Российское государство: прошлое, настоящее, будущее

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 13:02, контрольная работа

Краткое описание

С обретением Россией самостоятельности у нее появились реальные возможности для выработки и проведения в жизнь взвешенного, отвечающего историческим потребностям страны курса общественных преобразований, гармонизации взаимосвязей общества и государства, формирования социально ориентированного рынка. Но эти возможности не были использованы. Продолжалась политика импровизаций, не были разработаны план реформирования страны, стратегия обдуманных действий на опережение.

Оглавление

1. Различные типы и формы государства в истории России.
2. Становление современного Российского государства и проблемы его
укрепления. Политическая система современной России.
3. Традиции и специфические закономерности развития государственности в России.
4. Форма правления, форма государственного устройства и политический режим Российской Федерации.
5. Механизм Российского государства на современном этапе.
6. Тенденции развития функций современного Российского государства.

Файлы: 1 файл

14 тема.docx

— 45.94 Кб (Скачать)

Авторитарный  режим можно рассматривать как своего рода компромисс между тоталитарным и демократическим политическими режимами.

Авторитарный режим - государственно-политическое устройство общества, в котором политическая власть осуществляется конкретным лицом (класс, партия, элитная группа и  т.д.) при минимальном участии  народа. Главную черту данного  режима составляет авторитаризм как  метод властвования и управления, как разновидность общественных отношений (например, Испания периода  правления Франко, Чили во времена  власти Пиночета).

Основные характеристики авторитарного политического режима: в центре и на местах происходит концентрация власти в руках одного или нескольких тесно взаимосвязанных  органов при одновременном отчуждении народа от реальных рычагов государственной  власти; игнорируется принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную; роль представительных органов власти ограничена, хотя они  и могут существовать; суд выступает  вспомогательным органом, вместе с  которым могут использоваться и  внесудебные органы; сужена или сведена  на нет сфера действия принципов  выборности государственных органов  и должностных лиц, подотчетности  и подконтрольности их населению; в  качестве методов государственного управления доминируют командные, административные, в то же время отсутствует террор; сохраняется ограниченная цензура, "полугласность"; существует частичный плюрализм; права и свободы человека и гражданина главным образом провозглашаются, но реально не обеспечиваются во всей своей полноте; силовые структуры обществу практически неподконтрольны и используются подчас и в сугубо политических целях и т.п.

Авторитарный режим неоднороден  по своему характеру. В литературе выделяют следующие разновидности авторитарного  режима.

Деспотический режим есть абсолютно произвольная, неограниченная власть, основанная на самоуправстве.

Тиранический режим основан  на единоличном правлении, узурпации  власти тираном и жестоких методах  ее осуществления. Однако в отличие  от деспотии власть тирана подчас устанавливается  насильственным, захватническим путем, часто смещением законной власти с помощью государственного переворота.

Военный режим основан  на власти военной элиты, устанавливается, как правило, в результате военного переворота против правления гражданских  лиц. Военные режимы осуществляют власть либо коллегиально (как хунта), либо во главе государства находится  один из высших военных чинов.

Авторитарные режимы отличаются от тоталитарных по следующим параметрам: 1) если при тоталитаризме устанавливается  всеобщий контроль, то авторитаризм предполагает наличие сфер социальной жизни, недоступных  государственному контролю; 2) если при  тоталитаризме осуществляется систематический  террор по отношению к противникам, то в авторитарном обществе проводится тактика "выборочного" террора, направленного  на предотвращение возникновения оппозиции.

 

Форма государственного устройства - это элемент формы государства, характеризующий внутреннюю структуру  государства, способ его политического  и территориального деления, обусловливающий  определенные взаимоотношения органов  всего государства с органами его составных частей.

Различают следующие формы.

1) Унитарное государство  - простое, единое государство,  части которого являются административно-территориальными  единицами и не обладают признаками  государственного суверенитета; в  нем существует единая система  высших органов и единая система  законодательства (Польша, Венгрия,  Болгария, Италия).

В унитарном государстве  все внешние межгосударственные отношения осуществляют центральные  органы, которые официально представляют страну на международной арене. Монопольным  правом налогообложения обладает государство, а не территория. Взимание местных  налогов, как правило, допускается  с санкции государства. Территории, в отличие от государства, не вправе по своему усмотрению устанавливать  и взимать налоги. Унитарные государства  бывают централизованными (Норвегия, Румыния, Швеция, Дания), и децентрализованными (Испания, Франция), в которых крупные  регионы пользуются широкой автономией, самостоятельно решают переданные им в ведение центральными органами вопросы.

2) Федерация - сложное  союзное государство, части которого  являются государственными образованиями  и обладают в той или иной  мере государственным суверенитетом  и другими признаками государственности;  в нем наряду с высшими федеральными  органами и федеральным законодательством  существуют высшие органы и  законодательство субъектов федерации  (Германия, Индия, Мексика, Канада). Федерации могут быть построены  по территориальному (США) либо  по национально-территориальному  принципу (Россия).

Федерации строятся на основе распределения функций между  ее субъектами и центром, зафиксированного в союзной Конституции, которая  может быть изменена только с согласия субъектов федерации. При этом одна часть полномочий является исключительной компетенцией федеральных органов; другая - субъектов федерации; третья - совместной компетенцией федерации  и его членов.

3) Конфедерация - временный  союз государств, образуемый для  достижения политических, военных,  экономических и прочих целей.  Конфедерация не обладает суверенитетом,  ибо отсутствует общий для  объединившихся субъектов центральный  государственный аппарат и отсутствует  единая система законодательства. В рамках конфедерации могут  создаваться союзные органы, но  лишь по тем проблемам, ради  решения которых они объединились, и лишь координирующего свойства.

Конфедерация представляет собой непрочные государственные  образования и существует сравнительно недолго: они либо распадаются (как  это произошло с Сенегамбией - объединением Сенегала и Гамбии в 1982 - 1989 гг.), либо преобразуются в федеративные государства (как это, например, было со Швейцарией, которая из конфедерации Швейцарский Союз, существовавшей в 1815 - 1848 гг., трансформировалась в федерацию).

Кроме названных форм государственного устройства в истории имели место  и некоторые другие специфические  формы - империи, протектораты и пр. Так, империи выступают государственными образованиями, отличительными особенностями  которых являются обширная территориальная  основа, сильная централизованная власть, асимметричные отношения господства и подчинения между центром и  периферией, разнородный этнический и культурный состав населения.

 

Формы правления  и основания их классификации.

 

Форма правления - это элемент  формы государства, характеризующий  организацию верховной государственной  власти, порядок образования ее органов  и их взаимоотношения с населением.

Существуют две основные формы правления — монархия и  республика. Их верховные органы отличаются друг от друга и по порядку образования, и по составу, и по компетенции.

Монархия – форма правления, где высшая государственная власть принадлежит единоличному главе  государства — монарху (королю, царю, императору, шаху и т.д.), который  занимает престол по наследству и  не несет ответственности перед  населением. Монархии бывают двух видов  в зависимости от принадлежности власти монарху и другим органам.

При неограниченной (абсолютной) монархии отсутствуют представительные учреждения народа и монарх является единственным высшим органом государства. Он осуществляет законодательную функцию, руководит органами исполнительной власти, контролирует правосудие (например, Саудовская Аравия, Бруней). При ограниченной монархии высшая государственная власть рассредоточена между монархом и другим органом или органами (Великобритания, Япония, Испания, Швеция, Норвегия и др.).

Хотя ряд современных  государств с монархической формой правления приняли Конституции  и сформировали парламенты (Бахрейн, Катар, Кувейт и др.), по существу они  продолжают оставаться абсолютными, поскольку  конституции данных стран устанавливают, что вся власть исходит от монарха, а парламенты имеют чисто консультативные  прерогативы.

Республика (от латинского res publica - государственное, общественное дело) - это форма правления, при которой  глава государства является выборным и сменяемым, а его власть считается  производной от избирателей или  представительного органа.

Признаки республики: 1) выборность власти; 2) ограниченность срока полномочий власти; 3) зависимость от избирателей.

В зависимости от того, кто  формирует правительство, кому оно  подотчетно и подконтрольно, республики подразделяются на президентские, парламентские  и смешанные. В президентских  республиках (США, Бразилия, Аргентина, Венесуэла, Боливия, Сирия и др.) именно президент выполняет эту роль; в парламентских (Германия, Италия, Индия, Турция, Израиль и др.) - парламент; в смешанных (Франция, Финляндия, Польша, Болгария, Австрия и др.) - совместно  президент и парламент.

В президентской республике (США, Бразилия, Аргентина, Венесуэла, Боливия, Сирия и др.) президент избирается независимо от парламента либо коллегией  выборщиков, либо непосредственно народом, он одновременно является главой государства  и правительства. Президент сам  назначает правительство и руководит  его деятельностью. Парламент в  данной республике не может вынести  вотум недоверия правительству, а президент не может распустить парламент. Однако парламент имеет  возможность ограничивать действия президента и правительства с  помощью принимаемых законов  и через утверждение бюджета, а в ряде случаев может отстранить от должности президента (когда он нарушил Конституцию, совершил преступление). Президент, в свою очередь, наделяется правом отлагательного вето (от латинского veto - запрет) на решения законодательного органа.

В парламентской республике (Германия, Италия, Индия, Турция, Израиль  и др.) правительство формируется  законодательным органом и ответственно перед ним. Парламент может путем  голосования выразить вотум доверия  либо вотум недоверия деятельности правительства в целом, главы  правительства (председателю совета министров, премьер-министру, канцлеру), конкретного  министра. Официально главой государства  является президент, который избирается либо парламентом, либо коллегией выборщиков, либо прямым голосованием народа. Однако в системе органов государственной  власти он занимает скромное место: его  обязанности обычно ограничиваются представительными функциями, которые  мало чем отличаются от функций главы  государства в конституционных  монархиях. Реальной же главой государства  выступает руководитель правительства.

Характерной чертой смешанных (полупрезидентских, полупарламентских) республик (Франция, Финляндия, Польша, Болгария, Австрия и др.) является двойная ответственность правительства - и перед президентом, и перед  парламентом. В подобных республиках  президент и парламент избираются непосредственно народом. Главой государства  здесь выступает президент. Он назначает  главу правительства и министров  с учетом расклада политических сил  в парламенте. Глава государства, как правило, председательствует на заседаниях кабинета министров и  утверждает его решения. Парламент  также имеет возможность контролировать правительство путем утверждения  ежегодного бюджета страны, а также  посредством права вынесения  правительству вотума недоверия.

5 вопрос

Механизм современного Российского государства

М.И. Байтин

Успешное решение  сложных внутренних и внешних  задач, стоящих ныне перед Россией, напрямую связано с повышением роли государства, его усилением и  развитием на основе демократии и  права. В этих условиях особенно возрастает значение механизма государства, укрепления и слаженной работы всех его составных частей и структурных подразделений, создания и совершенствования необходимой для этого нормативно-правовой основы.

Соответственно  и исследование проблематики, связанной  с механизмом государства, должно занять одно из ведущих мест в юридической  науке, в отдельных ее отраслях, и  особенно в общей теории государства  и права. Однако несмотря на определенное продвижение в изучении отдельных  звеньев государственного механизма  со стороны конституционного (государственного), административного права и некоторых  других отраслей правоведения, в теоретической  разработке проблемы механизма Российского  государства в целом наблюдается  известное отставание.

В предлагаемой статье рассматриваются некоторые  недостаточно исследованные общетеоретические  аспекты данной проблемы.

Орган государства: понятие, признаки, виды

Задачи и  функции государства осуществляются посредством деятельности его механизма. Государство существует как таковое, проявляет себя вовне, функционирует  как объективная реальность не иначе, как через свой механизм, через  те или иные входящие в этот механизм государственные органы и работающих в них государственных служащих.

Поскольку механизм государства состоит из соответствующих  органов, логично начать его рассмотрение с анализа понятия и признаков  государственного органа.

Он отличается от партий, массовых и других общественных организаций, органов местного самоуправления и иных общественных объединений. Не всякие государственные организации  и учреждения могут рассматриваться  в качестве государственного органа.

Информация о работе Российское государство: прошлое, настоящее, будущее