Процедурные аспекты управления в Конституции: понятие, форма, внесение поправок

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2014 в 20:10, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является нормативно-правовой анализ поправок и пересмотра Конституции Российской Федерации.
Задачи курсовой работы:
1. Дать определение понятию Конституции Российской Федерации;
2. Раскрыть сущность и структуру Конституции Российской Федерации;
3. Охарактеризовать особенности способов внесения изменений в Конституции Российской Федерации;
4. Проанализировать поправки, внесенные в Конституцию Российской Федерации.
5. Сформулировать обобщающее заключение курсового проекта.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Понятие Конституции Российской Федерации и конституционного права 7
1.1.Общее определение конституционного права 7
1.2. Понятие науки конституционного права 14
Глава 2. Общая характеристика структуры и процедурных аспектов изменения Конституции Российской Федерации 24
2.1.Особенности структурной и логической целостности Конституции Российской Федерации 24
2.2.Процедурные вопросы внесения изменения в Конституцию Российской Федерации 30
Глава 3. Проблематичность развития конституционного строя: особенности процедур пересмотра и внесения поправок в Конституции Российской Федерации 35
3.1.Правовая характеристика пересмотра и внесения поправок в Конституцию Российской Федерации 35
3.2. Конституционно-правовой анализ внесенных изменений в Конституцию Российской Федерации 40
Заключение 44
Список используемых источников 47

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ - 2014 - Процедурные аспекты управления в Конституции - понятие форма внесение поправок.doc

— 237.00 Кб (Скачать)

Итак, под пересмотром Конституции Российской Федерации, понимается такое внесение изменений в главы 1,2,9 в силу их значимости и фундаментальности. Субъекты права на внесение таких предложений те же самые что и при внесении поправок. Федеральное Собрание принимает решение по внесенному предложению квалифицированным большинством, как минимум, в три пятых голосов общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, далее должно созывается Конституционное Собрание для принятия решения о дальнейшей судьбе внесенного проекта45.

Окончательное решения принимает многонациональный народ Российской Федерации путем всеобщего голосования. Однако, федеральный конституционный закон, устанавливающие правовые основы и регулирующий деятельность Конституционного Собрания еще не принят.

Статья 136 Конституции гласит: Поправки к главам 3-8 Конституции Российской Федерации принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, и вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации.

Данные вопросы также урегулированы в Федеральном законе от 6 февраля 1998 года «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации»

Поправки в главы 3-8 должны быть одобрены двумя третями голосов депутатов Государственной Думы и тремя четвертями голосов членов Совета Федерации. После этого предложение о внесении конституционных поправок направляется законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. В течение года данное предложение должно быть одобрено законодательными (представительными) органами не менее чем в двух третях субъектов Российской Федерации. После установления результатов рассмотрения, Совет Федерации в течение семи дней направляет закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации Президенту, который в течение четырнадцати дней подписывает и опубликовывает его46.

Таким образом, под поправкой к Конституции Российской Федерации понимается исключение, дополнение, новая редакция какого-либо из положений глав 3 - 8 Конституции Российской Федерации. Предложения о поправках вносят установленные Конституцией субъекты права на внесение предложений о поправках. Поправки к Конституции принимаются в форме закона РФ о поправках к Конституции РФ, однако процедура принятия данного закона имеет особый порядок, который отчасти совпадает с процедурой принятия федерального конституционного закона.

 

3.2. Конституционно-правовой анализ внесенных изменений в Конституцию Российской Федерации

 

Главой 9 Конституции России 1993 года предусмотрен специальный порядок внесения в её текст изменений и пересмотр её положений.

Более детально процедурные моменты описаны в Федеральном законе от 6 февраля 1998 года № 33-ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации». Как было разъяснено постановлением Конституционного суда РФ от 31 октября 1995 года № 12-П «По делу о толковании статьи 136 Конституции РФ», такое изменение осуществляется путём принятия особого правового акта — Закона РФ о поправке к Конституции РФ, который принимается парламентом аналогично федеральному конституционному закону, но для вступления в силу требует также ратификации законодательными органами субъектов Федерации.

5 ноября 2008 года, выступая в Кремле с ежегодным посланием к Федеральному собранию, Президент Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев предложил внести изменения в Конституцию России 1993 года по увеличению сроков полномочий Президента Российской Федерации с 4 до 6 лет (ср. Продление президентских полномочий в странах СНГ), а Госдумы с 4 до 5 лет, а также предложил конституционно обязать Правительство Российской Федерации выступать с ежегодным отчётом перед Государственной думой о результатах своей деятельности, а также по другим вопросам, поставленным Государственной думой47.

Конституция Российской Федерации принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. Конституция вступила в силу со дня ее официального опубликования.

 Текст Конституции опубликован  в «Российской газете» от 25 декабря 1993 года. Текст Конституции с учетом поправок, внесенных законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ и от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ, опубликован в «Российской газете» от 21 января 2009 г. № 7, в «Парламентской газете» от 23 января 2009 г. № 4, в Собрании законодательства Российской Федерации от 26 января 2009 г. № 4 ст. 445

Согласно Федеральному конституционному закону от 21 июля 2007 г. № 5-ФКЗ в результате объединения двух граничащих между собой субъектов Российской Федерации - Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа с 1 марта 2008 г. образуется новый субъект Российской Федерации – Забайкальский край

Согласно Федеральному конституционному закону от 30 декабря 2006 г. № 6-ФКЗ в результате объединения двух граничащих между собой субъектов Российской Федерации – Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа с 1 января 2008 г. образуется новый субъект Российской Федерации – Иркутская область

Согласно Федеральному конституционному закону от 12 июля 2006 г. № 2-ФКЗ в результате объединения двух граничащих между собой субъектов Российской Федерации – Камчатской области и Корякского автономного округа с 1 июля 2007 г. образуется новый субъект Российской Федерации – Камчатский край

Согласно Федеральному конституционному закону от 14 октября 2005 г. № 6-ФКЗ в результате объединения трех граничащих между собой субъектов Российской Федерации – Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и Эвенкийского автономного округа с 1 января 2007 г. образуется новый субъект Российской Федерации – Красноярский край

Согласно Федеральному конституционному закону от 25 марта 2004 г. № 1-ФКЗ в результате объединения двух граничащих между собой субъектов Российской Федерации – Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа с 1 декабря 2005 г. образуется новый субъект Российской Федерации – Пермский край

Указом Президента РФ от 25 июля 2003 г. № 841 в часть первую статьи 65 Конституции включено новое наименование субъекта Российской Федерации – Ханты-Мансийский автономный округ – Югра вместо наименования Ханты-Мансийский автономный округ

Указом Президента РФ от 9 июня 2001 г. № 679 в часть первую статьи 65 Конституции включено новое наименование субъекта Российской Федерации - Чувашская Республика – Чувашия вместо наименования Чувашская Республика – Чаваш республики

Указом Президента РФ от 10 февраля 1996 г. № 173 в часть первую статьи 65 Конституции включено новое наименование субъекта Российской Федерации – Республика Калмыкия вместо наименования Республика Калмыкия – Хальмг Тангч

Указом Президента РФ от 9 января 1996 г. № 20 в часть первую статьи 65 Конституции включены новые наименования субъектов Российской Федерации – Республика Ингушетия и Республика Северная Осетия – Алания вместо наименований Ингушская Республика и Республика Северная Осетия

В настоящий документ внесены изменения следующими документами: Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ; Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Конституция Российской Федерации – это документ своего времени. Она рассчитана по меньшей мере на переходный период развития России, о продолжительности которого еще идут жаркие споры.

Конституционные поправки – это изменения и дополнения действующей Конституции, осуществляемые в порядке особой процедуры, установленной, как правило, самой Конституцией. В мировой практике существуют различные способы принятия поправок в конституцию, но в большинстве демократических государств они принимаются квалифицированным большинством от общей численности членов парламента (в две трети, три четверти, а иногда три пятых голосов в каждой из палат при двухпалатной структуре парламента).

Процедура принятия конституционных поправок в целом призвана являться юридической гарантией стабильности конституции, т. е. устойчивости содержания этого документа, рассчитанного на долговременное действие.

Конституция РФ является трудноизменяемой, «жесткой», что в немалой степени связано с недостатками предшествовавшего конституционного развития. При этом в Конституции РФ различаются термины «пересмотр» Конституции и «внесение поправок». Пересмотром являются изменения положений глав 1, 2 и 9 Конституции РФ.

Внесение поправок направлено на изменение глав 3-8. Конституция проводит существенное различие между процедурами пересмотра и внесения изменений, что связано с характером конституционных норм, содержащихся в главах Конституции, и их иерархией.

Положения глав 1 и 2 устанавливают основы конституционного строя и правовой статус личности, в связи с чем процедура их пересмотра является весьма жесткой. При этом роль парламента – Федерального Собрания - здесь ограничивается в том смысле, что для пересмотра глав 1, 2 и 9 требуется образование нового органа - Конституционного Собрания, к исключительной компетенции которого отнесены разработка проекта новой конституции, его окончательное принятие или вынесение для одобрения на референдум.

Институт референдума в этом случае возможно использовать для принятия новой конституции. Конституционное Собрание созывается и его полномочия определяются в соответствии с актом Федерального Собрания – федеральным конституционным законом. Нормы конституционного права регулируют общественные отношения, определяющие принципы, на которых основано устройство государства и общества.

В этих отношениях выражается, прежде всего, качественная характеристика государства: суверенитет, форма правления, форма государственного устройства, субъекты государственной власти и способы ее реализации, допускаемые и охраняемые государством формы собственности, гарантии защиты прав собственников, способы хозяйственной деятельности, охраны труда, система обеспечения социальных потребностей членов общества в различных сферах общественной жизни и т.п.

Таким образом, эти нормы регулируют общие основы функционирования всей политической и экономической жизни общества, всего конституционного строя страны. Это означает, что неправомерное поведение субъектов конституционного права может привести к нарушению отдельных моментов устройства государственной и общественной жизни страны, представляет известную угрозу для нормального функционирования конституционного строя Российской Федерации и конституционной законности.

Субъектами конституционной законодательной инициативы, то есть, субъектами, которые могут вносить предложения о конституционных поправках и пересмотре положений Конституции, являются: Президент Российской Федерации; Совет федерации; Государственная дума; Правительство Российской Федерации; законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации; группа численностью не менее одной пятой членов Совета федерации или депутатов Государственной думы.

Порядок внесения поправок в Конституцию и ее пересмотра регламентируется главой 9 Конституции, которая предусматривает четыре вида конституционных поправок в зависимости от значимости вопросов, регулируемых той или иной частью Конституции: изменение положений глав 1 (основы конституционного строя), 2 (права и свободы человека и гражданина) и 9 Конституции; поправки к остальным главам (кроме статьи 65); внесение изменений в статью 65 в связи с изменением наименования субъекта Российской Федерации; внесение изменений в статью 65 в связи с изменением состава Российской Федерации.

Изменения в статью 65 не устанавливают какие-либо принципиальные положения, а лишь конкретизируют состав Российской Федерации на данный момент. Поэтому изменения в статью 65 Конституции вносятся в упрощённом порядке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемых источников

 

Нормативные правовые акты:

  1. Конституция Российской Федерации с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ и от 30.12.2008 № 7-ФКЗ.
  2. Федеральный закон от 04.03.1998 № 33-ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации».
  3. Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ «Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы».
  4. Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 30.12.2008 № 7-ФКЗ «О контрольных полномочиях Государственной Думы в отношении Правительства Российской Федерации».

 

Литература:

  1. Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов. - 3-е изд. - М.: ИНФРА-М-НОРМА, 2011. – 410 с.
  2. Баглай, М.В. Конституционное право Российской Федерации : учеб. пособие для вузов / М.В. Баглай. –  5-е изд., испр. и доп. – М. : Норма, 2011. – 200 с.
  3. Безуглов, А.А. Конституционное право России: учебник для юрид. вузов [полный курс] : в 3 т. / А.А.  Безуглов. – М.: Норма, 2009. – Т. 1. – 100 с.
  4. Беляев, И.Д. История русского законодательства / И.Д. Беляев. – СПб.: Питер, 2012. – 410 с.
  5. Божедаров, В. Защита избирательных прав / В. Божедаров // Законность. – 2012. – № 11. – С. 16 – 20. – 304 с.
  6. Вешняков,  А.А.  Избирательные  стандарты  в  международном  праве  и  их  реализация  в  законодательстве РФ / А.А. Вешняков. – М.: ЦИК РФ. – 2013. – 200 с.
  7. Жакке, Ж.-П. Конституционное право и политические институты : учебное пособие / Ж.-П. Жакке ;  пер. с франц. – М. : Юрист, 2012. – 250 с.
  8. Коваленко А. И. Конституционное право Российской Федерации. — М.: Артания, 2013. – 364 с.
  9. Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России: Учебник. - 2-е изд. - М.: Юристъ, 2012. – 250 с.
  10. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Юриспруденция». - Изд. 3-е, перераб. и доп. - Москва: Юристъ, 2013. – 250 с.
  11. Козлова, Е.И. Конституционное право России. Учебник для вузов / Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин. – 3-е  изд., перераб. и доп. – М.: Юрист, 2010.  – 168 с.
  12. Комментарий к Конституции Российской Федерации.  М.,  Издательство БЕК. 2011. – 520 с.
  13. Конституционные права и свободы человека и гражданина в  РФ: учебник для вузов / под ред. О.И.  Тиунова. – М.: НОРМА, 2011. – 280 с.
  14. Конституция Российской  Федерации  с  комментариями  Конституционного суда  РФ. – 4-е  изд. М.:  ИНФРА, 2012. – 242 с.
  15. Конституция Российской Федерации. Научно-практический комментарий / Под ред. Б.Н. Топорцина. М., 2011. – 450 с.
  16. Конституция Российской Федерации. Проблемный комментарий / Отв. ред. В.А. Четвернин. М., 2012. – 178 с.
  17. Лукьянова, Е.А. Некоторые проблемы Конституции Российской Федерации / Е.А. Лукьянова // Конституционное и муниципальное право. - 2011. - №15.  – 16 с.
  18. Любимов, А.П. Комментарий к Конституции Российской Федерации: толкование и истолкование Конституции РФ в решениях Конституционного Суда РФ / А.П. Любимов. – М.: Экзамен, 2010.  – 470 с.
  19. Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации / коллектив авторов / под. Ред. В.В. Лазарева. – М.: Издательство «Спарк», 2011. – 360 с.
  20. Никулин В. В. Конституционное право Российской Федерации : учебное пособие / В.В. Никулин. – 2-е изд., пе- рераб. и доп. – Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2012. – 302 с.
  21. Осейчук, В.И. О необходимости нового этапа конституционной реформы в России / В.И. Осейчук // Конституционное и муниципальное право. - 2012. - №5.  – 25 с.
  22. Румянцев О. Г. Основы конституционного строя России. М., 2013. – 142 с.
  23. Садовникова,  Г.Д.  Комментарий  к  Конституции  Российской  Федерации (постатейный) / Г.Д.  Садовникова. – 3-е изд., испр и доп. – М.: Юрист, 2012. – 450 с.
  24. Страшун Б. Проблемы реализации новой Конституции Российской Федерации//Право и жизнь. 2011. № 5. – 14 с.
  25. Хабриева Т.Я. Реформирование Конституции Российской Федерации: возможность и необходимость // Журнал российского права. - 2010. - № 11.  – 25 с.
  26. Хабриева, Т.Я. Теория современной конституции / Т.Я. Хабриева. – М.: Норма, 2013. – 146 с.
  27. Чиркин В.Е. Конституционное право: Россия и зарубежный опыт.- М.: Издательство «Зерцало», 2013. – 360 с.
  28. Шайо, А. Самоограничение власти: краткий курс конституционализма / А. Шайо. – М.: ЮРЛИТ, 2012. – 146 с.
  29. Шарандин Ю. А. Конституционно-правовые основы законотворчества субъектов Российской Федерации (на примере города Москвы). Автореферат диссертации кандидата юридических наук, М., 2011. – 450 с.
  30. Шульженко Ю. А. Конституционный контроль в России. М., 2012. – 360 с.
  31. Эбзеев Б. С. Конституция. Правовое государство. Конституционный суд. Пособие для вузов. М.: Закон и Право. 2012. – 230 с.
  32. Якушев, А.В. Конституционное право Российской Федерации: конспект лекций / А.В. Якушев. – М.:  НОРМА, 2013.  – 206 с.

Информация о работе Процедурные аспекты управления в Конституции: понятие, форма, внесение поправок