Российское государство: прошлое, настоящее, будущее

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 13:02, контрольная работа

Краткое описание

С обретением Россией самостоятельности у нее появились реальные возможности для выработки и проведения в жизнь взвешенного, отвечающего историческим потребностям страны курса общественных преобразований, гармонизации взаимосвязей общества и государства, формирования социально ориентированного рынка. Но эти возможности не были использованы. Продолжалась политика импровизаций, не были разработаны план реформирования страны, стратегия обдуманных действий на опережение.

Оглавление

1. Различные типы и формы государства в истории России.
2. Становление современного Российского государства и проблемы его
укрепления. Политическая система современной России.
3. Традиции и специфические закономерности развития государственности в России.
4. Форма правления, форма государственного устройства и политический режим Российской Федерации.
5. Механизм Российского государства на современном этапе.
6. Тенденции развития функций современного Российского государства.

Файлы: 1 файл

14 тема.docx

— 45.94 Кб (Скачать)

Орган государства - это часть государственного механизма, его основная ячейка, имеющая специфические  признаки. К числу наиболее существенных признаков государственного органа относятся следующие:

1. Государственный  орган наделен государственно-властными  полномочиями, т. е. юридически  закрепленными полномочиями осуществлять  государственную власть, принимать  от имени государства юридически  значимые решения и обеспечивать  их реализацию.

Государственно-властное полномочие характеризуется тем, что: а) порядок формирования и деятельности государственного органа, его структура и компетенция (права и обязанности) закрепляются нормами права; б) орган государства наделен правом издания юридических актов, содержащих соответствующие его компетенции обязательные общие и индивидуальные правовые предписания; в) установленные этими актами предписания обеспечиваются прежде всего мерами убеждения, воспитания, поощрения, организации и охраняются от нарушений возможностью применения принудительной силы государства; г) государственный орган опирается на материальное обеспечение выполнения исходящих от него правовых предписаний, благодаря возможности распоряжаться определенной частью единого фонда государственной собственности в пределах своей компетенции.

В понятии  государственно-властного полномочия особенно наглядно проявляются единство и органическая взаимосвязь государства  и права, механизма государства  в целом и отдельного государственного органа. Лишь при наличии у той  или иной организации или учреждения всех перечисленных выше взаимосвязанных  между собой элементов, образующих понятие государственно-властного  полномочия, можно определить, что  это государственный орган. Наличие  государственно-властных полномочий, обладание ими - важнейший признак  государственного органа, в тесной связи с которым находятся  и другие его признаки.

2. Государственный  орган как часть механизма  государства обладает определенной  экономической и организационной  обособленностью и самостоятельностью.

3. Каждый государственный  орган выполняет свойственные  ему функции соответственно его  компетенции, роли и места в  механизме государства. Государство,  его механизм функционируют через  отдельные государственные органы. Из этого следует, что функции  государства в целом осуществляются  посредством реализации функций  отдельных государственных органов.  Тот или иной государственный  орган, выполняя свои функции,  тем самым одновременно участвует  в выполнении различных функций  государства.

4. Для выполнения  своих функций государственные  органы располагают необходимыми  материальными средствами, говоря  словами Ф. Энгельса, “вещественными  придатками”, к каковым можно  отнести разного рода материальные  ценности, а также многочисленные  и разнообразные организации,  предприятия и учреждения, хотя  и выполняющие текущую государственную  работу, но сами по себе не  являющиеся органами государства.

5. Представление  о государственном органе было  бы неполным без указания на  то, что его физическим воплощением  являются люди, из которых состоит  данный орган, — отдельное  лицо или группа, коллектив людей. “Существование государственной власти, - писал К. Маркс, - находит свое выражение именно в ее чиновниках, армии, администрации, судьях. Если отвлечься от этого ее физического воплощения, она представляет собой лишь тень, воображение, простое название”.

Распространяя на орган государства обязательный признак всякой организации как  объединения, коллектива людей, следует, однако, заметить, что, когда речь идет о физическом воплощении органа государства, имеются в виду не люди вообще, а лишь те из них, которые замещают государственные должности, являютсягосударственными служащими.

Согласно федеральному Закону “Об основах государственной  службы Российской Федерации”, государственные  должности подразделяются на:

1) государственные  должности категории “А” - государственные  должности Российской Федерации,  установленные Конституцией РФ, федеральными законами, и государственные  должности субъектов Российской  Федерации, устанавливаемые конституциями,  уставами субъектов Федерации  для непосредственного исполнения  полномочий государственных органов  (Президент РФ, Председатель Правительства  РФ, председатели палат Федерального  Собрания РФ, руководители органов  законодательной и исполнительной  власти субъектов Российской  Федерации, депутаты, министры, судьи  и др.);

2) государственные должности  категории “Б”, учреждаемые в  установленном законодательством  Российской Федерации порядке  для непосредственного обеспечения  исполнения полномочий лиц, замещающих  должности категории “А”. К  категории “Б” относятся государственные  должности в Администрации Президента РФ, Аппарате Правительства РФ, в аппаратах палат Федерального Собрания РФ, Конституционного Суда, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации и др.;

3) государственные должности  категории “В”, учреждаемые государственными  органами для исполнения и  обеспечения их полномочий.В рассматриваемом  федеральном Законе содержится  определение государственной службы, под которой понимается профессиональная  деятельность по обеспечению  исполнения полномочий государственных  органов. К ней относится исполнение, должностных обязанностей лицами, замещающими государственные должности категорий “Б” и “В” (п. 1, ст. 2). В соответствии с этим в данном Законе решается вопрос о понятии государственного служащего. Государственным служащим является гражданин Российской Федерации, исполняющий в порядке, установленном федеральным Законом, обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации (п. 1, ст. 3). Государственные служащие федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации, а также иных государственных органов, образуемых в соответствии с Конституцией РФ, признаются настоящим федеральным Законом государственными служащими Российской Федерации (п. 2, ст. 3).

Орган государства, по общему правилу, состоит из коллектива, группы государственных служащих, например: Правительство РФ, Министерство РФ или Государственный комитет  РФ, Верховный Суд РФ или Высший Арбитражный Суд РФ, краевая, областная  администрация. Однако в отдельных  случаях орган государства может  воплощаться и в одном лице, занимающем государственную должность, совпадать с ним, например: Президент  РФ, президент республики в составе  Российской Федерации, Генеральный  прокурор РФ.

Рассмотренные признаки органа государства в своей  совокупности и органической взаимосвязи  раскрывают понятие органа государства  и позволяют сформулировать его  определение. Орган государства — это юридически оформленная, организационно и хозяйственно обособленная часть государственного механизма, состоящая из государственных служащих, наделенная государственно-властными полномочиями и необходимыми материальными средствами для осуществления, в пределах своей компетенции, задач и функций государства.

Разносторонность  и многосложность деятельности государственного механизма по осуществлению задач  и функций государства обусловливает  множество его органов. Более  глубокому и конкретному представлению  о них способствует классификация государственных органов по видам на основе различных научно обоснованных критериев.

Наряду с  рассмотренным выше разделением  государственных органов в зависимости  от того, что они представляют собой - коллективное образование или воплощаются  в одном лице, занимающем государственную  должность, - имеются и другие основания  их классификации.

По такому критерию, как юридический источник их легитимности, органы государства  подразделяются на:

а) органы, устанавливаемые  Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями, уставами субъектов  Российской Федерации для непосредственного  выполнения задач и функций государства (Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, министерства и иные федеральные органы исполнительной власти Российской Федерации, суды, прокуратура, органы законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации);

б) органы, учреждаемые  в установленном законодательством  Российской Федерации порядке для  непосредственного обеспечения  исполнения полномочий, функционирования указанного в предыдущем пункте вида государственных органов (Администрация  Президента РФ, аппараты палат Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, высших судебных органов Российской Федерации, органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ). Государственные органы, относящиеся к первому из рассмотренных видов, представляется обоснованным именовать первичными органами, ко второму— вторичными, производными от первых.

На основе принципа разделения властей, в зависимости  от того, к какой ветви власти относятся, государственные органы делятся на законодательные, исполнительные, судебные.

По действию в пространстве, т. е. в соответствии с территорией, на которую распространяется деятельность государственных органов, они подразделяются на федеральные  органы и органы субъектов Федерации. При этом, согласно данному критерию, суды, прокуратура, вооруженные силы всегда относятся к федеральным  органам.

По действию во времени государственные органы делятся на постоянные и временные. Абсолютное большинство государственных  органов Российской Федерации и  ее субъектов, согласно Конституции  и законам Российской Федерации, конституциям и уставам субъектов  Российской Федерации действуют  на постоянной основе. Вместе с тем  могут существовать государственные  органы, создание и деятельность которых  носят временный характер. Они  непосредственно связаны с решением неотложных задач, вызванных определенными  временными обстоятельствами (например, в связи с введением чрезвычайного  или военного положения).

Своего рода обобщающим основанием классификации  государственных органов являются их место, роль, функциональное назначение в структуре механизма государства.

Исследование  различных видов государственных  органов предполагает их комплексное  рассмотрение с учетом тесной взаимосвязи  всех рассмотренных выше и, возможно, некоторых других оснований их классификации.

Понятие механизма (аппарата) государства

Механизм государства, охватывающий все государственные  органы, непосредственно олицетворяет государство, представляет собой его  реальное материализованное воплощение. Вне и без государственного механизма  нет и быть не может государства.

Понятие “механизм  государства” тесно связано с  понятием “государственный аппарат”. Последнее принято употреблять  в двух смыслах — широком и  более узком. В широком смысле понятие государственного аппарата как совокупности всех государственных  органов совпадает с понятием механизма государства, идентично  ему. В более узком смысле под  государственным аппаратом принято  понимать аппарат государственного управления. Именно в этом значении, в смысле совокупности исполнительно- распорядительных, управленческих органов  государства, используется понятие  “государственный аппарат” в науке  административного права.

В теории государства  и права понятие государственного аппарата, если иное не оговорено, употребляется, по общему правилу, в своем широком  значении, т. е. как адекватное понятию  механизма государства.

Выяснение понятия  механизма государства связано  с раскрытием его характерных  черт или признаков, позволяющих  отграничить его как от негосударственных  структур в политической системе  общества, так и от отдельно взятых государственных органов. Данные признаки заключаются в следующем.

Во-первых, механизм (аппарат) государства - это система государственных органов, проникнутая единством принципов его организации и деятельности, закрепленных в Конституции РФ, Законе РФ “Об основах государственной службы Российской Федерации” и других федеральных законах.

Во-вторых, механизм (аппарат) государства характеризуется сложной структурой, отражающей определенное место, которое занимают в ней различные виды и, группы (подсистемы) государственных органов, их соотношение и взаимосвязи. При этом необходимо учитывать, какой основополагающий системообразующий фактор (принцип)структуры государственного механизма закреплен в конституции данного государства в конкретно-исторических условиях. Например, в РСФСР в соответствии с конституциями 1918, 1925, 1937, 1978 гг., таким определяющим, системообразующим фактором, оказывающим решающее влияние на структуру механизма государства, как и в СССР, было всевластие Советов. С учетом данного признака механизм Советского государства формально представлял собой систему государственных органов, возглавляемую Советами.

Следует заметить, однако, что  практическое осуществление лозунга  “вся власть Советам” означало не что  иное, как всевластие Политбюро ЦК и других руководящих структур Коммунистической партии. Рассматривая Советы как важнейший  рычаг воздействия партии на массы, партийная верхушка полностью определяла содержание и основные направления деятельности Советов, с их помощью контролировала и использовала в своих интересах весь механизм Советского государства. Тем самым Советам была отведена роль демократической ширмы существовавшего в стране семь десятилетий режима диктатуры Коммунистической партии!

В перестроечный и послеперестроечный периоды, в процессе демократизации Российского государства, в Конституцию  РСФСР 1978 г., согласно требованиям времени, были внесены поправки, в соответствии с которыми сохранялось всевластие Советов, но в качестве одной из основ  конституционного строя в России впервые было закреплено разделение властей, давно сложившееся и  оправдавшее себя в цивилизованных демократических странах мира. Однако, как показала жизнь, принцип разделения властей, предполагающий самостоятельность  каждой из них, оказался несовместимым  с принципом всевластия Советов, основанным на соединении в их лице и законодательной, и исполнительной власти, подчинении исполнительной и судебной властей законодательной власти. Вызванное этим обострение борьбы между различными ветвями власти, ведущее к параличу государства, его механизма, коренилось, к сожалению, в противоречиях, содержащихся, несмотря на неоднократно вносимые поправки, в различных статьях действовавшей в то время Конституции Р

Информация о работе Российское государство: прошлое, настоящее, будущее