источники: Конституция Российской Федерации, Федеральные законы, Постановления Пленумов Конституционного Суда РФ, а также подзаконные акты и литература по конституционному праву, статьи в периодических изданиях таких авторов, как Арутюнян Г.Г., Баглай М.В.,Козлова Е. И., Кутафина О. Е. и других.
Теоретико-методологической основой и эмпирической базой послужили: диалектический метод познания в совокупности с системно-логическим, формально-юридическим, сравнительно-правовым, историческим анализом.
Исследование светского государства имеет теоретическую и практическую значимость для правоприменительной деятельности.
1. Конституционная формула
Конституционный строй - это система основополагающих общественных отношений, представленная в соответствующих структурах государства и общества и их институтов и закрепленная нормами Основного Закона государства.
Ведущее место среди правовых норм, регулирующих конституционный строй России, принадлежит нормам Конституции Российской Федерации. Это обусловлено тем, что Конституция наделена высшей юридической силой и является базой текущего законодательства.
Под основами конституционного строя Российской Федерации понимаются «главные устои государства, его основные принципы, которые призваны обеспечить Российской Федерации характер конституционного государства» 1.
Россия принадлежит к тем странам, в конституциях которых закрепляется светский характер государства.
На карте мира не так много государств, являющихся светскими согласно Конституции: Франция, Азербайджан, Камерун, Конго, Эфиопия, Индия, Казахстан, Кыргызстан, Мадагаскар, Таджикистан, Турция и Туркменистан и т.д.
В российской истории Конституция РФ 1993г. впервые провозгласила Россию светским государством. Закрепление России в качестве светского государства как одной из основ ее конституционного строя предопределяет характер взаимоотношений между самим государством и церковью.
В юридической литературе предлагаются самые различные определения термина «светское государство». При этом многие исследователи делают акцент на таком его признаке, как отсутствие государственной или официальной религии. Так, Е.И. Козлова, О.Е Кутафин, Ю.И. Стецовский рассматривают светское государство как государство, в котором не существует официальной, государственной религии и ни одно из вероучений не признается обязательным или предпочтительным2. Такого же мнения придерживается А.Е. Постников. Он пишет, что: «Российская Федерация является светским государством, то есть никакая религия не устанавливается в качестве государственной или обязательной»3.
Ряд авторов выделяют другой признак светскости - отделение религиозных объединений от государства. Например, по мнению М.В. Баглая, данная характеристика означает, что «государство и религиозные объединения отделены друг от друга, то есть взаимно не вмешиваются в дела друг друга»4.
В Энциклопедическом словаре по конституционному праву под редакцией Арутюняна Г.Г. дано такое понятие: «Светское государство - государство, свободное от какого-либо влияния религии на его организацию и деятельность. В светском государстве последовательно проведено отделение церкви от государства»5.
Светским государством считается такое государство, в котором не существует официальной, государственной религии и ни одно из вероучений не признается обязательным или предпочтительным. В таком государстве религия, ее каноны и догматы, а также религиозные объединения, действующие в нем, не вправе оказывать влияния на государственный строй, на деятельность государственных органов и их должностных лиц, на систему государственного образования и другие сферы деятельности государства. Светский характер государства обеспечивается, как правило, отделением церкви (религиозных объединений) от государства и светским характером государственного образования (отделением школы от церкви).
1.2. Российская Федерация как светское государство
Светское государство в России находит закрепление в ст. 14 Конституции РФ.
Согласно ст. 14 Конституции РФ: «1.Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.
Правовое положение церкви в современной России, помимо конституционных положений, регулируется Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26 сентября 1997г. №125-ФЗ.
Содержание этого положения раскрывает ст. 4 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. «О свободе совести и о религиозных объединениях»6 №125-ФЗ, где сказано, что религиозные объединения равны перед законом.
Отделение церкви от государства - это принцип взаимоотношений между государственной властью и церковью, означающий отказ государства от вмешательства в дела церкви и свободу граждан от принуждения к исповеданию той или иной религии; в свою очередь, церковь не имеет никаких государственных функций.
Отделение религиозных объединений от государства означает, что государство не вмешивается в определение гражданином своего отношения к религии и религиозной принадлежности, в воспитание детей родителями или лицами, их заменяющими, в соответствии со своими убеждениями и с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания. Государство не возлагает на религиозные объединения выполнение функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления; не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит законодательству; обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления не может сопровождаться публичными религиозными обрядами и церемониями. Должностные лица органов государственной власти, других государственных органов и органов местного самоуправления, а также военнослужащие не вправе использовать свое служебное положение для формирования того или иного отношения к религии.
В то же время государство охраняет законную деятельность религиозных объединений. Оно регулирует предоставление религиозным организациям налоговых и иных льгот, оказывает финансовую, материальную и иную помощью религиозным организациям в реставрации, содержании и охране зданий и объектов, являющихся памятниками истории и культуры, а также в обеспечении преподавания общеобразовательных дисциплин в образовательных учреждениях, созданных религиозными организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании.
Отделение религиозных объединений от государства не влечет за собой ограничений прав членов указанных объединений участвовать наравне с другими гражданами в управлении делами государства, в выборах в органы государственной власти и в органы местного самоуправления, в деятельности политических партий, политических движений и других общественных объединений.
Отделение религиозных объединений от государства означает, что в России ни одна религия не может быть обязательной. Государство не вмешивается в церковные дела и не передает религиозным организациям свои функции государственной власти. Государство сотрудничает с религиозными организациями в области сохранения культурных памятников и образовании. В школах можно преподавать религиозные дисциплины в качестве факультатива.
Религиозные организации в России, согласно законодательству, не выполняют функции государственной власти, религия не навязывается сверху, но сотрудничают с государством в тех вопросах, которые качаются общества.
Современные реалии показывают, что в России складывается мягкая кооперационная, партнерская модель отношений. Она означает, что отделение религиозных объединений от государства вовсе не исключает, а даже предполагает их сотрудничество и взаимодействие для решения общих социально значимых задач. Церковь является институтом гражданского общества, выражающим духовные интересы личности, и поэтому объективно не может быть изолирована от государства. За последнее время поле их совместной деятельности заметно расширилось. Наряду с вопросами нравственного и патриотического воспитания, культурного развития, духовно-нравственного просвещения и социальной адаптации осужденных, ставших уже традиционными направлениями сотрудничества, появляются новые сферы - борьба с алкоголизмом и наркоманией, обеспечение религиозной безопасности и правового порядка.
Религиозные меньшинства пользуются религиозной свободой без дискриминаций. Церковь не вмешивается в государственные дела и, наоборот, государство не вмешивается в дела церковные. Отделение не исключает и сотрудничества между государством и религиозными организациями в некоторых делах.
Режим отделения церкви от государства не означает отсутствие всякого контроля со стороны государства за деятельностью религиозных организаций. Государство не уклоняется от правового регулирования их статуса и деятельности. Режим отделения церкви от государства предполагает правовое регулирование деятельности религиозных организаций, что обеспечивает определенный баланс церковно-государственных отношений и позволяет сотрудничать церкви и государству при решении социальных вопросов. При регламентировании правового статуса религиозных организаций законодательство большинства государств исходит из признания свободы совести и вероисповедания, то есть права исповедовать любую религию, свободно выбирать и распространять религиозные убеждения.
Отношения между государством и церковью не всегда складывались без взаимных претензий. Недавно сложной проблемой было возвращение церкви незаконно отобранных у нее храмов, монастырей и других культовых учреждений и ценностей. Здесь чаще всего сталкиваются интересы религиозных организаций и музейных учреждений, отстаивающих права охранять и делать доступными для населения некоторые церковные ценности в качестве национальных памятников. В печати дебатировался, например, конфликт церкви и искусствоведов по поводу икон «Троицы» и «Владимирской богоматери» - величайших российских культурных ценностей; или между работниками Пушкинского заповедника и священнослужителями относительно передачи церкви Святогорского монастыря. Большой общественный резонанс приобрел вопрос о целесообразности восстановления храма Христа Спасителя.
Другая не менее сложная проблема - появление в последние годы в нашей стране различного рода мистических сект, зарубежных миссионеров. Некоторые их них пагубно влияют не только на психику людей, но и на физическое здоровье (например, «Белое братство»). Православная церковь апеллирует к государству, полагая, что оно должно установить правовые ограничения для такого рода религиозных объединений.
2. Правовое регулирование свободы совести в Российской Федерации
2.1 Правовое регулирование
Свобода совести - естественное право человека иметь любые убеждения. Свобода совести- более широкое понятие, чем свобода вероисповедания. В философии совесть означает внутренний нравственный критерий оценки собственных действий, регулирующий высказываемые мысли и действия, ограничивающий свободу моральными рамками поведения. Также совесть определяют как способность личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные ценности и обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков, подчеркивая индивидуальные личностные начала отдельного человека.