Проблемы и перспективы взаимодействия органов Министерства внутренних дел России с органами исполнительной власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 19:38, дипломная работа

Краткое описание

Целью выпускной квалификационной работы является исследование взаимодействия органов МВД России с органами исполнительной власти.
Задачи выпускной квалификационной работы:
-рассмотреть место и роль правоохранительных органов в системе органов государственной власти;
-проанализировать историю развития Министерства внутренних дел России

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Министерство внутренних дел: деятельность и история развития 6
1.1. Место и роль правоохранительных органов в системе органов государственной власти 6
1.2. История развития Министерства внутренних дел России 12
1.3. Значение и деятельность Министерства внутренних дел Российской Федерации на современном этапе 24
Глава 2. Проблемы и перспективы взаимодействия органов Министерства внутренних дел России с органами исполнительной власти 42
2.1. Функции МВД и направления взаимодействия с органами исполнительной власти 42
2.2. Аспекты межведомственного электронного взаимодействия 59
2.3. Проблемы взаимодействия МВД Российской Федерации и органов государственной власти 65
2.4. Совершенствование правового механизма взаимодействия органов МВД России и органов государственной власти 73
Заключение 78
Библиографический список 82
Приложения 87

Файлы: 1 файл

Диплом. Взаимоотношения МВД с органами исполнительной власти.doc

— 457.00 Кб (Скачать)

Охрана общественного  порядка и обеспечение общественной безопасности являются повседневными задачами внутренних войск.

Ежедневно на службу по охране общественного порядка на улицы  наших городов заступает около 10 тыс. военнослужащих внутренних войск. Результатом несения службы в 2011 году стало снижение уличной преступности в 29 городах Российской Федерации из 53, в которых дислоцируются специальные моторизованные воинские части внутренних войск. На сегодняшний день проведение крупных общественно-политических, спортивных мероприятий не обходится без участия войск правопорядка.

Общее руководство силами и средствами, участвующими в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности, осуществляет старший оперативный начальник соответствующего органа внутренних дел. Внутренние войска, выполняя эту задачу, несут патрульно-постовую службу на улицах и в других общественных местах, обеспечивают безопасность в местах и районах проведения массовых мероприятий во взаимодействии с органами внутренних дел. Особое внимание при этом уделяется руководству силами и средствами, своевременному их наращиванию для воспрещения противоправных действий. Этому в большей степени способствует правильная организация управления, особенно при обеспечении массовых мероприятий.

В преддверии проведения крупных международных мероприятий, таких как Всемирная летняя универсиада в Казани в 2013 году, XXII зимние Олимпийские игры и XI зимние Паралимпийские игры в Сочи в 2014 году, чемпионат мира по футболу в 2018 году, внутренние войска активно оснащаются новыми образцами вооружения и военной техники, средств связи и автоматизации. Развивается информационно-телекоммуникационная система внутренних войск (ИТКС ВВ) МВД России, включающая в себя систему пунктов управления, объединенных цифровой магистральной сетью связи и оснащенных современными комплексами средств автоматизации связи и защиты информации, обеспечивающими автоматизированный сбор, обработку информации, предоставление должностным лицам органов управления наборов сервисов и ресурсов по формированию аналитических и расчетных данных и предложений для принятия решений18.

При создании ИТКС ВВ обеспечивается информационно-телекоммуникационное взаимодействие с системами аналогичного назначения взаимодействующих органов  управления.

Разработан и внедрен  в войска подвижный пункт управления оперативно-стратегического звена внутренних войск (в городском исполнении). Он предназначен для повышения оперативности и эффективности управления войсками при выполнении служебно-боевых задач по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности в населенных пунктах, в том числе и при чрезвычайных обстоятельствах.

Возросший уровень угроз  природного и техногенного характера  в современных условиях оказывает значительное влияние на состояние внутренней безопасности государства, что, в свою очередь, требует своевременного и адекватного реагирования на них.

Внутренние войска участвуют  в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Для этого создается временная оперативная группировка внутренних войск, выполняющая задачи во взаимодействии с органами внутренних дел, формированиями и органами МЧС России, а при необходимости с Вооруженными Силами Российской Федерации, ФСБ России и другими федеральными органами исполнительной власти.

Руководство силами и  средствами, участвующими в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществляет оперативный штаб. Командующий временной оперативной группировкой является заместителем руководителя оперативного штаба по внутренним войскам. Для координации действий внутренних войск из состава штаба временной оперативной группировки в оперативный штаб выделяется оперативная группа.

Так, летом 2010 года в связи  с тяжелой пожароопасной обстановкой  практически на всей территории Российской Федерации в кратчайшие сроки была создана межведомственная группировка общей численностью более 166 тыс. человек и более 25 тыс. единиц техники. В ее состав вошли сотрудники МЧС России, МВД России, Минобороны России, Минприроды России. Общее руководство ликвидацией лесных пожаров осуществлял оперативный штаб МЧС России. Для непосредственного руководства группировкой, созданной в девяти субъектах Российской Федерации, были развернуты оперативные штабы МЧС, в состав которых входили рабочие группы оперативного штаба МВД в субъектах Российской Федерации. В тушении пожаров приняли участие 11 тыс. военнослужащих внутренних войск.

Важной задачей внутренних войск является обеспечение режима чрезвычайного положения. В новейшей истории России внутренние войска стали  единственной военной силой, задействованной в урегулировании конфликтов во всех горячих точках.

Так, политические и социально-экономические  преобразования в Российской Федерации  в начале 1990-х годов способствовали активизации националистических выступлений  в ряде регионов страны и, как следствие, появлению очагов межнациональных конфликтов19.

Наиболее остро они  проявились между Северной Осетией  и Ингушетией. Для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя указом Президента Российской Федерации в районе конфликта был введен режим чрезвычайного положения. На период его действия в качестве особой формы управления была образована временная администрация, которой подчинялись все органы власти обеих республик.

Для постоянного контроля за оперативной обстановкой, выработки  предложений о мерах реагирования и координации деятельности служб Министерства и местных органов внутренних дел был создан Оперативный штаб МВД России. Руководство объединенной группировкой Вооруженных Сил Российской Федерации и внутренних войск осуществлялось главой временной администрации.

Действиями внутренних войск в зоне осетино-ингушского конфликта непосредственно руководила войсковая оперативная группа. Для  поддержания режима чрезвычайного  положения на части территории Республики Северная Осетия и Ингушской Республики было создано 19 комендантских районов (участков, секторов).

Неоспоримой угрозой  государственному устройству и обществу в целом как в мировой, так и в отечественной новейшей истории являются терроризм и различные формы его проявления. Их развитие вынуждает государство совершенствовать методы борьбы с терроризмом.

Так, восстановление конституционного порядка в Чеченской Республике в 1994–1996 годах осуществлялось объединенной группировкой вооруженных сил и внутренних войск под руководством представителя Минобороны России. При этом система управления развертывалась по схеме, применяемой в ходе военных действий.

С 1999 года для проведения контртеррористической операции была создана Объединенная группировка  войск (сил), в которую вошли формирования и органы различных силовых структур государства. Ее возглавил представитель ВС РФ.

С завершением фазы активных военных действий, когда в действиях  войск стала преобладать правоохранительная составляющая, руководство Объединенной группировкой войск (сил) было передано Министерству внутренних дел Российской Федерации, и с 2003 года ее возглавил представитель внутренних войск МВД России. Совместно с органами внутренних дел и подразделениями ФСБ России внутренние войска ведут активную и успешную борьбу с терроризмом на Северном Кавказе. За верность воинскому долгу, смелость, отвагу и мужество при выполнении служебно-боевых задач более 15 тыс. военнослужащих внутренних войск награждены орденами и медалями, 93 наиболее отличившихся удостоены звания Героя Российской Федерации, 63 из них – посмертно.

Следующим этапом развития борьбы с терроризмом явилось создание в 12 субъектах Южного федерального округа групп оперативного управления, которые объединили в себе подразделения различных силовых структур для немедленного реагирования на террористические проявления. Начальниками групп оперативного управления были назначены офицеры и генералы внутренних войск, имеющие боевой опыт.

Изменение взглядов на борьбу с терроризмом в нашей стране, ее направленность прежде всего на предупреждение и пресечение террористических актов привели к эволюции системы управления силами и средствами, участвующими в этой борьбе. В настоящее время созданы и функционируют оперативные штабы в субъектах Российской Федерации, которые фактически стали завершающим звеном в системе противодействия терроризму, возглавляемой Национальным антитеррористическим комитетом.

Для эффективного решения  возложенных задач внутренние войска оснащаются современными образцами вооружения и военной техники. С этой целью разработана и принята на вооружение специальная полицейская машина – СПМ-2, имеющая повышенную проходимость, защиту от стрелкового оружия и поражающих факторов взрывных устройств.

Необходимость замены большей  части автомобильного парка внутренних войск послужила толчком к разработке новой модификации бронеавтомобилей.

Разработанная специальная полицейская бронемашина СПМ-3 имеет высокий уровень бронезащиты, противоминной стойкости, проходимости, вместимости и грузоподъемности, является полноправным участником дорожного движения. Впервые этот автомобиль был представлен Президенту Российской Федерации и Председателю Правительства Российской Федерации 4 ноября 2011 года. После демонстрационного показа и тест-драйва автомобиля первые лица государства дали высокую оценку его ходовым качествам, управляемости и эргономике.

Для повышения тактических возможностей разведывательных подразделений и подразделений специального назначения внутренних войск в применении технических средств разведки, а также обеспечения комплексной обработки разведывательной информации и выдачи целеуказания на средства поражения в режиме реального времени разработана и планируется к принятию на вооружение в ближайшее время служебно-боевая разведывательная машина. Ее отличительной особенностью является объединение современных средств разведки (основанных на разных физических принципах), навигации, связи, управления и вооружения в сочетании с высокой подвижностью и бронезащищенностью экипажа20.

Для обеспечения действий войск по пресечению групповых правонарушений и массовых беспорядков, а также  для проделывания проходов в заграждениях, подъема и перемещения грузов и растаскивания завалов разработана и принята на вооружение специальная инженерная машина. Ее оснащение позволило объединить в одном изделии возможности воздействовать на правонарушителей водой и спецсредствами, разбирать завалы и штурмовать здания.

В настоящее время  на базе СПМ-2 ведется разработка специальной  машины радиационной, химической и  биологической (РХБ) разведки. Планируется  оснастить машину не только специальным оборудованием для ведения РХБ разведки и наблюдения, средствами связи и автоматизации, но и оборудованием для дистанционного применения экипажем специальных средств слезоточивого действия.

Вооруженные конфликты  последних лет показали высокую  эффективность применения беспилотных  летательных аппаратов. Для ведения визуальной разведки и воздушного наблюдения разработано и принято на вооружение в соответствующих подразделениях внутренних войск специальное разведывательное средство на базе дистанционно пилотируемого летательного аппарата. Его особенностью является возможность тепловизионной визуализации наблюдаемой земной поверхности в ночных условиях с передачей данных по цифровому каналу.

Одной из основных задач  внутренних войск является охрана важных государственных объектов и специальных  грузов. Под войсковой охраной находятся важные государственные объекты атомной энергетики, ядерного и оборонно-промышленного комплексов.

Являясь объектами повышенной опасности, разрушение которых может  привести к необратимым последствиям не только в жизни региона и страны, внутренние войска обеспечивают их функционирование совместно с органами безопасности министерств и ведомств, в чьем ведении они находятся, и Федеральной службой безопасности Российской Федерации. В систему охраны объектов постоянно внедряются новые, передовые технологии в области обеспечения безопасности, широко используются различные системы защиты.

В военное время одной  из важных задач, возлагаемых на внутренние войска по обеспечению внутренней безопасности государства, является участие в  территориальной обороне Российской Федерации21.

Территориальная оборона  строится по территориальному принципу. В настоящее время в соответствии с указаниями Президента Российской Федерации прорабатывается вопрос о совершенствовании системы территориальной обороны. Задачи территориальной обороны по охране и обороне важных военных, государственных объектов и объектов на коммуникациях, борьбе с диверсионно-разведывательными, террористическими силами и десантами противника, обеспечению установления и поддержания режима военного положения на всей территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях, возлагаемые на министерства и ведомства, выполняются в соответствии с их функциональным предназначением.

При этом внутренние войска участвуют в выполнении всех задач территориальной обороны.

Так, в годы Великой  Отечественной войны в короткие сроки была развернута эффективная  система охраны тыла действующей  армии. Буквально на третьи сутки  после начала войны войсками НКВД под охрану были приняты тысячи объектов, десятки тысяч километров коммуникаций, что позволило сорвать массированное воздействие немецких диверсионных групп. Кроме того, войска несли гарнизонную службу в освобожденных населенных пунктах, охраняли военные заводы и другие важнейшие объекты, вели борьбу с бандитизмом.

Информация о работе Проблемы и перспективы взаимодействия органов Министерства внутренних дел России с органами исполнительной власти