Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 18:10, курсовая работа
Цель работы: - рассмотреть, что представляет собой реализация права и такая ее форма, как применение права.
Задачи работы: - отобрать и проанализировать материал по теме; - уяснить основные моменты; - изложить избранную тему.
Введение.............................................................................................................3
1. Реализация права: общие положения
1.1. Реализация права: понятие и формы........................................................5
1.2. Применение права как особая форма реализации права........................8
2. Применение права: общая характеристика
2.1. Понятие, признаки, принципы правоприменения.................................11
2.2. Стадии применения права.......................................................................16
Заключение......................................................................................................22
Список литературы:........................................................................................24
Характерные особенности применения права заключаются в следующем:
1) это - властно-императивная форма реализации права;
2) осуществляется
компетентными,
3) носит процессуально-
4) состоит
из ряда последовательных
5) имеет под
собой соответствующие
6) связано с
вынесением
7) является разовым
и индивидуально-определенным
8) направлено на урегулирование конкретных ситуаций.
Указанные признаки показывают специфику правоприменения и достаточно четко отграничивают его от первых трех форм реализации права - соблюдения, исполнения и использования.
Следует помнить, что при использовании, как уже отмечалось, нередко тоже требуется «вмешательство» соответствующих агентов власти, но оно носит здесь характер содействия, участия в осуществлении гражданином своего права, ибо без этого субъект просто не сможет воспользоваться предоставленной ему законом возможностью (например, уволиться с работы, вступить в брак, заняться предпринимательской деятельностью). В целом же в названных выше трех формах право реализуется добровольно, без принуждения.
2. Применение права: общая характеристика
2.1. Понятие, признаки, принципы правоприменения
Применение права - это деятельность властных органов, состоящая в реализации правовых предписаний в отношении конкретных жизненных обстоятельств и индивидуально-определенных субъектов5.
Применение права необходимо в тех случаях, когда:
- закон должен действовать с учетом тех или иных конкретных обстоятельств, требующих установления и контроля (например, при назначении пенсии, выдаче паспорта);
- есть спор
о праве, правах и
- не
исполняются обязанности,
Во всех этих случаях требуются установление и анализ конкретных обстоятельств и такое понимание и применение закона, при котором нередко приходится рассматривать и решать сложные юридические вопросы. Конкретный жизненный случай, в отношении которого осуществляется применение закона, именуется юридическим делом (с юридической стороны делом называется также совокупность документов, комплектуемых «в одной папке» в ходе применения закона к данному случаю).
Правовое регулирование общественных отношений государство осуществляет не только на абстрактном уровне (установлением предписаний правовых норм), но и на уровне конкретных общественных отношений (реальных жизненных ситуаций).
В общественной жизни очень часто возникает необходимость государственного вмешательства в обеспечение реализации субъективных прав и юридических обязанностей участников правоотношений.
Речь идет о
правоприменительной
Сущностью правоприменительной деятельности является разрешение юридически значимых дел.
Действия правоприменяющего органа (должностных лиц) призваны содействовать реализации предусмотренных законом прав и обязанностей субъектов правоотношений6.
Применение норм права - это особая форма реализации права, связанная с деятельностью органов государственной власти, должностных лиц. Например, совершение правонарушения - это юридический факт, с которым закон связывает реализацию санкции правовой нормы, что является исключительной прерогативой государства.
Применение норм права имеет место, к примеру, тогда, когда суд разрешает гражданский спор в связи с открытием наследства; когда руководитель предприятия издает приказ о приеме на работу гражданина или ректор приказывает зачислить абитуриентов, прошедших конкурс, в число студентов вуза. Таких примеров можно привести очень много. Во всех этих случаях речь идет о применении норм права компетентными органами государственной власти к конкретным правоотношениям в установленном процессуальном порядке.
Применение
права имеет большое значение
в механизме правового регулиро
Роль и место
правоприменительной
В правовом государстве права и свободы человека как таковые приобретают непосредственное юридическое действие, так как они имеют высшую ценность по отношению к другим общественным ценностям и включены в систему конституционного регулирования. Основные права и свободы человека и гражданина являются основой для юридически обязательных актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц.
Следовательно, применение права как составляющая общего механизма осуществления прав и свобод личности должно быть направлено на защиту и обеспечение законных интересов индивида.
Правоприменительная деятельность имеет свои характерные особенности в механизме правового регулирования общественных отношений.
Во-первых, это властная, специальная юридическая деятельность, субъектами которой могут быть только компетентные органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, а также общественные объединения, если они на то уполномочены государством или государство признает их решения юридически значимыми.
Выделяют следующие признаки, определяющие властный характер правоприменения:
- правоприменительной деятельностью в пределах своей компетенции занимаются органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, а также общественные объединения. Такова, например, деятельность суда по осуществлению правосудия или следственных органов по расследованию уголовных дел;
- правоприменительная
деятельность осуществляется
- исполнение
правоприменительных актов
- в необходимых
случаях правоприменительные
Правоприменительную деятельность осуществляют как органы правосудия, так и органы исполнительной власти.
Судебные органы, рассматривая конкретные юридические дела, тем самым создают условия для реализации субъективных прав и юридических обязанностей. Применение норм права в сфере социального управления осуществляется посредством властных действий органов исполнительной власти.
Во многих случаях возникает необходимость содействия органов исполнительной власти в реализации субъективных прав граждан.
Как отмечает В.А. Туманов, «если законодатель провозглашает и закрепляет права и свободы и основные их гарантии, правосудие - охраняет эти права от нарушителей, от кого бы они ни исходили, то создание необходимых материальных, организационных и иных условий (в той мере, в какой они зависят от государства) реализации прав и свобод - сфера деятельности исполнительной власти»7.
Необходимо отметить, что
не всегда правоприменительная
Так, в некоторых случаях, чтобы начать правоприменительный процесс, гражданин должен обратиться в компетентный (правомочный) орган государственной власти.
Например, гражданско-правовые
особенности
Во-вторых, право
на правоприменительную
В-третьих, правоприменительная деятельность всегда связана с решением конкретного дела, жизненного случая, т.е. носит индивидуальный характер.
Индивидуальные правоприменительные акты относятся к определенным жизненным случаям и адресуются конкретным лицам. Например, приговор суда в отношении лица, совершившего преступление, решение администрации города о выделении земельного участка под строительство жилого дома конкретному гражданину, указ Президента о награждении гражданина Почетной грамотой и др.
В-четвертых, вся
правоприменительная
Существует определенная процедура правоприменительной деятельности органов государственной власти и должностных лиц.
Во многих случаях
правоприменительная
Например, органы судебной власти, правоохранительные органы при рассмотрении гражданских и уголовных дел руководствуются нормами гражданско-процессуального и уголовно-процессуального законодательства.
Органы государственной
власти и должностные лица, рассматривающие
административные правонарушения, руководствуются нормами
административно-
Правоприменительная деятельность органов государственной власти (должностных лиц) основывается на определенных принципах, среди которых важнейшее значение имеют принципы законности, социальной справедливости, целесообразности и обоснованности принимаемых решений.
Принцип законности - это строгое и неуклонное следование закону субъектов правоотношений в процессе правоприменительной деятельности. Принцип законности в правоприменительной деятельности означает действие органов государственной власти, должностных лиц строго в рамках предоставленных им законодательством полномочий, а также строгое и точное соблюдение установленной процедуры при принятии юридических решений. Осуществляя правоприменительную деятельность, органы государственной власти, должностные лица не должны выходить за рамки закона.
Принцип социальной справедливости означает, что деятельность правоприменительных органов и должностных лиц должна быть направлена, в первую очередь, на защиту законных прав и свобод личности, установление законности и правопорядка в обществе, а не на обеспечение интересов каких-либо отдельных социальных групп и слоев. Принцип социальной справедливости является непременным условием формирования гражданского общества и построения правовой государственности.
Принцип обоснованности
правоприменительной деятельнос
Принцип целесообразности
в правоприменительной
2.2. Стадии применения права
Процесс применения права принято разделять на этапы (стадии). Наиболее распространенным в научной литературе является мнение, что их три. Однако некоторые авторы выделяют большее их количество, например четыре8, пять9 или шесть10.
Как отмечает Р.М. Авалян, все зависит от «удаленности точки», с которой смотреть на процесс правоприменения. Чем «ближе» и подробнее рассматривать применение права, тем больше этапов можно в нем выявить.
Все зависит от цели исследования. Очевидно, что в этом случае их количество может превышать и три, и даже шесть11.
Р.М. Авалян считает, что можно выделить семь этапов применения права.
На первом этапе происходит исследование фактических обстоятельств дела. Без их достоверного установления невозможно установление объективной истины и, следовательно, вынесение законного и обоснованного решения.
Второй этап - это выбор правовых норм, соответствующих установленным фактическим обстоятельствам. Его также принято называть юридической квалификацией.