Реализация и применение права

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 18:10, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: - рассмотреть, что представляет собой реализация права и такая ее форма, как применение права.
Задачи работы: - отобрать и проанализировать материал по теме; - уяснить основные моменты; - изложить избранную тему.

Оглавление

Введение.............................................................................................................3
1. Реализация права: общие положения
1.1. Реализация права: понятие и формы........................................................5
1.2. Применение права как особая форма реализации права........................8
2. Применение права: общая характеристика
2.1. Понятие, признаки, принципы правоприменения.................................11
2.2. Стадии применения права.......................................................................16
Заключение......................................................................................................22

Список литературы:........................................................................................24

Файлы: 1 файл

ДИМА ТГП вар.8 курсовая про реализ. права.doc

— 135.00 Кб (Скачать)

Особое внимание на этом этапе следует уделять  такому явлению, как коллизии правовых норм. Если они будут выявлены, то необходимо учитывать следующие  правила:

- при  коллизии норм, содержащихся в  правовых актах, изданных разными  органами, применяются нормы акта, обладающего большей юридической силой;

- при коллизии  общего и специального актов  одного уровня приоритет отдается  специальному;

- при коллизии  норм, содержащихся в правовых  актах одного органа, применяются  нормы того из них, который  издан позже.

Для правильного выбора нормы правоприменитель должен сопоставить реальную жизненную ситуацию с нормами права, «приложить» юридические шаблоны к конкретным обстоятельствам. После этого ему необходимо ответить на вопрос: соответствует ли поведение субъекта предписаниям выбранных норм права? В случае отрицательного ответа, выяснить, в чем именно заключается противоправность его действий (бездействия) и применить соответствующие санкции.

Применения  права в различных отраслях имеет  свои особенности. Так, в случае с нормами гражданского права применение может быть осложнено наличием сделки, в соответствии которой правоотношения сторон регулируются иначе, чем предусмотрено нормативными правовыми актами.

Например, в ст. 464 Гражданского кодекса закреплено правило, в соответствии с которым покупатель вправе отказаться от товара в случае, если принадлежности или документы, относящиеся к товару, не переданы продавцом в указанный срок. И тут же оговорено, что договором может быть предусмотрено иное. Другой пример: стороны могут включить в договор самостоятельно разработанные условия применения и исчисления неустойки (договорная неустойка), отступив от правил, установленных в нормативных правовых актах. В данных случаях компетентный орган (например, арбитражный суд, разрешающий спор) обязан применять не только нормы права, но и правила, предусмотренные соглашением сторон (разумеется, если они не противоречат нормам законов и иных нормативно-правовых актов). В такой ситуации употребление термина «правоприменение» по отношению к деятельности суда вряд ли корректно. Скорее, это нормоприменение, поскольку применяются не только нормы права, но и нормы конкретного договора.

Хотя термин «нормоприменение» ни в гражданском праве, ни в других отраслевых науках, ни в теории права практически не используется.

При применении норм права суды используют и иные источники права: обычаи делового оборота, обычно предъявляемые требования, деловые обыкновения (общее поднормативное регулирование); нормы и устоявшиеся правила взаимоотношения сторон конкретного договора (индивидуальное поднормативное регулирование), которые, по сути, заменяют собой нормы права. На основании этого некоторые цивилисты делают вывод о существовании источников правоприменения.

«Источниками правоприменения в гражданско-правовых обязательствах наряду с нормативным регулированием выступает общее и индивидуальное поднормативное регулирование»12.

Третий этап нормоприменения заключается в проверке, своего рода экспертизе, выбранных правовых норм. Нормоприменитель обязан совершить следующие действия.

Во-первых, установить, являются ли тексты применяемых норм подлинными. Для этого необходимо использовать источники, в которых правовые акты, содержащие данные нормы, были опубликованы официально.

Во-вторых, на этапе  проверки правовых норм необходимо удостовериться, что соблюдена процедура принятия (издания) нормативных правовых актов, в которых содержатся нормы. Они должны быть приняты (изданы) в пределах компетенции соответствующих органов, официально опубликованы, а нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти - зарегистрированы в установленных случаях.

В-третьих, нужно проверить действие норм во времени, пространстве и по кругу лиц.

Для этого необходимо установить, действуют ли нормы в  момент принятия соответствующего решения. В некоторых случаях необходимо устанавливать действие норм в прошлом. Например, в случае разрешения спора суд должен применить материальные нормы, действовавшие в момент возникновения спорного правоотношения, а также распространяющие свое действие на тот момент ввиду наличия обратной силы.

Аналогично, нормоприменитель должен установить, действуют ли применяемые процессуальные нормы на той территории, где выносится акт применения права, а также имели ли место юридические факты, на основе которых принимается этот акт, на территории действия материальных норм.

Иными словами, нормоприменяющий орган обязан руководствоваться процессуальными нормами, действующими на территории, где выносится акт применения права.

Кроме того, ему  необходимо установить, произошли ли юридические факты на территории действия применяемых материальных норм.

И наконец, нормоприменитель должен установить, распространяют ли применяемые нормы права свое действие на лиц, права и (или) обязанности которых затрагивает акт применения права.

Четвертый этап заключается в толковании норм права, т.е. установлении их смысла и содержания.

Для этого используются разнообразные способы толкования: формальный, логический, системный, исторический, политический, грамматический и т.д13. От того, как нормоприменитель истолкует нормы, зависит правильность решения, которое будет им принято.

Пятый этап нормоприменения - принятие акта применения права, который фиксирует принятое решение, придает ему официальное значение и властный характер. Хотя в силу уже изложенных выше доводов данный акт терминологически правильно именовать нормоприменительным или актом применения норм права. Корректно также называть их индивидуальными правовыми актами.

Нормоприменяющий  орган, принимая индивидуальный правовой акт, учитывает особенности конкретного  правоотношения. Принятие индивидуального правового акта - это основная, центральная стадия процесса нормоприменения. Все предыдущие этапы лишь подготавливали для этого почву, юридическую основу для принятия акта применения права.

В научной литературе существует множество разнообразных  классификаций нормоприменительных актов. Так, в зависимости от субъектов нормоприменения принято выделять акты судов; государственных органов власти; иных субъектов, не относящихся к первым двум категориям. Последний вид нормоприменительных актов больше относится к сфере трудового права (например, различные приказы руководителей, акты профсоюзов, комиссий по трудовым спорам и т.д.).

Шестой этап - это доведение акта применения права до его адресата. Оно происходит либо непосредственно после принятия соответствующего акта (например, оглашение судом принятого решения), либо по истечении заранее определенного времени.

Так, решение  Федеральной службы по финансовым рынкам (или ее территориальными органами) о государственной регистрации выпуска ценных бумаг доводится до адресата в форме уведомления в течение трех дней с даты принятия соответствующего решения (п. 2.4.15 Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утв. Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 25 января 2007 г. № 07-4/пз-н).

Следует особо  отметить, что лица или органы, чьи  права и (или) обязанности затронуты принятием решения, должны быть осведомлены о нем.

Наконец, седьмой  этап, который редко упоминается в научной литературе в числе этапов процесса нормоприменения, - это исполнение акта применения права (например, решения суда).

По мнению ряда специалистов, именно исполнение есть применение права в собственном смысле слова. Правоприменительный (как и любой другой) акт сам по себе не порождает правоотношений, которые государство в лице компетентных органов «хочет видеть» в результате его принятия. Он лишь наделяет своих адресатов правами, возлагает обязанности или содержит меры ответственности. А воплотятся ли они в конкретное правоотношение? Последуют ли адресаты их предписаниям? Будут ли они добровольно или принудительно исполнены? Возможно, что нет! Следовательно, и процесс правоприменения нельзя считать завершенным. Безусловно, не всякий правоприменительный акт подлежит исполнению. Но когда это необходимо, именно исполнение выступает «венцом» правоприменительного процесса, показателем его эффективности. А в более широком смысле - показателем отношения общества к государству и его властным актам, к праву в целом.

Заключение.

Рассмотрев  такую форму реализации права, как  применение, можно отметить следующее. Правовые нормы существуют для того, чтобы целенаправленно воздействовать на волю и сознание людей, побуждая их вести себя так, как предписывает законодательство, регулировать общественные отношения.

Принятие нормативного акта - это лишь предварительный  этап правового регулирования. Главное  же состоит в том, чтобы на практике осуществлять те меры, которые стали общеобязательной нормой, но еще не воплотились в действительность. Правовая норма реально существует лишь тогда, когда она выполняется всеми и повсеместно.

Реализация  правовых норм - это такое поведение  субъектов права, в котором воплощаются предписания правовых норм (правомерное поведение), практическая деятельность людей по осуществлению прав и выполнению юридических обязанностей. Иными словами, это воплощение в поступках людей тех требований, которые в общей форме выражены в нормах права. Реализация норм права есть непосредственный результат правового регулирования, конкретное его проявление.

В литературе по характеру правореализующих действий обычно выделяют четыре формы реализации норм права: 1) соблюдение - воздержание от поступков, запрещенных действующим правом; 2) исполнение - совершение активных поступков по исполнению юридических обязанностей положительного содержания; 3) использование - осуществление правомочий лица, правомерные действия по его усмотрению; 4) применение - активно-властная деятельность компетентных органов по решению в рамках правовых норм конкретных дел, издание специальных правовых актов.

Применение  права - важнейшая форма реализации правовых норм. Это властная деятельность органов государства (или иных органов по уполномочию государства), которые, используя свои специальные полномочия, издают акты индивидуального значения на основе норм права, решая тем самым по существу те или иные конкретные вопросы многогранной жизни общества. Такое понимание применения права основано на специфике властной деятельности государственных органов по реализации предписаний правовых норм, с тем чтобы не допустить растворения деятельности государственного аппарата среди других проявлений общественной самодеятельности и инициативы.

Характер государства  как аппарата властвования предопределяет возможность и необходимость деятельности по применению права. В данном случае государство в целях упорядочения общественной жизни, установления четких организационных начал взаимоотношений между людьми передает решение определенных вопросов в компетенцию заранее установленных органов. Применение права - это одна из форм государственной деятельности, когда компетентный орган выступает от имени государства, по его уполномочию.

Применение  права необходимо там, где правоотношение, с учетом его сложности и важности с точки зрения решения задач, стоящих перед властью, может и должно быть создано лишь по решению органа, олицетворяющего государственную власть, или где правоотношение должно пройти контроль со стороны государства в лице его властных органов. Поскольку применение права имеет чрезвычайно важное значение для регулирования общественных отношений, издание актов применения права подчинено определенному порядку, происходит в рамках предусмотренной законом процедуры.

 

Список литературы:

1. Нормативные правовые акты// Справочная правовая система «Гарант» [Электронный ресурс]: www: garant. ru. 

2. Абдулаев М.И. Теория государства и права: Учебник для вузов. М., 2004.

3. Авалян Р.М. Стадии (этапы) применения норм гражданского права// Гражданское право. 2009. № 2.

4. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. М., 2000.

5. Колосовский В.В. Теоретические проблемы квалификации уголовно-правовых деяний: Монография. М., 2011.

6. Кузнецов Э. В., Савельев В. Ф. Правовое государство// Правоведение. 1991. № 1.

7. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. М., 2004.

8. Мелехин А.В. Теория государства и права: Учебник. М., 2009.

9. Общая теория права: Учебник для юридических вузов/ Под ред. А.С. Пиголкина. М., 1996.

10. Правоприменение: теория и практика/ Отв. ред. Ю.А. Тихомиров. М., 2008.

11. Протасов В.Н. Теория права и государства. Проблемы теории права и государства: Вопросы и ответы. М., 1999.

12. Серветник А.А. Применение договорного права: Учеб. пособие. Саратов, 2007.

13. Теория государства и права: Курс лекций: В 2 т. Т. 2/ Под ред. М.Н. Марченко. М., 1995.

14. Теория государства и права: Учебник/ Под ред. В.К. Бабаева. М., 2006.

15. Толстик В.А., Дворников Н.Л., Каргин К.В.Системное толкование норм права. М., 2010.

16. Туманов В.А. Права человека и исполнительная власть// Советское государство и право. 1990. № 2.

17. Хамуков А.В. Разработка концепции законопроекта как ключевая стадия законотворческого процесса// Конституционное и муниципальное право. 2011. № 9.         

Практическое  задание: Дайте определение, найдите в нормативных актах, приведите пример и выпишите: а) дефинитивную норму; б) норму с альтернативной диспозицией.

На основе анализа  норм Конституции РФ составьте и  изобразите схему, отражающую все стадии законотворческого процессе в РФ.

Информация о работе Реализация и применение права