Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2011 в 12:32, реферат
За весь исторический период своего сознательного существования общество в лице самых ярких представителей по-разному отвечало на вопрос о модели государственного устройства. Основной мировой тенденцией начала XXI века является приоритет модели правового государства и естественного права. Российская Федерация в настоящее время переживает период экономических и социально-политических реформ, основной целью которых выступает создание условий для максимальной реализации личности в обществе и государстве. Поскольку, основным ориентиром для этого служат современные представ-ления о демократии и основных принципах ее воплощения, особую важность приобретает изучение основных принципов, делающих такую демократию возможной на практике.
Введение..............................................................................................................1
2. Теория разделения властей................................................................................2
3. Ветви власти в структуре государства.............................................................4
4. Законодательная власть.....................................................................................6
5. Исполнительная власть......................................................................................9
6. Судебная власть................................................................................................11
7. Заключение........................................................................................................13
8. Литература........................................................................................................14
Особенности судебной власти как независимой ветви предполагает судейское самоуп-равление – наличие высших квалификационных судейских коллегий. Только они могут ре-шить вопрос об отстранении судей от работы, о наложении на них взысканий, повышении их в должности и т.п. Органы законодательной и исполнительной власти, как правило, ре-шать эти вопросы не вправе, хотя они могут избирать или назначать судей (с согласия кандидатов на судебные должности).
В отличие от законодательной власти, которая теснейшим образом связана с политикой, в отличие от исполнительной власти, которая тоже участвует в политике и поддается по-литическому давлению со стороны партий, при осуществлении судебной власти полити-ческое давление должно быть исключено, равно, как и любое другое давление с целью повлиять на решение суда. Для этого существует ряд привилегий, которыми располагают судьи (статус судьи).
Важнейшим положением статуса судей является принцип несменяемости. Это означает, что судья не может быть смещен с должности досрочно, до наступления установленного законом предельного возраста, за исключением случаев, когда он совершил преступление или недостойно вел себя, но он может уйти в отставку и по собственному желанию. Нес-меняемость означает также, что смена партии у власти не влияет на положение судей.
Судьи независимы и подчиняются только закону. Признаются принципы их деполити-зации и департизации. Как правило, судьи не могут состоять в политических партиях, участвовать в политических акциях, забастовках и т.п. На судей распространяется прин-цип несовместимости должностей: они не могут заниматься другой оплачиваемой работой, торговой или промышленной деятельностью. В судебных учреждениях исключаются родственные связи. Закон устанавливает, что вознаграждение судей не может быть умень-шено во время пребывания их в должности.
Положение ветви судебной власти в определенной степени противоречиво. С одной стороны, это очень сильная власть, так как только она может осуществлять такие меры, которые не вправе предпринимать ни законодательная, ни исполнительная власть. С дру-гой стороны, это сравнительно слабая власть, потому что она не опирается на прямую поддержку избирателей, как власть законодательная. Судебная власть не имеет силовых механизмов, как исполнительная (ее судебные исполнители – крайне слабый аппарат). Си-ла этой власти коренится в неуклонном исполнении закона, в уважении судебного реше-ния, его непререкаемости. Такое отношение к судебной власти со стороны других госу-дарственных органов, граждан, их объединений, юридических лиц сложилось, однако, не во всех государствах. Оно воспитывается долго и существует, прежде всего, в странах с длительными демократическими традициями, там, где укоренился принцип господства права.
Обращение в суд, как правило, является для сторон платным. Судебный процесс стоит дорого, поэтому во всех странах стоит вопрос о доступности суда для бедных. Обычно, в некоторых случаях предусматривается бесплатная юридическая помощь (бесплатное ока-зание адвокатских услуг и др.), некоторые виды исков не подлежат обложению судебной пошлиной, например, дела об алиментах, трудовые споры.
Другая проблема – длительность судебного
процесса. Иногда решение дела занимает
годы. Это снижает эффективность судебной
власти. Наконец, во многих странах остро
стоит проблема исполнения судебных решений:
решения судов иногда игнорируется ис-полнительной
властью, а сами суды не достаточно авторитетны,
их материальное оснаще-ние бедно. Поэтому
роль суда в разных странах не одинакова.
Особенно это характерно для стран Востока,
где предпочитают улаживать споры традиционными
методами, часто с помощью племенных вождей,
старейшин, нередко путем выкупа как возмещения
за совер-шенные преступления, а иногда
путем кровной мести.
Заключение
Из вышесказанного можно
Теория разделения властей является одним
из основных гарантов прав
и свобод человека, именно в тех странах,
где реализация данной концепции имеет
наиболее прочные традиции, демократические
принципы нашли самое широкое применение.
Второе преимущество государственной
системы, основанной на принципе разделения
властей - это относительная
стабильность внутриполитического
положения госу-дарства, потому что
разделение властей позволяет выходить
из критических ситуаций на основе норм
конституции, посредством консенсуса
социальных сил. Следует отме-тить,
что принцип разделения властей является
одним из принципов правового государст-ва,
важнейшими из которых являются принцип
законности, взаимная ответственность
го-сударства и личности, реальность прав
личности.
Литература: