Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 01:28, доклад
Обязанности государственного служащего в законодательстве Российской Федерации поддерживаются мерами государственного принуждения. В частности, невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления) должностного лица, осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда
Назначение на должность открывает стадию прохождения государственной службы, которая включает элементы: испытательный срок, аттестации, регулярное повышение квалификации и переподготовка, поощрения и взыскания, отставка или выход на пенсию.
1. Испытательный срок
Для гражданина, впервые
принятого на государственную должность
государственной службы, в том
числе по итогам конкурса документов,
или для государственного служащего
при переводе на государственную
должность государственной
Если срок испытания истек, а
государственный служащий продолжает
государственную службу, он считается
выдержавшим испытание и
По вопросу, касающемуся испытаний
при назначении на государственную
должность федеральной
Граждане, впервые принимаемые
на государственные должности
Судебным казусом по вопросу испытательного срока является, например, решение Верховного Суда РФ от 16 ноября 2000 г. Абзац 3 пункта 6.1 Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел РФ, утвержденной приказом МВД РФ от 14 декабря 1999 г. 1038, которым продолжительность испытательного срока установлена не более одного года признан судом недействительным, поскольку не соответствует части 4 статьи 19 Закона РФ от 18 апреля 1991 г. 1026-1 О милиции, предусматривающий, что для поступающего в милицию устанавливается испытательный срок от трех до шести месяцев в зависимости от уровня подготовки и должности, на которую стажер поступает[Бюллетень Верховного Суда РФ, 2001, 7, стр. 10-11.].
2. Правовое регулирование
Основные обязанности
и права государственного служащего
определяются должностью. Должность
это категория для обозначения
распределения компетенции госу
В соответствии со ст. 10 федерального закона РФ 199-ФЗ 1995 г. основные обязанности государственного служащего заключаются в том, что он обязан:
1) обеспечивать поддержку
конституционного строя и
2) добросовестно исполнять должностные обязанности;
3) обеспечивать соблюдение и защиту прав
и законных интересов граждан;
4) исполнять приказы, распоряжения и указания
вышестоящих в порядке подчиненности
руководителей, отданные в пределах их
должностных полномочий, за исключением
незаконных;
5) в пределах своих должностных обязанностей
своевременно рассматривать обращения
граждан и общественных объединений, а
также предприятий, учреждений и организаций,
государственных органов и органов местного
самоуправления и принимать по ним решения
в порядке, установленном федеральными
законами и законами субъектов Российской
Федерации;
6) соблюдать установленные в
государственном органе правила внутреннего
трудового распорядка, должностные инструкции,
порядок работы со служебной информацией;
7) поддерживать уровень квалификации,
достаточный для исполнения своих должностных
обязанностей;
8) хранить государственную и иную охраняемую
законом тайну, а также не разглашать ставшие
ему известными в связи с исполнением
должностных обязанностей сведения, затрагивающие
частную жизнь, честь и достоинство граждан.
Обычно тарифно-
Приведем для сравнения некоторые положения зарубежного законодательство об обязанностях государственных служащих.
Закон о государственной службе Японии содержит, на мой взгляд, архаическое правило, когда от государственного служащего, правда, только члена Палаты по делам персонала, требуется принесение письменной присяги перед Верховным судом Японии, прежде чем он будет допущен к выполнению своих обязанностей (ст.6). Клятвы это ритуал, но правовое значение их невелико. Я не помню случая наказаний за нарушение клятвы.
Хороший принцип правового
регулирования закреплен в
Служебные обязанности особенно в теократическом государстве отражают корпоративный дух. В разделе У1 устава Римской курии служащим предписывается выполнять свою работу с усердием, точностью, чувством ответственности и в духе сотрудничества (ст. 35), служащие должны отличаться примерным религиозным и моральным поведением: также и в частной и семейной жизни, в соответствии с доктриной Церкви (ст. 36). Одежда служащих-мирян должна выглядеть достойно (ст. 37, параграф 2). То есть прекрасно прописан необходимый для государственного служащего дух возвышенного служения долгу. Добросовестность это в конечном счете не признак религиозной организации государственного аппарата. Подобный подход должен был бы быть воспринят и светскими государственными аппаратами, в той мере, в какой это достижимо в обществе, расколотом на классовые противоречия. П.1 Кодекса этики правительственной службы в США требует ставить интересы государства выше интересов отдельных лиц, партий и ведомств[Соединенные Штаты Америки: Конституция и законодательные акты. /Под ред. и со вступительной статьей д.ю.н., проф. О.А.Жидкова. - М.: Прогресс, Универс, 1993, стр. 294.].
В системе мер, предусмотренных Президентом РФ в Указе от 3 апреля 1997 г. N 278 "О первоочередных мерах по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Порядок во власти - порядок в стране. (О положении в стране и основных направлениях политики Российской Федерации) также предусмотрено, в частности, разработать до 1 ноября 1997 г. свод этических правил государственного служащего, а также концепцию кодекса государственной службы (п.6 Перечня поручений Правительству Российской Федерации). Однако указ остается до сих пор не выполненным.
Таким образом, широко признано, что этика государственного служащего - это надлежащее исполнение или прямое нарушение законодательства о государственной службе. Однако происхождение этого термина другое: этика это свод моральных правил, свойственных индивиду или негосударственной организации. Этика, как правила поведения в государстве называется правом, законом. Главное отличие морали (этики) от права то, что нарушение правил морали поддерживается общественным осуждением нарушителя, в то время как нарушение правовой нормы в государстве обеспечивается государственным принуждением, репрессией.
Специфической особенностью
швейцарского законодательства является
специальное регулирование
Французский закон 1984 г. предусматривает, что служащий должен все свое время отдавать службе, вместе с тем он предусматривает и возможность извлечения прибыли во время службы: частная деятельность, приносящая доход, кроме культурной, научной или исследовательской деятельности предусмотрена ст. 71. В ряде статей предусматривается совмещение работ: выделяются главная и иная работа, например: в ст. 76, 78 закона 1984 г., особенно для лиц, имеющих неполный рабочий день по главной работе. Представляется более правильной формулировка Устава Римской курии: они не могут быть заняты на частных работах в свое рабочее время (ст. 20). Ст. 42 устава Римской курии запрещает служащим заниматься в служебное время работами, не входящими в круг служебных обязанностей. Это совершенно естественно, сознательный или дисциплинированный гражданин не ходит на работу, чтобы там делать свои личные дела. В Римской курии это закреплено официально. Также в этой статье запрещено принимать посторонних лиц на рабочем месте: хранить за пределами места работы личные записи, касающиеся вопросов ведомства: а также при выполнении служебных обязанностей действовать прямо или косвенно в личных интересах. Все свои мысли на службу должности, обществу и государству.
Невозможность обязывать государственного служащего выполнять еще и иную работу, кроме его служебных обязанностей, закреплена в японском законе в ст. 105: на служащего в этом его качестве не возлагается иной долг, кроме выполнения служебных обязанностей, основанных на законе, подзаконных актах, правилах и распоряжениях (ст. 105). В Российской Федерации на государственного служащего с его согласия может быть возложено исполнение дополнительных обязанностей по другой государственной должности государственной службы с оплатой по соглашению между руководителем государственного органа и государственным служащим (п.9 ст. 21 федерального закона РФ 199-ФЗ 1995 г.).
Обязанности государственного служащего в законодательстве Российской Федерации поддерживаются мерами государственного принуждения. В частности, невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления) должностного лица, осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда (часть 1 ст. 19.5 КАП РФ 2002 г.).
Непредставление или несвоевременное представление должностному лицу сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим должностным лицом его законной деятельности, а равно представление должностному лицу таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных статьями 19.8, 19.19 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одного до трех минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от тридцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда (ст. 19.7 КАП РФ 2002 г.).
3. Ограничения, связанные с
Обычный правовой режим государственного служащего предусматривает ограничения, обусловленные характером государственной службы. Служба в государственных органах является по своему существу политической службой, поэтому в первую очередь среди ограничений прав гражданина, являющегося государственным служащим, ограничиваются его политические права. Политические права государственных служащих ограничены рамками правовой системы в стране.
Поскольку государственные служащие в своей деятельности выражают волю и позицию государства, а не свою личную или кружковую, то их публичные выступления оцениваются как выступления государственных должностных лиц. Это положение не дает им возможности выступать в публичных случаях без надлежащего уполномочия вышестоящих должностных лиц. В настоящее время работники Администрации Президента РФ вправе выступать в средствах массовой информации по вопросам своей служебной деятельности, а также по вопросам деятельности Администрации Президента РФ только в порядке, устанавливаемом руководителем Администрации Президента РФ (п.6 указа Президента РФ от 29 января 1996 г. N 117). За рубежом подобное положение закреплено в статье 38 устава Римской курии, где предусматривается, что без соответствующего разрешения компетентного органа никто не может выступать с заявлениями и давать интервью касательно персонала, текущей деятельности и направлений работы Римской курии. Все официальные сообщения и заявления прессе должны осуществляться только через пресс-службу Святого престола в соответствии с нормами ст. 115 параграф 8.