Реализация и применение права

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 18:10, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: - рассмотреть, что представляет собой реализация права и такая ее форма, как применение права.
Задачи работы: - отобрать и проанализировать материал по теме; - уяснить основные моменты; - изложить избранную тему.

Оглавление

Введение.............................................................................................................3
1. Реализация права: общие положения
1.1. Реализация права: понятие и формы........................................................5
1.2. Применение права как особая форма реализации права........................8
2. Применение права: общая характеристика
2.1. Понятие, признаки, принципы правоприменения.................................11
2.2. Стадии применения права.......................................................................16
Заключение......................................................................................................22

Список литературы:........................................................................................24

Файлы: 1 файл

ДИМА ТГП вар.8 курсовая про реализ. права.doc

— 135.00 Кб (Скачать)

Характерные особенности  применения права заключаются в следующем:

1) это - властно-императивная  форма реализации права;

2) осуществляется  компетентными, уполномоченными  на то органами и должностными  лицами;

3) носит процессуально-процедурный  характер;

4) состоит  из ряда последовательных стадий, т.е. отличается стадийностью;

5) имеет под  собой соответствующие юридические  основания;

6) связано с  вынесением правоприменительных  актов;

7) является разовым  и индивидуально-определенным действием,  касающимся персонифицированных субъектов;

8) направлено  на урегулирование конкретных ситуаций.

Указанные признаки показывают специфику правоприменения  и достаточно четко отграничивают его от первых трех форм реализации права - соблюдения, исполнения и использования.

Следует помнить, что при использовании, как уже отмечалось, нередко тоже требуется «вмешательство» соответствующих агентов власти, но оно носит здесь характер содействия, участия в осуществлении гражданином своего права, ибо без этого субъект просто не сможет воспользоваться предоставленной ему законом возможностью (например, уволиться с работы, вступить в брак, заняться предпринимательской деятельностью). В целом же в названных выше трех формах право реализуется добровольно, без принуждения.

 

2. Применение права: общая характеристика

2.1. Понятие, признаки, принципы правоприменения

Применение  права - это деятельность властных органов, состоящая в реализации правовых предписаний в отношении конкретных жизненных обстоятельств и индивидуально-определенных субъектов5.

Применение  права необходимо в тех случаях, когда:

- закон должен  действовать с учетом тех или  иных конкретных обстоятельств, требующих установления и контроля (например, при назначении пенсии, выдаче паспорта);

- есть спор  о праве, правах и обязанностях;

- не  исполняются обязанности, имеются препятствия в осуществлении права и при иных правонарушениях, в особенности уголовно наказуемого деяния.

Во всех этих случаях требуются установление и анализ конкретных обстоятельств и такое понимание и применение закона, при котором нередко приходится рассматривать и решать сложные юридические вопросы. Конкретный жизненный случай, в отношении которого осуществляется применение закона, именуется юридическим делом (с юридической стороны делом называется также совокупность документов, комплектуемых «в одной папке» в ходе применения закона к данному случаю).

Правовое регулирование  общественных отношений государство  осуществляет не только на абстрактном уровне (установлением предписаний правовых норм), но и на уровне конкретных общественных отношений (реальных жизненных ситуаций).

В общественной жизни очень часто возникает  необходимость государственного вмешательства в обеспечение реализации субъективных прав и юридических обязанностей участников правоотношений.

Речь идет о  правоприменительной деятельности по реализации предписаний юридических норм.

Сущностью правоприменительной  деятельности является разрешение юридически значимых дел.

Действия правоприменяющего  органа (должностных лиц) призваны содействовать реализации предусмотренных законом прав и обязанностей субъектов правоотношений6.

Применение  норм права - это особая форма реализации права, связанная с деятельностью  органов государственной власти, должностных лиц. Например, совершение правонарушения - это юридический факт, с которым закон связывает реализацию санкции правовой нормы, что является исключительной прерогативой государства.

Применение  норм права имеет место, к примеру, тогда, когда суд разрешает гражданский спор в связи с открытием наследства; когда руководитель предприятия издает приказ о приеме на работу гражданина или ректор приказывает зачислить абитуриентов, прошедших конкурс, в число студентов вуза. Таких примеров можно привести очень много. Во всех этих случаях речь идет о применении норм права компетентными органами государственной власти к конкретным правоотношениям в установленном процессуальном порядке.

Применение  права имеет большое значение в механизме правового регулирования общественных отношений, так как для стабильного функционирования и развития общества необходимы обстоятельства, которые нужно использовать в процессе правового регулирования мер государственно-правового характера, что обосновывает потребность в специальной деятельности по применению права.

Роль и место  правоприменительной деятельности в механизме правореализации обусловлены наличием объективных предпосылок, предопределяющих необходимость такой стадии. Главная цель правоприменительной деятельности - содействие в реализации субъективных прав и юридических обязанностей, а также осуществление контроля со стороны государства в лице его специальных органов за законностью при реализации предписаний правовых норм.

В правовом государстве  права и свободы человека как  таковые приобретают непосредственное юридическое действие, так как они имеют высшую ценность по отношению к другим общественным ценностям и включены в систему конституционного регулирования. Основные права и свободы человека и гражданина являются основой для юридически обязательных актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц.

Следовательно, применение права как составляющая общего механизма осуществления прав и свобод личности должно быть направлено на защиту и обеспечение законных интересов индивида.

Правоприменительная деятельность имеет свои характерные  особенности в механизме правового регулирования общественных отношений.

Во-первых, это  властная, специальная юридическая  деятельность, субъектами которой могут быть только компетентные органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, а также общественные объединения, если они на то уполномочены государством или государство признает их решения юридически значимыми.

Выделяют следующие  признаки, определяющие властный характер правоприменения:

- правоприменительной  деятельностью в пределах своей компетенции занимаются органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, а также общественные объединения. Такова, например, деятельность суда по осуществлению правосудия или следственных органов по расследованию уголовных дел;

- правоприменительная  деятельность осуществляется по  одностороннему волеизъявлению  компетентных субъектов правоприменения;

- исполнение  правоприменительных актов носит  обязательный характер;

- в необходимых  случаях правоприменительные акты  обеспечиваются государственным принуждением.

Правоприменительную деятельность осуществляют как органы правосудия, так и органы исполнительной власти.

Судебные органы, рассматривая конкретные юридические  дела, тем самым создают условия для реализации субъективных прав и юридических обязанностей. Применение норм права в сфере социального управления осуществляется посредством властных действий органов исполнительной власти.

Во многих случаях возникает  необходимость содействия органов  исполнительной власти в реализации субъективных прав граждан.

Как отмечает В.А. Туманов, «если законодатель провозглашает и закрепляет права и свободы и основные их гарантии, правосудие - охраняет эти права от нарушителей, от кого бы они ни исходили, то создание необходимых материальных, организационных и иных условий (в той мере, в какой они зависят от государства) реализации прав и свобод - сфера деятельности исполнительной власти»7.

Необходимо отметить, что  не всегда правоприменительная деятельность осуществляется по одностороннему волеизъявлению компетентных органов.

Так, в некоторых случаях, чтобы начать правоприменительный  процесс, гражданин должен обратиться в компетентный (правомочный) орган  государственной власти.

Например, гражданско-правовые особенности правоприменительной  деятельности предопределены в целом особенностями метода правового регулирования, диспозитивным характером подавляющего большинства юридических предписаний.

Во-вторых, право  на правоприменительную деятельность субъекта сливается с его обязанностью осуществлять эту правоприменительную деятельность. Законодательство возлагает обязанность на субъектов правоприменительной деятельности заниматься этой деятельностью в силу их полномочий.

В-третьих, правоприменительная  деятельность всегда связана с решением конкретного дела, жизненного случая, т.е. носит индивидуальный характер.

Индивидуальные  правоприменительные акты относятся  к определенным жизненным случаям  и адресуются конкретным лицам. Например, приговор суда в отношении лица, совершившего преступление, решение администрации города о выделении земельного участка под строительство жилого дома конкретному гражданину, указ Президента о награждении гражданина Почетной грамотой и др.

В-четвертых, вся  правоприменительная деятельность осуществляется в четкой процессуальной форме, строго в рамках правомочий, предоставленных соответствующим субъектам.

Существует  определенная процедура правоприменительной деятельности органов государственной власти и должностных лиц.

Во многих случаях  правоприменительная деятельность урегулирована процессуальным законодательством.

Например, органы судебной власти, правоохранительные органы при рассмотрении гражданских и уголовных дел руководствуются нормами гражданско-процессуального и уголовно-процессуального законодательства.

Органы государственной  власти и должностные лица, рассматривающие  административные правонарушения, руководствуются нормами административно-процессуального законодательства. Правоприменительные органы (должностные лица) должны последовательно обеспечивать законность при рассмотрении конкретного юридического дела.

Правоприменительная деятельность органов государственной власти (должностных лиц) основывается на определенных принципах, среди которых важнейшее значение имеют принципы законности, социальной справедливости, целесообразности и обоснованности принимаемых решений.

Принцип законности - это строгое и неуклонное следование закону субъектов правоотношений в процессе правоприменительной деятельности. Принцип законности в правоприменительной деятельности означает действие органов государственной власти, должностных лиц строго в рамках предоставленных им законодательством полномочий, а также строгое и точное соблюдение установленной процедуры при принятии юридических решений. Осуществляя правоприменительную деятельность, органы государственной власти, должностные лица не должны выходить за рамки закона.

Принцип социальной справедливости означает, что деятельность правоприменительных органов и должностных лиц должна быть направлена, в первую очередь, на защиту законных прав и свобод личности, установление законности и правопорядка в обществе, а не на обеспечение интересов каких-либо отдельных социальных групп и слоев. Принцип социальной справедливости является непременным условием формирования гражданского общества и построения правовой государственности.

Принцип обоснованности правоприменительной деятельности означает принятие решения компетентным органом только на основе проверенных, достоверных, не подлежащих сомнению фактов. Правоприменительный орган обязан тщательно изучить и использовать только относящиеся к делу материалы. Нарушение принципа обоснованности является основанием для отмены правоприменительного акта.

Принцип целесообразности в правоприменительной деятельности означает выбор наиболее оптимального варианта осуществления юридических предписаний в тех или иных конкретных жизненных обстоятельствах, а также учет конкретных условий применения того или иного нормативно-правового акта. Динамика развития общественных связей и отношений не всегда позволяет учесть все разнообразие конкретных случаев и обстоятельств, которые возникают в общественной жизни в процессе формирования норм права. Правоприменительный орган в каждом конкретном случае с учетом всех обстоятельств дела выбирает наиболее оптимальный вариант принятия решения. Особенно это касается правоприменительной деятельности органов судебной власти.

 

2.2. Стадии применения права

Процесс применения права принято разделять на этапы (стадии). Наиболее распространенным в научной литературе является мнение, что их три. Однако некоторые авторы выделяют большее их количество, например четыре8, пять9 или шесть10.

Как отмечает Р.М. Авалян, все зависит от «удаленности точки», с которой смотреть на процесс правоприменения. Чем «ближе» и подробнее рассматривать применение права, тем больше этапов можно в нем выявить.

Все зависит  от цели исследования. Очевидно, что в этом случае их количество может превышать и три, и даже шесть11.

Р.М. Авалян считает, что можно выделить семь этапов применения права.

На первом этапе  происходит исследование фактических  обстоятельств дела. Без их достоверного установления невозможно установление объективной истины и, следовательно, вынесение законного и обоснованного решения.

Второй этап - это выбор правовых норм, соответствующих  установленным фактическим обстоятельствам. Его также принято называть юридической квалификацией.

Информация о работе Реализация и применение права