Суровость мер налоговой ответственности
стала одним из самых серьезных
оснований для начала компании по
реформированию налоговой системы
в целом. Кроме того, налоговое
законодательство в настоящее время
является единственной отраслью, в
которой жесткость системы наказаний
сочетается с отсутствием каких-либо
гарантий, процедур и специальных
механизмов наложения и применения взысканий,
неотъемлемо присущих любой другой системе
мер ответственности. В частности, в налоговом
законодательстве до сих пор до конца
не решен вопрос об основаниях и условиях
освобождения от ответственности налогоплательщика
при наличии в его деянии состава правонарушения.
Так, законодательные акты по налогообложению
вообще не регулируют этот вопрос, что
вызывает ситуацию, при которой данный
пробел начинают заполнять подзаконные
акты и акты правоприменительных органов,
что не всегда оправданно и обоснованно.
Отличие
конституционной ответственности
от политической состоит в том, что
основанием конституционной ответственности
для высших должностных лиц является
нарушение их конституционных обязанностей,
тогда как политическая ответственность
означает только то, что занимающее
высшую государственную должность
лицо может лишиться политической поддержки
в силу той или иной причины.
Меры
юридической ответственности не
следует смешивать с другими
мерами, которые также могут иметь
принудительный характер и внешне очень
сходны с мерами юридической ответственности,
но имеют совершенно другое назначение.
Это меры медицинского характера, когда
лицо, совершившее внешне противоправное
действие, признается невменяемым и
в зависимости от характера и
степени заболевания принудительно
помещается в медицинское учреждение.
Это меры административного характера
– изъятие оружия, запрет на выезд
из карантинной зоны и тому подобное.
Иногда
можно встретить другое деление
юридической ответственности на
виды:
- Штрафная, карательная ответственность применяется за преступления либо административные или дисциплинарные проступки. Возникновение и движение этой ответственности протекает только в процессуальной форме и определяется актами государственных органов и должностных лиц, наделенных соответствующими правомочиями. Этот вид ответственности включает следующие стадии:
- обвинение определенного лица в совершении конкретного преступления или проступка;
- исследование обстоятельств дела о правонарушении;
- принятие решения о применении или неприменении санкции, выбор в ее пределах конкретной меры наказания или взыскания;
- исполнение взыскания или наказания, назначенного правонарушителю;
- своеобразным последствием применения штрафной, карательной санкции является "состояние наказанности" (судимость - в уголовном праве, наличие взыскания - в трудовом и административном), влекущее некоторые правоограничения и более строгую ответственность при рецидиве. К штрафной, карательной ответственности относятся уголовная, административная, дисциплинарная ответственность.
- Правовосстановительная ответственность заключается в восстановлении незаконно нарушенных прав, в принудительном исполнении невыполненной обязанности. Особенность этого вида ответственности в том, что в ряде случаев правонарушитель может сам, без вмешательства государственных органов, выполнить свои обязанности, восстановить нарушенные права, прекратить противоправное состояние. На этом основаны дополнительные санкции, применяемые к правонарушителю в процессе осуществления этих отношений ответственности (пени, штрафы, другие меры понуждения). Правовосстановительная ответственность возникает с момента правонарушения и завершается восстановлением (в установленных законом пределах) нарушенного правопорядка. Процессуальные нормы регулируют реализацию этого вида ответственности в случае спора
(в суде, арбитраже) или отказа правонарушителя восстановить нарушенный правопорядок
(исполнительное производство).
В процессе
осуществления ответственности
могут применяться предусмотренные
законодательством принудительные
меры, обеспечивающие производство по
делу о правонарушении - меры обеспечения
доказательств (обыски, выемки и др.)
или исполнения решения (опись имущества
или его изъятие и др.), а
также меры пресечения (отстранение
от работы, задержание, содержание под
стражей и др.). Эти принудительные
меры носят вспомогательный характер.
Их применение зависит от тяжести
правонарушения, но не содержит его
итоговой правовой оценки (их применением
не исчерпывается и не решается вопрос
об ответственности за правонарушение),
при применении санкции они поглощаются
назначенным наказанием, взысканием,
принудительным исполнением.
1.7 Обстоятельства, исключающие
юридическую ответственность
Любое противоправное
деяние влечет за собой юридическую
ответственность. Однако из этого общего
правила имеются исключения, связанные
с особенностями криминогенных
общественных отношений, когда законодательством
специально оговариваются такие
обстоятельства, при наступлении
которых ответственность исключается.
Невменяемость.
Обусловленная болезненным состоянием
психики или слабоумием неспособность
лица отдавать себе отчет в своих действиях
или в момент совершения правонарушения.
Законодатель выделяет два критерия невменяемости:
медицинский (биологический) и юридический
(психологический). Медицинский критерий
предполагает следующие расстройства
психической деятельности лица: хроническая
душевная болезнь; временное расстройство
деятельности; слабоумие; иное болезненное
состояние психики. Под юридическим критерием
понимается такое расстройство психической
деятельности человека, при котором он
теряет способность отдавать отчет в своих
действиях, либо не способен руководить
своими действиями. Отсутствие способности
отдавать отчет в своих действиях образует
интеллектуальный момент юридического
критерия.
Необходимая
оборона. Она имеет место при
защите прав гражданами своих прав
и законных интересов другого
лица, общества, государства от преступного
посягательства, независимо от возможности
избежать его либо обратиться за помощью
к другим лицам или органам
власти. Защита от нападения, не сопряженного
с насилием, опасного для жизни
обороняющегося или другого лица,
либо с угрозой применения насилия,
является тоже правомерной, при этом
не было допущено превышение приделов
необходимой обороны.
Крайняя
необходимость. Этот вид противоправного
деяния допустим в случаях устранения
опасности, угрожающей интересам государства,
общественным интересам, личности или
правам данного лица или других граждан,
если эта опасность не могла быть
устранена другими средствами, а
причиненный вред является менее
значительным, чем предотвращенный.
Одно из условий крайней необходимости
– наличие опасности, угрожающей
интересам государства, общественным
интересам, личности. Источниками опасности
могут быть стихийные силы природы,
животные, различного вида механизмы,
человек и др. Второе условие состоит
в наличии опасности, которая
уже начала превращаться в действительность
в форме причинения вреда или
создания реальных условий, при которых
правоохраняемым интересам грозит
неминуемая опасность.
Причинение
вреда можно считать оправданным
только тогда, когда у человека не
было другого выхода и он мог спасти
более ценное благо лишь путем
причинения вреда правоохранительному
интересу. Малозначительность правонарушения,
не представляющей общественной опасности.
Вопрос о признании деяния малозначительным
решается на основе совокупности фактических
обстоятельств каждого конкретного
дела. Здесь учитывается характер
деяния, условия его совершения,
отсутствие существенных вредных последствий,
незначительность причиненного ущерба
и т.д. Кроме того, действие или бездействие
признается малозначительным только в
том случае, если совершившее его лицо
не только не причинило существенного
вреда общественным отношениям, но и не
намеривалось его причинить. Казус. В силу
многообразия общественных отношений
многие из них трудно заранее предусмотреть
и закрепить законодательно, поэтому они
не попадают под действие. Государство
охватывает правовыми рамками лишь те
из них, которые на сегодняшний день являются
наиболее важными и актуальными, т.е. требуют
правового решения.
1.8 Основания освобождения
от юридической ответственности
Правовые
институты исключения юридической
ответственности и освобождения
от нее существенно отличаются друг
от друга. У них разные основания.
Такими основаниями могут быть:
- изменение
обстановки по времени рассмотрения дела
в суде, когда деяние перестает быть общественно
опасным. Под изменением обстановки понимается
значительные изменения жизненных условий
по сравнению с теми, которые существовали
к моменту совершения правонарушения.
Это может быть связано с политическими,
экономическими, организационно-хозяйственными
изменениями в масштабе страны и т.д.
- само
лицо перестало бать общественно опасным
в силу последующего безупречного поведения
и добросовестного отношения к труду.
Под безупречным понимается такое поведение,
которое соответствует требованием норм
права. Безупречности представляет собой
отсутствие оснований для упрека или нареканий
в процессе общественных отношений, а
также честное выполнение лицом своих
трудовых обязанностей.
- замена
уголовного наказания другими (административными,
дисциплинарными) или передача лица на
поруки, в товарищеский суд. Основаниями
наступления не уголовной, а других видов
ответственности служат обстоятельства,
характеризующие как деяние, так и лицо,
его совершившее:
- преступление
не представляет большой общественной
опасности;
- исправление
и перевоспитание возможно без применения
уголовного наказания.
- условно-досрочное
освобождение от наказания. Эта мера заключается
в освобождении осужденного при определенных,
указанных в законе, основаниях от дальнейшего
отбывания наказания до истечения срока,
назначенного приговором суда, под условием
не совершения преступления в течение
оставшейся не отбытой части наказания,
от отбытия которой осужденный освобождается.
Уголовно-досрочное освобождение может
быть применено лишь в том случае, если
осужденный примерным поведением или
честным отношением к труду доказал свое
исправление, но после фактического отбытия
прошло не менее половины назначенного
срока наказания.
- освобождение
от уголовной ответственности на основании
акта амнистии.
- освобождение
от уголовной ответственности на основании
акта помилования.
ІІ. Принципы юридической ответственности
Составы правонарушений и санкции
за их совершение определяет законодатель.
Применение санкций за правонарушения
- задача правоохранительных органов.
Процесс и порядок расследования
дел о правонарушениях и применения
за них санкций включает в себя
ряд сложных проблем, существенно
затрагивающих интересы личности и
общества.
Во-первых, законодательство о санкциях
и правонарушениях имеет общественное
значение лишь в той мере, в какой
оно реализуется. Если государственные
органы и должностные лица не обращают
внимания на правонарушения либо применяют
установленные законом санкции
не в полную силу, у тех членов
общества, которым, по существу, адресованы
запреты и санкции, складывается
впечатление, что эти (а может
быть и многие другие) запреты можно
нарушать безнаказанно. В результате
правопорядку и правам граждан, авторитету
права и государства причиняется
немалый урон ростом числа безнаказанных
правонарушений.
Во-вторых, существует реальная возможность
применения мер принуждения и
санкций, предназначенных для борьбы
с правонарушениями, к лицам, не нарушавшим
правовых запретов. Ни личность, ни общество
не могут обойтись без защиты от
правонарушителей, а тем самым - без
деятельности специального аппарата,
охраняющего право от нарушений.
Вместе с тем в сфере, где применяется
государственное принуждение, общество
и личность сталкиваются с рядом
тревожных явлений. Государственные
органы и должностные лица, расследующие
дела о правонарушениях, наделены властными
полномочиями, необоснованное и незаконное
использование которых может
причинить существенный урон правам
и свободам личности. Не секрет, что
специфика деятельности правоохранительных
органов, обязанных оперативно пресекать
правонарушения, порой придает расследованию
уголовных и иных дел обвинительный
уклон. Необходимая для борьбы с
правонарушениями тайна дознания и
следствия может обернуться отсутствием
гласности, попустительством произволу
в добывании доказательств и запугиванием
лиц, вовлеченных в процесс расследования.
Стремление возможно быстрее обосновать
обвинение и закончить дело в срок может
привести к искусственному созданию доказательств,
вплоть до принуждения подозреваемого
признать себя виновным в правонарушении,
которого он, возможно, не совершал. В результате
порой обвиняется невиновный и, наоборот,
коррумпированные работники правоохранительных
органов имеют немало возможностей освободить
от ответственности виновного.
В решении многих из этих проблем
существенное значение имеет процессуальное
регулирование юридической ответственности,
которое подчинено двуединой
задаче: каждый правонарушитель должен
быть, подвергнут мерам государственного
принуждения на основе, в пределах
и в рамках закона и меры, рассчитанные
на борьбу с правонарушениями, не должны
коснуться того, кто не совершил
ничего противоправного.
При определении процессуального
порядка осуществления ответственности
существует такая закономерность: чем
строже санкции подлежащие применению,
тем более сложны и развиты
процедуры исследования обстоятельств
дела, подготовки и принятия решения
о применении или неприменении санкции.
Поэтому наибольше развитие общие
принципы юридической ответственности
получили в уголовном процессе; по
тем же принципам осуществляются
все виды ответственности. Они определяют
основание, порядок и пределы
юридической ответственности. Среди
них выделяются следующие основные:
- Принцип законности означает неуклонное исполнение требований законов и соответствующих им нормативных актов всеми гражданами, организациями и должностными лицами. Главное требование законности с точки зрения материального права заключается в том, чтобы ответственность имела место лишь за деяние предусмотренное законом, хотя в жизни бывают различные ситуации, и в частности вызванные коллизией двух законодательных актов. При этом при осуществлении ответственности не должна придаваться обратная сила закону, запрещающие какое-либо деяние. Содержание принципа законности в значительной степени зависит от состава субъектов. Из этого состава нельзя исключать некоторых участников, например, граждан, т.е. граждане должны нести ответственность за правонарушения по закону, в соответствии с принципом законности. Однако существует категория граждан, которые не могут попадать под юридическую ответственность (например, граждане обладающие дипломатическим иммунитетом);
- Ответственность за вину. Ответственность может наступать только при наличии вины правонарушителя, которая означает осознание лицом недопустимости (противоправности) своего поведения или вызванных им результатов. Если же лицо невиновно, то, несмотря на тяжесть деяния, оно не может быть привлечено к ответственности. Вместе с тем в исключительных случаях нормы гражданского права допускают ответственность без вины, т.е. за сам факт совершения противоправного асоциального явления. В уголовном праве при привлечении лица к уголовной ответственности действует презумпция невиновности. Лицо предполагается невиновным до тех пор, пока не будет доказано обратное;
- Принцип справедливости означает, что за противоправный проступок отвечает лишь тот, кто его совершил, причем за одно и тоже правонарушение ответственность наступает только один раз; при назначении санкции должна учитываться тяжесть правонарушения; более суровый закон не имеет обратной силы. "Покарать преступника, не нарушая справедливости,
- это значит обуздать злых, защитить невинных, избавить слабых от притеснения, вырвать меч из руки тирании, поддержать порядок в обществе и общественное спокойствие его членов". Справедливость юридической ответственности проявляется в следующей системе формальных требований:
- нельзя за административные и дисциплинарные проступки устанавливать уголовное наказание;
- недопустимо вводить меры наказания и взыскания, унижающие человеческое достоинство;
- карательные меры юридической ответственности должны соответствовать тяжести совершенного правонарушения.