Проблемы и перспективы взаимодействия органов Министерства внутренних дел России с органами исполнительной власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 19:38, дипломная работа

Краткое описание

Целью выпускной квалификационной работы является исследование взаимодействия органов МВД России с органами исполнительной власти.
Задачи выпускной квалификационной работы:
-рассмотреть место и роль правоохранительных органов в системе органов государственной власти;
-проанализировать историю развития Министерства внутренних дел России

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Министерство внутренних дел: деятельность и история развития 6
1.1. Место и роль правоохранительных органов в системе органов государственной власти 6
1.2. История развития Министерства внутренних дел России 12
1.3. Значение и деятельность Министерства внутренних дел Российской Федерации на современном этапе 24
Глава 2. Проблемы и перспективы взаимодействия органов Министерства внутренних дел России с органами исполнительной власти 42
2.1. Функции МВД и направления взаимодействия с органами исполнительной власти 42
2.2. Аспекты межведомственного электронного взаимодействия 59
2.3. Проблемы взаимодействия МВД Российской Федерации и органов государственной власти 65
2.4. Совершенствование правового механизма взаимодействия органов МВД России и органов государственной власти 73
Заключение 78
Библиографический список 82
Приложения 87

Файлы: 1 файл

Диплом. Взаимоотношения МВД с органами исполнительной власти.doc

— 457.00 Кб (Скачать)

Анализ опыта Великой  Отечественной войны и первых послевоенных лет показывает, что  войсками НКВД во взаимодействии с  войсками военных округов и органами СМЕРШ было проведено 69 683 совместных и более 9 тыс. самостоятельных боевых операций по выявлению и уничтожению диверсионных групп, бандформирований и националистических элементов. Захвачено в плен 230 тыс. и уничтожено около 90 тыс. человек.

Немаловажной задачей  внутренних войск в обеспечении  внутренней безопасности страны как  в мирное, так и в военное время является оказание содействия пограничным органам Федеральной службы безопасности Российской Федерации в охране Государственной границы Российской Федерации. Для успешного выполнения поставленных задач осуществляется совместная подготовка соответствующих соединений и частей внутренних войск и пограничных органов. При этом организация выполнения задач и управление силами и средствами в ходе ее выполнения осуществляются с помощью существующей системы управления на уровне взаимодействующих между собой субъектов.

С учетом анализа современных  угроз внутренней безопасности и  прогноза их развития на долгосрочную перспективу Президентом Российской Федерации утверждена Концепция  строительства и развития внутренних войск Министерства внутренних дел  Российской Федерации на период до 2020 года.

Ее основными направлениями, осуществляемыми во взаимодействии с различными федеральными органами исполнительной власти, являются:

    1. поддержание боевого потенциала войск на уровне, обеспечивающем их способность адекватно и эффективно противостоять основным военным опасностям и военным угрозам во взаимодействии с органами внутренних дел Российской Федерации, Вооруженными Силами Российской Федерации, выполнять задачи по локализации и пресечению возможных внутренних вооруженных конфликтов;
    2. оптимизация структуры и состава внутренних войск с учетом развития военно-политической и социально-экономической обстановки, увеличения объема служебно-боевых задач, выполняемых совместно с органами внутренних дел Российской Федерации, Вооруженными Силами Российской Федерации, другими воинскими формированиями;
    3. совершенствование служебно-боевой деятельности личного состава соединений и частей внутренних войск по охране важных государственных объектов и специальных грузов. В ее рамках осуществляется работа с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны и поддержанию инфраструктуры для размещения подразделений внутренних войск на объектах, определенных перечнем Правительства Российской Федерации для охраны и обороны внутренними войсками на военное время, а также передаче войсковой охраны объектов, утративших государственную значимость;
    4. оптимизация мобилизационного задания внутренним войскам, в ходе которой осуществляется переход совместно с Вооруженными Силами Российской Федерации к новой системе подготовки и накопления мобилизационных ресурсов;
    5. совершенствование управления войсками, повышение его эффективности. При этом внутренние войска совместно с федеральными органами исполнительной власти и Вооруженными Силами Российской Федерации участвуют в развитии системы информационного противоборства Российской Федерации;
    6. совершенствование и оптимизация систем технического и тылового обеспечения, основанные на функционировании в рамках нормативной правовой базы межведомственных (сопряженных) унифицированных систем. При этом внутренние войска принимают участие в формировании территориальной системы тылового обеспечения военной организации государства;
    7. морально-психологическое обеспечение личного состава, осуществляемое в ходе реализации программ перехода Вооруженных Сил Российской Федерации, внутренних войск, воинских формирований и органов к единой системе воспитания и морально-психологического обеспечения;
    8. совершенствование системы профессионального образования и подготовки личного состава, важной частью которой являются лицензирование и аккредитация учебных воинских частей по подготовке специалистов связи, морской и инженерной служб, службы радиационной, химической и биологической защиты, для обучения военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, по программам начального профессионального образования;
    9. совершенствование оперативной, боевой и мобилизационной подготовки, неотъемлемой частью которой является взаимодействие с Вооруженными Силами Российской Федерации при планировании мероприятий оперативной подготовки, а также участие по решению Министра внутренних дел Российской Федерации органов военного управления, соединений и воинских частей (подразделений) в оперативно-стратегических и оперативных учениях Вооруженных Сил Российской Федерации;
    10. научное обеспечение строительства, развития, подготовки и применения войск, осуществляемое совместно с научно-исследовательскими институтами заинтересованных федеральных органов исполнительной власти по организации разработки новых систем управления, образцов вооружения, военной и специальной техники.

Реализация основных направлений концепции позволит к 2020 году создать высокоэффективные, мобильные, профессионально обученные  и оснащенные современным вооружением, военной и специальной техникой войска постоянной готовности в составе МВД России, способные эффективно участвовать в обеспечении внутренней безопасности и обороны Российской Федерации во взаимодействии с другими силовыми структурами22.

Делая выводы, отметим, что  в настоящее время в России кардинально меняются многие приоритеты государственно-правовой политики, в  том числе определяющие роль и  значения МВД прежде всего как  репрессивно-карательного органа, происходит процесс переориентации правоохранительных органов на социальное обслуживание общества.

Правоохранительная политика Российского государства направлена на совершенствование основополагающих направлений правоприменительной  деятельности. При определении её содержания российские законодатели исходят из наиболее современных методов организации всей системы МВД. Следует отметить, что при этом учитываются общепризнанные международные стандарты.

Благодаря принятым мерам  в системе МВД восстановлена  единая централизованная вертикаль управления, устранены разобщенность и необоснованное дублирование в работе различных служб и подразделений органов внутренних дел, как на федеральном, так и на региональном уровнях. Министерство консолидируется, избавляется от структурной избыточности и разбалансированности. Укрепляется кадровый состав службы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Проблемы и перспективы взаимодействия органов  Министерства внутренних дел России с органами исполнительной власти

2.1. Функции  МВД и направления взаимодействия  с органами исполнительной власти

 

МВД России находится  под пристальным вниманием властных структур, политических сил самого различного спектра, общественности, рядовых граждан.

Это объясняется в  первую очередь характером функций и назначением МВД РФ, его широкими возможностями по применению комплекса мер для конструирования системы общественной безопасности и обеспечения ее эффективного функционирования, а также тем, что в современных реалиях МВД России является одной из ведущих структур кризисного и антикризисного управления23.

Специфика Министерства внутренних дел РФ заключается в  том, что:

- являясь органами  исполнительной власти, выполняя  возложенные на них задачи, органы  внутренних дел вступают в различные общественные отношения как представители государства, наделенные властными полномочиями, - т.е. служат одним из рычагов государственного управления.

- органы внутренних  дел используют меры правового принуждения, т.е. только они вправе применять к виновному лицу юридические санкции, профилактические и превентивные меры государственного принуждения и привлекать его к уголовной или административной ответственности.

- органы внутренних  дел, выступая в общественных отношениях от имени государства, строят свою деятельность по принципу императивности, предполагающему подчиненность, юридическое неравенство субъектов.

В настоящее время, в  соответствии с возложенными правоохранительными функциями, органы внутренних дел России участвуют в гражданских правоотношениях, связанных с оказанием услуг. При этом форма возникающих отношений связана с заключением договоров.

Все большее распространение  получает деятельность учреждений системы  Министерства внутренних дел РФ, приносящая доход, в результате чего наблюдается тенденция все более активного участия данных учреждений в договорных обязательственных отношениях. На наш взгляд, причиной этого является:

- во-первых, финансирование  данных учреждений не является достаточным. Это приводит к снижению технического, организационного состояния органов внутренних дел, и в целом всей результативности деятельности данных подразделений при решении возложенных на них задач;

- во-вторых, наблюдается  практическая потребность общества в услугах, а отсюда и необходимость оформления этих отношений договорами.

Гражданско-правовые отношения  с участием органов внутренних дел, имеют некоторые особенности24:

1) являясь участниками  договорных отношений, органы  внутренних дел выступают в  них не как органы государственной власти, наделенные властными полномочиями, а как субъекты гражданского права, как юридические лица;

2) к договорным отношениям  по оказанию услуг с участием органов внутренних дел применяется метод гражданско-правового регулирования, который предполагает равенство участников договорных правоотношений, т.е. происходит формальное выравнивание юридического положения сторон по договору, вне зависимости от экономического и социального положения, от формы собственности, которую представляет участник отношений, иерархического уровня, на котором может находиться каждый из субъектов в системе других правоотношений.

3) соответствие характера  и целей деятельности органа  внутренних дел возникающим гражданским  правоотношениям.

4) правовое регулирование  отношений на оказание услуг органами внутренних дел физическим и юридическим лицам осуществляется наряду с использованием гражданско-правового метода (договор) и публично-правовыми нормами административного права (ведомственные нормативные акты МВД России), определяющими компетенцию подразделений системы МВД России и порядок функционирования его как «силового» ведомства, т.е. органа исполнительной власти.

Профессор О.С. Иоффе подчеркивал, что в подобных случаях речь идет уже не о гражданско-правовом регулировании25. Смешение гражданско-правовых методов с методами других отраслей права, в частности административного, определялось как комплексное правовое регулирование. При этом подчеркивалось, что утрачивается доминанта гражданского права.

Следует отметить, что действующее  гражданское законодательство рассматривает  органы внутренних дел в качестве обычного субъекта гражданского права. Не акцентируется внимание на том, что договорные отношения с их участием обладают определенной специфичностью. Поэтому гражданско-правовые отношения с участием органов внутренних дел, регулируются общими нормами гражданского законодательства без каких-либо изменений и ограничений, связанных с особым правовым статусом данных органов.

Деятельность органов внутренних дел в процессе решения задач, связанных с их компетенцией, предполагает возможность вступления их в имущественные и личные неимущественные отношения, т.е. наличие у них субъективных прав и обязанностей, что практически обеспечивает им возможность совершать сделки как юридическому лицу.

Исследуя вопрос о статусе, и  соответственно, компетенции структурных  элементов системы МВД России, выступающих в качестве стороны по гражданско-правовому договору, представляет интерес предложенное О.Ю. Ручкиным группирование органов системы МВД России с точки зрения возможности их участия в хозяйственно-договорной деятельности. В этой связи им предлагается разграничение органов системы МВД России на три группы.

Первую группу образуют органы внутренних дел, для которых хозяйственная деятельность совпадает с выполнением основных задач. К данной группе относятся отделы вневедомственной охраны при органах внутренних дел и некоторые другие подразделения.

Вторую группу образуют органы внутренних дел, для которых участие в обязательственных отношениях является частью тех специфических, правоохранительных функций, которые они выполняют при решении своих основных задач. Например, услуги медицинского вытрезвителя, информационные услуги ОВД, охрана общественного порядка на договорной основе местной полицией, возмездные услуги государственной автомобильной инспекции и многие другие.

Третью группу образуют органы внутренних дел, для которых несвойственно вступление в гражданско-правовые отношения, т.к. выполнение данными органами и подразделениями своих специфических функций не связано с вовлечением их в хозяйственную деятельность. Например, службу уголовного розыска и отдел по борьбе с экономическими преступлениями трудно представить как участников в обязательственных отношениях. Хотя можно допустить оказание платных услуг подразделениями третьей условной группы, например, взаимодействие на договорной основе с частно-детективными и охранными агентствами по поводу предоставления оперативной информации, использование которой последними не приведет к нарушению прав и свобод личности. К тому же указанное взаимодействие довольно часто встречается в деятельности детективных и охранных предприятий. Как правило, руководителями детективных и охранных предприятий являются бывшие ответственные работники правоохранительных органов (МВД, ФСБ, различных спецподразделений), которые неофициальными путями получают необходимую информацию у бывших коллег по работе в правоохранительных органах26.

Следует отметить, что  при названной О.Ю. Ручкиным классификации услуг, оказываемых ОВД, необходимо определить объем компетенции рассматриваемых органов. Компетенция ОВД устанавливается государством путем издания соответствующих норм, в силу чего она часто предстает как явление не только государственно-властное, но и юридическое. Это по своей сути совокупность властных прав и обязанностей, необходимых органам внутренних дел для выполнения задач, поставленных перед ними.

Услуги, оказываемые ОВД, как нам представляется, целесообразно классифицировать по направленности деятельности:

1. Услуги, направленные  на обеспечение сохранности имущества собственников.

2. Образовательные услуги.

3. Услуги, направленные  на обеспечение безопасности  дорожного движения.

4. Услуги медицинского  характера.

5. Услуги, направленные  на охрану общественного порядка в местах проведения массовых мероприятий.

6. Услуги, связанные с выполнением функций лицензирования и контроля.

7. Услуги, направленные  на предоставление во временное  пользование частным детективным  и охранным предприятиям, службам  безопасности на предприятиях огнестрельного оружия, боеприпасов к нему, специальных средств.

8. Услуги, направленные  на обеспечение паспортновизового  режима.

9. Услуги, направленные  на предоставление учетной и архивной документированной информации.

10. Услуги экспертно-криминалистического  характера27.

Таким образом, при рассмотрении услуг, оказываемых ОВД, следует отметить, что «производство и потребление данных услуг, определяются как индивидуальным спросом потребителей, так и потребностями общества в целом». Следовательно, в зависимости от вида услуг, оказываемых МВД РФ, определяется то имущество, которое будет ими использоваться и его функциональное назначение.

МВД России осуществляет свои полномочия в установленной  сфере деятельности в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации самостоятельно или в непосредственном взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти.

Порядок взаимодействия МВД России с федеральными органами исполнительной власти, включая образование координационных и совещательных органов, определяется нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, а также согласованными или совместными актами федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации или Правительство Российской Федерации.

Информация о работе Проблемы и перспективы взаимодействия органов Министерства внутренних дел России с органами исполнительной власти