Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 13:02, контрольная работа
С обретением Россией самостоятельности у нее появились реальные возможности для выработки и проведения в жизнь взвешенного, отвечающего историческим потребностям страны курса общественных преобразований, гармонизации взаимосвязей общества и государства, формирования социально ориентированного рынка. Но эти возможности не были использованы. Продолжалась политика импровизаций, не были разработаны план реформирования страны, стратегия обдуманных действий на опережение.
1. Различные типы и формы государства в истории России.
2. Становление современного Российского государства и проблемы его
укрепления. Политическая система современной России.
3. Традиции и специфические закономерности развития государственности в России.
4. Форма правления, форма государственного устройства и политический режим Российской Федерации.
5. Механизм Российского государства на современном этапе.
6. Тенденции развития функций современного Российского государства.
Авторитарный режим можно рассматривать как своего рода компромисс между тоталитарным и демократическим политическими режимами.
Авторитарный режим - государственно-политическое устройство общества, в котором политическая власть осуществляется конкретным лицом (класс, партия, элитная группа и т.д.) при минимальном участии народа. Главную черту данного режима составляет авторитаризм как метод властвования и управления, как разновидность общественных отношений (например, Испания периода правления Франко, Чили во времена власти Пиночета).
Основные характеристики
авторитарного политического
Авторитарный режим
Деспотический режим есть абсолютно произвольная, неограниченная власть, основанная на самоуправстве.
Тиранический режим основан на единоличном правлении, узурпации власти тираном и жестоких методах ее осуществления. Однако в отличие от деспотии власть тирана подчас устанавливается насильственным, захватническим путем, часто смещением законной власти с помощью государственного переворота.
Военный режим основан на власти военной элиты, устанавливается, как правило, в результате военного переворота против правления гражданских лиц. Военные режимы осуществляют власть либо коллегиально (как хунта), либо во главе государства находится один из высших военных чинов.
Авторитарные режимы отличаются
от тоталитарных по следующим параметрам:
1) если при тоталитаризме
Форма государственного устройства - это элемент формы государства, характеризующий внутреннюю структуру государства, способ его политического и территориального деления, обусловливающий определенные взаимоотношения органов всего государства с органами его составных частей.
Различают следующие формы.
1) Унитарное государство
- простое, единое государство,
части которого являются
В унитарном государстве все внешние межгосударственные отношения осуществляют центральные органы, которые официально представляют страну на международной арене. Монопольным правом налогообложения обладает государство, а не территория. Взимание местных налогов, как правило, допускается с санкции государства. Территории, в отличие от государства, не вправе по своему усмотрению устанавливать и взимать налоги. Унитарные государства бывают централизованными (Норвегия, Румыния, Швеция, Дания), и децентрализованными (Испания, Франция), в которых крупные регионы пользуются широкой автономией, самостоятельно решают переданные им в ведение центральными органами вопросы.
2) Федерация - сложное
союзное государство, части
Федерации строятся на основе распределения функций между ее субъектами и центром, зафиксированного в союзной Конституции, которая может быть изменена только с согласия субъектов федерации. При этом одна часть полномочий является исключительной компетенцией федеральных органов; другая - субъектов федерации; третья - совместной компетенцией федерации и его членов.
3) Конфедерация - временный
союз государств, образуемый для
достижения политических, военных,
экономических и прочих целей.
Конфедерация не обладает
Конфедерация представляет
собой непрочные
Кроме названных форм государственного
устройства в истории имели место
и некоторые другие специфические
формы - империи, протектораты и пр.
Так, империи выступают
Формы правления и основания их классификации.
Форма правления - это элемент
формы государства, характеризующий
организацию верховной
Существуют две основные формы правления — монархия и республика. Их верховные органы отличаются друг от друга и по порядку образования, и по составу, и по компетенции.
Монархия – форма правления, где высшая государственная власть принадлежит единоличному главе государства — монарху (королю, царю, императору, шаху и т.д.), который занимает престол по наследству и не несет ответственности перед населением. Монархии бывают двух видов в зависимости от принадлежности власти монарху и другим органам.
При неограниченной (абсолютной) монархии отсутствуют представительные учреждения народа и монарх является единственным высшим органом государства. Он осуществляет законодательную функцию, руководит органами исполнительной власти, контролирует правосудие (например, Саудовская Аравия, Бруней). При ограниченной монархии высшая государственная власть рассредоточена между монархом и другим органом или органами (Великобритания, Япония, Испания, Швеция, Норвегия и др.).
Хотя ряд современных государств с монархической формой правления приняли Конституции и сформировали парламенты (Бахрейн, Катар, Кувейт и др.), по существу они продолжают оставаться абсолютными, поскольку конституции данных стран устанавливают, что вся власть исходит от монарха, а парламенты имеют чисто консультативные прерогативы.
Республика (от латинского res publica - государственное, общественное дело) - это форма правления, при которой глава государства является выборным и сменяемым, а его власть считается производной от избирателей или представительного органа.
Признаки республики: 1) выборность власти; 2) ограниченность срока полномочий власти; 3) зависимость от избирателей.
В зависимости от того, кто формирует правительство, кому оно подотчетно и подконтрольно, республики подразделяются на президентские, парламентские и смешанные. В президентских республиках (США, Бразилия, Аргентина, Венесуэла, Боливия, Сирия и др.) именно президент выполняет эту роль; в парламентских (Германия, Италия, Индия, Турция, Израиль и др.) - парламент; в смешанных (Франция, Финляндия, Польша, Болгария, Австрия и др.) - совместно президент и парламент.
В президентской республике
(США, Бразилия, Аргентина, Венесуэла, Боливия,
Сирия и др.) президент избирается
независимо от парламента либо коллегией
выборщиков, либо непосредственно народом,
он одновременно является главой государства
и правительства. Президент сам
назначает правительство и
В парламентской республике
(Германия, Италия, Индия, Турция, Израиль
и др.) правительство формируется
законодательным органом и
Характерной чертой смешанных
(полупрезидентских, полупарламентских)
республик (Франция, Финляндия, Польша,
Болгария, Австрия и др.) является
двойная ответственность
5 вопрос
Механизм современного Российского государства
М.И. Байтин
Успешное решение сложных внутренних и внешних задач, стоящих ныне перед Россией, напрямую связано с повышением роли государства, его усилением и развитием на основе демократии и права. В этих условиях особенно возрастает значение механизма государства, укрепления и слаженной работы всех его составных частей и структурных подразделений, создания и совершенствования необходимой для этого нормативно-правовой основы.
Соответственно
и исследование проблематики, связанной
с механизмом государства, должно занять
одно из ведущих мест в юридической
науке, в отдельных ее отраслях, и
особенно в общей теории государства
и права. Однако несмотря на определенное
продвижение в изучении отдельных
звеньев государственного механизма
со стороны конституционного (государственного),
административного права и
В предлагаемой
статье рассматриваются некоторые
недостаточно исследованные
Орган государства: понятие, признаки, виды
Задачи и
функции государства
Поскольку механизм государства состоит из соответствующих органов, логично начать его рассмотрение с анализа понятия и признаков государственного органа.
Он отличается от партий, массовых и других общественных организаций, органов местного самоуправления и иных общественных объединений. Не всякие государственные организации и учреждения могут рассматриваться в качестве государственного органа.
Информация о работе Российское государство: прошлое, настоящее, будущее