Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2013 в 14:45, контрольная работа
Для того чтобы понять глубинную суть правового государства, недостаточно ограничиться набором хотя и важных, но все же внешних характеристик, определенной системой принципов и норм. Суть государства правового - именно в характере законов, их соответствии правовой природе вещей, направленности на обеспечение суверенитета личности. Еще Гегель подчеркивал, что хорошие законы ведут к процветанию государства.
Правовое государство - это демократическое государство, где обеспечивается господство права, верховенство закона, равенство всех перед законом и независимым судом, где признаются и гарантируются права и свободы человека и где в основу организации государственной власти положен принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной властей.
Вопрос 1
3
Вопрос 2
10
Вопрос 3
14
Вопрос 4
17
Вопрос 5
19
Вопрос 6
19
Список используемой литературы
21
Содержание:
Вопрос 1 |
3 |
Вопрос 2 |
10 |
Вопрос 3 |
14 |
Вопрос 4 |
17 |
Вопрос 5 |
19 |
Вопрос 6 |
19 |
Список используемой литературы |
21 |
Вопрос 1.
Рассмотрите признаки правового государства на примере России. Является ли Российская Федерация правовым государством?
Ответ:
Для того
чтобы понять глубинную суть правового
государства, недостаточно ограничиться
набором хотя и важных, но все
же внешних характеристик, определенной
системой принципов и норм. Суть
государства правового - именно в
характере законов, их соответствии
правовой природе вещей, направленности
на обеспечение суверенитета личности.
Еще Гегель подчеркивал, что хорошие
законы ведут к процветанию
Правовое государство - это демократическое государство, где обеспечивается господство права, верховенство закона, равенство всех перед законом и независимым судом, где признаются и гарантируются права и свободы человека и где в основу организации государственной власти положен принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной властей.
Признаки правового государства:
Признаки правового государства отражают основные его черты, которые обязательно должны в нем присутствовать.
К числу дополнительных факторов и условий становления правового государства можно отнести следующие:
Вместе с тем правовое государство, как и всякое государство, обладает общими чертами, которые сводятся к следующему:
Рассмотрим коротко основы правового государства: экономическую, социальную и нравственную.
Экономической основой правового государства являются производственные отношения, базирующиеся на различных формах собственности (государственной, коллективной, арендной, частной, кооперативной и других) как равноправных и в одинаковой мере защищенных юридически.
В правовом
государстве собственность
Социальную основу правового государства составляет саморегулирующееся гражданское общество, которое объединяет свободных граждан - носителей общественного прогресса. В центре внимания такого государства находится человек и его интересы. Через систему социальных институтов, общественных связей создаются необходимые условия для реализации каждым гражданином своих творческих, трудовых возможностей, обеспечивается плюрализм мнений, личные права и свободы.
Нравственную основу правового государства образуют общечеловеческие принципы гуманизма и справедливости, равенства и свободы личности. Конкретно это выражается в демократичных методах государственного управления, справедливости и правосудия, в приоритете прав и свобод личности во взаимоотношениях с государством, защите прав меньшинства, терпимости к различным религиозным мировоззрениям.
В правовом
государстве существуют определенные
гарантии законности, которые обеспечивают
соблюдение и исполнение закона. Законность
и правовое государство - категории
во многом тождественные, но у них
несколько разные акценты. Законность
требует безусловного соблюдения законодательства
всеми субъектами правовой сферы, в
то время как правовое государство
предъявляет подобное требование к
государственным структурам, выполняющим
функции публичной власти. Поэтому
реализация режима правового государства
означает торжество закона, прежде
всего в деятельности властных структур
- государственных органов
Согласно теории разделения властей смешение, соединение властей (законодательной, исполнительной, судебной) в одном органе, в руках одного лица чревато опасностью установления деспотического режима, невозможна свобода личности. Поэтому для того, чтобы предотвратить возникновение авторитарной абсолютной власти, не связанной правом эти ветви власти должны быть разграничены, разделены, обособлены.
С помощью разделения властей правовое государство организуется и функционирует правовым способом: государственные органы действуют в рамках своей компетенции, не подменяя друг друга; устанавливается взаимный контроль, сбалансированность, равновесие во взаимоотношениях государственных органов, осуществляющих законодательную, исполнительную и судебную власть.
Принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную означает, что каждая из властей действует самостоятельно и не вмешивается в полномочия другой. При его последовательном проведении в жизнь исключается всякая возможность присвоения той или иной властью полномочий другой.
Теперь, основываясь на Конституции Российской Федерации, рассмотрим принцип разделения властей в России. Статья 10 Конституции Российской Федерации гласит: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны».
К органам
законодательной власти в Российской
Федерации относятся: Федеральное
Собрание (Совет Федерации и
К органам исполнительной власти в Российской Федерации относятся: Президент Российской Федерации; Совет Министров Российской Федерации; Высшие должностные лица республик, избираемые гражданами или Законодательными Собраниями; Правительство республик; органы администрации других субъектов Российской Федерации.
К органам
судебной власти в Российской Федерации
относятся: Конституционный Суд
Российской Федерации; Верховный Суд
Российской Федерации; Высший Арбитражный
Суд Российской Федерации; суды республик
и других субъектов РФ; районные
народные суды; суды специальной юрисдикции.
Федеральное Собрание - парламент
Российской Федерации является представительным
и законодательным органом
Закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа депутатов либо, если в течение четырнадцати дней он не будет рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения закона Советом Федерации палаты могут создавать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой. Государственная Дума принимает законы большинством голосов от общего числа депутатов, если иное не предусмотрено Конституцией Российской Федерации. Принятые законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совету Федерации.
Президент
Российской Федерации является главой
государства, гарантом Конституции
Российской Федерации, прав и свобод
человека и гражданина; представляет
Российскую Федерацию внутри страны
и в международных отношениях;
представляет Государственной Думе
предложение о назначении Председателя
правительства; ставит перед Государственной
Думой вопрос об отставке правительства;
представляет Государственной Думе
кандидатуру для назначения на должность
Председателя Центрального Банка Российской
Федерации и ставит вопрос перед
ней об его освобождении; формирует
правительство Российской Федерации
путем назначения на должность по
предложению Председателя Правительства
Российской Федерации заместителей
Председателя Правительства, федеральных
министерств; представляет кандидатуры
для назначения на должность судей
Конституционного Суда, Верховного Суда,
Высшего Арбитражного Суда, Генерального
прокурора Российской Федерации; назначает
судей других федеральных судов;
формирует Администрацию
Во времена «перестройки» в стране была создана двухуровневая система высших органов власти: Съезд Советов и Верховный Совет, председатель которого являлся главой государства, его главным должностным лицом. При этом принцип разделения властей был серьезно нарушен: Председатель Верховного Совета был наделен очень важными полномочиями исполнительной власти. Получалось не разделение властей, а скорей наоборот, их соединение. Меньше чем через год от этого пришлась отказаться и перейти к президентской системе. Это был шаг в направлении разделения властей, а значит и в направлении правового государства. Но движение по этому пути было прервано в августе 1991 года, после чего развитие пошло в другом, по сути дела, антидемократическом направлении. Авторитарные тенденции нашли свое воплощение в Конституции 1993 года. Нарушался принцип разделения властей не только в том, что касается функции Совета Федерации, который состоит из представителей исполнительных органов, но наделен большими законодательными полномочиями. Но, прежде всего потому, что в институте Президента оказалось сосредоточенны важнейшие функции как исполнительной, так и законодательной власти.
Но даже если соблюдено требование разделения властей, задействована система «сдержек и противовесов», то государство еще не обязательно является правовым. Поэтому мы переходим к следующему признаку правового государства – верховенство закона.
В правовом
государстве ни один государственный
орган, должностное лицо, коллектив
или общественная организация, ни один
человек не вправе посягать на закон.
За его нарушение они несут
строгую юридическую
Правовое государство также предполагает правовую устойчивость Конституции. Недопустимо ее постоянное изменение, дополнение и обновление. Ибо тогда она перестает быть Основным Законом государства, обладающим долгосрочным характером. Вот почему бесконечные изменения, которые вносил Верховный Совет Российской Федерации в Конституцию Российской Федерации противоречили природе правового государства и делали нестабильной внутриполитическую обстановку в обществе. Если конституция выражает государственную волю общества, то ее изменение, обновление должно осуществляться в соответствии с ней.