Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 09:01, курсовая работа
Существует множество теорий правопонимания, что обусловлено
различными национальными и региональными традициями, философскими и
идеологическими воззрениями, историческими и социально-
психологическими особенностями. Исходя из этих критериев, выделяют
следующие основные концепции права: естественно-правовая, историческая,
нормативистская, материалистическая, психологическая, социологическая.²
Предметом исследования данной работы является естественно-
правовая концепция как одна из старейших и в то же время одна из самых
распространенных правовых доктрин.
Введение ..3
Глава I. Основные этапы развития теории естественного права……………....5
1.1. Античный мир…………………………………………………………….…..5
1.2. Средневековье……………………………………………………………..….8
1.3. Новое время……………………………………………………………..…….9
Глава 2. Теория «возрожденного естественного права»……………….………15
2.1. Концепция Р. Штамлера…………………………………………………….15
2.2. Концепция Нерсесянц В.С………………………………………………….16
2.3. Концепция Жака Маритена…………………………………………………17
Глава 3. Проблемы понимания естественного права на современном этапе…19
3.1. Субъективное естественное право…………………………………………20
3.2. Объективное естественное право………………..…………………………21
Заключение………………………………………………………………….……23
Глоссарий………………………………………………………………………...25
Список литературы………………………………………………………………27
Приложения………………………………………………………………………29
¹ Федорова М.М. Классическая политическая философия. М., 2002. С. 43.
² Оль П.А. Правопонимание Средневековья
и Ренессанса: дуализм божественного и
человеческого
права// История государства и права.
2004, №3. С. 10.
способностей человека, разума, стремления к земному счастью».
¹ Главной идеей миропонимания Нового
времени является идея о том, что человек
не может слепо следовать «божественному
проведению» и должен встать лицом к действительности,
рассчитывать на свои собственные силы,
определяя свою судьбу. Такое восприятие
действительности не могло не отразиться
на понимании права, которое в основном
отождествлялось с законом, рассматривалось
как волеизъявление, властное веление
господина. В этот период теория естественного
права и ее отдельные положения активно
использовались в борьбе с крепостничеством
и феодальной монархией.
Марченко М.Н. называет его лучшей
порой естественного права. Идеи
теории естественного
права в это время развивались
и поддерживались
многими великими мыслителями и просветителями.
В Голландии это Гуго
Гроций и Спиноза. В Англии - Томас
Гоббс и
Джон Локк. Во франции - Жан-Жак Руссо, Поль
Гольбах. В России - А.
Радищев и др.
Учение Г. Гроция. Естественное право понимается Гроцием как субъективное право, как система отношений частного и публичного характера и как система общеобязательных норм. Г. Гроций утверждал, что мать естественного права есть сама природа человека. Что оно вытекает из неизменной природа человека. В человеке оно проявляется в виде голоса его совести, человек познает естественное право, обращаясь именно к ней.² Г. Гроций, продолжая античную традицию, отождествляет понятия права и справедливости: «...право есть то, что не противоречит справедливости. Противоречит же справедливости то, что противно природе существ, обладающих разумом».³
Учение Гоббса и Локка. Что же касается естественно - правовой мысли Англии, теоретиками естественного права в 17-ом в. выступают Гоббс
_____________________________
¹ Сус Я. Философия Ренессанса / История философии в кратком изложении. М., 1991. С. 290.
² Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права. М., 2003, С. 89.
³ Теория государства и права. / Под ред.
В.М. Корельского, В.Д. Перевалова. М.,
2000. С.51.
и Локк. Они определили основные категории естественного права
"естественное состояние", "естественный
закон", понятие "природы человека",
"разума" и "общественного договора".
Гоббс в трактате "О гражданине" он
называет естественным состоянием, состояние
людей вне гражданского общества. Принципом
естественного состояния Гоббс считает
"войну всех против всех", т.к. людям свойственно
от природы взаимная склонность вредить
друг другу. Кроме того, в естественном
состоянии существует естественное равенство,
и каждый имеет право на все вещи. Собственно
естественным законами Гоббс называет
веления правого разума. Гоббс говорит,
что долго находиться в естественном
состоянии невозможно, т.к.
оно ведет к взаимному
истреблению людей. Вследствие взаимного
опасения люди решают выйти из такого состояния
ищут себе для этого союзников. Первый
основной естественный закон по Гоббсу
- нужно искать мира по всюду, где
его можно достичь, там где
мира достичь невозможно нужно искать
помощи
для ведения войны.
Естественно правовая теория
Локка в некоторых существенных
моментах
отличается от теории Гоббса.
Естественное состояние Локк определяет
также
как и Гоббс, т.е. как состояние полной
свободы в отношении действий
распоряжения своим имуществом и личностью,
в соответствии с тем, что он
считает для себя подходящим, но в границах
закона природы. Естественное
состояние это состояние
природы, но не своеволия. Это состояние
равенства,
вся власть является взаимной и никто
не имеет больше другого. Для Локка
равенство людей самоочевидно и неоспоримо.
Он говорит: "Мы не может
представить, чтобы между нами может быть
такое подчинение, которое дает
нам право уничтожать друг друга».¹ Самосохранение
это также главный
естественный закон для Локка. Разум учит
людей, что они не должны
_____________________________
¹ История политических и правовых учений. / Под ред. B.C. Нерсесянца. М., 2001 С. 291
наносить ущерба друг
другу, ибо они все равны. Естественный
закон
обязателен для каждого. Каждый
в естественном состоянии обладает властью
проводить главный закон природы в жизнь
и тем самым обуздывать
нарушителей и охранять невинных. Закон
природы требует мира и
сохранения всего человечества. И если
бы каждый не обладал властью его
исполнять, то он оказался бы бесполезным.
Значит, в естественном
состоянии один человек может приобретать
какую-то власть над другим, но
не полную и не деспотическую.
Таким образом, в естественном
состоянии для Локка нет "войны
всех
против всех", но есть некоторые неудобства
в естественном состоянии, они
проявляют себя тогда, когда
люди оказываются судьями в своих делах,
здесь
"себялюбие" делает людей пристрастными
к себе, другим друзьям, с другой
стороны, страсть или
мстительность могут увести от истины.
Поэтому из
естественного состояния
необходимо выйти, но если Гоббс причиной
выхода
из естественного состояния называл
взаимное опасение людей, то для Локка
основание выхода является долг взаимной
любви, который возникает из
нашего разума.
Учение о естественном
праве послужило «оправданием и
лозунгом
французской революции», направленной
против деспотизма королевской
власти и феодального строя, во имя прирожденных
прав человека.
Учение Жан – Жака Руссо. Теоретическое и идеологическое обоснование революционному движению во Франции дал Жан-Жак Руссо. Сущность его концепции естественно-правовой теории сводилась к следующему. В естественной состоянии нет частной собственности, все свободы и равны. Неравенство здесь вначале лишь физическое, обусловленное природными различиями людей. Однако с появлением частной собственности и социального неравенства, противоречивших
естественному равенству, начинается борьба
между бедными и богатыми. Вслед за уничтожением
неравенства последовали «ужаснейшие
смуты ... несправедливые захваты богатых,
разбои бедных», «постоянные столкновения
права сильного с правом того,
кто пришел первым». Это предгосударственное
состояние Руссо
характеризует так: «Нарождающееся общество
пришло в состояние самой
страшной войны: человеческий род, погрязший
в пороках и отчаявшийся, не
мог уже ни ввернуться назад,
ни отказаться от злосчастных приобретений,
им
сделанных».¹
Чтобы выйти из таких
условий, необходимо заключить соглашение
о
создании государства власти и законов,
которым будут подчиняться все.
Однако, потеряв свою естественную свободу,
бедные не приобрели свободы
политической. Созданные путем договора государство и законы «наложили
новые путы на слабого и
придали новые силы богатому,
безвозвратно
уничтожили естественную
свободу, навсегда установили закон
собственности и неравенства, превратили
ловкую узурпацию в незыблемое
право и ради выгоды нескольких честолюбцев обрекли с тех
пор весь
человеческий род на труд, рабство и нищету».
Чтобы устранить это
неравенство и привести в полное
соответствие с
изначальной природой человека окружающую
действительность,
необходимы не столько эволюционные, сколько революционные меры. Этот
вывод следует из всего учения Руссо, на
базе которого сложился лозунг
французской революции «Свобода, равенство
и братство!».²
Аналогичных взглядов придерживались
и иные сторонники естественно-
правовой теории рассматриваемого периода.
Значение Нового времени
в становлении теории естественного
права
состоит в обосновании автономности разума
при определении начал
естественного права, в попытке точно
сформулировать эти начала,
_____________________________
¹ История политических и правовых учений. / Под ред. B.C. Нерсесянца. М., 2001 С. 291
² Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права. М., 2003, С. 89.
установить их связь с природой человека. Представители философии права Нового времени обратили внимание на естественное право как на основу позитивного права, особенно подробно раскрыв конститутивную функцию первого.¹
Таким образом, естественно-правовая
доктрина Нового времени
отказывается от взгляда на право как
нечто дарованное божественным
разумом, а источником права признает лишь природу человека. Данная
теория исходит из дуализма права. Наряду
с позитивным правом, созданным
государством, существует высшее «естественное
право», свойственное
человеку от природы. «Естественное право»
служит критерием права
позитивного. Все, что в позитивном праве
противоречит «естественному
праву», недостойно уважения и не должно
считаться правом. Всем теориям
естественного права этого
периода характерен индивидуализм,
то есть
представление об обществе
как о совокупности отдельных
индивидов, с их
отдельными субъективными естественными
правами. Основными идеями
«естественного права» провозглашались
право частной собственности, право
на жизнь, личную свободу, стремление
к счастью, равенство, право на
революционные выступления
против правительства, попирающего эти
права,
др.
Данные теоретические
взгляды нашли свое отражение
в содержании
Декларации независимости США (1776 г.), Декларации
прав человека и
гражданина во Франции (1789 г.)
_____________________________
¹ Бернацкий Г.Г. Онтологическое обоснование
естественного права в учении И.В. Михайловского
//
Правоведение. 2001. № 4. С. 245.
Глава 2. Теория «возрожденного естественного права»
Теория естественного
права, «философски» обосновав правомерность
смены феодальной тирании демократической
государственностью, казалось,
в XIX веке исчерпала себя и порой, особенно
в рамках социалистических
учений, стала рассматриваться как некие
экзотические изыски эпохи
просвещения, взлета мысли просветителей-романтиков
той поры, а то и как
умозрительные фантазии идеалистического
толка, «враждебные трудящимся
массам».¹ Первое место заняли позитивистские
идеи о праве. После второй
мировой войны идеи школы «естественного
права» в измененном виде были
подхвачены теорией «возрожденного естественного
права», которая
выступает преимущественно
уже как теологическое представление
о праве.² Возрожденное естественное право
в лице его последователей не только
не отрицает своего родства с прежними
этапами развития естественного
■у
права, но наоборот, всячески подчеркивает свою генетическую связь с ними ³ (Приложение 3).
Одной из особенностей возрожденной
теории естественного права
является то, что оно обращается не к проблемам
власти, а к самому человеку
непосредственно, акцентируя внимание
на неотъемлемых правах личности.
Оно не признает вечного неизменного для
всех периодов развития общества
и государства право.
2.1. Концепция Р. Штамлера
Основоположником концепции
"естественного права с
изменяющимся содержанием" был немецкий юрист Р.
Штаммлер, который
в отличие от теоретиков XVII - XVIII вв., утверждал,
что естественное право
_____________________________
¹ Алексеев С.С. Философия права. М., 1999. С.116
² Черданцев А.Ф. Теория государства и права. М., 2002. С. 193
³ Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права. М., 2003. С. 94
имеет "изменчивое содержание". Временами возникают социальные
конфликты (столкновения
между хозяйством и правом, однородные
массовые явления, противоречащие конечной
цели ответственного за них
права). Эти социальные конфликты и явления
порождают идеи изменения
права (так, размышления о рабстве негров
в США вызвали его отмену).
"Естественным правом с
изменчивым содержанием" являются принимающие
массовый характер идеи изменения
содержания права, которые должны
осуществляться применительно к конечной
цели. "Естественным правом"
называются, отмечал Штаммлер, исторически
складывающиеся и
меняющиеся идеи, содержащиеся в общественном
правосознании,
требующие реформы права с точки зрения
общественного идеала ("конечная
цель").
2.2. Концепция В.С. Нерсесянца
Как пишет
Нерсесянц B.C., концепция «естественного
права с
меняющимся содержанием» была к
традиционалистко-
модернисткой, консервативно-прогрессистской)
ориентации естественно-
правовой мысли с ее глубинными представлениями
о развитии как
постоянном процессе (и человеческом призвании
и долге) актуализации
вечного и неизменного в этом
преходящем и изменчивом мире.¹
Среди других отличительных
особенностей возрожденного
естественного права следует отметить
множественность направлений его
развития и формирующих его частных теорий.
К таким частным теориям
относят: неотомизм, неокантианство,
неогегельянство, экзистенциализм,
феноменологию, персонализм.
_____________________________
¹ Проблемы теории государства и права. / Под ред. B.C. Нерсесянца. М., 2005. С. 155.
2.3. Концепция Жака Маритена
Так, например, виднейший
представитель современного томизма -
французский философ и общественный деятель
Жак Маритен (1882-1973
гг.), концепция которого, как и концепции
других последователей
неотомизма, построена на соединении традиционных
для религиозной
философии представлений о божественном происхождении
государства и права
с положениями современной
историзма, идеями развития культуры и
социальной обусловленности
политики. Философ стремился выработать
"интегральную" доктрину,
открытую для гуманистических и демократических воззрений современной
эпохи. В своих трудах Маритен проводил
различие между первопричиной
социальных институтов (усматривая таковую
в боге) и реальной
детерминацией происходящих в обществе
событий. Источником
естественного закона, согласно его концепции,
является бог, который
обладает абсолютным суверенитетом над
своими созданиями и не несет
перед ними моральных обязанностей. Маритен
определял естественный
закон как установленные божественным
разумом "универсальные нормы
права и долга". Бог - первый
принцип естественного права. Человек
же имеет
естественные права и способен осознать
их в силу своей сопричастности
божественному разуму. "Личность обладает
абсолютным достоинством,
поскольку она состоит в прямых
отношениях с Абсолютом". Как ревностный
католик, Маритен был убежден, что
верующие полнее и глубже ощущают
веления естественного закона, чем атеисты.
В его сочинениях
подчеркивалась также роль католической
церкви как хранительницы
естественного права.
Информация о работе Проблемы понимания естественного права на современном этапе