Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 13:31, курсовая работа
Цели и задачи исследования:
• Рассмотреть происхождение расизма;
• Рассмотреть идеологию расизма;
• Рассмотреть современные теории расизма;
• Определить и рассмотреть тоталитарные режимы;
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1.ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ИСТОРИЯ РАСИЗМА 5
1.1. ПРОИСХОЖДЕНИЕ РАСИЗМА 5
1.2. ИДЕОЛОГИЯ РАСИЗМА 11
1.3. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕОРИИ РАСИЗМА 13
ГЛАВА 2. РАСИЗМ КАК ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИДЕОЛОГИЯ 16
2.1. ТОТАЛИТАРНЫЕ РЕЖИМЫ 17
2.2. ФАШИСТСКИЙ РЕЖИМ ГЕРМАНИИ 18
2.3. АПАРТЕИД 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 31
Содержание
Введение
Глава 1.Возникновение и история расизма
1.1. Происхождение расизма
1.2. Идеология расизма
1.3. Современные теории расизма
Глава 2. расизм как государственная идеология
2.1. Тоталитарные режимы
2.2. Фашистский режим Германии
2.3. Апартеид
Заключение
Список литературы
Введение
Актуальность темы. Сегодня слово “расизм” имеет так много противоречащих друг другу значений, что вокруг него образуется ореол мифа и поэтому его трудно определить. Первая трудность проистекает из того факта, что слово “расизм” стало ругательством, оно служит скорее орудием борьбы, чем определением, им пачкают тех, к кому приклеивают этот ярлык. Назвать кого-нибудь расистом, даже если это грязная клевета, удобная тактика, - она либо парализует противника, либо бросает на него подозрение и лишает его доверия. Такой подход стал обычным в конфликтах, которые мы наблюдаем каждый день.
На международном уровне этот термин может приобрести значение, не скрывающее его истинную природу и цели, как в случае с резолюцией № 3379 Генеральной Ассамблеи ООН от 10 ноября 1975 года, осуждающей сионизм как форму расизма и расовой дискриминации.[1] Обвинение в расизме как правило влечет за собой ряд аналогичных обвинений: в принадлежности к крайне правым, в фашизме, антисемитизме и т.д. В конечном итоге сам термин становится все более размытым, а его осмысленный анализ - все более трудным.
Используемые в самых различных смыслах, термины “расизм” и “расист” стали готовыми формулами, стереотипами. Антирасисты действуют теми же методами, что и расисты: приписывают целой группе черты отдельных ее членов, хотя упрекают расистов именно в этом. Пьер-Андре Тагиев подчеркивает: “Борьба против расизма не может быть эффективной, если создан его ложный образ и антирасизм стал зеркальным отражением расистского мира. Один из пороков современного антирасизма заключается в том, что он по-расистски обращается с теми, кого обвиняет в расизме”.[2]
Осуждение общественным мнением расистских теорий и расистского поведения затемняет суть проблемы. Во Франции, где расизм является преступлением и строго карается, наблюдается тенденция к отрицанию его статуса как идеологии или убеждения.
Кроме того, закон не делает различия между расистской теорией (“разжигание расовой ненависти”) и расистским поведением. В этих условиях расизм не столько сфера идей, сколько предмет уголовного преследования. Некоторые определяют расизм как болезнь, называют его “проказой”(Альбер Жаккар) или “сумасшествием” (Кристиан Делакампань).
Но тогда возникает противоречие: если расисты - душевнобольные, то их нужно лечить, а не судить. В общем, слово “раса” и его производные (расизм, расист и т.д.) несут в себе сильный эмоциональный заряд.
При исследовании расизма это нужно принимать во внимание, но стараться не попасть в ту же ловушку и следовать совету Пьера Фужейролла: “Общественные науки должны изучать расизм как совокупность наблюдаемых явлений наряду с прочими и во взаимоотношении с другими явлениями”.[3]
Объект исследования – теория государства и праваю
Предмет исследования – расистские теории в ТГП.
Цели и задачи исследования:
Рассмотреть происхождение расизма;
Рассмотреть идеологию расизма;
Рассмотреть современные теории расизма;
Определить и рассмотреть тоталитарные режимы;
Рассмотреть фашистский режим Германии;
Рассмотреть режим апартеида
В работе использовались труды российских и зарубежных авторов, а также материалы из интеренет-энциклопедии «Википедия».
Глава 1.Возникновение и история расизма
1.1. Происхождение расизма
Слово “расизм” впервые появилось в словаре Ларусса в 1932 году. Внимательное изучение вышедших с тех пор словарей показывает, что определения этого термина совпадают: “Система, которая утверждает превосходство одной расовой группы над другими” (Ларусс).
“Учение о существовании биологических различий между расами и превосходстве одной из них” (приложение к Большому словарю Литтре). “Теория иерархии рас, основанная на вере в то, что общественные условия зависят от расовых особенностей” (Робер).
“Теория расовой иерархии, проповедующая необходимость предохранения т.н. высшей расы от смешения и ее право на господство над другими расами” (малый словарь Робера) и т.д. декларация ЮНЕСКО от 1978 года называет расизмом “любую теорию, утверждающую превосходство или неполноценность тех или иных расовых или этнических групп, что дает одним из них право господствовать над другими, якобы низшими, или даже уничтожать их, или основывающую свои оценки на расовых различиях”.
Рут Бенедикт пишет: “Расизм это догма, согласно которой одна этническая группа обладает от природы врожденным превосходством”.[4] А вот недавнее определение Артура Кригеля: “Расизм это научно-идеологическая система, которая разделяет современное человечество на подвиды, являющиеся результатом независимого развития и обладающие неравными средними способностями. Плодом смещения с низшими подвидами могут быть только полукровки, уступающие по способностям вышей расе”.[5]
Ни одно из этих определений не затрагивает поведение, все они сосредоточены на теории : “системе”, “учении”, “догме”. Эти теории объединяют две главные черты: вера в неравенство различных рас и в то, что это неравенство оправдывает господство т.н. “высших” рас над “низшими”.
Предлагаются и более мудреные определения, и литература по этому вопросу весьма обширна. Большей частью эти определения являются отзвуками уже приведенных. Они называют пять главных элементов расистской идеологии:[6]
1. Вера в превосходство одной, реже нескольких рас - над другими. Эта вера обычно сочетается с иерархической классификацией расовых групп.
2. Идея, что превосходство одних и неполноценность других имеют биологическую или биоантропологическую природу. Этот вывод вытекает из веры в то, что превосходство и неполноценность неискоренимы и не могут быть изменены, например, под влиянием социальной среды или воспитания.
3. Идея, что коллективное биологическое неравенство отражается в общественном строе и в культуре и что биологическое превосходство выражается в создании “высшей цивилизации”, которая сама по себе указывает на биологическое превосходство. Эта идея устанавливает прямую зависимость между биологией и социальными условиями.
4. Вера в законность господства “высших” рас над “низшими”.
5. Вера в то, что есть “чистые” расы, и смешение неизбежно оказывает на них отрицательное влияние (упадок, вырождение и т. д.)
Вопрос в том, можно ли говорить о расизме только если налицо все эти пункты, или есть элементы более “фундаментальные”, нежели другие. Расизм это, прежде всего, теория расовой иерархии и расового неравенства. Это - главное. С остальными пунктами дело обстоит более сложно.
Во-первых, расистская точка зрения не требует никакого знания биологии или обращения к биологии для объяснения расового неравенства. Либеральные авторы и просвещенные философы ХVIII века в большинстве своем были убеждены в неполноценности негров, но они не объясняли ее природными причинами и не поднимали биологических проблем, ограничиваясь ссылками на обычаи, климат и т. д.
Дэвид Юм писал: “Я пришел к выводу, что негры и в целом все прочие человеческие расы (ибо есть 4 или 5 разных типов) по природе своей ниже белых”.[7] Он не основывал этот вывод ни на каких биологических соображениях. Локк, как хорошо известно, был защитником рабства как и многие философы эпохи Просвещения, ибо для них идея о разуме, “целиком представленном в каждом человеке” (Декарт), означала, что каждый человек способен признать превосходство европейской цивилизации.
Наоборот, в ХIХ веке многие писатели, которые связывали социологию с биологией, не обязательно делали их этого расистские выводы. Так обстояло дело с рядом социал-дарвинистов, таких как Герберт Спенсер, который был либералом и верил в идею прогресса. Наконец, в ХХ веке были “расистские” авторы, которые полностью отвергали биологию и осуждали биологический расизм как безумие (Ю. Эвола).[8]
Романтическая, в сущности, идея “чистой расы” тоже принимается не всеми расистскими теоретиками. Альбер Мемми не прав, когда говорит, будто расистская идеология основана на трех постулатах: “что чистые расы действительно существуют, что они выше других и, пока эти расы сохраняют чистоту, их члены обладают политическими, экономическими и культурными преимуществами”.[9] Евгеник с расистским уклоном Карл Пирсон всегда боролся против идеи “чистой расы”. Сам А. де Гобино писал свой “Очерк”, чтобы доказать, что чистые расы исчезли. для Х. С. Чемберлена, как и для Рене Марсиаля имеют значение только “расовые достижения”. Многие расистские писатели не связывали автоматически превосходство с идеей чистоты.
Разделились мнения и по вопросу о смешении. В ХIХ и начале ХХ века почти все антропологи считали, что смешение ведет к вырождению по причине антропологических различий между расами.
Наоборот, Огюст Конт отвергал расовую иерархию и даже рекомендовал смещение, хотя писал в своем “Позитивистском катехизисе” (1852), что у разных рас мозги разных типов.[10]
Сенсимонист Виктор Курте (1813-1867), несомненный предтеча расизма, полагал, что путем смешения можно возродить человечество, за что его позже объявили коммунистом. В XX веке Фрэнк Хенкинс обличал “возвращенные и доктринерские утверждения о равенстве рас” и в то же время был ярым сторонником смещения.[11]
Некоторые авторы различают расизм как идеологию исключительности и расизм как идеологию господства. С другой стороны, когда дело доходит до объективной оценки того, насколько “опасен” тот или иной расизм, мнения разделяются. Исключительность может быть лучше господства, если она ограничивается отказом от контактов с другими, но может быть и гораздо опасней, если она приводит к истреблению других.
Другое различие, которое проводится реже, это различие между расизмом в собственном смысле слова и тем, что за неимением лучшего термина можно назвать “расиализмом”.
Речь идет о теории, основанной на той идее, что расовые или, более широко, этнические факторы играют решающую роль в развитии человеческого общества. В этом плане социально-культурные корни рассматриваются в первую очереди или исключительно как корни этнических групп, а великие события истории - как события расового характера.
Короче, расиализм провозглашает расу ключом к пониманию главных движущих сил истории. По определению Виктора Курте, “почти во всех случаях сущностью является раса”. В 1850 году шотландский анатом Роберт Нокс писал: “Раса это все: литература, наука, искусство - одним словом, цивилизация, - все зависит от расы”.
В Германии социал-дарвинист Людвиг Вольтман, бывший социал-демократ, объяснял Ренессанс присутствием в Северной и Центральной Италии “германской” крови. В Англии Дизраэли также был сторонником расиализма. Ханна Арендт видит в нем “первого англичанина, который твердо отстаивал свои расовые убеждения и идею расового превосходства как определяющего фактора в истории и политике”. Аналогичным образом Гобино объяснял всю историю человечества в расовых терминах. Хотя, вопреки распространенному мнению, его влияние на национал-социализм было равно нулю, подобные взгляды были популярны в Германии в 1930-х - 40-х годах. для Эдварда Мангольда расовые различия “дают ключ к пониманию всех главных событий мировой истории”. В разной степени эту тему расы как определяющего фактора можно найти у таких авторов, как Ньютон, Монтескье, Огюст Тьерри, Камилл Жюлиан, Вирей, Бюффон и даже у Гизо.
В настоящем расиализме расовый фактор рассматривается как первичный, а не как один из множества других. Более того, подлинный расиализм исходит из причинной, почти механистической взаимосвязи между расой и социально-культурной областью, причем первая определяет вторую. Расиализм отрицает неравенство рас и это принципиально отличает его от расизма. На первый взгляд расизм в его крайней форме представляется результатом слияния расиализма с верой в расовое неравенство. Например, для Вольтера негры даже не принадлежали к человеческой расе. Он считал, что они столь же отличны от нас, “как спаниель от борзой”. Кювье утверждал, что морфологические и краниологические особенности негров доказывают их близость к обезьяне. Гегель не находил в неграх “ничего человеческого”.
Более умеренных взглядов придерживались Вирхов, Брока и Катрфаж. Более того, понятно, как это произошло: если раса - главная детерминанта в человеческих делах, возникает соблазн объяснить установившийся в мире баланс сил “расовыми особенностями”. Да, расиализм и расизм не всегда пересекаются. В расиализме нет иерархической системы ценностей. Он ограничивается установлением различий между расами, их классификацией и определением их роли в общественной жизни. Но различение или классификация это не то же самое, что создание иерархии. Перечисление сходств и различий позволяет определить родственные связи между расами. Иерархия же включает в себя парадигму и эта парадигма является отличительной чертой расистской идеологии. Эта парадигма почти всегда этноцентрична. Поэтому расиализм может быть расофильским, а расистская идеология - всегда расофобская. Расиализм добавляет к центральному значению расы простую идею о связи между физическими особенностями отдельных людей и групп и их духовными особенностями, между биологическим и социальным. Расистская идеология добавляет к расиализму дискриминационные оценки. Расы располагаются по иерархии. Но расистская идеология не обязательно включает в себя расиализм. Можно верить, что всегда были высшие и низшие расы, но не верить, что все социальные явления можно свести к расовым факторам. Вера в расовое неравенство и идея, согласно которой раса - главный фактор человеческой истории, это не два разных варианта одной и той же идеи.
Расовая иерархия, нарисованная расистской идеологи- ей, всегда линейна - одна раса неизменно оказывается наверху вместе со своей цивилизацией. Вся схема отличается своей “упорядоченностью” на основе этноцентризма. В то время как расиализм делает упор на решающем значении расы, расистская идеология - на значении определенной расы. Например, Гобино видел в “арийцах”, а Виктор Курте - в “германцах” цвет нации. Как писал Чемберлен: