Проблемы понимания естественного права на современном этапе

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 09:01, курсовая работа

Краткое описание

Существует множество теорий правопонимания, что обусловлено
различными национальными и региональными традициями, философскими и
идеологическими воззрениями, историческими и социально-
психологическими особенностями. Исходя из этих критериев, выделяют
следующие основные концепции права: естественно-правовая, историческая,
нормативистская, материалистическая, психологическая, социологическая.²
Предметом исследования данной работы является естественно-
правовая концепция как одна из старейших и в то же время одна из самых
распространенных правовых доктрин.

Оглавление

Введение ..3
Глава I. Основные этапы развития теории естественного права……………....5
1.1. Античный мир…………………………………………………………….…..5
1.2. Средневековье……………………………………………………………..….8
1.3. Новое время……………………………………………………………..…….9
Глава 2. Теория «возрожденного естественного права»……………….………15
2.1. Концепция Р. Штамлера…………………………………………………….15
2.2. Концепция Нерсесянц В.С………………………………………………….16
2.3. Концепция Жака Маритена…………………………………………………17
Глава 3. Проблемы понимания естественного права на современном этапе…19
3.1. Субъективное естественное право…………………………………………20
3.2. Объективное естественное право………………..…………………………21
Заключение………………………………………………………………….……23
Глоссарий………………………………………………………………………...25
Список литературы………………………………………………………………27
Приложения………………………………………………………………………29

Файлы: 1 файл

курсовая ТГП (естеств.право).doc

— 164.50 Кб (Скачать)


Содержание

 

Введение ..3

Глава I. Основные этапы развития теории естественного права……………....5

1.1. Античный мир…………………………………………………………….…..5

1.2. Средневековье……………………………………………………………..….8

1.3. Новое время……………………………………………………………..…….9

Глава 2. Теория «возрожденного естественного права»……………….………15

2.1. Концепция Р. Штамлера…………………………………………………….15

2.2. Концепция Нерсесянц  В.С………………………………………………….16

2.3. Концепция Жака  Маритена…………………………………………………17

Глава 3. Проблемы понимания естественного права  на современном этапе…19

3.1. Субъективное естественное  право…………………………………………20

3.2. Объективное естественное  право………………..…………………………21

Заключение………………………………………………………………….……23 
Глоссарий………………………………………………………………………...25

Список литературы………………………………………………………………27

Приложения………………………………………………………………………29.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Право является одной  из самых мощных движущих сил цивилизации  в 
человеческом обществе. Поэтому интерес к праву никогда не был 
случайным, и сегодня он является основополагающим. При исследовании 
таких проблем как государство и право, становление правового государства, 
проблем укрепления законности и правопорядку или формирования правовой 
системы общества - всякий раз оказывается, что проблема гласно или 
негласно начинает решаться с представления о праве, о его содержании и 
предназначении, со специфики правопонимания.¹

Существует множество  теорий правопонимания, что обусловлено 
различными национальными и региональными традициями, философскими и 
идеологическими воззрениями, историческими и социально- 
психологическими особенностями. Исходя из этих критериев, выделяют 
следующие основные концепции права: естественно-правовая, историческая, 
нормативистская, материалистическая, психологическая, социологическая.²

Предметом исследования данной работы является естественно- 
правовая концепция как одна из старейших и в то же время одна из самых 
распространенных правовых доктрин. Отсюда следует, для того, чтобы понять сущность естественного права, необходимо проследить основные стадии его становления и развития, рассмотреть наиболее важные теории и концепции, а также принципы, регулирующие общественные отношения на современном этапе развития (Приложение 1). Вопрос о естественном праве и его теории, писал еще в начале XX века известный российский юрист Е.Н. 
Трубецкой, «есть центральный, жизненный вопрос философии права, о 
котором философы и ученые спорят с самого момента его зарождения».³

_____________________________

¹ Мурашева С.А. Развитие отечественной традиции правопонимания в эпоху постмодерна // 
Государство и право. 2003. №2. С. 3.

² Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: — М., 2003. С. 150

³ Трубецкой Е.Н. Энциклопедия.

 

 

Не смотря на то, что  данная концепция возникла еще в  глубокой 
древности (Древний Рим и Древняя Греция), ученые уже на протяжении 
многих веков не могут прийти к единому мнению относительно понимания 
данного явления, его реальности или надуманности, его практической 
значимости и применимости.

Если одни авторы исходят  из того, что естественное право  как таковое 
и его отдельные институты в реальной жизни не существуют, что они и их 
понятия есть результат свойственных человеческому уму «априорных 
заблуждений», то другие исследователи придерживаются противоположных 
взглядов, считая, что естественное право как порождение самой природы и 
разума - это такая же реальность, как и положительное право - результат 
нормотворческой деятельности государства и его отдельных органов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Основные этапы развития теории естественного права

Естественное право  представляет собой первую в истории философии 
модель возникновения общества и принципов общественного устройства. 
Естественное право исходит из того, что существует система норм 
взаимоотношений между людьми, которая отличается от системы норм 
установленных государством. Нормы установленные государством получили 
название позитивного права. Естественное право в соответствии с этой 
теорией значимо само по себе. Оно предшествует позитивному праву и в 
случае расхождения с последним, имеет безусловное превосходство.

В истории философии известны различные концепции источников 
естественного права, которые возводят естественное право к божественному 
промыслу, как своему источнику, рассматривают естественные законы как 
привычки или даже инстинкты всех одушевленных существ, считают 
источником естественного права разум человека, перенося, таким образом, 
источник в человека.

Для того, чтобы понять сущность естественного права и  его теории, 
необходимо проследить основные стадии его становления и развития (Приложение 2), поскольку, как отмечалось выше, данный институт теории государства и права в различные исторические периоды, на различных этапах развития общества и государства представлялся неодинаково, с присущими данному историческому периоду особенностями.

 

1.1. Античный мир

     

  Стадия зарождения. Первоначальной стадией зарождения и развития теории естественного права выступает теория естественного права Древней Греции Древнего Рима. Признается, что отдельные положения данной теории были отражены еще в V - IV вв. до н.э. у софистов. Гиппий из Элиды был первым среди софистов, который противопоставил природу (фюсис) и

 

полисный закон (номос). Природа (природа вещей) представляется в

трактовке Гиппия в качестве   того   истинного,   естественного   права,  которое противостоит ошибочному, искусственному, полисному закону.¹

      Учение софистов. Софисты в своих учениях исходили из того, что в основе права нет ничего вечного, неизменного, что право - это лишь результат соглашения, договора людей, общества, целью которого являлось обеспечение безопасности и установление норм и правил для устранения царившего беспредела, для защиты слабых и ограничения власти «сильных мира сего».

      Учение Сократа, Платона и Аристотеля. Противоположных взглядов придерживались такие мыслители античности как Сократ, Платон и Аристотель. Общая позиция, которая разделялась и отстаивалась ими, заключалась в том, что не все законы и не все право являются искусственным изобретением людей». Наряду с письменными законами, порожденными людьми, существуют вечные написанные законы, «вложенные в сердца людей самим божественным разумом». Иными словами, создаваемое ими государство, существуют также законы, независящие от воли людей и составляющие естественное право. В 
основе этих законов лежит вечный, незыблемый божественный порядок, 
который господствует не только в человеческих отношениях, но и «во всем 
строе мироздания».²

      Подобные взгляды прослеживаются в учении Аристотеля. Аристотель 
исходит из того, что «существует закон частный и закон общий». Общим 
является «тот закон, который признается всеми людьми, хотя он и не 
написан». Естественным общий закон называется потому, что «есть нечто 
справедливое и несправедливое по природе, общее для всех, признаваемое 
таковым всеми народами, если даже между ними нет никакой связи и 
никакого соглашения относительно этого». Следующей важной характеристикой общего закона является его сообразность с природой, а 
_____________________________

¹ История политических и правовых учений. / Под общей ред. B.C. Нерсесянца. - 
М., 2001. С. 46. 
² Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права. . -М., 2003. С. 85

значит, и неизменность. «Правда и общий закон сообразны  с природой, а писаные законы изменяются часто».

Неписаный естественный закон выше закона писаного. Справедливость 
определяется прежде всего на основании неписаного закона, в том числе 
вопреки закону писаному. Поэтому в рекомендациях по выбору наилучшей 
линии защиты в суде Аристотель в «Риторике» предлагает прибегнуть к 
использованию общего закона.

Законы природы имеют общеобязательный, но не безусловный 
характер. Они могут быть скорректированы, но опять-таки не абсолютно, а в 
той части, которая касается человеческого поведения, человек отчасти может 
преодолеть ограничения природы, не отменяя при этом самих ее законов.¹

Согласно  концепции Аристотеля, проявлением  вечного божественного 
порядка является разделение людей на две группы: господ и рабов. Это 
разделение он считает природным, справедливым, поскольку одни люди 
сильны и способны выполнять необходимые физические труды, а другие - 
свободные - пригодные для политической жизни.

Природным характером у  Аристотеля объясняются не только 
рабовладельческие отношения, но и социально-классовые по характеру 
отношения. Итак, в античной традиции мораль и право позитивное 
объединяются. Конфликт между ними возможен, но не предопределен. 
Отдельные несправедливые законы возможны, но сам порядок, основанный 
на законах, внутренне справедлив. Жить по закону - значит жить 
справедливо. «Понятие справедливости связано с представлением о 
государстве, так как право, служащее мерилом справедливости, является 
регулирующей нормой политического общения» (Аристотель). Так же и по 
Сократу «Законное» и «справедливое» - одно и то же.²

Таким образом, естественное право в античности представляет собой 
этическую ценность, обеспечивая равенство, свободу, порядок и 
_____________________________

¹ Батиев Л.В. Закон и право Аристотеля // Правоведение. 2004, №3. С. 165.

² Козлихин И.Ю. Позитивизм и естественное право//Государство и право,2000. №3. С.6

 

 

справедливость. Однако принцип равенства, как основой принцип в

правопонимании  того  времени,  признается только  в  рамках коллектива, сообщества свободных и равных людей. Именно коллектив, а не отдельный человек являлся носителем естественного права.

Распространить действия принципа равенства на всех людей могли 
только стоики, но для этого им пришлось признать всех людей гражданами 
единого космополиса.¹

 

1.2. Средневековье

 

С эпохой же Средневековья неразрывно связывается возвышение 
христианской идеологии, а также пик политического могущества, 
достигнутого католической церковью. Развитие философской мысли в этот 
период происходит в теологическом русле. В политико-правовых учениях 
Средневековья получили отражение противоречия и столкновения неустанно 
соперничавших политических сил: церковной власти, класса феодалов, с 
одной стороны, и светской государственной власти, класса нарождающейся 
буржуазии - с другой.

Христианский натурализм отводит Богу место не просто вне  природы, 
а над ней. «Естественное право - одна из центральных категорий античной 
мысли - в христианстве получает свою институциональную опору только 
через Церковь и в качестве производной права божественного».²

Учение Аврелия  Августина. Определяющим фактом средневекового мышления стало учение Аврелия Августина, которое оказало влияние на всю Западную Европу. В теологических воззрениях мыслителя ротивопоставлялись друг другу абсолютная вечность Бога и реальная изменчивость материального и человеческого мира, «Град Божий» и «Град

_____________________________

¹ Котляревский С. Марк Аврелий // Римские стоики. М.. 1995. С. 394

² Сус Я. Средневековая философия / История философии в кратком изложении. М., 1991. С. 200-201. 

 

 

земной».1  Следует отметить, что А. Августин фактически задал общее

направление христианского понимания естественного права. Свое же развитие и наиболее полное истолкование идеи божественного закона в своем противопоставлении закону человеческому получила в учениях Фомы Аквинского.

Учение Ф.Аквинского В теократическом учении Ф. Аквинского закон понимался как «предписание действующего разума главы, который уководит совершенным сообществом». При этом выделяется следующая иерархия законов: «вечный закон», «природный закон» и «человеческий закон».

Вечный закон выражает волю божественную, он является основным. 
Природный закон - это своего рода отражение вечного закона в 
человеческом сознании, участие разумного создания в вечном законе. 
Поэтому и оно участвует в вечном разуме, благодаря которому оно имеет 
естественную склонность к подобающему действию и подобающей цели. И 
такое участие в вечном законе разумного создания называется 
естественным законом».² Человеческий закон Фома Аквинский выводит из 
вечного закона через закон естественный.

Таким образом, теория естественного  права средних веков соотносила 
его (естественное право) с божественным правом, а место природы занимал 
Бог. В данный период развития естественно-правовой мысли не было и тени 
сомнения в божественном происхождении естественного права, в его 
действенности, обязательности и превосходстве над всяким другим правом.

 

1.3. Новое время

 

"В борьбе со средневековым  теократизмом на первый план  культуры 
Ренессанса выступают гуманистические, антропоцентрические мотивы.

Презрение к земному  естеству заменяется признанием творческих 
_____________________________

Информация о работе Проблемы понимания естественного права на современном этапе