Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 19:19, курсовая работа
Главной целью данной курсовой работы является комплексный анализ на основе обобщения имеющегося теоретического, практического материала природы и содержания конституционно-правового статуса Президента Российской Федерации, выявление практических проблем, связанных с реализацией норм посвященных Президенту Российской Федерации, выработка рекомендаций по совершенствованию правового закрепления статуса Президента Российской Федерации.
Достижение главной цели настоящей курсовой работы реализуется через решение ряда взаимосвязанных задач. В их числе:
1) Обобщение и анализ накопленных научных и практических знаний о статусе Президента Российской Федерации, определение элементного состава статуса Президента Российской Федерации.
2) Раскрытие конституционно-правового статуса Президента РФ через его компетенцию, включающую функции и полномочия Президента. Системное представление компетенции Президента Российской Федерации.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Место и роль Президента в системе органов государственной власти Российской Федерации…………………………………………………………...5
2. Порядок избрания Президента РФ…………………………………………...10
3. Компетенция Президента России……………………………………………14
4. Процедура отрешения Президента Российской Федерации от должности………………………………………………………………………...20
Заключение……………………………………………………………………….27
Список использованной литературы………………………………
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………
1. Место и роль Президента в системе органов
государственной власти Российской Федерации………………………………………………………
2. Порядок избрания Президента РФ…………………………………………...10
3. Компетенция Президента России…
4. Процедура отрешения
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………...
Введение
Актуальность темы курсовой работы обусловлена особым конституционным положением Президента Российской Федерации в системе государственной власти России. Так, Президент является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина, независимости Российской Федерации и целостности ее территории. Именно он выступает главной силой, задающей общий вектор работы всего государственного механизма. В силу этого правовое закрепление положения Президента Российской Федерации должно быть особенно тщательным.
Вместе с тем, правовое регулирование деятельности Президента Российской Федерации пока не обладает достаточным уровнем развернутости, глубины, упорядоченности. Оно во многом проблемно. Нормы, составляющие институт президентуры, содержатся во множестве различных правовых актов, слабо систематизированы.
Сохранение недостатков названного регулирования определяется, наряду с другими причинами, недостаточной научной проработанностью вопросов о месте, роли Президента в системе власти в Российской Федерации, природе и элементном составе его статуса. Требуют дальнейшей проработки вопросы о значении и содержании конституционных норм, посвященных Президенту РФ, составе и содержании конституционно-правого статуса Президента, направлениях его внутренней систематизации.
Главной целью данной курсовой работы является комплексный анализ на основе обобщения имеющегося теоретического, практического материала природы и содержания конституционно-правового статуса Президента Российской Федерации, выявление практических проблем, связанных с реализацией норм посвященных Президенту Российской Федерации, выработка рекомендаций по совершенствованию правового закрепления статуса Президента Российской Федерации.
Достижение главной цели настоящей курсовой работы реализуется через решение ряда взаимосвязанных задач. В их числе:
1) Обобщение и анализ накопленных научных и практических знаний о статусе Президента Российской Федерации, определение элементного состава статуса Президента Российской Федерации.
2) Раскрытие конституционно-правового статуса Президента РФ через его компетенцию, включающую функции и полномочия Президента. Системное представление компетенции Президента Российской Федерации.
Структурно работа состоит из введения, четырех пунктов, заключения и списка использованной литературы.
1. Место и роль Президента в системе органов государственной власти Российской Федерации
Пост главы государства существует при всех формах правления. В монархических государствах это наследственный монарх, в республиках — выборный президент. Само понятие «президент» в конституционно-правовом смысле и означает главу государства1.
При различных формах правления полномочия главы государства выглядят неодинаково. В одних странах функции главы государства номинальны, в других — они олицетворяют реальную власть. Конкретно положение главы государства и его фактическая роль в жизни страны определяются в каждой стране в зависимости от политических условий и исторических традиций. Однако общей закономерностью всех государств с республиканской формой правления, в том числе и России, является то, что чем дальше процедура избрания президента от парламента, тем его полномочия как главы государства более обширны и реальны.2
Глава государства призван цементировать государственную власть, обеспечивать конституционным путем разрешение всех кризисов и конфликтов между органами государственной власти. Правовое положение главы государства, при всех формах правления, характеризуется, прежде всего тем, что он является первым среди государственных должностных лиц.3
Когда говорят о положении главы государства в системе органов государственной власти, то имеют в виду соотношение его функций с законодательной и исполнительной властями.
Характеристика Президента Российской Федерации как «главы государства» очерчивает наиболее общую функцию Президента, выводит его за пределы традиционной триады ветвей власти, одновременно предполагая закрепление за ним полномочий в сферах законодательной, исполнительной и судебной деятельности.4
Современное законодательство определяет статус Президента Российской Федерации в тесной связке с системой разделения властей. В статье 11 Конституции России Президент указан в одном ряду с Федеральным Собранием, Правительством и судами Российской Федерации. Его первое место в перечне федеральных органов вполне соответствует той роли, которая отводится главе государства с президентской формой правления. Вместе с тем ни в статье 10, провозглашающей разделение властей, ни в статье 11, определяющей основы государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, Президент не исключен из системы исполнительной власти.5
Согласно действующему законодательству Президент оказывается как бы выведенным из системы разделения властей. Действующая Конституция исходит из ведущего положения Президента в системе государственных органов страны. Этот важный аспект в характеристике статуса Президента, отражается, частности, и в том особом месте, которое занимает в Конституции РФ глава о Президенте. Она открывает перечень глав, посвященных органам государственной власти РФ. В прежней Конституции глава о Президенте следовала за главой о высших представительных органах. Это было закономерно, ибо в ней Президент определялся в качестве главы исполнительной власти. Место, которое занимает в ныне действующей Конституции глава о Президенте, является правовым доказательством, подтверждающим в прямой форме то, что Президент не включается непосредственно ни в одну из трех ветвей власти. Это является предпосылкой выполнения возложенной на Президента задачи обеспечивать согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти России.6
Но изменение конституционной формулы, по сравнению с прежней, не означает ограничения полномочий Президента Российской Федерации в сфере исполнительной власти. Термин «глава государства» более точно отражает и то и другое, но не свидетельствует о появлении четвертой ветви власти. Тем не менее, употребление термина «президентская власть» может означать только «особый» статус Президента в системе трех ветвей власти, наличие у него некоторых собственных полномочий и их комплексный характер по взаимодействию с другими ветвями власти, но, более всего, с исполнительной.7
В этой связи заслуживает внимания депутатский запрос по поводу государственно-правового статуса института Президента Российской Федерации. Депутаты Государственной Думы просили Конституционный Суд Российской Федерации дать толкование статье 80 Конституции по следующим позициям: что следует понимать под термином «гарант Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина», и какое юридическое значение имеет этот термин; что означает и какими статьями Конституции регулируется порядок, посредством которого Президент принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти; вправе ли Президент вмешиваться в сферу компетенции органов законодательной, исполнительной и судебной властей с целью обеспечения их взаимодействия в соответствии со статьей 80 Конституции Российской Федерации, и дают ли положения этой же статьи право Президенту выходить за рамки полномочий, указанных в статьях 83 - 90, 107, 109, 114, 115, 117 Конституции Российской Федерации.8
Представляют интерес решения Конституционного Суда, принятые в связи с этим. Так, по делу о проверке конституционности ряда постановлений он дал два принципиальных толкования сферы и пределов полномочий Президента, реализуемых в установленном Конституцией порядке. Для случаев, когда этот порядок Конституцией не детализирован, а также в отношении полномочий, не перечисленных в статьях 83 - 89 Конституции, их общие рамки определяются, как считает Конституционный Суд, принципом разделения властей и положением статьи 90 Конституции РФ о том, что указы и распоряжения Президента не должны противоречить Конституции и федеральным законам.9
Другой важный вывод связан с пробелами, противоречиями и устаревшими положениями в действующем законодательстве. Конституционный Суд подчеркнул, что такое состояние законодательства существенно увеличивает значимость прямого применения конституционных норм. Точка зрения, согласно которой полномочия Президента могут быть реализованы только при наличии соответствующего закона, означает отказ от принципа прямого действия Конституции, закрепленного в статье 15 Конституции Российской Федерации. Таким образом, Конституционный Суд, высказываясь за приоритет законодательного урегулирования вопросов, относящихся к предметам ведения Российской Федерации, не исключил использования Президентом своих полномочий как гаранта Конституции в тех случаях, когда федеральный закон «молчит».10
Обращает на себя внимание и другой спорный момент в понимании принципа разделения властей. Сам по себе факт невключения Президента ни в одну из трех ветвей власти не означает неопределенности в вопросе о правовом статусе Президента. В мировой конституционной практике нет модели разделения власти в «чистом» виде. Представляется, что было бы гораздо худшим вариантом, если бы Конституция, наряду с тремя ветвями власти, содержала бы еще четвертую - президентскую. Это может формально показаться логичным, но в правовом отношении институт Президента встал как бы над ветвями власти и получил бы возможность оказывать на них серьезное давление, не всегда сочетающееся с принципом их самостоятельности.11
Президент Российской Федерации занимает в системе федеральных государственных органов особое положение. Конституция возлагает на него задачу обеспечения единства государственной власти, осуществляемой законодательными, исполнительными и судебными органами. Именно Президент обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, хотя сам он непосредственно не принадлежит ни к одной из трех ветвей власти.
Сильная президентская власть никак не подрывает демократически характер правового государства — напротив, она при определенных условиях является единственно возможным инструментом сохранения конституционного порядка.
2. Порядок избрания Президента РФ
Президент Российской Федерации избирается на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Шестилетний срок является достаточно распространенным в мировой практике. Президент Российской Федерации может быть переизбран на второй шестилетний срок, но избрание одного лица более чем на два срока подряд не допускается. Избрание на третий или четвертый сроки возможно, но только после перерыва. Тем самым устанавливается периодическая сменяемость главы государства, обеспечивающая приток свежих идей и новых государственных деятелей.12
Ограничение числа
Конституционных требований к Президенту Российской Федерации не так много. Им может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе тридцати пяти лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее десяти лет. Не требуется специального образования или опыта работы, нет ограничения верхнего возрастного предела. Требование постоянного проживания в Российской Федерации не менее десяти лет не означает, что кандидат в Президенты вообще не мог отлучаться из страны в кратковременные поездки, речь здесь идет только о непрерывном основном местожительстве и притом, непосредственно в годы перед избранием на пост Президента. Данное лицо должно быть гражданином Российской Федерации, и поскольку не сказано, что обязательно по рождению, то можно сделать вывод, что также по натурализации (в ведущих странах мира такое обычно не встречается). Скупые конституционные требования к кандидату на пост Президента Российской Федерации- признак демократического подхода к выборам главы государства, они способствуют расширению круга лиц, из которого может быть избран Президент Российской Федерации. В то же время ясно, что главой государства должен становиться только гражданин, имеющий большой жизненный и политический опыт, тесно связанный с интересами народа и способный руководить таким непростым государством как Российская Федерация.14
Кандидаты на должность президента могут быть выдвинуты политическими партиями (при этом политическая партия вправе выдвинуть только одного кандидата в президенты). Кандидатура на должность президента может быть выставлена в порядке самовыдвижения (в этом случае кандидатура должна быть поддержана инициативной группой численностью не менее пятисот избирателей, зарегистрированной в Центральной избирательной комиссии.)15
Информация о работе Процедура отрешения Президента Российской Федерации от должности