Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 11:37, реферат
В Московском княжестве, а затем в Русском централизованном государстве продолжала действовать Русская Правда. Текст ее был переработан, сокращен, приспособлен к новым условиям жизни. Новая редакция Русской Правды получила название Сокращенной из Пространной. Но Русская Правда регламентировала лишь немногие вопросы общественных отношений, не отражала нового уровня социального, экономического и политического развития, а также обострения классовой борьбы в стране. Для рассматриваемого периода характерно более интенсивное (по сравнению со временем политической раздробленности) развитие права, увеличение роли великокняжеского законодательства.
Введение
1. История создания и общая характеристика Судебника
2. Правовое положение зависимого населения
3. Преступление и наказание
4. Процессуальное право
Заключение
Список литературы
Процесс в целом носил состязательный характер, то есть строился на началах процессуального равенства сторон и разделения функций между обвинителем, защитой и судом. При этом обвинитель нёс "бремя доказывания" виновности обвиняемого, а суд выступал как арбитр между сторонами.
Однако уже наметились черты розыскного или инквизиционного процесса. Для последнего характерно отсутствие прав у обвиняемого и возможности состязания с обвинителем, тем более, что для этого процесса характерно слияние в одном лице функции судьи, обвинителя и защитника. Судебник 1497 узаконивал пытку в качестве средства достижения истины.
Процесс включал в себя три стадии:
· Установление сторон (истца и ответчика).
· Судоговорение.
· Вынесение судебного решения и выдача "правой грамоты" с записью решения.
· Предусматривалось письменное ведение протокола.
· В состав суда, помимо великокняжеского наместника, входили "лучшие люди" - представители местной аристократии.
Волостель - высший представитель древнерусской областной администрации. Наместники и волостели из бояр и детей боярских были на кормлении, т.е. получали доход не от государства, а непосредственно с управляемого населения. Наместник сидел на кормлении в городе, волостель — в волости. Такое противоположение ясно выставлено в предисловии к 11-му Судебнику: «царь… сей судебник уложил, как судити… по городом наместником, по волостям волостелем». Наместник судил городских и посадских людей, а также детей боярских, волостель — волостных, черных людей. Впрочем, допускались исключения:
Иногда наместник получал в кормление не один город со станами, а город с волостями.
Иногда в волости сидело на кормлении два волостеля, суд у них мог быть совместным или раздельным.
Компетенция волостеля была несколько уже компетенции наместников. Это юридическое различие между теми и другими можно вывести главным образом из уставных грамот, из Судебника видно только, что термин «наместник» всегда ставится впереди термина «волостель», подобно тому, как «боярин» ставится впереди «сына боярского». Это указывает на более высокое положение наместника, как сидящего на кормлении в городе и имеющего право (как это видно из уставных грамот) судить «лихие дела» (душегубство, разбой и татьбу с поличным), этого права волостели, как правило, не имели.
Наместники и волостели держали для суда своих тиунов, которые, судя по терминологии судебников, были их холопами, хотя и не всегда. Кроме тиунов, у волостелей были доводчики, праветчики, пошлинники, пристава, недельщики, дьяки (доводчик - должностное лицо в Древней Руси, через которое наряду с тиунами, наместниками и волостелями осуществлялся суд. Доводчики вызывали в суд, отдавали на поруки, производили взыскания. Их доходы складывались из поборов и пошлин, взимавшихся в каждом отдельном случае). Все это так называемые волостелины люди («дворяне», как выражается Двинская уставная грамота).
Кормления, дававшиеся служилым людям, были преимущественно наградой после тягостей военной службы. Посаженные на кормление в волость волостели обязывались уплачивать в княжескую казну определенный процент с волостного дохода, норма которого приблизительно высчитывалась княжеским правительством. Кормленщики должны были при этом иметь в виду прежде всего личные (с чего «сытым быть»), а не общественные или государственные интересы. Это приводило к таким злоупотреблениям, что население, согласно официальным показаниям откупных грамот, «бежало розно», пока в середине XVI века правительство не предприняло областной реформы, в связи с новым устройством военно-служилого класса.
Целовальники - должностные лица Московской Руси, выбиравшиеся земщиной в уездах и на посадах для исполнения судебных, финансовых и полицейских обязанностей. Избранный человек клялся честно исполнять свои обязанности и в подтверждение клятвы целовал крест, откуда и происходит название. Целовальники исполняют свои функции самостоятельно.
Окольничий - придворный чин и должность в Русском государстве XIII - начала XVIII вв. Первоначально функциями окольничего были, по-видимому, устройство путешествий князя и участие в приеме и переговорах с иностранными послами. В XIV-XV вв. окольничий входил в состав Думы великих князей, был вторым по значению (после боярина) думным чином. Окольничии назначались руководителями приказов, полковыми воеводами, участвовали в организации придворных церемоний.
Судебник конкретизирует порядок взимания пошлин за организацию судебного поединка — поля. Поединку предшествовало крестное целование, даже если бились не сами истцы и ответчики, а наймиты — полевщики, представляющие интересы той или иной стороны. Это уже институт судебного представительства. Отказ от поля расценивался как признание своей вины. На судебный поединок стороны “могут выставить вместо себя... какое угодно другое лицо, точно так же ... могут запастись каким-угодно оружием, за исключением пищали и лука. Обыкновенно они имеют продолговатые латы, иногда двойные, кольчугу, наручи, шлем, копье, топор и какое-то железо в руке наподобие кинжала, однако заостренное с того и другого краю; они держат его одной рукой и употребляют так ловко, что при каком угодно столкновении оно не препятствует и не выпадает из руки. Но по большей части его употребляют в пешем бою”.
Судебный поединок как вид доказательства существовал еще в Древнерусском государстве, но законодательно впервые закреплен в Псковской Судной грамоте. Поле назначалось только по делам, не затрагивающим интересов государства, и могло быть заменено свидетельскими показаниями. Организацией поля ведали окольничий, дьяк и неделыцик.
Если стороны приходили к примирению в ходе судебного разбирательства до начала поединка, то пошлина взыскивалась в пользу лиц, ведущих судебное разбирательство, т. е. боярина и дьяка, а полевая пошлина в пользу лиц, организующих поле, не взыскивалась.
Уголовное право. Под преступлением понималась не "обида", как в Русской Правде, а "лихое дело". Если "обидой" называли ущерб лицу или группе лиц, то "лихое дело" было деянием, направленным против существующего строя, против правопорядка. Иначе говоря, "лихое дело" - есть ни что иное, как нарушение воли государя. А доведуть на кого татбу, или разбой, или душегубство, или ябедничество, или иное какое лихое дело…
Совершившие татьбу, разбой или душегубство – убийство - подлежали, помимо возмещения материального ущерба истцу, наказанию по усмотрению судьи. С усилением борьбы феодально-зависимого и закрепощаемого населения, принявшей массовый характер, совершение преступлений ведомым лихим человеком, безусловно, влекло для него смертную казнь. Определяя порядок распоряжения его имуществом, часть которого шла в возмещение иска, а остальная — в пользу судей, ст. 8 специально подчеркивает невозможность отмены смертной казни и передачи обвиненного, при отсутствии у него имущества, истцу для отработки долга.
Лихим человеком мог быть признан любой, хотя бы и не совершивший никакого конкретного деяния, но сочувствовавший требованиям народа, поддерживавший их и в силу этого являющийся лицом опасным для господствующего класса. Он отнюдь не является рецидивистом. Виновность оговоренного подтверждалась не представлением доказательств, а крестным целованием (присягой) оговаривающих, что свидетельствовало о применении следственной формы процесса при расследовании наиболее опасных деяний. Дела начинались, как явствует из статьи, не только по иску частного лица, но главным образом вследствие довода, то есть обвинения, производимого специальными должностными лицами — доводчиками. Они находились в штате наместников и выполняли обязанности судебных следователей. Вероятно, во избежание лишних поборов, вызывавших недовольство населения, доводчикам предписывалось ездити в стану без паропка (помощника) и без простые (в данном случае — без лишней) лошади... А где доводчик ночует, туто ему не обедати, а где обедаеть, туто ему не ночевати. Доводчикам поручался также вызов в суд, а иногда и выполнение судейских обязанностей.
Применение смертной казни в зависимости от личности преступника, а не от состава преступления явилось ярким отражением усиления классового террора в период создания Судебника и феодально-сословного характера права.
Составы преступлений.
Против государства - крамола (то есть заговор, мятеж или иные действия, направленные против существующего режима). К ним же примыкают преступления против порядка управления. К примеру, отказ от правосудия: А каков жалобник к боярину приидет, и ему жалобников от себе не отсылати. Статья о "неправом суде" защищала подданных от произвола чиновников. Существовал и такой состав, как "ябедничество", то есть заведомо ложный донос и оскорбление словом.
Против личности - убийство, "головная татьба" (похищение человека), оскорбление делом или словом.
Имущественные преступления - татьба (кража), разбой, грабёж, поджог.
Система наказаний: смертная казнь. Телесные наказания: "торговая казнь" - битье кнутом на торговой площади; членовредительные наказания (урезание языка, ушей, клеймение) ещё только начали вводиться и широкого распространения не получили. Денежные взыскания (штрафы): в случаях оскорбления и "бесчестья". (Этот вид наказаний не был прописан в Судебнике 1497 года, однако на практике часто применялся).
2. Правовое положение зависимого населения
В сфере наследственного права в ХV-ХVI вв. наблюдается тенденция к постепенному расширению круга наследников и правомочий наследователя.
По сравнению с предыдущим периодом в праве наследования стала намечаться большая свобода воли завещателя: завещание мог сделать любой член семьи. Такая индивидуализация воли наследователя требовала соблюдения письменной формы завещания. В XV-XVI вв. основной круг наследников по закону включал сыновей вместе с вдовой. При этом в наследовании участвовали лишь сыновья, которые оставались на момент смерти отца в его хозяйстве и доме. Братья получали равные доли наследства и имущества, отвечая по отцовским обязательствам (от лица всей семьи), и расплачивались по ним из общей наследственной массы.
При наличии сыновей дочери устранялись от наследования недвижимости (ст. 60 Судебника 1497 г.), однако в рассматриваемый период они постепенно начинают допускаться к законному наследованию вотчин. Прежде всего, приданое дочерям комплектовалось как "часть на прожиток" - выделялось из массы родовой недвижимости. Строго проводился принцип недопущения вдов к наследованию родовых вотчин. При отсутствии у вдовы сыновей вотчины передаются родственникам умершего (по нисходящей и боковой линиям). С выслуженными вотчинами дело обстояло несколько иначе: в ХV-ХVI вв. практика приравнивала их к купленным, в связи с чем допускался их переход во владение вдовы. В случае повторного брака вдова теряла права на вотчину, зато ее новому мужу выделялась земля в поместье.
Распоряжение "крестьянскими землями" было ограничено целым рядом факторов. Одним из важнейших была община, она осуществляла передел (обмен) земельных наделов, распределяла тяжесть налогообложения и повинностей, могла стать наследницей имущества, контролировала договорные и обязательные отношения своих членов. Земельные наделы передавались по наследству сыновьям, но распоряжение ими было ограничено земельными правами общины.
Основная масса населения разделяется на свободных и зависимых людей, хотя не исключаются промежуточные и переходные категории. Юридически и экономически независимыми группами являются посадские люди и смерды-общинники. Свободный смерд-общинник обладает определенным имуществом, которое он может завещать детям (землю - только сыновьям). При отсутствии наследников его имущество переходит общине. Закон защищает личность и имущество смерда. За совершенные проступки и преступления, а также по обязательствам и договорам он несет личную и имущественную ответственность. В судебном процессе смерд выступает полноправным участником.
Более сложная юридическая фигура - закуп. Краткая редакция Русской Правды не упоминает закупа, зато в Пространной редакции помещен специальный Устав о закупах. Закуп - человек, работающий в хозяйстве феодала за "купу", т.е. заем земли, скота, зерна, денег и пр. Этот долг отрабатывается, причем установленных нормативов и эквивалентов не существует. Объем работы определяется кредитором. С нарастанием процентов на заем кабальная зависимость усиливается и продолжается долгое время. Первое юридическое урегулирование долговых отношений закупов с кредиторами нашло отражение в Уставе Владимира Мономаха после восстания закупов в 1113 г. Устанавливаются предельные размеры процентов на долг. Закон охраняет личность и имущество закупа, запрещая господину беспричинно наказывать его и отнимать имущество. Правовой статус закупа резко изменяется. За попытку уйти от господина, не расплатившись, закуп обращается в холопа. В качестве свидетеля в судебном процессе закуп мог выступать только в особых случаях: по малозначительным делам ("в малых исках") или в случае отсутствия других свидетелей ("по нужде").
Холоп - наиболее бесправный субъект права. Его имущественное положение особое: все, чем он обладает, является собственностью господина. Личность холопа как субъекта права фактически не защищалась законом. За его убийство взимался штраф (как за уничтожение имущества) либо господину передавался в качестве компенсации другой холоп.
Первым юридическим актом в направлении прикрепления крестьян к земле стала ст. 57 Судебника 1497 г., установившая правило "Юрьева дня" (определенный и очень ограниченный срок перехода, уплата "пожилого"). Судебник 1497 года был первым законом, регламентирующим начавшееся закрепощение крестьян. Отныне крестьянин мог уйти от своего хозяина только в строго определённый срок. Юрьев день (26 ноября) - дата, с которой на Руси связывалось осуществление права перехода крестьян от феодала к феодалу, так как к этому времени завершался годовой цикл сельскохозяйственных работ и происходил расчет по денежным и натуральным обязанностям крестьян в пользу их владельцев.