Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2011 в 14:19, контрольная работа
Цель данной работы осветить вопросы, связанные с полномочиями и функциями Президента Российской Федерации, дать правовую характеристику его положению в современном государственном устройстве России. Объяснить необходимость его полномочий как высшего представителя народа в нашей стране.
Введение
1. Идея президента в истории России и институт президентства………………………………………………..2
2. Место Президентства, его права и обязанности………………..4
3. Функции и полномочия президента…………………..8
4. Президент и правительство…………………………….10
Заключение.
Введение поста
президента в Российской Федерации.
Содержание
Введение
1. Идея президента
в истории России и институт президентства……………………………………………
2. Место Президентства,
его права и обязанности………………..4
3. Функции и полномочия
президента…………………..8
4. Президент и правительство…………………………….10
Заключение.
Введение.
Цель данной
работы осветить вопросы, связанные с
полномочиями и функциями Президента
Российской Федерации, дать правовую характеристику
его положению в современном государственном
устройстве России. Объяснить необходимость
его полномочий как высшего представителя
народа в нашей стране.
Идея президента в истории России и институт президентства.
Президент, глава государства, избираемый гражданами, парламентом или специальной избирательной коллегией на определенный срок; высшее должностное лицо государства. В России институт президентства был введен 24 апреля 1991года законом «О Президенте РСФСР», интегрированный затем в Конституцию РСФСР 1978г. В июне 1991 года состоялись прямые президентские выборы. Первым Президентом России сроком на пять лет избран Б.Н. Ельцин.
Официальная резиденция Президента Российской Федерации – Кремль, Москва. Символом президентской власти служит штандарт (флаг), представляющий собой квадратное полотнище цветов государственного флага Российской Федерации с золотым изображением государственного герба в центре. На древке флага крепится серебряная скоба с выгравированной фамилией, именем и отчеством Президента и датами его пребывания на этом посту.
Понимание статуса Президента Российской Федерации, его роли как главы государства достижимо лишь при уяснении и использовании совместно главы 4«Президент Российской Федерации» и других структурных подразделений Конституции, прежде всего глав о «Федеральном Собрании – парламенте Российской Федерации и Правительстве Российской Федерации». Часть I ст.80 Конституции Российской Федерации устанавливает, что Президент Российской Федерации является главой государства России как демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления. В соответствии со своим положением Президент Российской Федерации олицетворяет единство многонационального народа Российской Федерации, суверенную государственность России и незыблемость ее демократической основы.
Согласно
Конституции Президент
Президент – совершенно новый для России государственный институт, введение которого внесло существенные изменения в прежнюю организацию государственной власти в нашей стране. В 1990-1991 гг. был закреплен пост Президента еще существующего тогда Союза СССР, появились президенты в республиках бывшего Союза. В Российской Федерации пост президента введен во исполнение решения народа, принятого на референдуме России 17 марта 1991г. В соответствии с прежней Конституцией Президент РСФСР провозглашался высшим должностным лицом РСФСР и главой исполнительной власти. Закрепление этого нового положения было вызвано необходимостью укрепления исполнительной дисциплины в период углубления политического и экономического кризиса, обострение межнациональных отношений.
Президентская власть была призвана наладить государственное управление, исполнение законов. Ее самостоятельность по отношению к представительным органам, укрепление с помощью Президента исполнительной власти должны были обеспечить устойчивость и создать предпосылки стабилизации обстановки в стране.
Важно отметить следующее, что направляя и обеспечивая деятельность всех государственных органов, Президент действует в рамках, установленных Конституцией Российской Федерации. Правовое положение Президента охватывает несколько сфер:
1. Президент выступает как глава государства;
2. Президент
является Верховным
3.
Президент обладает
4. В сфере исполнительной власти Президенту также даны широкие полномочия.
Изучая
главу 4 настоящей Конституции можно сделать
вывод, что Президент занимает самостоятельное
главенствующее место в системе органов
Российской Федерации, осуществляющих
государственную власть, (а это Президент,
Федеральное Собрание, Правительство)
и его полномочия направлены на обеспечение
согласованного взаимодействия всех ветвей
власти, соблюдение Конституции, защиту
прав и свобод человека, охрану государственного
суверенитета.
Место
Президентства, его
права и обязанности
Термин «президент» в буквальном переводе с латинского означает «сидящий впереди». В эпоху античности президентами называли тех, кто председательствовал на различных собраниях.
В современном понимании президент республики — это глава государства.
Родиной института президентов являются США. Именно там в 1787 г.
Конституционный конвент учредил пост президента. В Европе первыми странами, где была введена должность президента в 1848 г., стали Франция и Швейцария.
В настоящее время этот пост имеется более чем в 150 странах мира.
В СССР
должность президента была
1991 г. Правда,
идея учреждения поста
Вновь эта идея возникла в 1964 г., когда на заседании Конституционной
комиссии, работавшей над проектом Конституции СССР — конституции периода развернутого строительства коммунизма, Н.С. Хрущев предложил учредить пост президента.
При подготовке XIX Всесоюзной партконференции (1988 г.) и в ходе ее
работы вновь после длительного перерыва также обсуждался вопрос о введении поста президента, но положительно он не был решен. Сама же идея продолжала жить, а затем была подхвачена в период конституционных реформ, начатых в 1989 г. Межрегиональная депутатская группа стала активно пропагандировать идею введения в СССР поста Президента СССР[1]. В 1990 г. этот вопрос стал предметом активного обсуждения на Внеочередном III Съезде народных депутатов СССР, который и учредил должность Президента СССР. Первым (и последним) Президентом СССР был избран М.С. Горбачев.
Первым Президентом России был избран Б.Н. Ельцин. Законом «О Президенте РСФСР» Президент определялся как высшее должностное лицо и глава исполнительной власти РСФСР. Он мог издавать указы на основе и во исполнение Конституции и законов, решений Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР. Его указы не могли противоречить Конституции и законам. Съезд или Верховный Совет на основании заключения Конституционного Суда могли отменять президентские указы в случае их противоречия Конституции, законам, решениям Съезда и Верховного Совета РСФСР.
Директор Института законодательства и сравнительного правоведения при
Правительстве РФ Л. А. Окуньков, глубоко исследовавший институт президента в России, обращает внимание на то обстоятельство, что в последующие годы на уровень высшей должности стали претендовать и руководители других высших государственных органов. Может быть, по этой причине Конституция 1993 года и законодательство о государственной службе вообще отказались от термина «высшее должностное лицо», исходя из самостоятельности трех ветвей власти.
Имеется в виду, что статус, полномочия и ответственность этих лиц должны определяться специальными законами и иными нормативными актами.
Из прежнего Закона о Президенте в новую Конституцию не включен ряд
нормативных положений, заслуживающих, по мнению Л. А. Окунькова, внимания.
Так, согласно упомянутому Закону 1991 г. «Президент РСФСР не может быть народным депутатом. На время выполнения своих полномочий Президент приостанавливает свое членство в политических партиях и общественных объединениях. Президент РСФСР не занимает никакие другие должности в государственных и общественных органах и организациях».
Вопрос о приостановлении членства в политических партиях не утратил
своей актуальности, и сейчас это положение, по мнению Л.А. Окунькова,
следовало бы
восстановить, учитывая характер
и последствия партийного членства
для Президента. Хотя высказываются и
другие суждения, о формальном значении
этой нормы для лиц, имеющих на
этот счет твердые политические
убеждения и избранных от тех политических
партий, лидерами которых
они являются. Думается, что в условиях
острой политической конфронтации
на данном этапе Президент должен как
глава государства делать выбор
в пользу беспартийности
Эти суждения Л. А. Окунькова были высказаны в период, когда Президентом
России был Б.Н. Ельцин и существовали «условия острой политической
конфронтации». В настоящее время, когда такой остроты в политической жизни страны нет, а Президентом России избран В.В. Путин, нам представляется, и мы уже об этом говорили раньше (§ 7 гл. VI), что нет необходимости ни теоретической, ни практической ратовать за «беспартийность» Президента, тем более что при любых обстоятельствах глава государства не может быть вне политики. Более того, по нашему мнению, Президент России — политик номер один. И от того, какую политику он осуществляет в стране, зависит очень многое.
Замена Советов народных депутатов другой системой представительных
учреждений при одновременном усилении исполнительной власти и прерогатив Президента представлялась многим в 1993 году кардинальным решением развязки противоречий в системе государственной власти. Сам ход Конституционного совещания летом 1993 года, обширная полемика его участников по различным положениям проекта свидетельствуют об идее сконструировать такую модель сильной президентской власти, которая была бы построена на классической доктрине разделения властей при руководящей и координирующей роли главы государства.
Представляя
президентский проект
Алексеев, так
охарактеризовал новое
Он принимает меры, чтобы работал весь государственный аппарат,
предотвращает разного рода кризисные ситуации, напрямую курирует
Правительство. Федеральное Собрание состоит из двух палат — Государственной Думы и Совета Федерации. Причем Федеральное Собрание _это законы. Правительство — это управление. Суды — это правосудие. Каждый занимается своим профессиональным делом, не претендуя ни на что другое. Вот почему через проект протянута идея президентского начала, может быть, не в том виде, как это закреплено в учебниках, каких-то классических формах. Но президентское начало как главенствующее».
С.С. Алексеев, уточнил концепцию о сущности президентско-парламентской республики, где глава государства — Президент обеспечивает целостность государства, функционирование исполнительной власти, преодолевает кризисные ситуации, «где монополия законодательной власти принадлежит Федеральному Собранию, которое осуществляет высший парламентский контроль, где реализуется на самом высоком уровне правосудие судом, — и все это в условиях развернутого, надо надеяться, последовательного парламентаризма». По существу, С.С. Алексеев утверждал идею равной значимости для государства и общества Президента, парламента, исполнительной власти и судов, хотя, по мнению Л. А. Окунькова, как в самом проекте Конституции, так и в ее окончательном виде, идею «последовательного парламентаризма» нельзя было увидеть даже через мощнейшее увеличительное устройство».
Форма правления, т.е. порядок организации и взаимоотношений высших органов государства, зависит от многих факторов: соотношения социально- политических сил, уровня правовой и политической культуры и т. д. Сложная обстановка перехода к рыночной экономике и острая социальная напряженность обусловили тот факт, что в Российской Федерации в качестве формы правления, по мнению ряда ученых, установлена президентская республика.
Эту позицию разделяют многие современные авторы, а некоторые даже
считают Россию суперпрезидентским государством.
Информация о работе Введение поста президента в Российской Федерации