Примеры конфедераций. История и современность

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2015 в 19:54, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность выбранной темы на протяжении всей истории то падала, то снова возрастала. Но в последнее время проблеме обсуждения конфедеративного объединения государств уделяется не мало времени. Споры поэтому поводу ведутся, как и за рубежом, так и в нашей стране. На первый взгляд может показаться, что данный вопрос не заслуживает столь пристального внимания, но если заняться изучением проблемы такого межгосударственного объединения как конфедерация более подробно, то становится понятно, что данный вопрос не так однозначен.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Общая характеристика формы государственного устройства………...6
1.1 Понятие и виды форм государственного устройства………………………7
1.2 Конфедерация как особый вид формы госу дарственного устройства……12
Глава 2. Примеры конфедераций. История и современность…………………18
Заключение.………………………………………………………………………28
Список использованной литературы………………………………………… …29

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 50.38 Кб (Скачать)

     Данный пример является очень показательным: конфедерация оказалась жизнеспособной лишь потому, что постоянно эволюционировала в сторону федерации, и, по факту, стала токовой ещё задолго до того, как это было официально закреплено в конституции. Эволюция государственности Швейцарии продолжается и сегодня. На данный момент это, по сути, унитарное государство, с чрезвычайно развитой системой самоуправления.

     Ещё одним  примером успешного объединения  государств для отстаивания своего  суверенитета может служить Нидерландская конфедерация, образовавшаяся в ходе Нидерландской буржуазной революции в 1579 году. Она имела довольно краткое название- «Семь провинций» и появилась для того, чтобы не дать католической Испании завоевать протестантскую Голландию.  В конфедеративном органе-союзном совете- любое решение можно было принять лишь единогласно, и каждый представитель от провинции имел право вето. Но, в отличии от Швейцарской конфедерации, Нидерландская конфедерация распалась почти сразу после победы в войне.

     Схожий процесс  происходил и в Испании, где  исторически сложилось стремление  к объединению в единое государство, опять же с целью дать отпор завоевателям-маврам. В результате Испания хоть и в довольно своеобразной форме, путём монархических союзов и династических браков, прошла путь от конфедерации (уния между Кастилией и Арагоном) к федерации, а затем стала унитарным государством, каким и остаётся по сей день.

     Очень интересным примером конфедеративного государства, эволюционировавшего в последствии в федерацию, является США. Соединённые Штаты Америки возникли как конфедерация штатов, в ходе объединения усилий в восстании против Британской короны.

     В 1776 году Континентальный  конгресс, который выступал в качестве общеамериканского политического органа, одобрил проект Статей Конфедерации, который провозглашал вступление всех 10 североамериканских штатов в «прочную лигу дружбы», а также прописывал, что каждый штат сохраняет за собой суверенитет, свободу и независимость, то есть по сути, каждый штат являлся независимым государством со своим правительством.

     Статьи Конфедерации  зафиксировали создание лишь  одной ветви власти-законодательной, в лице Континентального Конгресса, состоявшего из одной палаты, в которой заседали представители от каждого штата. Континентальный конгресс был наделён довольно узким спектром полномочий. Он имел права выступать в качестве арбитра в спорах между штатами, создавать из своих делегатов комитеты, для наблюдений за исполнением принимаемых им решений. Но ему не доставало самых важных прав: устанавливать и собирать налоги, назначать главу государства, регулировать торговлю между штатами. Также конгресс не имел и права «принуждать» тот или иной штат к исполнению своего решения, поэтому приходилось рассчитывать лишь на порядочность правительства штатов.

    Однако составители  американской конституции были  достаточно умны, и заложили в само устройство конфедерации федеративную основу. Это отражал, например, Сенат США, а также некоторые принципы функционирования самого конгресса, но самом главным является президентская власть, которая, по сути, и стала силой, преобразовавшей в последствии конфедерацию в федерацию.

    В итоге, как  мы можем видеть на данный  момент, США как государство не  распалось, а эволюционировало в  федерацию, а с учётом расширения  в последние десятилетия федеральных  полномочий и укреплении центральной  власти, США имеет все шансы  на превращение в дальнейшем  в унитарное государство.

     Интересен и тот факт, что СССР формально являлся конфедерацией. На это указывает название само название -«союз», что характерно именно для конфедераций, а так же и тот факт, что вокруг «центра» -РСФСР, фактически располагались другие государства-союзные республики, образовывавшие «конфедерацию» СССР. Это было закреплено в союзном договоре 1922 года, в котором СССР являлось союзом суверенных государств, два из которых были полноценными федерациями: Российская Федерация и Закавказская Федерация.

     Как видно  из этих примеров, конфедеративная  форма государственного устройства  является довольно неустойчивой, и либо распадается, как это, например, произошло с конфедерацией Сенегала  и Гамбии, существовавшей с 1981 по 1989 год, либо преобразовывается в  федерацию. Так, путь от конфедерации  к федерации прошли Нидерланды (конфедерация с 1579 по 1595 год), США (1776-1787), Германия (1815-1867), и некоторые другие  страны. Дольше всего в форме  конфедерации просуществовала только  Швейцария (1291-1798 и 1815-1848 годы).

     Для процесса  перехода конфедераций к федеративной  форме решающее значение имеют  этнические и экономические факторы. К федеративной форме государственного  устройства перешли только конфедерации  с мононациональным составом (США, Германия, Швейцария), а конфедерации, на территории которых проживали  люди разных национальностей (Австро-Венгрия, Норвегия и Швеция, Сенегал и  Гамбия и многие другие) распались.

    В современном  мире определёнными чертами конфедерации обладает Содружество Независимых Государств, объединяющие 10 государств, бывших республик СССР, но правовая база СНГ пока что является слишком неопределённой, чтобы утверждать что-либо с точностью. Европейский союз, созданный на базе Европейского экономического сообщества, можно считать конфедерацией, а также учёными указывается и тот факт, что союз России и Белоруссии имеет все признаки конфедерации. Остановимся на рассмотрении данных межгосударственных образований подробнее.

     Европейский Союз (ЕС) был учрежден Маастрихтским договором от 7 февраля 1992 г. Однако данный Договор кардинально отличается от учредительных актов большинства межправительственных организаций. Прежде всего, обращает на себя внимание тот факт, что он был заключен на основе и в развитие соглашений уже существующих организаций — Европейского объединения угля и стали (ЕОУС), Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом) и Европейского экономического сообщества (ЕЭС). Так, первоначально Договором от 18 апреля 1951 г. государства учредили ЕОУС, основная цель которого заключалась в создании общего европейского рынка в важнейших для того периода угольной и металлургических областях. Успехи ЕОУС открыли путь для объединения в других отраслях экономики, вследствие чего договорами от 25 марта 1957 г. дополнительно к ЕОУС были образованы ЕЭС и Евратом. ЕЭС, главным образом, ставил своей целью создание условий для свободного движения товаров, лиц, капиталов и услуг на территории стран сообщества, а Евратом — объединение усилий государств в сфере ядерной энергетики. В 1967 г. произошло слияние высших органов трех сообществ. Последовавшие затем явные достижения в социально-экономической области побудили государства перейти к еще более тесным формам интеграции. Для этого было решено создать на базе сообществ (в первую очередь ЕЭС) новую структуру — Европейский Союз. Основные контуры Союза были определены в так называемом Едином европейском акте (1986 г.), а окончательное его оформление произошло в 1992 г., когда в г. Маастрихте главы государств подписали Договор о Европейском Союзе.9

     Вот уже два десятилетия учёные задаются вопросом: является ли Евросоюз конфедерацией? Вся политика Евросоюза строится на поощрении суверенитета государств-членов, при довольно активной культурной и экономической интеграции субъектов ЕС в единое культурное и экономическое пространство. По мнению ряда авторов, Европейский союз уже не является конфедерацией, и, хотя федеративные тенденции в развитии ЕС довольно чётко видны, пока ещё рано говорить о ЕС как и о полноценной федерации. Эта подтверждается тем, что, хотя в Евросоюзе и существует единый Европарламент и Евросуд, правительственные функции всё же разделены между тремя органами-инстанциями: Европейским советом, Советом Союза (включающим в себя ряд министерств) и Комиссией. Кроме того, отсутствует чёткое распределение полномочий между государствами-членами ЕС и Союзом: у высших органов власти Европейского Союза отсутствуют какие-либо исключительные полномочия, и они не обладают суверенитетом, который остаётся в руках государств-членов. Согласно Маастрихтскому договору процедура принятия решений на межправительственных конференциях устанавливается при полном согласии всех государств-членов, которое выражается в подписании и ратификации всех документах. Один из важнейших признаков федерации-автономное правительство (Евросоюза) не сможет образоваться, пока вопрос изменения учредительных документах ЕС остаётся в компетенции государств-членов и решается единогласно. Федерализм, присущий ЕС, является важным и необходимым механизмом для последующего расширения Евросоюза. Иными словами, европейский федерализм может рассматриваться как процесс постепенного формирования на основе ЕС федерации, и не исключено, что в будущем ЕС будет представлять из себя принципиально новую форму федерации.

    Как видно, Европейский  Союз по некоторым критериям  не соответствует федерации, но, по мнению ряда учёных, это уже и не конфедерация. Это подтверждают процедуры, которые не свойственны классическим конфедеративным объединениям. Например, голосование квалифицированным большинством, применяемое к двум третям всех вопросов, которые выносятся на обсуждение Совета союза; монополия на право внесения предложение, закреплённая за Комиссией, а также процедура вынесения заключений и совместного, решения вопросов, закреплённого Европарламентом. Также сами цели и задачи, ради которых создавались сначала ЕЭС, а потом и ЕС не являлись дипломатическими или военными, каковые, обычно, служат поводом для создания конфедераций. Задачей ЕЭС было создание единого экономического пространства, что является также приоритетной задачей и для ЕС. Если же говорить о военной составляющей, то на территории Европы существует НАТО, организация, представляющая собой военные блок государств-членов, и насчитывающая таковых более 20-ти.

     Говоря о  конфедеративных элементах в  системе Европейского Союза, следует  упомянуть о таких, как наличие  полного государственного суверенитета  у государств-членов, единогласного  принятия решений, общие и конкретные цели и задачи для всех субъектов Союза. Но, принимая во внимание и то, что Европейский Союз имеет некоторые элементы федерации, выходящие за рамки конфедеративного объединения, говорить о Европейском союзе, только как о конфедерации неверно. Европейский союз представляет собой уникальное и чрезвычайно сложное межгосударственное образование, отличающееся децентрализацией и сочетающее в себе признаки как конфедерации, так и федеративные элементы.

     Проблема обсуждения  конфедерации в современном мире  затрагивает не только научную  сферу, но и политическую. Иногда  политическая сторона вопроса  преобладает над научной, и именно  таковым является вопрос о  конфедеративном устройстве союза  России и Белоруссии.

     В соответствии с Договором об образовании Сообщества Белоруссии и России было решено создать политически и экономически интегрированное сообщество в целях объединения материального и интеллектуального потенциала двух государств, а также создание единого представительного органа. В период с 1996 по 1999 взаимная интеграция двух государств усиливалась, формировались исполнительные органы союза, единый бюджет, создавались пограничные и таможенные комитеты.

     Само же союзное государством в том виде, в котором оно существует на данный момент, официально было создано договором от 8 декабря 1999 года о создании Союзного государства, а также была принята программа действий Республики Беларусь и Российской Федерации по реализации положений Договора о создании Союзного государства. 26 января 2000 года договор был ратифицирован парламентами двух стран.

     Данный союз  имеет множество признаком конфедеративного  объединения. В союзном договоре  прописано, что каждое государство-участник (Россия и Белоруссия) сохраняют  свой суверенитет, независимость  и государственное устройство, а  также членство в ООН и других  международных организациях. Так  же в договоре указывается, что  государства-члены союза имеют  право на выход из его состава, что тоже, как правило, присуще конфедерациям. Также союз России и Белоруссии имеет ряд единых законодательных и исполнительных органов, а также подразумевает под собой создание в будущем единой судебной системы.

     В Союзном государстве существует следующая система органов власти:

     -Высший государственный совет, решающий важнейшие вопросы развития Союзного государства, утверждающий высшие посты в Союзном государстве, бюджет Союзного государства. Председателем Высшего Государственного Совета является один из глав государств-участников на основе ротации.

     - Парламентское Собрание Союза, являющиеся представительным и законодательным органом союзного государства. Оно состоит из 72 членов, по 36 от каждой стороны, назначаемых парламентами государств-членов союза. Парламентское Собрание Союза из числа депутатов образовывает комиссии и комитеты, в ведении которых находятся вопросы политики, экономики, обороне, законодательству Союзного государства;

     -Совет Министров, являющийся исполнительным органом Союзного государства. В рамках своей компетенции Совет Министров разрабатывает основные направления внешней политики союза, законодательные акты, бюджет, и вносит их для рассмотрения в Высший Государственный Совет. Также он следит за выполнением положений Союзного государства и осуществляет управление собственностью Союзного государства;

     - Постоянный Комитет Союзного государства, который формируется Советом Министров и является рабочим органом Высшего Государственного Совета Союзного государства и Совета Министров Союзного государства. Его основные функции заключаются в реализация положений Договора о создании Союзного государства, разработке предложений по стратегии развития Союзного государства, предварительном рассмотрение программ, проектов и мероприятий Союзного государства совместно с соответствующими органами государств-участников, координации работы отраслевых органов Союзного государства и их взаимодействие с национальными органами государств-участников. А также контролем выполнения решений, принятых Высшим Государственным Советом и Советом Министров, и подготовка проекта бюджета Союзного государства.

Информация о работе Примеры конфедераций. История и современность