Российское государство: прошлое, настоящее, будущее

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 13:02, контрольная работа

Краткое описание

С обретением Россией самостоятельности у нее появились реальные возможности для выработки и проведения в жизнь взвешенного, отвечающего историческим потребностям страны курса общественных преобразований, гармонизации взаимосвязей общества и государства, формирования социально ориентированного рынка. Но эти возможности не были использованы. Продолжалась политика импровизаций, не были разработаны план реформирования страны, стратегия обдуманных действий на опережение.

Оглавление

1. Различные типы и формы государства в истории России.
2. Становление современного Российского государства и проблемы его
укрепления. Политическая система современной России.
3. Традиции и специфические закономерности развития государственности в России.
4. Форма правления, форма государственного устройства и политический режим Российской Федерации.
5. Механизм Российского государства на современном этапе.
6. Тенденции развития функций современного Российского государства.

Файлы: 1 файл

14 тема.docx

— 45.94 Кб (Скачать)

 

Тема 14. Российское государство: прошлое, настоящее, будущее 

1. Различные типы и формы государства  в истории России.

2. Становление современного Российского  государства и проблемы его

     укрепления. Политическая система современной России.

3. Традиции и специфические закономерности  развития государственности в  России.

4. Форма правления, форма государственного  устройства и политический режим  Российской Федерации.

5. Механизм Российского государства  на современном этапе.

6. Тенденции развития функций  современного Российского государства.

Самостоятельная работа

       Письменно охарактеризуйте  основные концепции развития  Российского государства, представленные  в программах современных политических  партий.

2 вопрос 

Становление Российского государства  и проблемы его укрепления

С обретением Россией самостоятельности  у нее появились реальные возможности  для выработки и проведения в  жизнь взвешенного, отвечающего  историческим потребностям страны курса  общественных преобразований, гармонизации взаимосвязей общества и государства, формирования социально ориентированного рынка. Но эти возможности не были использованы. Продолжалась политика импровизаций, не были разработаны  план реформирования страны, стратегия  обдуманных действий на опережение.

Напротив, усилились радикализм, революционность (решительность) методов проведения реформ, вследствие чего произошло  размывание границ между революцией и реформой. Революция — это  переворот, быстрое изменение политических, социально-экономических, культурно-духовных устоев общества, производимое с преодолением сопротивления социальных слоев, классов. Это разрыв с прошлым, неизбежные разрушения, людские страдания. Правда, революция также разрушает и  устраняет устаревшие, отжившие отношения  и порядки. Реформа — изменение, преобразование, бережно воспринимающее от прошлого все истинно ценное и  полезное, проводимое через компромиссы  и общественное согласие, без разжигания конфликтов и противоречий. Словом, реформы связаны с эволюционным развитием общества.

Мировой опыт показывает, что результативные реформы могут проводиться при  наличии целого комплекса условий: научно обоснованных программ, понятных и четких целей; высокопрофессионального  управления преобразовательным процессом, учитывающего приоритетность и последовательность проводимых мероприятий; продуманных  и выверенных методов реформирования; правдивого разъяснения сути, целей  и последствий реформ для общества и личности, вовлечения в процесс  реформ как можно больше населения. Примерно по такой схеме и логике развиваются реформы в Китае. Видимо, этим и объясняется их высокая  и устойчивая результативность.

Российские реформы были сориентированы на западные общественные ценности. Либерализация  цен, приватизация и другие крутые меры вконец разбалансировали экономику  и финансовую систему страны, породили стихийный (дикий) рынок, вызвали обнищание  подавляющей части населения  и невиданно бурную кримина-лизацию  общества. Однако не стоит искать причину  этих последствий в самой, например, приватизации. Без научного подхода, без осознания населением целей, способов приватизации успешное проведение ее было просто невозможно. Бесцельная приватизация бессмысленна. Основная же цель ее сугубо экономическая: сменить  собственника, чтобы объекты бывшей государственной собственности  лучше управлялись и эффективнее  функционировали, чем до приватизации. В нашей стране приватизация обернулась разграблением, разбазариванием огромного  состояния, созданного трудом многих поколений  людей, неслыханным обогащением  незначительной части общества, породила целый шлейф негативных и труднопоправимых последствий. Экономический фундамент  государства оказался основательно подорванным, в обществе нарастали  недовольство, напряженность, конфликты.

Так, в 1992 г. в верхних эшелонах российских властных структур разразился острый конфликт, началась жесткая конфронтация законодательной и исполнительной ветвей власти. Российская государственность  оказалась у опасной черты  саморазрушения. После разрешения этого  конфликта с помощью военной  силы последовали призывы к укреплению Российского государства, но реальные шаги в этом направлении не были сделаны. Напротив, события в Чечне  еще больше подорвали престиж  важнейших государственных институтов — армии, МВД, органов государственной  безопасности.

Сегодня укрепление Российского государства  — властное веление времени, неотложная необходимость. В укреплении государства  объективно заинтересованы всё партии и политические движения, общественные организации и ветви власти. Только в здоровом и сильном государстве  они могут рассчитывать на честную. реализацию интересов своих сторонников, а органы государства — направить  свою энергию на его благо.

Сильное, активно функционирующее  государство-важнейшее условие выхода из экономического кризиса и продолжения  преобразований. Без него не утвердится социально ориентированный рынок, не могут быть надежно защищены все  формы собственности, не реализуют  свои ценности демократия и самоуправление, не возродятся российская наука, культура, справедливость и нравственность. Только такое государство способно успешно  вести борьбу с преступностью, обеспечить гражданам России безопасность и спокойствие. Прочное и могучее Российское государство — самый надежный и реальный гарант стабильности на всей территории бывшего Союза, надежной обороноспособности страны, поддержания мира в мировом сообществе.

Для укрепления российской госудрстьенности необходимо, во-первых, вернуть государству, его органам доверие народа, во-вторых, выяснить и устранить причины, обусловившие ослабление государства, в-третьих, разработать  научно обоснованную концепцию его  развития и укрепления. При разработке последней надо учитывать, что первоосновой российской государственности испокон  веков были и остаются державность, народность, духовность, патриотизм и  ведущая роль в укреплении государства  русского народа. Сегодня особую актуальность приобретает высокий профессионализм  государственных служащих и должностных  лиц всех уровней. В практическом плане укрепление государства.—  это его эффективное функционирование в интересах общества и личности.

3 вопрос.

Закономерности развития государства

Выявление и анализ повторяющихся, т.е. закономерных, связей, определяющих ход развития государства, позволяют  и увидеть настоящее, и заглянуть  в будущее данного феномена.

Государству как относительно самостоятельному явлению присущи собственные  закономерности развития. Однако главные  импульсы к движению вперед оно получает от взаимодействия с динамично развивающимся  обществом.

Одна из основных закономерностей  эволюции государства заключается  в том, что по мере совершенствования  цивилизации (как совокупности материальных и духовных достижений общества) и  развития демократии оно превращается из примитивного, «варварского» образования  принудительно-репрессивного характера  в политическую организацию общества, где активно функционирует весь комплекс институтов государства в  соответствии с принципом разделения властей.

Демократически развивающееся  общество нуждается в том, чтобы  его разносторонние объективные  потребности были в центре внимания государства, оно стимулирует развертывание  общесоциальных функций государства. Пожалуй, здесь исток новой закономерности развития современного государства  – возрастание его роли в жизни  общества. Названная закономерность проявилась в полной мере во второй половине XX в. Государство стало  распространять свою организующую и  направляющую деятельность на экономическую, социальную и культурную сферы жизни  общества через вновь создаваемые  учреждения и органы – министерства экономики, труда, культуры, образования  и др.

В этой связи небесспорно мнение С.С. Алексеева о том, что в «развитии  государства может быть отмечен  и ряд других тенденций: “уход” государства от экономики, все большее  его отдаление от хозяйственной  жизни, от выполнения функций собственника». Практика показала, что именно сегодня  в силу многих причин государство  «пришло» в экономику и тем  самым стабилизировало экономическую  жизнь, оградило ее от экономических  потрясений во многих странах мира. Поэтому высказывание С.С. Алексеева  может быть применимо только к  нашей стране, где разгосударствление общества, его экономики привело, к сожалению, к умалению, минимизации  роли государства во всех сферах жизни, в том числе экономической. Вследствие этого наше общество оказалось отброшенным  на несколько десятилетий назад.

Под воздействием научно-технической  революции и начавшегося процесса мировой интеграции, создания мирового рынка в развитии государства  появилась новая закономерность – сближение различных государств, их взаимообогащение в результате взаимодействия. Так, в свое время западные государства  в той или иной мере восприняли от социалистических государств социальную направленность их деятельности, планирование. Сегодня Россия учится у западных государств разделению властей, парламентской  культуре, строительству правового  государства. Под влиянием данной закономерности уходят в прошлое острая конфронтация, идеологическая война, недоверие и  подозрительность.

Правда, названные закономерности представляют собой общие тенденции, главные линии эволюции государств нашей планеты. Развитие конкретного  государства нередко бывает весьма противоречивым. Зигзаги, повороты назад, непредсказуемые шарахания из крайности  в крайность, особенно когда государственная  власть используется в личных, групповых, клановых интересах, подчиняется узкопартийным  целям и задачам, иной раз делают это развитие весьма противоречивым.

 

4 вопрос

Полит режим

Политический (государственный) режим - это система методов, способов и средств осуществления политической власти.

Политический режим - это  динамическая, функциональная характеристика политической системы. Категории "политический режим" и "политическая система" тесно связаны между собой. Если первая показывает весь комплекс институтов, участвующих в политической жизни общества и в осуществлении политической власти, то вторая - как эта власть реализуется, как действуют данные институты: демократично либо недемократично.

Политический режим представляет собой совокупность способов, средств  и методов практического осуществления  правящими кругами, главным образом  высшими должностными лицами, государственной  властной воли. Политический режим  фиксирует реальную принадлежность власти определенным субъектам политических действий, способы владения и удержания  ее и, соответственно, механизмы воздействия  на людей.

В зависимости от особенностей набора методов и средств государственного властвования различают два полярных режима - демократический и антидемократический.

Основными характеристиками демократического режима ("демократия" означает народовластие, власть народа) являются следующие: провозглашаются и реально обеспечиваются права и свободы человека и гражданина; решения принимаются большинством с учетом интересов меньшинства; предполагается существование правового государства и гражданского общества; выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти, их подотчетность избирателям; силовые структуры находятся под демократическим контролем общества; доминируют методы убеждения, компромисса; политический плюрализм, в том числе многопартийность; гласность; реальное осуществление принципа разделения властей.

Демократия (народовластие) может осуществляться посредством  двух форм.

Прямая (непосредственная) демократия позволяет осуществлять власть самим народом без политических посредников с помощью следующих институтов прямого народовластия: выборы на основе всеобщего избирательного права, референдумы, сходы и собрания граждан, петиции граждан, митинги и демонстрации, всенародные обсуждения. Одни институты имеют обязательный характер, другие – консультативный.

Представительная  демократия позволяет осуществлять власть представителям народа - депутатам, другим выборным органам исполнительной и судебной власти, которые призваны выражать интересы различных классов, социальных групп, слоев, политических партий и общественных организаций.

К антидемократическим режимам относят тоталитарные и авторитарные режимы.

Тоталитарный  режим. Термин "тоталитаризм" (от латинского totus - весь, целый, полный) был введен в политический оборот идеологом итальянского фашизма Дж. Джентиле в начале XX в. Тоталитарный режим характеризуется абсолютным контролем государства над всеми областями общественной жизни, полным подчинением человека политической власти и господствующей идеологии.

Основными характеристиками тоталитарного политического режима являются следующие: государство стремится  к глобальному господству над  всеми сферами общественной жизни, к всеохватывающей власти;общество практически полностью отчуждено  от политической власти, но оно не осознает этого, ибо в политическом сознании формируется представление о "единстве", "слиянии" власти и народа; монопольный  государственный контроль над экономикой, средствами массовой информации, культурой, религией, личной жизнью людей и  т.д.; государственная власть формируется  бюрократическим способом, окружена "ореолом тайны" и недоступна для контроля со стороны народа; доминирующим методом управления становится насилие, принуждение, террор; господство одной партии, фактическое сращивание ее профессионального аппарата с  государством, запрет оппозиционно настроенных  сил; права и свободы человека и гражданина носят декларативный, формальный характер, отсутствуют четкие гарантии их реализации; фактически устраняется  плюрализм; централизация государственной  власти во главе с диктатором и  его окружением; бесконтрольность репрессивных государственных органов со стороны  общества и т.д.

Особой разновидностью тоталитарного  режима выступает фашистский режим, который можно рассматривать  как своего рода радикальный тоталитаризм. Тоталитарный политический режим фашистского  типа характеризуется воинственным антидемократизмом, расизмом и шовинизмом. Фашизм основывался на необходимости  сильной, беспощадной власти, которая  держится на всеобщем господстве авторитарной партии, на культе вождя.

Информация о работе Российское государство: прошлое, настоящее, будущее