Россия как правовое государство

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2013 в 14:45, контрольная работа

Краткое описание

Для того чтобы понять глубинную суть правового государства, недостаточно ограничиться набором хотя и важных, но все же внешних характеристик, определенной системой принципов и норм. Суть государства правового - именно в характере законов, их соответствии правовой природе вещей, направленности на обеспечение суверенитета личности. Еще Гегель подчеркивал, что хорошие законы ведут к процветанию государства.
Правовое государство - это демократическое государство, где обеспечивается господство права, верховенство закона, равенство всех перед законом и независимым судом, где признаются и гарантируются права и свободы человека и где в основу организации государственной власти положен принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной властей.

Оглавление

Вопрос 1
3
Вопрос 2
10
Вопрос 3
14
Вопрос 4
17
Вопрос 5
19
Вопрос 6
19
Список используемой литературы
21

Файлы: 1 файл

Контрольная работа.docx

— 59.13 Кб (Скачать)

Президент Российской Федерации издает указы  и распоряжения, которые не противоречат Конституции и обязательны на всей территории Российской Федерации. Правительство Российской Федерации  издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Они обязательны  к исполнению на всей территории Российской Федерации и основываются на Конституции  Российской Федерации, федеральных  законах, нормативных указах Президента.

Конституция Российской Федерации - юридическая  база всего законодательства, в которой  закреплены основы экономической, социальной и политической организации общества, устанавливается механизм государственной  власти и управления, основные права  и обязанности граждан. Отсюда и  значение Конституции как Основного  Закона государства. Необходимо максимально  стремиться к тому, чтобы Конституция  занимала реальное место в правовой системе, имела практическую ценность. Конституция закрепляет основные положения  всех сторон государственной и общественной жизни, поэтому для практической реализации ее норм, как правило, необходимы вторичные законодательные акты, детализирующие конституционные установления в такой мере, в какой это  необходимо для их претворения в  жизнь. Однако в важнейших вопросах и сама Конституция должна быть в  достаточной степени конкретной, чтобы выступать в качестве источника  норм прямого действия, обязательных для государственных органов, должностных  лиц. К числу таких норм, относятся  те, которые закрепляют основные права, свободы и обязанности граждан.

Отрицательным примером в строительстве правового  государства в РФ явилось принятие конституций республиками, не соответствующих  Конституции Российской Федерации  по многим фундаментальным вопросам (Степное Уложение Республики Калмыкия; конституции Республики Коми, Республики Башкортостана, Республики Карелия). А  именно:

  • по вопросам нарушения прав и свобод человека (ущемляются права граждан русскоязычного населения на территориях республик);
  • декларируется приоритет верховенства законодательства республик; устанавливаются собственные судебные системы (предмет исключительного ведения Российской Федерации);
  • провозглашается право назначения высших должностных лиц в республике высшими органами власти республик (приоритет Российской Федерации).

Что касается определения России как правового  государства, то это положение носит  главным образом программный, перспективный  характер, представляет собой цель, к достижению которой стремится  наша страна. Однако, несмотря на это, действующая  Конституция Российской Федерации  соответствует принципам правового  государства. Обосную свой взгляд.

Правовое  государство имеет ряд общих  и объединяющих всех членов  общества правовых основ, которые по своей  сути носят надклассовый и общечеловеческий характер. Правовое государство обеспечивает:

  • Верховенство закона во всех сферах общественной жизни.
  • Реальность прав личности, создание условий для ее свободного развития.
  • Взаимную ответственность государства и личности
  • Прочный режим законности и стабильности правового порядка.

Рассмотрим  в связи с этими принципами Конституцию РФ 1993 г.

Конституция РФ 1993 г. отражает новый  этап в развитии российского общества и государства, который можно охарактеризовать как либерально-демократический по своему содержанию. Она провозглашает отказ от социалистической модели и закрепляет важнейшие общедемократические ценности.

Статья 1 Конституции РФ декларирует, что  Россия является правовым государством.

Легитимность (законность, поддержка  со стороны масс) действующей Конституции  проявляется в том, что она принята законным способом, т. е. текст Конституции был вынесен на референдум по решению Президента РФ. За принятие Конституции проголосовало большинство участников референдума. Предварительно проект Конституции широко обсуждался населением, он был опубликован в средствах массовой информации, а внесенные поправки и дополнения обобщались и учитывались. Таким образом, конституционные нормы отражают волю народа.

Конституция соответствует общепринятым международным стандартам, так как закрепляет высшие человеческие ценности — демократию, свободу личности, неотчуждаемость ее естественных прав, включенность в мировое сообщество.

Конституция занимает высшее положение в системе законодательства, она обладает высшей юридической силой, а все остальные нормативные правовые акты должны ей соответствовать. В случае же противоречия конституционным предписаниям такого рода акты должны быть изменены или подлежат отмене. Контроль за соответствием актов Конституции РФ возложен на Конституционный Суд РФ.

Прямое действие Конституции относится  к ее ключевым свойствам и  свидетельствует  о ее прогрессивной роли. Непосредственное действие конституционных норм означает, что правоприменительные органы государства (например, суд) могут решать дела, непосредственно ссылаясь на конкретные конституционные нормы. Кроме того, при создании новых нормативных правовых актов государственные органы и должностные лица обязаны руководствоваться непосредственно Конституцией и следовать ее установлениям.

Как основа правовой системы Конституция  РФ выступает главным юридическим источником всей правовой системы России. Она закрепляет исходные начала этой системы и служит ориентиром всей правовой деятельности в государстве. Конституция координирует, объединяет все законодательство и другую юридически значимую деятельность в единую систему, придавая им целостность, взаимосвязанность и определенную стабильность. Детальная регламентация отдельных видов общественных отношений может осуществляться только на основе Конституции и в строгом соответствии с ней. И хотя в ст. 15 Конституции РФ провозглашается приоритет международного договора перед внутригосударственным законодательством, нормы Конституции имеют приоритет перед любыми международными нормами и принципами в случае их противоречия.

Таким образом, можно подвести итог, что Российская Федерация лишь частично является правовым государством, но при этом она продолжает движение к полному его становлению.

 

Вопрос 2.

Раскройте содержание элементов  народного суверенитета (объект, субъект, содержание, формы реализации), используя  Конституцию РФ.

Ответ:

Суверенитет (от английского sovereignty и французского souverainete) - это верховная власть. Суверенитет - один из существенных признаков государства, его возможность полноправно осуществлять внутри- и внешнеполитические дела страны и не допускать вмешательства в свою деятельность иностранных государств и других внутригосударственных сил (организаций). В качестве неотъемлемых юридических свойств суверенитета выделяются единство, верховенство, независимость государственной власти.

Верховенство  государственной власти выражается в том, что она определяет весь строй правовых отношений в государстве, устанавливает общий правопорядок, правоспособность, права и обязанности  государственных органов, общественных объединений, должностных лиц и  граждан. Ярким выражением верховенства государственной власти является верховенство на всей территории государства конституции  и других законов, издаваемых высшими  органами государственной власти.

Верховенство  государственной власти России как  признак суверенитета Российской Федерации  закреплено в ст.4 Конституции РФ, которая гласит: «Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации».

Согласно  ст.11 Конституции РФ в Российской Федерации государственная власть реализуется системой, в которую  входят федеральные государственные  органы - Президент, законодательные, исполнительные и судебные органы, а также государственные  органы субъектов Федерации.

Единство  системы государственной власти - одна из гарантий государственной  целостности Российской Федерации. Одновременно это единство выступает  как одно из самых важнейших проявлений суверенитета Российской Федерации.

Любое демократическое  государство, в частности и Россия, внутри страны зависимо от мнения граждан, социальных групп и их негосударственных  образований. Определяющим в деятельности органов государственной власти Российской Федерации являются права  и свободы человека и гражданина (ст.18 Конституции РФ). В международных  отношениях государство берет на себя обязательства считаться с  общепризнанными нормами международного права, с заключенными им договорами. Так, согласно п.4 ст.15 Конституции РФ «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».

Суверенитет государства, т.е. государственный суверенитет, производен от народного суверенитета. Конституция РФ носителем суверенитета и единственным источником власти в  Российской Федерации признает ее многонациональный  народ (ст.3). Согласно ст.32 Конституции  РФ «Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих руководителей. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Граждане Российской Федерации имеют равноправный доступ к государственной службе. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия».

А значит народный и государственный суверенитет  настолько взаимосвязаны, что не возможна полная реализация народом  суверенитета без наличия государства, (еще Гегель писал о том, что  народы, не образовавшие государства, не принадлежат истории) и наоборот, процветание развитого демократического государства, не признающего, так или иначе, суверенитета своего народа. Сегодня государственный и народные суверенитеты нераздельно сосуществуют в государственной и общественной жизни.

Само  понятие «суверенитет» дословно «верховная власть» означает единство, независимость власти какого-либо социального целого (субъекта). В науке этим термином принято охватывать три вида суверенитета: народный, национальный и государственный. С учетом того, что Конституция РФ признает «человека, его права и свободы высшей ценностью», философы, политологи и социологи стали говорить о суверенитете личности. В органическом сочетании характерных особенностей каждого из видов суверенитета центральное место принадлежит суверенитету народа. Принцип суверенитета народа означает, что именно народ определяет судьбу и характер своего государства, придает своим решениям обязательную (и для самого государства) силу и форму закона (референдум), формирует конституцию страны и важнейшие органы государственной власти (выборы). В Конституции установлено, что «носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ» (ч. 1 ст. 3). Здесь подчеркивается, что власть государства ограничивается не только действующим правом, но и волей народа, которая, будучи выраженной, в формах, установленных конституцией, становится правом. Народ любой страны неоднонационален. Любой народ как носитель суверенитета составляет социальную общность, проживающую на определенной территории, имеющую свои традиции, культуру, историю, государственность. Поэтому, как носитель государственного суверенитета народ всегда многонационален. Социальная миграция на Земле привела к тому, что в XX веке понятия «суверенитет народа» и «национальный суверенитет», как и «суверенитет нации» приобретают сходное значение. Государство, тем более демократическое, признающее естественные права человека, стоит на страже свободы любого индивида независимо от его национальности, поэтому национальный, этнический, расовый признак не должен становиться критерием государственной власти. В Конституции России «многонациональный народ» употреблено, чтобы усилить акцент на неделимость власти по национальному признаку, несмотря на то, что внешние признаки государственности, образуемому, поэтому признаку, еще остались в российском, федеративном устройстве в виде республик в составе РФ, автономной области и автономных округов.

Народ как  субъект конституционного права  осуществляет суверенитет непосредственно (прямая демократия), выражая свою волю на референдуме, всеобщих выборах, кроме  того, воля народа может быть выражена его представителями (представительная демократия). Представительными органами по Конституции РФ являются:

  1. Президент Российской Федерации;
  2. Парламент РФ - Федеральное Собрание РФ;
  3. законодательные органы субъектов РФ;
  4. руководители исполнительной власти субъектов РФ;
  5. народные заседатели и присяжные заседатели в судах;
  6. представительные органы местного самоуправления.

Важнейшей формой осуществления суверенитета народа России является всенародное  принятие или утверждение Конституции. Народ также вправе формировать  важнейший учредительный орган - Конституционное Собрание, способный  решать судьбу Конституции страны.

Таким образом, суверенитет народа - право народа решать важнейшие вопросы установления принципов власти и государства. Во всех кризисных ситуациях власть должна обращаться к народу.

Народный  суверенитет означает, что народ, ни с кем не деля свою власть, осуществляет её самостоятельно и независимо от каких бы то ни было социальных сил, используя исключительно в своих  собственных интересах. В демократическом  государстве единственным источником власти и её носителем выступает  народ. Признание народа в качестве верховного носителя всей власти является выражением народного суверенитета. Народный суверенитет неделим, имеет  и может иметь только одного субъекта - народ. Конституция РФ закрепляет прерогативу многонационального народа России на всю власть, его полновластие. Это означает, что российский народ  ни с кем не делит власть, и  никто, кроме него самого, не может  претендовать на власть в РФ. «Никто не может присваивать власть в Российской Федерации, - отмечается в ст.3, п.4 Конституции, - захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону». Здесь также заложена гарантия против возврата к тоталитаризму, установлению единоличной диктатуры. Народ заявляет о своей приверженности конституционным порядкам и неприятии любой власти, основанной на внеконституционном фундаменте силы. Право на восстание против тирании, на гражданское неповиновение, на применение силы против насилия - составные элементы народного суверенитета.

Суверенитет народа как правовая категория обладает рядом важнейших свойств: верховенством, неотчуждаемостью, единством, полнотой и неограниченностью. Рассмотрим данные свойства.

Информация о работе Россия как правовое государство