Разделение властей в государстве

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2011 в 12:32, реферат

Краткое описание

За весь исторический период своего сознательного существования общество в лице самых ярких представителей по-разному отвечало на вопрос о модели государственного устройства. Основной мировой тенденцией начала XXI века является приоритет модели правового государства и естественного права. Российская Федерация в настоящее время переживает период экономических и социально-политических реформ, основной целью которых выступает создание условий для максимальной реализации личности в обществе и государстве. Поскольку, основным ориентиром для этого служат современные представ-ления о демократии и основных принципах ее воплощения, особую важность приобретает изучение основных принципов, делающих такую демократию возможной на практике.

Оглавление

Введение..............................................................................................................1
2. Теория разделения властей................................................................................2
3. Ветви власти в структуре государства.............................................................4
4. Законодательная власть.....................................................................................6
5. Исполнительная власть......................................................................................9
6. Судебная власть................................................................................................11
7. Заключение........................................................................................................13
8. Литература........................................................................................................14

Файлы: 1 файл

Разделение властей в государстве.doc

— 105.00 Кб (Скачать)

Законодательная власть

     В соответствии с концепцией  разделения властей первое место  среди ветвей государст-венной  власти принадлежит законодательной.  Исполнительна и судебная ветви власти хо-тя и имеют свою сферу деятельности, но действуют от имени и во исполнение закона.

     Законодательная власть осуществляется, прежде всего, общегосударственным предста-вительным органом, а в субъектах федерации, в автономиях политического характера – также местными законодательными органами. Общегосударственный представительный орган может иметь различные названия (национальное или народное собрание, конгресс, меджлис и т.д.), но за ним утвердилось обобщенное название “парламент”. Во многих странах парламент не является единственным общегосударственным законодательным ор-ганом: законы могут издавать и другие органы. Кроме того, акты, имеющие, по существу, силу закона, издаются органами исполнительной власти на основе делегирования им со-ответствующих полномочий парламентом или на основе принадлежащей им по конститу-ции регламентарной власти. Акты, имеющие силу закона, издают военные или революци-онные советы после военных переворотов.

     Современный парламент – это высший орган народного представительства, выражаю-щий суверенную волю народа, призванный регулировать важнейшие общественные отно-шения главным образом путем принятия законов, осуществляющий контроль за деятель-ностью органов исполнительной власти и высших должностных лиц. Наряду с этим, пар-ламент обладает и многими другими функциями. Он формирует другие высшие органы государства, например, в некоторых странах избирает президента, образует правительство, назначает конституционный суд, ратифицирует международные договоры, заключенные правительством, объявляет амнистию и др.

     Особое значение имеют финансовые полномочия парламента. В большинстве стран только он вправе устанавливать материальные обременения государства (в частности, принимать решения о государственных займах, займах у других государств и междуна-родных организаций), устанавливать налоги, принимать государственный бюджет в виде единого закона о доходах и расходах государства сроком на один год или в виде совокуп-ности бюджетных (финансовых) законов. Вопросы государственной казны традиционно относятся к важнейшим полномочиям парламента.

     В зависимости от полномочий различают три вида парламентов:

  • с неограниченными полномочиями;
  • с ограниченными полномочиями;
  • консультативные.

     Считается, что в связи с концепцией верховенства парламента парламенты с неограни-ченными полномочиями существуют в большинстве стран. Такой парламент может при-нять решение по любому вопросу, однако и в таких случаях есть прерогатива главы госу-дарства. В тех странах, где принято жесткое разделение властей, а также там, где есть ор-ганы конституционного контроля, обладающие правом объявлять законы неконституци-онными, концепция верховенства парламента подвергается определенным ограничениям.

     Парламенты с ограниченными полномочиями существуют во Франции и некоторых франкоязычных странах. Конституции таких стран перечисляют вопросы, по которым парламент может издавать законы – законы-рамки, устанавливающие основы правового регулирования (более детальное регулирование вправе осуществлять исполнительная власть), и “исчерпывающие законы”, т.е. издаваемые по вопросам, которые могут регули-роваться только парламентом. Все остальные вопросы составляют так называемую сферу регламентарной власти. По ним издаются нормативные акты президента, правительства, министров, парламент же в эту сферу не должен вмешиваться.

     Консультативные парламенты существуют в некоторых мусульманских странах. Иног-да они принимают законы с одобрения монарха, иногда вообще не могут издавать законы. Функции их носят чисто консультативный характер, и выражает мнение народа данного государства по конкретному вопросу, хотя это мнение никакого решающего значения не имеет.

     Как уже отмечалось выше, в связи с системой сдержек и противовесов парламент впра-ве осуществлять контроль над деятельностью исполнительной власти и других высших органов государства. Формы такого контроля в государствах различны. Однако, парла-мент, будучи высшим органом народного представительства, всегда обладает такими функциями. Этот контроль может носить как юридический характер (сюда можно отнести деятельность созданных парламентских комиссий), так и политический (например, выра-жение недоверия министру). Чаще всего используются формы контроля за деятельностью исполнительной власти, особенно правительства, министров, подчиненных им структур, хотя контроль парламента может осуществляться и в отношении других органов.

     Формы контроля парламента:

  1. Вопросы к правительству по интересующим парламент вопросам;

  2. Дебаты по заранее определенным вопросам и общей политике правительства;

  3. Интерпелляция;

4. Вопрос о вотуме недоверия или резолюция порицания правительству (голосованием);

  5. Доклады и отчеты правительства и министров о своей деятельности;

  6. Парламентские слушания;

 7. Парламентские расследования;

8. Деятельность парламентских органов;

  9. Созыв специальных заседаний парламента (при введении чрезвычайного положения и т.п.);

10. Импичмент по отношению к высшим должностным лицам;

 11. Контроль за делегированным законодательством; 

Исполнительная  власть

     Создатели концепции разделения властей полагали, что ограниченный монарх, будучи главой государства, одновременно будет осуществлять исполнительную власть через под-чиненных ему министров. В соответствии с этими представлениями создавались многие ранние конституции в монархических государствах, а от части и в тех, где наследственно-го монарха заменял выборный президент и ему были подчинены министры.

     В современных условиях по конституциям различных стран исполнительная власть принадлежит либо главе государства и правительству, либо только главе государства, ли-бо только правительству. Ими исполнительная власть делегируется органам и должност-ным лицам низшего ранга. На деле такая градация может и не соблюдаться. Во многих странах глава государства (монарх или президент) лишь формально обладает исполни-тельной властью, в парламентарных республиках и парламентарных монархиях ее осу-ществляет правительство (совет, кабинет министров), по “совету” которого, а на деле по указанию президент издает правовые акты. В полупрезидентских республиках прави-тельство, напротив, подотчетно президенту,  в руках которого сосредоточено общее руко-водство исполнительной деятельностью, хотя по конституции исполнительная власть мо-жет принадлежать лишь правительству.

     Органы исполнительной власти не ограничиваются только исполнением законов. Они занимаются также распорядительной деятельностью, что необходимо для осуществления исполнительских задач, издают нормативные акты во исполнение законов. Наконец, орга-ны исполнительной власти обладают самостоятельными нормотворческими полномочия-ми, выходят за границы исполнительно-распорядительной деятельности по применению законов. На основе делегированных парламентом полномочий, обладая самостоятельной регламентарной властью, президент, правительство, министры издают множество норма-тивных актов, регулирующих важнейшие сферы жизни. Нередко такие акты имеют не меньшее, а большее, чем закон, значение.

     Однако во многих странах монарх лишен конституцией полномочий исполнительной власти или утратил их на практике, оставаясь главой государства, как правило, в виде безвластного символа единства нации. Что же касается президентов, то в последние деся-тилетия стала прослеживаться тенденция отдаления главы государства от исполнительной власти в парламентарных и особенно в полупрезидентских республиках (в юридическом, а не фактическом отношении), стали выдвигаться идеи особой президентской власти, ар-битражных функций президента по отношению к другим институтам государственной

власти. Эта идея и норма французской  конституции 1958 года оказала влияние  на многие другие основные законы, особенно постсоциалистических стран.

     Глава государства, независимо от его разновидности, имеет некоторые общие для всех стран полномочия. В отношении парламента это созыв его сессий, опубликование законов, право роспуска, иногда – право вето. Глава государства формирует правительство (порой лишь формально его утверждает), обладает правом увольнять министров и правительство в отставку, назначать судей, предоставлять гражданство и право убежища, заключать и ратифицировать определенного рода международные соглашения, назначать дипломати-ческих представителей, награждать, помиловать осужденных и др., но осуществление этих полномочий на практике зависит от формы правления, от реального положения гла-вы государства. Кроме того, при любой форме правления одни полномочия глава госу-дарства может реализовывать самостоятельно, а для осуществления других требуется сог-ласие или утверждение парламента (например, для назначения послов в США) или даже правительства (в условиях парламентарной республики). Кроме того, в парламентарных республике и монархии, а иногда и в полупрезидентских республиках, для того чтобы не-которые акты президента или монарха действовали, премьер-министр должен скрепить их подписью (так называемый принцип контрассигнатуры). Реже это может быть наряду с подписью премьера также подпись министра, ответственного за выполнение данного акта президента или монарха.

    В президентских и полупрезидентских республиках создаются особые должности премьер-министров, советы министров, которых нет в традиционных президентских рес-публиках (Бразилия, Мексика, США и др.). Должность премьер-министра обособляется от должности президента, юридически многие функции исполнительной власти изымаются из ведения президента, хотя фактически он остается главным руководителем правительст-ва, а премьер-министр нередко является лишь административным премьером. Это отно-сится и к ситуации и в некоторых постсоциалистических государствах, где президент не-посредственно руководит деятельностью некоторых ключевых министров (обороны, внут-ренних дел, иностранных дел и др.), которые не подчиняются премьер-министру или, как считается, находятся в двойном подчинении: правительству как коллегии (фактически премьер-министру) и президенту.

     На местах исполнительную власть осуществляют главы субъектов федерации (губер-наторы и др.), формируемые парламентом местные правительства, избранные или назна-ченные губернаторы областей, начальники районов, префекты и другие представители президента и правительства. Им подчинен местный государственный аппарат, иной, чем аппарат органов местного самоуправления.

     В отличие от судебных и представительных органов система органов исполнительной власти представляет собой единую вертикаль: нижестоящие должностные лица и органы подчинены вышестоящим, обязаны исполнять не только закон, но и указания вышестоя-щих органов и должностных лиц, акты нижестоящих органов могут быть отменены вы-шестоящими. 
 

Судебная  власть

     В любой стране существуют различные юридические учреждения: органы дознания и расследования, прокуратура, нотариат, адвокатура и т.п. Особое место среди них занимает суд, являющийся носителем особой ветви государственной власти – судебной. Другие юридические органы такой властью не обладают.

     В отличие от законодательной власти суд не создает общих правил поведения, не зани-мается исполнительно-распорядительной деятельностью, хотя в судебных учреждениях есть должности судебных исполнителей. Государственная власть суда имеет конкретный характер. Суд рассматривает и решает конкретные дела и споры, возникающие вследствие различных конфликтов в обществе (уголовные дела, имущественные притязания, трудо-вые споры, споры политического характера, жалобы граждан на действия чиновников). Эти вопросы рассматриваются судом в ходе судебного процесса, т.е. в особой процес-суальной форме, установленной законом. Ее соблюдение при осуществлении судебной власти имеет принципиальное значение: если нарушена форма процесса, решение суда, даже правильное по существу, отменяется вышестоящим судом и дело направляется на новое рассмотрение.

     Суд рассматривает и решает те или иные конфликты в обществе, возникшие между его членами – юридическим и физическими лицами, - в соответствии с законом и правосозна-нием членов судейской коллегии, рассматривающей дело, и внутренним убеждением су-дей. Правосознание, внутреннее убеждение, сложившееся на базе жизненного опыта и в ходе рассмотрения конкретного дела имеет огромное значение при осуществлении судеб-ной власти. Ее реализация – приговор по уголовному делу, решение по гражданскому ис-ку – представляет собой акт государственного принуждения, совершаемый в особых фор-мах.

Информация о работе Разделение властей в государстве