Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 19:54, реферат
Цивилизационный (культурологический) подход предполагает исследование индивида как субъекта политики, определяющего индивидуальную ответственность за свои поступки, сознание, мышление, судьбу и т. д. Поэтому революция в широком смысле расценивается как политический процесс, включающий в себя массовые движения, готовые использовать насилие для достижения своих целей, способные к захвату власти и последующему проведению реформирования общества. Революция в узком смысле слова — это коренное, полное преобразование структуры власти в обществе, радикальное изменение его политической системы, открывающее возможность значительных социально-экономических преобразований.
Введение.
В современной исторической и политологической литературе используются формационный и цивилизационный подходы к определению понятия революция.
Формационный подход предполагает определение революции в рамках формационной схемы исторического процесса как глубокие и качественные изменения в развитии общества, способа производства, которые разрешаются переворотом, скачком, приводят к становлению нового способа производства. К их числу относятся буржуазная, социалистическая революция и т. д.
Цивилизационный (культурологический) подход предполагает исследование индивида как субъекта политики, определяющего индивидуальную ответственность за свои поступки, сознание, мышление, судьбу и т. д. Поэтому революция в широком смысле расценивается как политический процесс, включающий в себя массовые движения, готовые использовать насилие для достижения своих целей, способные к захвату власти и последующему проведению реформирования общества. Революция в узком смысле слова — это коренное, полное преобразование структуры власти в обществе, радикальное изменение его политической системы, открывающее возможность значительных социально-экономических преобразований.
Революция весьма широкораспространенный в истории вид политического процесса, в ходе которого применяются меры принудительного характера, вызывающие сопротивление со стороны противостоящих социальных сил, что делает практически неизбежным значительную роль насилия в революционном процессе.
Длительное время считалось, что революция может быть совершена только в результате насильственного переворота: вооруженного восстания или гражданской войны. Однако история дала образцы качественных преобразований в обществе, достигнутых мирным эволюционным путем, осуществленных поэтапно, постепенно, в течение длительного времени.
По словам классика современной политической философии Х.Арендт, политические революции - явление Нового времени. До XVIII в. Революций в полном значении этого слова не было. Первыми революциями, по её мнению, являются американская и французская революция конца XVIII в. Тогда же термин «революция» приобрел современное значение. До этого под революциями понимали возвращение к ранее отвергнутому порядку, состоянию, циклическую смену форм правления. Впервые термин «революция» в политическом контексте был использован для обозначения реставрации монархии. Позднее стал означать восстановление исконных порядков, утраченных из-за деспотизма абсолютистской власти, еще позднее – направленные против власти социально-политические перевороты.
В это время политики стали
рассматривать революцию с
Совершенно иных позиций придерживались идеологи раннего либерализма. Либеральная доктрина оправдывала революцию, в том случае, когда власть нарушает условия общественного договора, поэтому многие представители классического либерализма называли среди основополагающих прав человека и право на восстание.
Еще до Великой французской
революции предпринимались
Представители марксизма видели в революции высшую форму социального прогресса, а в реформе - продукт классовой борьбы. В соответствии с этой концепцией смены общественно-экономических формаций, политическая революция подводила черту под процессом перехода от одной такой формации к другой. Исключение составлял лишь высший тип социально-политической революции - революция пролетарская или социалистическая.
В социалистической революции пролетариат свергает власть буржуазии и начинает переход к новому коммунистическому обществу. Начало такого перехода К. Маркс связывал с установлением диктатуры пролетариата, целью которой должно быть подавление сопротивления свергнутых классов и ликвидация частной собственности как главная предпосылка устранения классовых различий. К. Маркс считал, что социалистическая революция неизбежно примет всемирный характер и начнется в наиболее развитых странах, так как для нее необходима высокая степень капиталистического общества и высокая степень зрелости предпосылок нового общественного строя. На практике же общественное развитие пошло совсем не так, как представлял К. Маркс. Рабочее движение в странах Западной Европы, а именно на него К. Маркс и Ф. Энгельс возлагали особые надежды, в большинстве случаев социальной революции предпочло социальную реформу. Идеи революционного марксизма нашли поддержку в таких странах и регионах, которые сами основоположники данного направления ни при каких обстоятельствах не считали пригодными для начала их эксперимента.
После изложения марксисткой концепции революции в СССР великий революционер В. И. Ленин дополнит марксистскую теорию революции новыми положениями. Некоторые из них кардинально отличаются от изложенных раннее положений самого Маркса. Появилась ленинская концепция революции, но основанная на марксистской концепции революции. В.И. Ленин считал, что любая политическая революция нуждается в определенных условиях для своей победы:
1) наличие общенационального кризиса, при котором не только бы "низы не хотели жить по-старому", но и "верхи не могли" управлять старыми методами;
2) В. Ленин характеризовал как "обострение выше обычного нужды и бедствий народных масс".
3) значительное повышение социальной активности этих масс.
Марксистской теорией революции на протяжении многих интересовались многие политики, в виде конкретной программы социально-политического действия. Но сегодня эта теория в значительной степени утратила свою привлекательность. Произошло это из-за ряда провалов социальных экспериментов, проводившихся под влиянием идей К. Маркса и В. Ленина во многих странах мира.
4)
Одновременно с марксизмом в XIX веке предпринимались и другие попытки создания теоретических концепций революции. Политики того времени пытались объяснить причины возникновения революции и механизм ее развития. Совсем другую концепцию революции отличную от марксистской сформулировал А. Токвиль. Он считал, что причины революций не в экономическом кризисе, вызванном отставанием производственных отношений от ушедших вперед производительных сил. Он полагал, что революционные взрывы могут происходить не обязательно в результате ухудшения ситуации в обществе. Люди, по его мнению, привыкают к лишениям и терпеливо переносят их, если считают неизбежными. Но как только появляется надежда на улучшение эти лишения воспринимаются уже как невыносимые. То есть, причиной революционных событий становится не сама по себе степень экономической нужды и политического гнета, а их психологическое восприятие. С точки зрения А. Токвиля, так было накануне Великой Французской революции, когда массы французов стали воспринимать свое положение как невыносимое, хотя ситуация во Франции в период правления Людовика XVIII была более благоприятной, чем в предшествующие десятилетия. Не сам по себе деспотизм абсолютной королевской власти, а попытки его смягчения спровоцировали революцию, поскольку ожидания улучшения своего положения росли у людей гораздо быстрее, чем каковым считал Людовик XVIII.
А. Токвиль говорил, что Франция стояла на пороге серьезных изменений в экономической сфере и политическом режиме. Но не считал революцию в тех условиях неизбежной. Но революция все-таки произошла. Результатом революции стало установление диктатуры, превзошедшей по своей жестокости все предреволюционные монархические правительства.
5.
Позитивистская социология, формировавшаяся в середине и второй половине XIX века, рассматривала революцию как отклонение от нормального хода общественного развития. Социологи О. Конт и Г. Спенсер противопоставляли идее революции идею эволюции - постепенных общественных изменений, совершаемых посредством политических, экономических и социальных реформ.
Интерес к изучению революционных процессов возник в конце XIX столетия в социальной психологии, развивавшейся в тот период при активном взаимодействии с социологией и политической наукой. Интерес основывался на негативном отношении к социально-политическому феномену и носителям революционной идеологии. Наиболее яркими представителями данного подхода были Густав Лебон и Габриэль Тард. Получила известность теоретическая концепция Г. Лебона, в основу которой положены его исследования массового поведения людей в революционные периоды. Эти периоды, по его мнению, отличаются "властью толпы", когда поведение людей, охваченных всеобщим возбуждением, значительно отличается от их поведения на индивидуальном уровне или в малых группах. Под влиянием толпы индивиды способны к совершению неожиданных и нехарактерных для них как героических, так и варварских поступков.
Пример подобного поведения Г. Лебон находил в действиях парижских народных низов во время Великой французской революции. Анализируя эту революцию, он считал, что люди, охваченные коллективным возбуждением, порожденным толпой, теряют некоторые критические способности, присущие им в повседневной жизни. Они становятся легко доступными внушению и поддаются на любые, в том числе и абсурдные, призывы лидеров толпы и демагогов, происходит массовое помутнение сознания. Поэтому не удивительно появление среди революционных лидеров людей с психическими расстройствами, которых "толпа выбирает своими вожаками". В рядах революционных активистов также немало лиц, отягощенных наличием каких-либо комплексов, чаще всего на почве профессиональной неудовлетворенности. Бездарные писатели, недоучившиеся студенты, несостоявшиеся адвокаты стремятся к политическому лидерству в революционные периоды, чтобы компенсировать свои неудачи в предреволюционное время. Идеи Лебона носили консервативный характер, их критическое острие было направлено не только против революционной теории и практики, но и против институтов парламентской демократии. Но, как показал опыт прошедшего столетия, отдельные наблюдения и выводы французского социолога и психолога были близки к истине.
Большое влияние на политическую науку и социологию XX века оказала элитаристская концепция В.Парето, о которой уже говорилось. В частности, некоторые идеи Парето использовал создатель первой современной концепции революции, наш соотечественник Питирим Александрович Сорокин, большую часть жизни проживший в эмиграции. В вышедшей в 1925 году в США и ставшей всемирной известной книге "Социология революции" П.Сорокин предпринял попытку объективного научного анализа феномена революции, далекого от односторонностей идеологизированного подхода, будь то консервативный или марксистский. Выясняя причины революций, П. Сорокин основывался на господствовавшей тогда в социально-политических науках бихевиористской методологии. Любое социальное действие бихевиоризм рассматривал по формуле "стимул-реакция". Именно на эту формулу и опирался социолог, когда исследовал поведение людей в революционные периоды. Он полагал, что человеческое поведение определяется врожденными, "базовыми" инстинктами. Это - пищеварительный инстинкт, инстинкт свободы, собственнический инстинкт, инстинкт индивидуального самосохранения, инстинкт коллективного самосохранения. Всеобщее подавление базовых инстинктов или, как писал П. Сорокин, "репрессирование" большого их числа неизбежно приводит к революционному взрыву. Необходимым условием взрыва является и то обстоятельство, что эти "репрессии" распространяются на весьма большую или даже подавляющую часть населения. Так же как и его политический оппонент В. Ленин, П. Сорокин считал недостаточным для революции одного лишь "кризиса низов". Анализируя же причины и формы "кризиса верхов", П. Сорокин, скорее, следовал подходам и выводам В. Парето. Так же как и итальянский социолог, он видел одну из важнейших причин революционных кризисов в вырождении прежней правящей элиты. Описывая атмосферу различных предреволюционных эпох, П. Сорокин отмечал присущее им бессилие господствующих элит, неспособных выполнять элементарные функции власти, а тем более оказывать силовое противодействие революции.
В революционном процессе П.Сорокин выделял две основные стадии: первую, переходную от нормального периода к революционному, и вторую, переходную от революционного периода вновь к нормальному. Такая цикличность в развитии революции связана с основным социальным механизмом поведения людей. Революция, порожденная "репрессирование" основных базовых инстинктов, не устраняет этого "репрессирования", а еще более усиливает его. Например, голод получает еще более широкое распространение вследствие дезорганизации всей хозяйственной жизни и торгового обмена. В условиях хаоса и анархии, неизбежно порождаемых революцией, возрастает опасность для человеческой жизни, то есть "репрессируется" инстинкт самосохранения. Факторы, подталкивавшие людей на борьбу со старым режимом, способствуют нарастанию их конфронтации уже с новой революционной властью, которая своим деспотизмом еще более усиливает эту конфронтацию. Требования безграничной свободы, характерные для начального периода революции, сменяются на ее следующем этапе стремлением к порядку и стабильности.