Причины и закономерности появления государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Июля 2015 в 23:32, курсовая работа

Краткое описание

Объектом исследования курсовой работы является процесс возникновения государства и права, включающий в себя причины, формы и закономерности.
Предмет исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе возникновения государства и права у разных народов.

Файлы: 1 файл

Возникновение и развитие государства и права.doc

— 1.05 Мб (Скачать)

Политическая организация государств, развивающихся по восточному пути, характеризовалась существованием «восточной деспотии». Это монархическая форма правления во главе которой стоял монарх, с неограниченной властью, которая передавалась по наследству, а сам монарх обожествлялся, выступал единоличным законодателем и имел высшие судебные функции; централизованное государство с жестким тоталитарным режимом, с всеохватывающим надзором за бесправными подданными разветвленного, подчиненного деспоту административного аппарата. Таким образом, именно на Востоке образовались первые жесткие режимы, абсолютные монархии. Но кроме этого, в древневосточных обществах существовали и республиканские формы правления, например, в городах-государствах - Финикии, Месопотамии значительную роль играли традиции примитивной племенной демократии.38

Аристотель в своих сочинениях писал, что деспотия – это тоже самое, что и власть хозяина над рабами.39 Я согласен с таким определением Аристотеля, ведь синоним слова деспотия – тирания, а это когда власть установлена насильственным путем и сконцентрирована в одних руках верховного правителя.

Экономика в государствах Востока была государственной и общественной. Именно эти две формы вносили огромный вклад в общественное производство. Существовала и частная собственность — собственность верхушки государственного аппарата (дворцы, драгоценности, рабы и т. д.), но она не оказывала существенного влияния экономике. Кроме того, частной собственности было легко лишиться, когда чиновник покидал свой пост он лишался всего своего имущества. Земля находилась в собственности государства. Община являлась непосредственным собственником земли, т. е. за пользование землей община платила налог — ренту.40 Я считаю, что именно отсутствие частной собственности на землю способствовало формированию власти деспотического характера. Когда монарх-деспот имеет неограниченную власти.

В сознании народа правители восточных государств наделялись огромными полномочиями, так как государь воспринимался как всевышнее существо, посланное народу богами. Правитель должен был поддерживать безопасность, правосудие, социальную справедливость в обществе. В связи с обладанием в обществе патриархально-общинных отношений общество воспринимало правителя, как «отца», защитника слабых.41

Восточный путь возникновения государства представлял собой плавный переход родоплеменного общества в государство. Этот путь являлся длительным. На протяжении веков, а иногда и тысячелетий восточные государства практически не развивались. Основными причинами появления государства здесь были: потребность в осуществлении масштабных ирригационных работ в связи с развитием поливного земледелия; необходимость объединения в этих целях значительных масс людей и больших территорий; необходимость единого, централизованного руководства этими массами.42

На основе вышесказанного я выделяю общие черты всех государств, которые развивались по восточному пути:

      1. Все государства Востока имели монархическую форму правления (деспотическую).
      2. Государство контролировало все сферы жизни общества. Государственная организация была представлена мощным аппаратом чиновников.
      3. В основе экономика лежала государственная форма собственности на средства производства. Основным средством производства являлась земля. Она находилась в собственности государства, ей распоряжались чиновники, но формально земля находилась в собственности общин.
      4. Рыночных отношений не существовало, господствовал натуральный характер общественного производства.

Кроме общих черт существовали и различия, например, в Китае, рабство носило домашний характер, и было не так распространено, как в Египте, в котором было огромное количество рабов, которые играли значительную роль в экономике.

Вместе с развитием государства, по восточному пути развивалось и право. Для права Востока были характерны ряд признаков. К примеру, оно утверждало социальное неравенство, что проявлялось в том, что на верхушке пирамиды был правитель, имеющий огромный круг полномочий, а внизу пирамиды находились рабы — социальный слой, который не имел никаких прав. Рабы, в праве Востока рассматривались как вещи, хотя они и могли иметь имущество и заводить семью. Так же древневосточное право закрепляло неравенство свободных сословий. Именно это неравенство присутствовало во всех правовых системах.43

У права была неразрывная связь с религией и религиозной моралью. Правовые нормы в древневосточных государствах могли иметь религиозное обоснование. А человек, который нарушил норму права, автоматически считался и нарушителем нормы религии и морали.44

Источником права являлся правовой обычай, который характеризуется тем, что его автором и создателем является народ или социальная группа, неформальное объединение людей. Нормы права были традиционны, т. е. сложились на протяжении многих лет. Сохранялись нормы права в устной форме и передавались из поколения в поколение. Даже после появления письменных судебников и уставов, правовые обычаи не потеряли своей роли и на протяжении длительного времени являлись источником права.45

В связи с тем, что в древневосточных странах долгое время существовали такие социальные формы, как община, большая патриархальная семья в нормах права прослеживаются определенные тенденции, например, главенствующее положение в семье должен занимать мужчина, женщина и дети должны ему подчиняться.

В Древнем Египте, где процветало рабство, где осуществлялся тотальный контроль над обществом, в правовой системе не существовало представлений о правоспособности и правовом статусе людей.46

В Древнем Китае религия и право изначально отвергали идею равенства людей. Они исходили из признания различий между членами китайского общества в зависимости от пола, возраста, места в системе родственных отношений и социальной иерархии. Здесь исключалось создание предпосылок не только для развития гражданского общества, частной собственности, субъективных прав и свобод, но и частного права как такового. В китайском традиционном праве – уголовное право, включающее нормы брачно-семейного, гражданского права, нарушение которых влекло за собой уголовное наказание.47

Таким образом, права стран востока долгое время оставалось обычным и лишь постепенно становилось письменным. Обязательным признается всякий обычай независимо от его содержания. Этим и объясняется первоначальное смещение права с нравственностью, с религией, правилами приличия. Так же, следует отметить то, что нормы носили казуистичный характер и дополнялись в случае необходимости установлениями монарха.

   § 2. «Западный путь» развития государства и права.

В Европе процесс развития государства и права имел существенные отличия. Наиболее важным фактором здесь был кастовое расслоение общества благодаря формированию частной собственности на землю, скот, рабов. Как же сформировалась частная собственность? Она сформировалась способом первичной приватизации земли, т. е. вожди, старейшины родов, знать постепенно начали присваивать себе коллективные земли. В итоге общество стало состоять из двух больших классов — имеющие собственность и не имеющие собственности. Государство возникало в интересах собственников и опиралось в осуществлении власти на них.48

Ф. Энгельс выделял три основные формы возникновения государств "западного" типа: афинскую, римскую и древнегерманскую.49

Греко-римские государства сложились открыто, т. е. государства не были изолированы от других, «закрытого общества» не было. Первые зачатки таких государств возникли на берегу Средиземного моря в III – II в. до н. э. Следует отметить и то, что на возникновение этих государств оказали влияние государства восточного типа. Так как эти государства появились довольно позже восточных, то они и старались использовать опыт последних в создании своих государства: переосмысливали чужие ошибки, искали и находили оптимальные подходы к законотворчеству и политике.50

Мне кажется, что отличительной чертой формирования государства в Древней Греции было то, что процесс образования государства и права шел волнообразно и прерывисто из-за постоянных миграций и перемещений племен.

Своеобразное сочетание внутреннего и внешнего факторов в процессе генезиса государства в Греции делает недостаточно убедительным распространенный тезис о том, что возникновение государства в Афинах происходило в "чистом виде", т.е. непосредственно из разложения родового строя и классообразования.51

Природно-географический фактор оказал влияние на формирование государства и права. Греция — это горная страна, где мало земель для ведения хозяйства, особенно требующих коллективных ирригационных работ. Поэтому здесь не закрепилась община восточного типа, но были благоприятные условия для развития ремесла, например, металлообработка. Широкое развитие обменных, а затем и торговых отношений, особенно морской торговли, способствовало быстрому становлению рыночного хозяйства и росту частной собственности. Социальный состав был очень пестрым. Он и стал основой социальной борьбы, в результате которой развитие государства, переход от примитивного к высоко развитому, происходил значительно быстрее и имело огромные политические, экономические и социальные последствия, чего не было в других государствах.52

Природный фактор повлиял на организацию государственной власти в Греции и в другом отношении. Горные хребты и заливы, которые рассекали побережье, где проживала значительная часть греков, оказались существенным препятствием для политического объединения страны и тем более делали невозможным и ненужным централизованное управление.53 Таким образом, мне кажется, сами природные препятствия определили возникновение многочисленных, сравнительно небольших по размеру и достаточно изолированных друг от друга городов-государств - полисов. Полисная система была одной из самых значительных, практически уникальных черт государственности, характерных не только для Греции, но и для всего античного мира.54

Какова же внутренняя структура полиса? Это закрытое государство, в котором не было рабов, чужаков, иностранцев и даже выходцев из других полисов. Для граждан полис — это реальность, в которой свои священные формы, традиции, обычаи и что не мало важно свое право. Внутреннее устройство городов государств было разнообразным. Существенные отличия были в экономической, политической и социальной жизни. В методах правления полисом прослеживались деспотические черты, которые так же присущи и восточным государствам.55

Распад патриархально-общинных связей, на которое опиралась единоличная власть царя (базилевса, рекса), рост оппозиции со стороны аристократических семей, обладающих большими богатствами и общественным влиянием, имели своим результатом практически во всем античном мире уничтожение царской власти.

После того, как была ликвидирована монархия, республиканский строй не получил полного развития. Народ, не имев никакого политического опыта, поручил функции правления жрецам, родовым старейшинам и имущей аристократии. Дальнейший процесс демократизации политической жизни в античных городах-государствах сопровождался обострением борьбы между аристократией, державшей в своих руках власть и стремившейся законсервировать старые полисные порядки, и народом, все более осознававшим свое гражданское единство. В результате, были проведены реформы ограничивали власть правителей и заложили основы для развития демократизма.56

Уровень развития демократических институтов в отдельных городах-государствах находил свое отражение в праве. Право прошло огромный путь для того, чтобы стать совершенным. На ранних этапах право было схоже с правом стран Востока и существовало в виде неписанных обычаев. На смену им пришли законы, существовавшие в письменной форме. 57Таким образом, право — авторитетный и обязательный регулятор полисной жизни.

Признание законодательства, а не обычая в качестве основной формы правотворчества (Греция), или же его утверждение в качестве одного из важнейших источников права (Рим) сопровождалось кодификацией сложившихся в более архаичную эпоху правовых обычаев.58

Начало новой демократической конституции в Афинах, предусматривающей разработанную процедуру принятия законов народным собранием, было заложено реформами Соломона и Клисфена. В Афинах, где утвердилась демократическая система законодательства, где право в глазах граждан ассоциировалось с разумом и со справедливостью, сложилось своеобразное правовое государство, благами которого не могли, однако, пользоваться рабы и иностранцы. Еще более культ права и законоподчинения сложился в римском обществе. Безусловное следование республиканским законам было для римлян не только юридической обязанностью, но и делом чести. Ту же связанность Римского республиканского государства собственными законами и правом в целом отразил выдающийся римский юрист Цицерон, который рассматривал государство не только как выражение общих интересов всех его членов, но и как соединение многих людей, "связанных между собой согласием в вопросах права".59 Таким образом, идея правового государства берет свое начало и в республиканском Риме.

Именно в Риме и была выработана совершенная в древнем мире правовая система. Римское право впервые носило священный характер. Оно выступило в качестве системного, тщательно разработанного, собственно правового образования.60 Я считаю, что римское право — одно из величайших достижений античной культуры, которое оказало огромное влияние на дальнейшее развитие европейского права.

Информация о работе Причины и закономерности появления государства