Разделение властей в государстве

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2011 в 12:32, реферат

Краткое описание

За весь исторический период своего сознательного существования общество в лице самых ярких представителей по-разному отвечало на вопрос о модели государственного устройства. Основной мировой тенденцией начала XXI века является приоритет модели правового государства и естественного права. Российская Федерация в настоящее время переживает период экономических и социально-политических реформ, основной целью которых выступает создание условий для максимальной реализации личности в обществе и государстве. Поскольку, основным ориентиром для этого служат современные представ-ления о демократии и основных принципах ее воплощения, особую важность приобретает изучение основных принципов, делающих такую демократию возможной на практике.

Оглавление

Введение..............................................................................................................1
2. Теория разделения властей................................................................................2
3. Ветви власти в структуре государства.............................................................4
4. Законодательная власть.....................................................................................6
5. Исполнительная власть......................................................................................9
6. Судебная власть................................................................................................11
7. Заключение........................................................................................................13
8. Литература........................................................................................................14

Файлы: 1 файл

Разделение властей в государстве.doc

— 105.00 Кб (Скачать)

     Особенности судебной власти как независимой ветви предполагает судейское самоуп-равление – наличие высших квалификационных судейских коллегий. Только они могут ре-шить вопрос об отстранении судей от работы, о наложении на них взысканий, повышении их в должности и т.п. Органы законодательной и исполнительной власти, как правило, ре-шать эти вопросы не вправе, хотя они могут избирать или назначать судей (с согласия кандидатов на судебные должности).

     В отличие от законодательной власти, которая теснейшим образом связана с политикой, в отличие от исполнительной власти, которая тоже участвует в политике и поддается по-литическому давлению со стороны партий, при осуществлении судебной власти полити-ческое давление должно быть исключено, равно, как и любое другое давление с целью повлиять на решение суда. Для этого существует ряд привилегий, которыми располагают судьи (статус судьи).

     Важнейшим положением статуса судей является принцип несменяемости. Это означает, что судья не может быть смещен с должности досрочно, до наступления установленного законом предельного возраста, за исключением случаев, когда он совершил преступление или недостойно вел себя, но он может уйти в отставку и по собственному желанию. Нес-меняемость означает также, что смена партии у власти не влияет на положение судей.

     Судьи независимы и подчиняются только закону. Признаются принципы их деполити-зации и департизации. Как правило, судьи не могут состоять в политических партиях, участвовать в политических акциях, забастовках и т.п. На судей распространяется прин-цип несовместимости должностей: они не могут заниматься другой оплачиваемой работой, торговой или промышленной деятельностью. В судебных учреждениях исключаются родственные связи. Закон устанавливает, что вознаграждение судей не может быть умень-шено во время пребывания их в должности.

     Положение ветви судебной власти в определенной степени противоречиво. С одной стороны, это очень сильная власть, так как только она может осуществлять такие меры, которые не вправе предпринимать ни законодательная, ни исполнительная власть. С дру-гой стороны, это сравнительно слабая власть, потому что она не опирается на прямую поддержку избирателей, как власть законодательная. Судебная власть не имеет силовых механизмов, как исполнительная (ее судебные исполнители – крайне слабый аппарат). Си-ла этой власти коренится в неуклонном исполнении закона, в уважении судебного реше-ния, его непререкаемости. Такое отношение к судебной власти со стороны других госу-дарственных органов, граждан, их объединений, юридических лиц сложилось, однако, не во всех государствах. Оно воспитывается долго и существует, прежде всего, в странах с длительными демократическими традициями, там, где укоренился принцип господства права.

     Обращение в суд, как правило, является для сторон платным. Судебный процесс стоит дорого, поэтому во всех странах стоит вопрос о доступности суда для бедных. Обычно, в некоторых случаях предусматривается бесплатная юридическая помощь (бесплатное ока-зание адвокатских услуг и др.), некоторые виды исков не подлежат обложению судебной пошлиной, например, дела об алиментах, трудовые споры.

     Другая проблема – длительность судебного процесса. Иногда решение дела занимает годы. Это снижает эффективность судебной власти. Наконец, во многих странах остро стоит проблема исполнения судебных решений: решения судов иногда игнорируется ис-полнительной властью, а сами суды не достаточно авторитетны, их материальное оснаще-ние бедно. Поэтому роль суда в разных странах не одинакова. Особенно это характерно для стран Востока, где предпочитают улаживать споры традиционными методами, часто с помощью племенных вождей, старейшин, нередко путем выкупа как возмещения за совер-шенные преступления, а иногда путем кровной мести. 
 

Заключение

     Из вышесказанного можно сделать  вывод, что разграничение единой государственной власти на три относительно самостоятельные и независимые отрасли предотвращает воз-можные злоупотребления властью и возникновение тоталитарного управления государст-вом, не связанного правом. Каждая из этих властей занимает своё место в общей системе государственной власти и выполняет свойственные только ей задачи и функции. Равнове-сие властей поддерживается специальными организационно–правовыми мерами, которые обеспечивают не только взаимодействие, но и взаимоограничение полномочий в установ-ленных пределах. В то же время они гарантируют независимость одной власти от другой в пределах тех же полномочий.

     Теория разделения властей является одним из основных гарантов прав и свобод человека, именно в тех странах, где реализация данной концепции имеет наиболее прочные традиции, демократические принципы нашли самое широкое применение. Второе преимущество государственной системы, основанной на принципе разделения властей - это относительная стабильность внутриполитического положения госу-дарства, потому что разделение властей позволяет выходить из критических ситуаций на основе норм конституции, посредством консенсуса социальных сил.  Следует отме-тить, что принцип разделения властей является одним из принципов правового государст-ва,  важнейшими из которых являются принцип законности, взаимная ответственность го-сударства и личности, реальность прав личности. 
 

Литература:

  1. Политология.  Энциклопедический словарь// М., 1993 г.
  2. Бойцова В. В., Бойцова Л. В. “Интерпретация принципа ответственности государства за ущерб, причинённый гражданам в практике Конституционного Суда РФ”// “Государство и право”, №4, 1996 г., стр. 52.
  3. Баглай М. В., Габричидзе Б. Н. “Конституционное право Российской Федерации”// М., “Инфра”, 1996 г.
  4. Валуев М. “Исторические типы философии”// М., “Знания” 1992г.
  5. Исаев И. А., Золотухина М. Н. “История политических и правовых учений России”// М., “Юрист”, 1995 г.
  6. Марченко М. Н. “Общая теория государства и права”// М.: “Зерцало”, 1998г., в 2-х томах.
  7. Хропанюк В. Н. “Теория государства и права”// М., “ДТД”, 1996г.
  8. Черниловский З. М. “Всеобщая история государства и права”// М., “Юрист”, 1996 г.
  9. Чиркин В. Е. “Конституционное право зарубежных стран”// М.: “Юристъ”, 1997г.
  10. Монтескье Ш. Избранные произведения. М., 1955.
  11. Бестужев-Лада И. Что такое "разделение властей"? Почему оно необходимо? – Гори-зонт. 1989. № 3.

Информация о работе Разделение властей в государстве