Примеры конфедераций. История и современность

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2015 в 19:54, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность выбранной темы на протяжении всей истории то падала, то снова возрастала. Но в последнее время проблеме обсуждения конфедеративного объединения государств уделяется не мало времени. Споры поэтому поводу ведутся, как и за рубежом, так и в нашей стране. На первый взгляд может показаться, что данный вопрос не заслуживает столь пристального внимания, но если заняться изучением проблемы такого межгосударственного объединения как конфедерация более подробно, то становится понятно, что данный вопрос не так однозначен.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Общая характеристика формы государственного устройства………...6
1.1 Понятие и виды форм государственного устройства………………………7
1.2 Конфедерация как особый вид формы госу дарственного устройства……12
Глава 2. Примеры конфедераций. История и современность…………………18
Заключение.………………………………………………………………………28
Список использованной литературы………………………………………… …29

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 50.38 Кб (Скачать)

     Федеративная  система может быть эффективной  лишь в том случаи, если она  функционирует строго в рамках  конституции и законодательства, разграничивающего полномочия между  федерацией и её субъектами, а  также когда строго соблюдаются  права и свободы граждан. В  этом проявляется один из основных  смыслов и целей создания федерации-добровольного  «договорного» отказа от централизма, для предотвращения создания диктатуры в государстве.

     Сам по себе  федерализм является динамической  системой. Это подтверждается тем, что отношения между федерацией  и субъектами могут постоянно  меняться, приобретать различный  характер жёсткости, быть в разные  периоды истории централизованными  и децентрализованными.

     На основе  всего вышесказанного можно выделить 4 основные цели, которое преследует федерализм:

-возможность мирного сосуществования различных народов, этносов в рамках единого государства;

-децентрализация государственной  власти с целью ограничения  распространения полномочий власти  «центра» на субъект;

-демократизация общества, участие население в политических  процессах на нескольких уровнях;

-гарантия государством обеспечения соблюдения принципа плюрализма и демократизма;

     В мире существуют и смешанные формы государственного устройства, совмещающие в себе признаки унитарного и федеративного государства, и, как правило, являющиеся переходными от одного типа государства к другому. В таких государствах наряду с субъектами федерации существуют административно-территориальные единицы, не наделённые правами субъектов федерации и не входящие в состав субъектов федерации. В таких государствах составные части обладают либо более широкими правами, либо наоборот, субъекты федерации ограничены в своих прав.

     Унитарная  и федеративная форма государства  являются основными формами государственного  устройства на данный момент  в мире. Но есть и третья форма: конфедерация. В последнее время взгляд на конфедерацию, как на один из видов форм государственного устройства начал меняться. Многие исследователи полагают, что конфедерация является не самостоятельным государством, а лишь содружеством государств, союзом, созданным для достижения каких-либо конкретных целей. Другие же авторы, напротив, выделяют конфедерацию в самостоятельное независимое государственное объединение, так как конфедерация имеет общие властные органы, а значит может именоваться государством. Такое различие в подходах и классификации конфедерации порождает множество проблем в самом определении: что есть конфедерация? Далее в работе я хотел бы более подробно рассмотреть данное межгосударственное объединение, а также привести примеры конфедеративных объединений из истории, и примеры конфедераций, существующих в наше время.

 

1.2. Конфедерация как особый вид формы государственного устройства.

     Как уже отмечалось выше, в определении понятия конфедерация существует два подхода. Согласно традиционному подходу, конфедерация (от лат. «союз») – форма государственного устройства, про которой государства, образующие конфедерацию, полностью сохраняют свою независимость, имеют собственные органы государственной власти и управления. Вместе с тем, они создают специальные объединенные органы для координации действий в определённых целях (военные, внешнеполитические). Конфедерация выступает как форма союза государств, сохраняющих суверенитет в полном объеме.5

     Данная форма  государственного устройства исторически  сложилась вместе с федерацией, но на практике встречается  крайне редко, и основная причина  в том, что конфедеративные объединения  сами по себе создаются на  относительно короткий срок.

     По словам С.С Алексеева, конфедерация-это «государственный союз государств».6 Это значит, что ни одно из государств членов конфедерации не утрачивает своего суверенитета. Части конфедерации -это полноценные государства, обладающие своей денежной системой, армией, гражданством, полицией и т.д. Хотя имеются и исключения (Евросоюз, обладая признаками конфедерации, имеет единую валюту Евро на всей территории государств-членов ЕС). Как правило, конфедерация возникает на недолгий срок для решения каких-либо конкретных задач в сфере культуры, экономики, политики, армии и т.п. Конфедерация может создавать единое экономическое пространство, вводить единый для всех институт гражданства. Органы управления конфедерации чаще всего выполняют консультативные, наблюдательные или контрольные функции и не имеют прямой власти к образующим её государствам, принимая свои решения путём достижения консенсуса между всеми государствами членами конфедерации, причём такие решения вступают в законную силу только после ратификации их органами власти государств членов конфедерации.

     Однако, в последнее  время в научном сообществе  взгляд на понятие «конфедерация  государств» начал меняться. Многие  учёные полагают, что конфедерация, это не более чем содружество, союз суверенных государств, которые  объединились для достижения каких-либо конкретных целей, и именно поэтому называть конфедерацию государством было бы ошибочно.

     Довольно спорен  вопрос о суверенитете конфедерации. В унитарном государстве государственный  суверенитет принадлежит только  государству, в федерации суверенитет  также принадлежит федерации, но  имеется возможность делегирования  части содержания суверенитета  вниз, то есть субъектам федерации.

     В конфедерации  же напротив, суверенен каждый  субъект, но часть содержания  суверенитета союзным договором  может делегироваться вверх, то  есть «передаваться» самой конфедерации  в целом. Эта является одной  из особенностей конфедерации, а  также является главной причиной  в споре о том, является ли  конфедерация полноценным государством.

     Основные законодательные  принципы в конфедерации также  выделяются на фоне таковых в других форма государственного устройства. В унитарном государстве, например, существует и действует только одна конституция и единое законодательство, распространяющееся на всю территорию. В федеративном государстве главенствует федеративная конституция и законодательство, но допускаются также конституции и законы субъектов, а компетенция между федерацией и субъектами оговаривается в особых нормативно-правовых актах. Конфедерации же присуще верховенство законодательства субъекта конфедерации, то есть каждый субъект конфедерации (государство) обладает своей собственной конституцией, своим законодательством, которое распространяется только лишь на его территорию. Конституции конфедерации не бывает в принципе. Хотя законодательство субъектов конфедерации чаще всего основывается на союзном договоре, а также могут заключаться и многосторонние соглашения, нацеленные на сближение законов субъектов конфедерации по содержанию.

     Законодательная власть в конфедерации представлена чаще всего палатами или двухпалатными собраниями, которые функционируют лишь в рамках субъектов конфедерации, сама же конфедерация так такого законодательного органа не имеет, а его роль выполняет союзный совет или нечто подобное и его полномочия ограничены союзным договором.

     Существует  и ещё одна точка зрения  на понимание конфедерации. Её  суть заключается в том, что конфедерация, это в большей степени международно-правовое образование, чем форма государственного устройства.  Сторонники этого подхода в защиту своей точки зрения апеллируют тем, что исторически любая конфедерация со временем перерастала или в федерацию, или распадалась на несколько независимых государств, а значит говорить о конфедерации как о стойкой и стабильной форме государственного устройства нельзя.

     Также необходимо  рассмотреть различия федерации  и конфедерации в рамках федерализма.

     Понятие федерализма  является родовым и включает  в себя два подвида: федерацию и конфедерацию. Говоря о федерализме, обычно подразумевают именно федерацию, основные принципы которой были заложены в отцами-основателями Соединённых Штатов Америки в Конституции 1787г. Федерация предполагает наличие центрального правительства, широкие права субъектов на самоуправление, плюрализм и широкую демократизацию общества. Для роспуска федерации требуется согласия всех или большинства её членов, и только в том случаи, если право сецессии закреплено конституцией федерации. В качестве примеров классических федераций можно привести США и Канаду.

    Второй подвид-это конфедерация. При таком устройстве государства, являющиеся составляющими единицами конфедерации, образуют союз, но сохраняют при этом свой государственный суверенитет и законодательные полномочия. Субъекты конфедерации формируют центральное правительство конфедерации и устанавливают над ним контроль. Для выхода субъекта из состава конфедерации не требуется согласия остальных государств, это право закрепляется в союзном договоре при создании конфедерации. Классическим примером межгосударственного объединения, где данное право  реализуется в поной мере, может служить Европейский Союз.

     Существует  и другие формы федерализма-квазифедеративные  формы государства:

  1. Конституционное самоуправление (Япония);
  2. Кондоминиумы (Андорра, находящаяся под совместным протекторатом Франции и Урхельского епископа(Испания));
  3. Лиги (Ассоциация государств Юго-Восточной Азии);
  4. Унии (Соединённое Королевство Великобритании и Северной Ирландии);
  5. Конституционные Регионализации (Италия).7

     Данные формы межгосударственных объединений имеют признаки как федерации, так и конфедераций, но, тем не менее выделяются в отдельную группу.

     Также существует  ещё и такой вид межгосударственного  объединения, как содружество. Это  ещё более редкое объединение, чем конфедерация, а его понимание  ещё более туманно, но, всё же, это вполне организованное и  жизнеспособное объединение государств, имеющие, кстати, отдельные черты  конфедерации.

     Из всего, что  написано выше, можно сделать  вывод, что вопрос о самодостаточности  конфедеративных объединений остаётся  довольно спорным. Условно конфедерацию  можно определить, как союз суверенных  государств, созданный для достижения общих целей и обеспечения общих интересов. При таком устройстве субъекты конфедерации сохраняют свои суверенные права в полном объёме, обладают самостоятельностью во внешней и внутренней политике. Конфедерация может стать начальным этапом в образовании в последствии федеративного государства. Так, например, было с США и Швейцарией, которая, кстати, до сих пор носит название «Швейцарской Конфедерации», хотя по факту является федеративным государством. Сама конфедерация не обладает суверенитетом, так как органы власти, создаваемые государствами-членами конфедерации, лишь координируют совместную работу и сотрудничество в рамках проблем и вопросов, ради решения которых государства образовывали конфедерацию. Определить общие и конкретные признаки, характеризующие конфедерацию, а также выяснить основные цели образование конфедеративных союзов довольно сложно, но возможно. Для этого необходимо привести примеры конфедераций и более точно и подробно разобрать каждый из них. Этому посвящена следующая глава моей работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2.

Примеры конфедераций.

История и современность.

     Хотя конфедерация и является довольно редкой формой государственного устройства, тем не менее она известна ещё с далёкой древности. В качестве примера классических конфедераций можно привести Ахейский союз Древней Греции и Республику Соединённых провинций (объединение 7 нидерландских провинций, существовавшее в 16-18 вв.).8

     Определённые признаки конфедерации имели союзы небольших городов-государств древней Греции, например, Пелопоннесский союз, Афинский морской союз, Беотийский союз. Входящие в них полисы оставались независимыми, но имели общий орган управления-союзный совет.

     Среди трудов  многих историков древнего мира  встречается термин «римские  федераты», что буквально означает  «римские союзники». Это были  те же города-государства (полисы), которые, будучи завоёванные Римом, оставались суверенными, а значит, на определённом этапе развития, древний Рим представлял из  себя конфедерацию, превратившись  в последствии в федерацию, а  потом и в империю.

     Конфедерацией  можно считать и союз русских  княжеств до того, как Русь  попала в зависимость от Орды.

     Иван Грозный  вёл войну с Ливонской конфедерацией  государств, которая была союзом  трёх духовных княжеств (Ливонский орден, Рижское архиепископство и Эзельское епископство).

     В истории  имеются случаи, когда государства  изначально объединялись в конфедерацию. Древнейшим примером может служит Швейцарская конфедерация. Первоначально в него входило три кантона-Берн, Цюрих и У56ри, которые объединились для того, чтобы отстоять свою независимость и дать отпор герцогству Бургундскому. Спустя сто лет Швейцарский союз добился своей цели: в битве при Нанси герцогство Бургундское потерпело поражение. Союз доказал свою эффективность, и, вместо того, чтобы распасться, по достижению поставленных целей, он продолжил свой рост. На протяжении многих десятилетий после победы в войне к Швейцарскому союзу продолжали присоединяться другие кантоны. В итоге вся Европа увидела преимущества и силу данного объединения, что гарантировало Швейцарии мирное существование на протяжении долгих столетий. В середине 20-го века Швейцарский союз был переименован в Швейцарскую федерацию, хотя в конституции Швейцарии и по сей день закреплено её историческое название-Швейцарская конфедерация, но по факту, это не более чем дань традиции.

Информация о работе Примеры конфедераций. История и современность