Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 19:38, дипломная работа
Целью выпускной квалификационной работы является исследование взаимодействия органов МВД России с органами исполнительной власти.
Задачи выпускной квалификационной работы:
-рассмотреть место и роль правоохранительных органов в системе органов государственной власти;
-проанализировать историю развития Министерства внутренних дел России
Введение 3
Глава 1. Министерство внутренних дел: деятельность и история развития 6
1.1. Место и роль правоохранительных органов в системе органов государственной власти 6
1.2. История развития Министерства внутренних дел России 12
1.3. Значение и деятельность Министерства внутренних дел Российской Федерации на современном этапе 24
Глава 2. Проблемы и перспективы взаимодействия органов Министерства внутренних дел России с органами исполнительной власти 42
2.1. Функции МВД и направления взаимодействия с органами исполнительной власти 42
2.2. Аспекты межведомственного электронного взаимодействия 59
2.3. Проблемы взаимодействия МВД Российской Федерации и органов государственной власти 65
2.4. Совершенствование правового механизма взаимодействия органов МВД России и органов государственной власти 73
Заключение 78
Библиографический список 82
Приложения 87
Более чем за два века в условиях различных политических систем органы внутренних дел накопили уникальный управленческий опыт, который дает редкую возможность мобилизовать научные силы и кадровый потенциал на внимательное изучение этого опыта, его осмысление в новой исторической обстановке для решения задач настоящего и будущего12.
C 2008 года во внутренних войсках МВД России произошли значительные изменения. Управления округов преобразованы в 7 региональных командований (Северо-Западное, Центральное, Северо-Кавказское, Приволжское, Уральское, Сибирское, Восточное), границы которых сопряжены с границами федеральных округов. Воинские части оперативного назначения переведены на бригадную основу, что повысило мобильность и управляемость этих формирований. В целях усиления правоохранительной направленности идет активное перевооружение войск, из их состава выведены и установленным порядком переданы в Вооруженные Силы РФ тяжелое вооружение, в том числе танки. Приоритет отдается так специальному оружию и специальной бронированной колесной технике. Хорошо зарекомендовали себя специальные автомобили скрытого бронирования, которые активно применяются в Северо-Кавказском регионе. В войска поступила принципиально новая командно-штабная машина на базе автомобиля «Тигр», в которой имеются самые современные системы радио, спутниковой, специальной и правительственной связи. Идет активное внедрение в систему управления войсками новейших цифровых технологий связи, завершается формирование информационной телекоммуникационной системы, в которую включены региональные командования и пункт управления Объединенной группировкой войск (сил) в Северо-Кавказском регионе РФ.
Дальнейшее развитие внутренних войск предусматривает повышение их роли в борьбе с терроризмом и преступностью на территории Российской Федерации. Так, в Южном федеральном округе РФ они встроены в сложившуюся систему безопасности. Созданные по распоряжению Президента Российской Федерации в 2004 году Группы оперативного управления объединенными силами и средствами при оперативных штабах субъектов Российской Федерации доказали свою эффективность. Как показали события последнего времени в Дагестане, Ингушетии и Кабардино-Балкарии, создание этих групп оказалось верным, продуманным и своевременным шагом.
Внутренние войска приняли активное участие в ликвидации последствий гуманитарной катастрофы в Южной Осетии в августе 2008 года во время грузино-югоосетинского конфликта. Войска в те непростые дни выполняли задачи по обеспечению охраны дорожных сооружений и маршрутов движения колонн с гуманитарными грузами, поддерживали совместно с сотрудниками органов внутренних дел правопорядок в приграничных с Южной Осетией районах Российской Федерации.
Одним из наиболее важных направлений служебно-боевой деятельности войск по-прежнему остается выполнение задач в Северо-Кавказском регионе Российской Федерации, в том числе и в составе Объединенной группировки войск (сил). При этом основной груз борьбы с бандгруппами несут на себе наши отряды спецназа и подразделения разведки.
В войсках создаются новые по своей структуре и задачам воинские части – Центры специального назначения. На их оснащение поступает современная военная техника, новейшие образцы стрелкового оружия и специальных средств. Создание центров специального назначения внутренних войск МВД России является очередным этапом в дальнейшем развитии войск, который позволит вывести подразделения спецназа на качественно новый профессиональный уровень, повысит их боевой потенциал и значительно расширит диапазон боевых возможностей.
В 2008 году первый такой Центр уже создан в составе Отдельной дивизии оперативного назначения внутренних войск на базе отряда спецназа «Витязь».
В войсках налажено системное обучение военнослужащих, в том числе подразделений специального назначения и разведки, действиям в горах. Создан уникальный учебный центр горной подготовки в Краснодарском крае. Внедрена программа подготовки к действиям в горах, закуплено горное снаряжение, альпинистское оборудование и специальная экипировка.
Одним из звеньев в системе
С 2009 года во внутренних войсках начато международное сотрудничество по вопросам горной подготовки. В учебном центре горной подготовки внутренних войск проведены совместные занятия с участием военнослужащих внутренних войск МВД России и сотрудников специального подразделения Национальной жандармерии Франции. В ходе ответного визита офицеров спецназа внутренних войск они вместе со своими коллегами из правоохранительного ведомства Франции отрабатывали навыки альпинистской подготовки в зимних условиях в Альпах.
Сегодня внутренние войска МВД России по праву считаются одним из значимых звеньев системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, обладают мощным кадровым и техническим потенциалом, оперативными возможностями, хорошо оснащенными и мобильными подразделениями. Они играют главную роль в пресечении, локализации и нейтрализации внутренних вооруженных конфликтов, и как войска постоянной готовности представляют собой основной компонент военной организации государства по обеспечению внутренней безопасности Российской Федерации13.
2012 год Президентом России
1.3. Значение и деятельность Министерства внутренних дел Российской Федерации на современном этапе
Происходящие в первые десятилетия XXI века геополитические изменения, трансформация методов ведения войны и характера вооруженной и иных (экономической, информационной, политической, дипломатической) форм борьбы, опыт военных конфликтов на Балканах, в Ираке, Афганистане, странах Северной Африки (Ливии) свидетельствуют о том, что безопасность любого государства в современном мире зависит от устойчивости его внутриполитического, социально-экономического состояния. Именно поэтому установление внешнего контроля за государством, его экономическими, природными ресурсами, приведением к власти угодных Западу режимов стало возможным в первую очередь вследствие дестабилизации внутренней обстановки в стране – потенциальной жертве агрессии, свидетелями чего мы и явились.
Без предварительного расшатывания внутриполитической ситуации, проведения информационных и психологических операций, создания серьезных проблем в социально-экономической сфере, замораживания финансовых счетов не начинался ни один из военных конфликтов последних нескольких десятилетий. В связи с этим и для Российской Федерации, в адрес которой стали звучать угрозы со стороны отдельных одиозных западных политиков, крайне важно поддержание на должном уровне своей системы обеспечения внутренней безопасности государства14.
Под внутренней безопасностью в широком смысле понимается защита государства, общества и личности от возможных социальных, экономических, психологических, военных, экологических, информационных и других угроз во внутренней сфере.
В узком смысле внутренняя безопасность представляет собой состояние защищенности конституционного строя и суверенитета государства, законных интересов общества и личности от угроз, обусловленных общественно опасными деяниями, чрезвычайными ситуациями, террористическими актами, внутренними вооруженными конфликтами, иной противозаконной деятельностью, как в мирное, так и в военное время, в масштабах, угрожающих целостности и безопасности страны.
Деятельность государства по борьбе с внутренними угрозами носит прежде всего правоохранительный характер и направлена на их предупреждение и ликвидацию. Практически все основные задачи по обеспечению внутренней безопасности законодательно распределены между Министерством внутренних дел, Министерством по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральной службой безопасности, Федеральной службой охраны, Министерством юстиции, судами, прокуратурой и другими федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации.
В истории России такая государственная структура, как Министерство внутренних дел (МВД), всегда занимала значимое место в системе государственной власти, оказывая заметное влияние на общественно-политическую ситуацию в стране. Не является исключением в этом отношении и нынешний период исторического развития15.
МВД России находится под пристальным вниманием властных структур, политических сил самого различного спектра, общественности, рядовых граждан. Это объясняется в первую очередь характером функций и назначением МВД, его широкими возможностями по применению комплекса мер для конструирования системы общественной безопасности и обеспечения ее эффективного функционирования, а также тем, что в современных реалиях МВД России является одной из ведущих структур кризисного и антикризисного управления.
Повышение роли МВД России обусловлено, в первую очередь, нарастанием негативных явлений в оперативной обстановке. Кризисные ситуации в экономике и политике не могли не сказаться на уровне общественного порядка и общественной безопасности, вызвав резкое усиление криминальных угроз. Ошибки, допущенные при реформировании экономической, военной, правоохранительной и других сфер государственной деятельности, ослабление системы государственного регулирования и контроля, несовершенство правовой базы и отсутствие сильной государственной социальной политики, снижение духовно-нравственного уровня общества являются на сегодняшний день объективными факторами, способствующими сохранению, расширенному воспроизводству и нарастанию преступности и коррупции.
Значительную роль в обеспечении внутренней безопасности играют внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации. Являясь основной силовой составляющей МВД России, внутренние войска, выполняя свои функции, предназначены для обеспечения безопасности личности, общества и государства, защиты прав и свобод человека и гражданина от преступных и иных противоправных посягательств.
На протяжении уже более чем 200-летней истории, с момента образования Александром I в 1811 году внутренней стражи, которая была призвана действовать «по требованию местного начальства во всех тех случаях, в коих прочие воинские команды к тому обязаны, а именно: в помощь исполнению законов и приговоров суда; на поимку воров, преследование и истребление разбойников и рассеяние запрещенных законом скопищ; на усмирение неповиновений и буйства; на охранение порядка на ярмарках, торгах, народных и церковных празднествах и проч.; на пожары, помощь при разлитии рек и им подобное; на отражение нужных часовых к присутственным местам, тюрьмам и острогам; на провожание казны», и по настоящее время внутренние войска вносят большой вклад в обеспечение внутренней безопасности Российского государства16.
Становление и развитие войск правопорядка неразрывно связаны с многолетней историей нашей страны. При этом на всех ее этапах предназначение войск оставалось неизменным – обеспечение общественной безопасности, защита населения, материальных и духовных ценностей от внутренних угроз.
Распад Советского Союза в конце прошлого века с произошедшей сменой государственного устройства, становление Российской Федерации сопровождались целым рядом проблем внутреннего характера и формированием совершенно новых угроз внутренней безопасности, к которым, как отмечено в Стратегии национальной безопасности, относятся:
Постоянный мониторинг
и своевременное выявление
Задачи внутренним войскам определены Федеральным законом от 6 февраля 1997 года №27-ФЗ17: