Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 09:01, курсовая работа
Существует множество теорий правопонимания, что обусловлено
различными национальными и региональными традициями, философскими и
идеологическими воззрениями, историческими и социально-
психологическими особенностями. Исходя из этих критериев, выделяют
следующие основные концепции права: естественно-правовая, историческая,
нормативистская, материалистическая, психологическая, социологическая.²
Предметом исследования данной работы является естественно-
правовая концепция как одна из старейших и в то же время одна из самых
распространенных правовых доктрин.
Введение ..3
Глава I. Основные этапы развития теории естественного права……………....5
1.1. Античный мир…………………………………………………………….…..5
1.2. Средневековье……………………………………………………………..….8
1.3. Новое время……………………………………………………………..…….9
Глава 2. Теория «возрожденного естественного права»……………….………15
2.1. Концепция Р. Штамлера…………………………………………………….15
2.2. Концепция Нерсесянц В.С………………………………………………….16
2.3. Концепция Жака Маритена…………………………………………………17
Глава 3. Проблемы понимания естественного права на современном этапе…19
3.1. Субъективное естественное право…………………………………………20
3.2. Объективное естественное право………………..…………………………21
Заключение………………………………………………………………….……23
Глоссарий………………………………………………………………………...25
Список литературы………………………………………………………………27
Приложения………………………………………………………………………29
Признавая существование вечного и неизменного
закона, Маритен
считал, что естественное право раскрывается
людям постепенно, по мере
развития культуры и приближения человека к богу. Каждая эпоха, полагал
Наконец, социальные
права человека (права трудящегося)
охватывают:
право на труд, право объединения в профсоюзы,
право на справедливую
заработную плату, право на социальное
обеспечение в случае безработицы
или болезни, по старости и т.п. Трудящиеся
вправе участвовать при наличии
соответствующих условий в управлении
предприятием, стать его
совладельцем. Признание социальных прав
личности наряду с правом
частной собственпости позволяет, считал
Маритен, избежать пороков как
капитализма, так и социализма. Философ
отстаивал идеи "третьего пути"
развития общества.
Учение Маритена
явилось одной из концепций, идейно подготовивших
разработку Всеобщей декларации прав
человека, принятой ООН в 1948 г.
Глава 3. Проблемы понимания естественного права на
современном этапе
Несмотря на единство
сторонников естественного
отношении признания естественного права существующим,
на протяжении
веков ученые не могут прийти
к единому мнению относительно понимания
данного явления.
Матузов Н.И.,
Малько А.В, говорят о следующих
главных идеях
рассматриваемого явления:
1) в рамках данной доктрины разделяется
право и закон. Наряду с
позитивным правом, т.е. законами,
принимаемыми государством, существует
высшее «естественное» право, свойственное
человеку от рождения. Это
данные от природы неотъемлемые права
человека (право на жизнь, свободу,
семью, собственность), которые выступают
критериями права позитивного;
2) право по существу отождествляется с
моралью. По мнению
представителей данной теории, такие абстрактные
нравственные ценности,
как справедливость, свобода, равенство,
составляют ядро права, определяют
собой правотворческий и правоприменительный
процессы;
3) источник прав человека содержится не
в законодательстве, а в самой
«человеческой природе», права даются
либо от рождения либо от Бога.¹
Таким образом, естественное
право практически всегда считалось и
считается формой проявления высшего
Разума или природы человека.
Однако такая абстрактная формулировка
исключает возможность
использовать данную категорию как один
из регуляторов общественных
отношений. Для этого необходимо четко
разграничивать объективное и
субъективное естественное право (Приложение
4).
_____________________________
¹ Матузов Н.И., Малько
А.В. Теория государства и права. М., 2003.
С.151-152
3.1. Субъективное естественное право
В современной науке
все больше прослеживается тенденция
отождествлять с естественным правом
только лишь субъективные
естественные права. Именно с такой точки
зрения даются определения в
различных словарях, учебных пособиях,
справочниках.
Так, например, естественное
право - это права на жизнь, свободу,
достойное существование, безопасность
и т. п., образующие фундамент
либерализма, который среди всех чел. ценностей
на первое место ставит
свободу.¹
Естественное право - совокупность неотъемлемых прав и свобод,
обусловленных естественной
природой человека и независящих тем самым
от государства и воли конкретного
законодателя.²
Конституция РФ 1993 г. также
закрепляет перечень основных прав и
свобод человека, безусловно, имеющих
естественно-правовой,
неотчуждаемый и абсолютный характер.
На это ссылается ив своих
решениях и Конституционный Суд.
Таким образом, субъективное
естественное право можно представить
как меру свободы субъекта права, меру
возможного поведения,
обусловленную объективным естественным правом.³ Основные
субъективные естественные
права закрепляются
позитивным правом
большинства государств
мира. При этом естественные права
не создаются
государством, не нуждаются
в его признании, не могут быть ограничены
или
вовсе ликвидированы им. Они присуще
человеку таковому. «Даже если они
не имеют юридической силы и не санкционируются
законом, они имеют
_____________________________
¹ Волков Ю.Г., Поликарпов B.C. Человек: Энциклопедический словарь. М., 1999. С 158
² Шадрин В.М. Теория государства и права. Краткий словарь категорий и понятий. Челябинск, 2002. С.
8
³ Кузьмин А.В. Понятие естественного права (к проблеме правопонимания) // История государства и
права. №6. 2003. С. 10.
нравственную силу, налагают
на людей моральные обязательства»
3.2. Объективное естественное право
Объективное естественное право можно
представить как систему
наиболее разумных и социально оправданных
правил поведения общего
характера, существующих независимо от
воли и усмотрения
государственного аппарата общества.
Естественное право
является идеальной основой положительного
права, где руководящим началом является
совокупность личной свободы и
объективного порядка. Естественное право
не противопоставляется
позитивному, а составляет его идеальную
сущность, вечную основу и вместе
с тем является фактом всего исторического
развития. При этом ценности
естественного права не исчезают, даже
будучи поглощенными позитивным
правом. Просто они переходят
в категорию узаконенных, лишь в части
своей
оставаясь в сфере чисто моральных
ценностей. Однако наряду с
положительными моментами, такими как
прогрессивность доктрины (под ее
флагом совершались первые буржуазные
революции), провозглашение
человека или Бога источником прав (что
лишает чиновников и
государственных структур произвола),
имеются и отрицательные моменты:
умаление формально - юридических свойств
естественного права, в
результате чего теряется четкий критерий
законного и противозаконного, и
такое понимание права связано прежде
всего не с правом как таковым, а с
правосознанием, которое может быть разным
у различных людей.
Тем не менее, естественное
право, даже не будучи официальным
регулятором общественных отношений,
оказывает серьезное влияние на все
формы юридической деятельности
и поэтому, должно
быть истинно,
_____________________________
¹ Ростовщиков I I.B. Права человека и проблема
их воплощения в Российской Федерации.
/ Проблемы
конституционного развития России на
современном этапе. Материалы Всероссийской
научно-теоретической
конференции. / Под ред С.А. Комарова.
Рязань, 1994. С.79
доказываемо, профессионально
и общественно очевидно, обобщенно,
стабильно, исторично, авторитетно в источнике
выведения, реально
применимо.
Истинность
предполагает соответствие принципов
естественного права
объективной действительности. Доказываемость
означает логическую
обоснованность принципов, обобщенность
- применение принципов
естественного права для достаточно объемного
круга общественных
отношений, стабильность - устойчивое
содержание принципов естественного
права, историчность - учет особенностей
развития общества, реальность
применения предполагает включение в
состав только таких принципов,
которые сформулированы четко и ясно,
а также исчерпывающим образом
регулируют общественные отношения.
Заключение
Идея естественного права развивалась
уже в древности, особенно в
античном мире. Понятие
естественное право (jus naturale) являлось
отражением законов природы и естественного
порядка вещей. В средние века естественное
право носило по преимуществу
теологическую форму, являясь составной
частью религиозных учений.
И в современный период идея естественного
права остаётся составной частью официальной
теологической и политической доктрины
католической церкви.
Своё наивысшее социальное звучание
идея естественного права получила
в 17-18 вв. в качестве основного идеологического
орудия борьбы
прогрессивных сил общества с феодальным
строем. В 20 веке после 2-й мировой войны
1939-45 гг. "Возрожденному
естественному праву" придаётся прагматистский
характер (например,
естественное право "с меняющимся содержанием"
или "естественное право
конкретной ситуации").
В
современных условиях утрачены
многие различия между
естественными нравами, принадлежащими
человеку как таковому, и
позитивными правами, принадлежащими
гражданину как члену
политического, государственного
сообщества. Дело не только в том, что само
это различение с позиций правового регулирования
искусственно, поскольку
позитивные права также принадлежат человеку,
но и в том, что естественные
права с определенными гарантиями
и ограничениями теперь закреплены в
конституциях. Они стали позитивными правами,
хотя в силу своих
особенностей нуждаются в разработке
особых юридических приемов и
средств защиты.
В сущностном смысле естественное
право вполне обоснованно,
противопоставляется положительному
или позитивному праву. Во-первых,
как идеальная форма
в противовес несовершенному произведению
людей.
Во-вторых, как норма, вытекающая из самой природы и потому устойчивая,
неизменная, в противовес,
изменчивым и неустойчивым колебаниям
людских
пристрастий.
Таким образом, можно
отметить, что естественно-правовое
мышление
инспирировало появление идеологии либерализма,
становление
демократического государства, а так же то, что принципы
и понятия
естественного права входят в качестве
составных частей в публичное и
частное право, как бы растворяясь в них,
что свидетельствует об успехе
естественного права, а не о его поражении.
Глоссарий
№ п/п |
Новые понятия |
Содержание |
1 |
2 |
3 |
Государство |
политическая организация
общества, обеспечивающая его единство
и целостность, осуществляющая посредством
государственного механизма управление
делами общества, суверенную публичную
власть, придающая праву общеобязательн | |
Естественное право |
совокупность неотъемлемых прав и свобод, обусловленных естественной природой человека и не зависящих тем самым от государства и воли конкретного законодателя | |
Закон |
нормативный правовой акт,
принятый в особом процедурном порядке
органом законодательной власти
или референдумом, обладающий высшей
юридической силой и | |
Объективное естественное право |
система наиболее разумных и социально оправданных правил поведения общего характера, существующих независимо от воли и усмотрения государственного аппарата общества | |
Право |
обусловленная природой человека и общества и выражающая свободу личности система регулирования общественных отношений, которой присущи нормативность, формальная определенность в официальных источниках и обеспеченность возможностью государственного принуждения | |
Право позитивное |
понятие, отражающее собой
тесную взаимосвязь права и | |
Принципы права |
основополагающие идеи, руководящие начала, лежащие в основе права, выражающие его сущность и определяющие его функционирование | |
Система права |
исторически сложившаяся, объективно существующая внутренняя структура права, состоящая из взаимосогласованных норм, институтов, подотраслей и отраслей права | |
Субъективное естественное право |
мера свободы субъекта права, мера возможного поведения, обусловленная объективным естественным правом | |
Субъекты права |
индивиды или организации, которые на основании юридических норм могут быть участниками правоотношений, т.е. носителями субъективных прав и юридических обязанностей | |
Теория |
система основных идей, или совокупность объединенных общим принципом (законом) научных положений в какой-либо отрасли знаний | |
Теория «возрожденного естественного права» |
выступает преимущественно
как теологическое |
Список литературы
Информация о работе Проблемы понимания естественного права на современном этапе