Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2014 в 20:10, курсовая работа
Целью работы является нормативно-правовой анализ поправок и пересмотра Конституции Российской Федерации.
Задачи курсовой работы:
1. Дать определение понятию Конституции Российской Федерации;
2. Раскрыть сущность и структуру Конституции Российской Федерации;
3. Охарактеризовать особенности способов внесения изменений в Конституции Российской Федерации;
4. Проанализировать поправки, внесенные в Конституцию Российской Федерации.
5. Сформулировать обобщающее заключение курсового проекта.
Введение 3
Глава 1. Понятие Конституции Российской Федерации и конституционного права 7
1.1.Общее определение конституционного права 7
1.2. Понятие науки конституционного права 14
Глава 2. Общая характеристика структуры и процедурных аспектов изменения Конституции Российской Федерации 24
2.1.Особенности структурной и логической целостности Конституции Российской Федерации 24
2.2.Процедурные вопросы внесения изменения в Конституцию Российской Федерации 30
Глава 3. Проблематичность развития конституционного строя: особенности процедур пересмотра и внесения поправок в Конституции Российской Федерации 35
3.1.Правовая характеристика пересмотра и внесения поправок в Конституцию Российской Федерации 35
3.2. Конституционно-правовой анализ внесенных изменений в Конституцию Российской Федерации 40
Заключение 44
Список используемых источников 47
Министерство образования и науки Российской Федерации
Сочинский Государственный Университет
Экономический факультет
Кафедра административного управления
и региональной экономики
Специальность – Государственное и муниципальное управление
КУРСОВая работа
по дисциплине «Управление общественными отношениями» на тему:
«Процедурные аспекты управления в Конституции – понятие, форма, внесение поправок»
Сочи
2014
Содержание
Актуальность: Основы конституционного строя - это главные устои государства, его основные принципы, которые призваны обеспечить Российской Федерации характер конституционного государства.
Согласно Конституции РФ (ст. 1) к числу актов конституционного строя относятся прежде всего основы, присущие каждому конституционному государству, и в частности: демократизм, выражающийся в народном суверенитете; разделение властей; идеологическое и политическое многообразие; признание и гарантирование местного самоуправления, а также правовое государство, воплощением которого и является конституционное государство.
Основу конституционного государства составляет и признание государством человека, его прав и свобод высшей ценностью. С экономических позиций такой основой сегодня является и социальное рыночное хозяйство, в рамках которого преимущественно осуществляется производство и распределение благ.
Конституция закрепляет государственный строй, основные права и свободы, определяет форму государства и систему высших органов государственной власти; обладает высшей юридической силой; отличается стабильностью, обусловленной особым, усложненным порядком принятия и изменения; является базой для текущего законодательства.
Конституция – это база развития текущего законодательства – такова юридическая характеристика Конституции, которая выражает ее способность оказывать присущими ей способами воздействие на формирование системы законодательства, развитие национальной правовой системы.
Значение Конституции для развития национального законодательства проявляется в следующем: Конституция определяет главные цели правового регулирования, указывает на те отношения, которые требуют законодательной регламентации. Конституция РФ содержит прямое указание на необходимость принятия федеральных конституционных законов (этому посвящены 12 ее положений) и федеральных законов (около 100 статей содержат подобные отсылки). Указанные положения Конституции обязывают Федеральное Собрание принять соответствующие законы. Влияние Конституции на развитие законодательства выражено и в том, что она устанавливает правотворческую компетенцию федеральных органов и органов государственной власти субъектов РФ; определяет официально признанную классификацию нормативных актов и их иерархию и др.
Прямое (непосредственное) действие Конституции – свойство конституционных норм оказывать без относительных конкретизирующих их актов непосредственное регулирующее воздействие на всех, кому данные нормы адресованы, а также возможность граждан требовать защиты (обеспечения) своих прав, ссылаясь только на конституционные положения.
Прямое действие Конституции, предусмотренное в ч. 1 ст. 15, а также в ст. 18 Конституции РФ, означает, что она действует на всей территории страны и не требует имплементации в законодательстве субъектов Федерации. Ее положения обязательны для всех без исключения органов, должностных лиц и граждан.
Изменение конституции (пересмотр или внесение поправок) всегда явление экстраординарное, вызывающее всплеск политических страстей или даже сдвиг в общественном сознании. Бывает и так, что поправки к конституции в корне меняют ее смысл, отражая стремление ведущих политических сил к крутым переменам в политической системе, но до поры до времени не готовых к полной смене основного закона.
Предмет исследования: теоретические аспекты конституционного строя в Российской Федерации.
Объект исследования: законодательное изменение Конституции Российской Федерации.
Целью работы является нормативно-правовой анализ поправок и пересмотра Конституции Российской Федерации.
Задачи курсовой работы:
Анализ структуры курсового проекта. Первая глава курсового проекта посвящена проблематике анализа Конституции РФ и конституционного права. Во второй главе проанализированы особенности процедурных аспектов изменения Конституции РФ. Третья глава включает в себя рассмотрение специфики законодательного обоснования внесения поправок и изменений в Конституцию РФ.
Методы исследования базируются на основах синтеза и анализа информации, реферировании материала курсового проекта.
Анализ используемых литературных источников. При написании курсовой работы использовались положения Конституции РФ, учебники и монографии по конституционному праву.
Практическая значимость и применимость состоит в том, что в последние годы Конституция РФ остается неизменной. Серьезные поправки были внесены в конце 2000-х годов. Они определили особенности новой власти и определили федеральную структуру России. Процедурные аспекты внесения изменения и поправок в Конституцию РФ настолько сложны, что их рассмотрение занимает достаточно большой раздел конституционного права.
Глава 1. Понятие Конституции Российской Федерации и конституционного права
1.1.Общее определение
Конституционное право РФ – ведущая отрасль российского права, правовые нормы которого регламентируют общественные отношения, определяющие организационное и фундаментальное единство общества: основы конституционного строя, основы правового статуса человека и гражданина, федеральное устройство, основы организации системы государственной власти и местного самоуправления.
Конституционное право, как и ряд других отраслей (международное, административное, уголовное и ряд других), относится к публичному праву – совокупности отраслей права, которые регулируют отношения, обеспечивающие общий, совокупный (публичный) интерес, в отличие от отраслей права, направленных на защиту частного интереса (частное право).
Конституционное право – это совокупность правовых норм, охраняющих основные права и свободы человека и учреждающих в этих целях определенную систему государственной власти1.
Один из важнейших постулатов современной цивилизации гласит: государство существует для человека, чтобы охранять его свободу и содействовать благополучию. Но как обеспечить баланс свободы и власти? Ведь если свобода оказывается вне прочной государственности, она легко может выродиться и анархию и вседозволенность, а если государственность строится на отказе от свободы, человек попадает в оковы тоталитарного гнета. Нахождение баланса власти и свободы составляет главнейший и деликатнейший смысл конституционного права.
Но поскольку эта отрасль права регулирует столь важную и сложную сферу общественной жизни, она неизбежно приобретает ведущий характер в системе права. Собственно, с конституционного права начинается формирование (не обязательно исторически, но логически последовательно) всей системы национального права, всех отраслей, и в этом его системообразующая роль. Ни одна отрасль национального права той или иной страны не может развиваться, если она не находит опоры в конституционных принципах или нормах конституционного законодательства, а тем более противоречит им.
Марксистская теория государства, долгие годы господствовавшая в нашей стране, навязывала классовое понимание государства и права, считая сущностью конституционного права закрепление диктатуры или «ведущей роли» одного класса. Тоталитарное государство таковым и было. Но демократическое государство не может быть классовым, ибо демократия и классовые привилегии несовместимы. Поэтому в наше время стало бессмысленным выявлять «классовую сущность» конституционного (государственного) права, как это делалось марксистско-ленинской наукой в тоталитарный период. В нынешнем российском обществе, постепенно приобретающем черты современной цивилизации, существуют paзличные классы, и все граждане, независимо от социального положения, пользуются равными правами и возможностями2.
Поэтому природа конституционного права, как и всего российского права в целом, состоит в социальном плюрализме, т.е, в возможности для всех классов и слоев общества в равной мере участвовать в формировании органов государства и влиять на его политику. Это влияние оказывается на основе конституционно-правовых институтов, через средства массовой информации, политические права, общественные объединения и лоббистские организации Конституционное право закрепляет права этих объединений граждан, создавая условия для постоянного контроля общественностью деятельности государственных органов, что в сочетании с демократическими правилами их избрания должно исключить возможность использования власти в эгоистических интересах отдельных социальных групп или слоев.
Под конституционализмом понимается: во-первых, правление, ограниченное конституцией, политическая система, опирающаяся на конституцию и конституционные методы правления; во-вторых, политико-правовая теория, обосновывающая необходимость установления конституционного строя. Общественные отношения, регулируемые нормами отрасли права, именуются ее предметом. Уяснение вопроса о предмете отрасли права является предпосылкой правильного понимания тех общих качеств, которые свойственны ее нормам3.
То есть необходимо четко представлять, какие правовые нормы принадлежат к определенной отрасли, институту. Это дает возможность понять функциональное назначение данной отрасли права, какие общественные отношения составляют предмет отрасли. Конституционное право регулирует отношения, складывающиеся во всех сферах жизнедеятельности общества: политической, экономической, социальной, духовной и др.
Таким образом, предмет конституционного права есть те отношения, которые являются базовыми, основными в каждой из областей жизни.
Конституционное право как наука имеет своим предметом конституционно-правовые нормы, институты и отношения в процессе их возникновения и развития. Конституционное право как учебная дисциплина представляет собой совокупность знаний о конституционном праве как отрасли права и отрасли науки. В третьем вопросе главное – рассмотрите особенности составляющих конституционное право норм, институтов и конституционно-правовых отношений4.
От норм других отраслей права конституционно-правовые нормы отличаются содержанием, зависящим от той сферы общественных отношений, которые эти нормы регулируют, источниками, в которых они выражены (наиболее значимые нормы содержаться в Конституции РФ). Преобладают общерегулятивные нормы: нормы-определения (ст. 1); нормы-принципы (ст. 10); нормы-правила (по существу вся глава 2 Конституции «Права и свободы человека и гражданина» состоит из правил, очевидность которых не нуждается в комментариях); учредительные нормы, посредством которых учреждаются органы государства и федеральное устройство России (ст. 71, 72, 80 – 93); нормы-задачи (построение правового и социального государства)5.
Особенностью конституционно-правовых норм является несоответствие их классической структуре правовой нормы: гипотеза, диспозиция, санкция. Как правило, в структуре конституционно-правовой нормы отсутствует гипотеза и санкция, редко упоминается об ответственности и т.п.
Отличие заключается в содержащихся в них предписаниях, специфическим характером субъектов, на регулирование отношений, между которыми данные нормы направлены (народ, государство, нации и др.).
Информация о работе Процедурные аспекты управления в Конституции: понятие, форма, внесение поправок