Россия как правовое государство

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2013 в 14:45, контрольная работа

Краткое описание

Для того чтобы понять глубинную суть правового государства, недостаточно ограничиться набором хотя и важных, но все же внешних характеристик, определенной системой принципов и норм. Суть государства правового - именно в характере законов, их соответствии правовой природе вещей, направленности на обеспечение суверенитета личности. Еще Гегель подчеркивал, что хорошие законы ведут к процветанию государства.
Правовое государство - это демократическое государство, где обеспечивается господство права, верховенство закона, равенство всех перед законом и независимым судом, где признаются и гарантируются права и свободы человека и где в основу организации государственной власти положен принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной властей.

Оглавление

Вопрос 1
3
Вопрос 2
10
Вопрос 3
14
Вопрос 4
17
Вопрос 5
19
Вопрос 6
19
Список используемой литературы
21

Файлы: 1 файл

Контрольная работа.docx

— 59.13 Кб (Скачать)
  1. Верховенство народного суверенитета означает, что нет никакой иной власти выше народной. Решения, принятые на всенародном голосовании - референдуме - могут быть отменены только референдумом. Народ, и только народ, наделен правом выбирать главу государства и высший орган законодательной и представительной власти. Конституция, принятая народом, обладает верховенством и высшей юридической силой на территории Российской Федерации. Все другие властные регуляторы общественных отношений в конечном итоге являются производными от власти народа, подотчетными и подконтрольными ей. От практической реальности этого положения зависят стабильность, законность и правопорядок в государстве и обществе.
  2. Неотчуждаемость суверенитета - наиважнейший элемент его содержания. Российский народ ни с кем не делит власть, и никто, кроме него самого, не может претендовать на власть в РФ. Суверенитет существует реально или потенциально до тех пор, пока есть народ, нация, государство. Однако неотчуждаемость суверенитета не следует смешивать с полномочиями, которые могут передаваться для реализации соответствующим политическим институтам, а полномочия не являются ограничением суверенитета.
  3. Единство суверенитета означает, что народ является единственным источником власти в Российской Федерации. И в этом отношении народ выступает единой общностью людей, принимающей властные решения на основе волеизъявления большинства граждан при безусловном уважении мнения меньшинства. Помимо этого, суверенитет неделим. По мнению некоторых политиков, в федеративных государствах суверенитет распространяется между субъектами федерации и центральной властью, причем для каждого уровня существует своя исключительная от постороннего вмешательства сфера распространения суверенитета. Однако данный подход представляется абсурдным, поскольку не представляется возможным разделить суверенитет в России на 83 субъекта федерации, либо на административно-территориальные единицы в иных государствах.
  4. Полнота и неограниченность суверенитета народа подразумевает, что гражданам России принадлежит весь объем власти, который может быть реализован в предусмотренных Конституцией и законами формах во всех сферах общественной жизни: в праве на землю и недра, на свободное экономическое развитие, на пользование достижениями науки, культуры, на участие в управлении государственными и общественными делами и т.д.

Таким образом, выражением народного суверенитета является признание народа Российской федерации верховным носителем  всей власти.

В содержании принципа народного суверенитета сосуществуют публичное и частное начала. Публичное  начало отражает и охраняет интересы власти, имеющие общегосударственный, общественно-значимый характер. Частное  начало направлено на защиту интересов  отдельной личности, удовлетворение свободы общества. При этом наиболее положительные результаты устойчивого  и последовательного общественного  развития достигаются только при  гармоничном сочетании публичных  и частных интересов. В силу наличия  публичного начала народный суверенитет  является принципом конституционного строя, определяющим сущность организации  и функционирования государственной  власти и местного самоуправления. В то же время народный суверенитет  можно рассматривать и в качестве коллективного права народа осуществлять принадлежащую ему власть непосредственно, а также через органы государственной  власти и местного самоуправления. Данное право на осуществление народного  суверенитета реализуется с помощью  конституционных индивидуальных или  коллективных прав граждан, что позволяет  говорить о наличии частного начала в содержании рассматриваемого принципа. К таким конституционным правам, например, относятся право избирать и быть избранными, право на участие  в референдуме, право народной правотворческой  инициативы, право на участие во всенародных обсуждениях, право  на отзыв народного представителя. Названные и другие права граждан  на участие в осуществлении власти развивают принцип народного  суверенитета, непосредственно вытекают из его содержания и являются конституционно-правовым воплощением концепции народовластия.

 

Вопрос 3.

Соотнесите понятия  «общество», «гражданское общество».

Ответ:

 В  широком смысле термин «общество» означает часть материального мира, который в свое время обособился от природы. Следствием этого явилась исторически сложившаяся форма жизнедеятельности людей.

В узком  смысле под «обществом» можно понимать:

  • общество – это исторически конкретный тип социальной организации, соответствующий определенному этапу человеческой истории, например, феодальное, капиталистическое и другие общества;
  • общество – это конкретный социальный организм, имеющий определенные пространственно-временные координаты, например, российское, американское общества;
  • общество – это самое большое объединение людей, живущих на общей территории и взаимодействующих друг с другом, например, империя.

Структуру общества определяют исходя из разных основополагающих факторов. Если за основу берут уже указанные факторы  – совместный труд, общение, духовность, то выделяют три основные сферы жизни  общества: экономическую, социально-политическую (правовую, нравственную), духовно-культурную (религия, наука, искусство).

Природный фактор разделяет людей по полу, возрасту, расовым признакам. Социально-территориальный  фактор делит людей на жителей  города и села. Социально-демографический  – на мужчин, женщин, детей. Социально-этнический – на род, племя, народность, нацию, этнос.

К признакам  общества целесообразно отнести:

  1. территорию, то есть географическое пространство, на котором складываются социальные связи, отношения, взаимодействия между людьми;
  2. устойчивость (самореализацию), то есть способность поддерживать и воспроизводить внутренние взаимосвязи. Этому способствует контроль и реализация всей совокупности социальных связей. Они осуществляются с помощью таких институтов, как мораль, нормы, принципы, право, государство, религия, идеология;
  3. автономность (самодостаточность), то есть способность удовлетворять разнообразные потребности индивидов и предоставлять им широкие возможности для самоутверждения;
  4. универсальность, то есть наличие внутреннего механизма, который позволяет включить в сложившуюся систему социальные новообразования, например, общественные объединения, институты. Общество подчиняет их своей логике, заставляет действовать в соответствии с существующими социальными нормами и правилами;
  5. большую интегрирующую силу, то есть способность включать новые поколения людей в сложившуюся систему общественных связей и отношений, норм и правил поведения;
  6. развитую культуру, которая удовлетворяет потребности всех социальных слоев. Но во всех странах имеет место совокупность субкультур, например, в США, Индии, Югославии и других;
  7. политическую независимость, означающую то, что данное общество не является элементом других социальных систем. В то же время такая независимость может носить ограниченный характер, например, Канада, Мексика политически независимы от США, но фактически зависят от них, так как доля американских инвестиций в экономику этих стран является очень значительной;
  8. самообеспеченность, то есть платежеспособность, позволяющую той или иной стране своевременно уплачивать свои долги. Причем самообеспеченные страны могут производить не все потребляемые ими товары и услуги. Например, Англия, Норвегия и другие страны в значительной степени зависят от внешней торговли;
  9. заключение браков между представителями данного общества;
  10. пополнение общества за счет деторождения или иммиграции;
  11. собственное название и свою историю.

Таким образом, общество представляет собой универсальный  способ организации социального  взаимодействия и социальных связей.

Оно обеспечивает удовлетворение основных потребностей граждан, является самодостаточным, саморегулирующимся, самовоспроизводящимся организмом.

Нельзя  ставить знак равенства между  понятиями «общество» и «гражданское общество»: второе значительно уже первого и моложе на много лет. Становление и развитие гражданского общества является особым периодом истории человечества, государства и права. Общество, отличное от государства, существовало всегда, но не всегда оно было гражданским обществом. Формирование и развитие гражданского общества заняло несколько веков. Этот процесс не завершен ни в нашей стране, ни в мировом масштабе. Реальность существования гражданского общества (собственно, как и правового государства) определяется соотношением идеала и реально достигнутого состояния общества.

Гражданское общество в широком смысле и сам  термин «гражданское общество» появились, когда сложились представления  о гражданстве и гражданине, и  возникло понятие общества как совокупности граждан. Это произошло еще в Древней Греции и Риме. Однако тогда различия между гражданским обществом и государством не проводилось. Так, Аристотель полагал, что «государство есть не что иное, как совокупность граждан, гражданское общество», то есть он употреблял термины «гражданское общество» и «государство» как синонимы. И такой подход, в котором государство и общество рассматривались как единое целое, сохранялся вплоть до XVIII в., то есть до того периода, когда в своих основных чертах стало складываться гражданское общество в его строгом (узком), современном понимании.

Гражданское общество в его современном понимании  и значении - это общество, способное  противостоять государству, контролировать его деятельность, способное указать  государству его место, держать  его «в узде». Говоря другими словами, гражданское общество - это общество, способное сделать свое государство правовым. Между тем это не означает, что гражданское общество только тем и занимается, что борется с государством. В рамках принципа социальности, то есть социального государства, гражданское общество позволяет государству активно вмешиваться в социально-экономические процессы. Другое дело, что оно не позволяет государству подмять себя, сделать социальную систему тоталитарной.

Такая способность  общества к политической самоорганизации  возможна лишь при наличии определенных экономических условий, а именно - экономической свободы, многообразия форм собственности, рыночных отношений. В основе же гражданского общества лежит частная собственность. Именно она позволяет членам гражданского общества сохранять экономическое  достоинство.

Таким образом, понятие «гражданское общество» характеризует определенный уровень развития общества, его состояние, степень социально-экономической, политической и правовой зрелости.

 

Вопрос 4.

Раскройте принципы гражданского общества.

Ответ:

Обычно  отмечают, что гражданским является общество, способное противостоять  государству, контролировать его и  заставить служить обществу. Это  общество, которое может сформировать правовое государство.

В литературе называют разные критерии гражданского общества. Оно характеризуется:

  1. экономической и социальной свободой членов общества, которая возможна только в условиях рыночной экономики, где личность не отчуждена от собственности, вправе выбрать любую ее форму, где существует свобода предпринимательской деятельности, а вмешательство государства в экономические отношения сведено к минимуму. Государство призвано лишь защищать все формы собственности, охранять общественный порядок, создавать надлежащие условия для проявления предприимчивости, инициативы, творчества;
  2. признанием и реальной обеспеченностью естественных, неотчуждаемых прав человека, возможностью гарантированной юридической защиты этих прав на основе законов;
  3. самоуправляемостью, самоорганизованностью. В гражданском обществе сами граждане решают собственные дела, а главной целью общества является человек;
  4. открытостью, что предполагает, во-первых, свободный доступ людей ко всем источникам информации, кроме государственной и коммерческой тайны. Граждане вправе получать информацию о важнейших государственно-правовых решениях, состоянии окружающей среды, знакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы личности и др.; во-вторых, гласность осуществляемых общественно-политических мероприятий, в том числе принимаемых законодательных актов; в-третьих, свободу слова, убеждений, суждений, свободу критики; свободу общения с международными и иностранными общественными организациями;
  5. режимом законности, верховенством правового закона, незыблемостью свободы личности, установлением между личностью и государством правовых отношений, а также эффективностью контроля и надзора за исполнением законов. Таким образом, гражданское общество – это общество правовое.
  6. равенством всех перед законом и судом, стабильностью конституционного строя, демократическими методами управления.

Информация о работе Россия как правовое государство