Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Июля 2015 в 23:32, курсовая работа
Объектом исследования курсовой работы является процесс возникновения государства и права, включающий в себя причины, формы и закономерности.
Предмет исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе возникновения государства и права у разных народов.
В. М. Шафиров и И. Д. Мишина выделяют еще 2 дополнительных фактора: юридически-правовой и социо-культурный факторы.19
Юридическо-правовой фактор. В связи с появлением государства требовалось поддерживать порядок внутри него. Стали применяться принудительные и организующие меры для обеспечения норм возникающего права.20
Социо-культурный фактор. Наука считает, что появление письменности, рост городов, активное строительство великих архитектурных сооружения не могло не повлиять на образование государства.21
На мой взгляд, эти два фактора оказывали вляние на процесс возникновения государства, но действовали они не в одиночку, а в совокупности с другими факторами.
Из всего вышесказанного я делаю выводы об общем и особенном в происхождении государства у различных народов:
1. После
упразднения родоплеменного
2. Государство
возникает из-за необходимости
в более совершенном более
прогрессивном управлении
3. Государство
возникает для охраны
4. Одной
из важнейших причин
5. И
наконец, потребность вести
Названные мной причины в работе могли действовать как совместно другими, так и самостоятельно. В зависимости от этого сформировались различные пути развития государства, которые будут рассмотрены мной во 2 главе.
§ 2. Причины и закономерности появления права.
Вопрос о происхождении права является дискуссионным на данное время. По решению данного вопроса ученые разделились на три крупных блока. Одни ученые считали, что право возникает вместе с возникновением государства. Причину возникновения права они видят не только в расколе общества на классы, но и в развитии экономических отношений, которые требуют регулирования. Группа вторых ученых, придерживались точки зрения, в которой говорится, что право возникает раньше, чем государство. Право складывается и развивается вместе с развитием товарно-денежных отношений, потому что именно этого рода отношения нуждаются в строгом регулировании. Кроме того, некоторые ученые считают, что возникновения права являлось причиной возникновения государства, т. к. для поддержания правовых норм, для их соблюдения требовалась сильная организация, такой организацией и стало государство. Ученые придерживающиеся третьей точки зрения, считали, что право возникает вместе с возникновением общества, т. к. общество не сможет развиваться и существовать без права. Девиз этих ученых: «Где общество, там и право».22 (См. ПРИЛОЖЕНИЕ 2)
Мне кажется, что право формировалось одновременно и параллельно с государством. Их возникновение взаимосвязано и взаимозависимо. Каждый новый шаг в развитии государства приводит к дальнейшему развитию правовой системы, и наоборот.
Право, как особая система юридических норм, предназначенная для регуляции отношений в обществе, возникает в истории по тем же причинам и предпосылкам, что и государство. Первые нормы права были оформлены уже к 3-му тыс. до н. э. В Древнем Египте - это были законы царя Хаммурапи, в Древней Индии — это законы Ману, в Греции — реформы Солона. Затем в процессе развития общества постепенно складывается национальная правовая система с учетом личных качеств населения проживающих на той или иной территории.23
На начальных этапах становления государства требуется поддержание в нем порядка с помощью определенных норм, социального регулирования. Регулировать — значит поставить деятельность общества под контроль, установить границы деятельности людей в обществе. В те времена уже различались два вида социального регулирования: индивидуальные, когда регулировалось поведение определенного лица в той или иной ситуации; нормативные, когда регулировалось поведение всего общества, посредством введения общих правил, норм, распространяющихся на всех людей.24 Таким образом, мне кажется, что появление нормативного социального регулирования и послужило огромным толчком к возникновению права.
В первобытном государстве нормативным социальным регулятором были нормы-обычаи — правила поведения, действующие в обществе и сложившееся в процессе исторического развития. Правовой обычай – это норма, правило исходящее из обычая (известным сборником правовых обычаев является — свод законов Киевской Руси — Русская Правда). Нормы-обычаи служили для упорядочения хозяйственной жизни и быта, семейных и иных взаимоотношений членов рода, первобытной морали, религиозно-ритуальной деятельности. Они поддерживали и сохраняли кровнородственную семью. Это были «мононормы», т.е. нерасчлененные, единые нормы. Их содержанием были различные элементы морали, традиций, религии, правовых начал. Я думаю, что появление таких мононорм говорило о том, что человек вышел из животного мира в человеческое общество, находящееся в постоянном развитии и нуждающееся в праве. Профессор Г. В. Мальцев считает, что мононормы существуют и по сей день, они не исчезли в первобытном обществе. Г. В. Мальцев говорит, что такие правила как «не убий», «не лги», «не воруй» и т. п. соединяют в себе мораль, религиозную заповедь и правовое требование.25
Большую роль в возникновении права в раннеклассовых обществах сыграли традиции и обычаи — это своеобразные, сложившиеся исторически и нигде не прописанные правила поведения. Их выполнение было добровольным и обеспечивалось сильным общественным мнением. Иногда такие нормы-обычаи навязывались обществу, а за невыполнение их род мог применить определенные меры (приговорить к смерти, выгнать из рода или племени, применить какие-либо пытки). В.П. Алексеев считал, что правила поведения при догосударственном строе не являются правовыми нормами и не являются моральными нормами; они имеют характер обычаев, т.е. специфических норм, которые сложились в процессе развития первобытного общества.26 По моему мнению, обычай – это средство регулирования общества носящее универсальный характер, с помощью которого регулировались все стороны человеческой жизни.
В первобытном обществе существовало такое понятие, как «табу». Табу — это строжайший запрет на совершение какого-либо действия. Данное действие основывалось на вере в то, что оно либо священно, либо несет проклятие для обывателей общества, под угрозой всевышнего наказания. Например, были запрещены кровнородственные браки (в обществе существовало мнение, что такая семья будет наказана всевышним и в конце концов распадется).27 Кроме табу, стали появляться иные способы регулирования общества: дозволение и позитивное обязывание. К дозволению общество прибегало, когда требовалось определить вид животного и время охоты на него, определить вид растения и время сбора его плодов, пользоваться какой-либо территорией и др. Целью позитивного обязывания было организовать поведение в процессе строительства жилья, изготовления орудий труда, приготовления пищи и др. Запреты (табу), дозволения, позитивные обязывания — стали обычными механизмами регулирования общества. Это были те «зародыши», из которых в будущем вырастет огромная правовая система. 28Джеймс Фрэзер полагал, что табу — это творец морали, оно является синонимом таких слов, как долг, закон и т.п., но табу не являлось создателем права и морали, а являлось лишь их формой.29 Я считаю, что табу способствовало возникновению права, т.к. оно было формой, в которой часть нравственного закона нашла свое выражение.
Процедуры, как формы обеспечения и осуществления правил поведения в раннеклассовых обществах так же приобретают качественно новый характер. Для решения спорных вопросов создается специальный государственный орган — суд. Обращались к суду в тех случаях, были не согласны с решениями общественного суда, или считали, что вынесенное общественным судом решение будет неблагоприятно. Князья, короли имели свои интересы в появлении нового органа, т. к. за оказанную помощь в суде взимались определенные сборы, которые шли в казну государства. Таким образом, суд использовался для поддержания законов и наказания нарушителей законов.30 Я считаю, что юридические прецеденты являлись способом возникновения права, потому что в некоторых государствах (например, в Англии) выносимые на основе правовых обычаев судебные решения постепенно становились образцами, своеобразными эталонами для решения аналогичных дел.
В то же время в раннеклассовых обществах действуют и обычаи, которые затем перерастают в обычное право - нормы этого права признаются и защищаются государством, в том числе и судами. Нормы обычного права особенные по своему характеру и по внутреннему содержанию, они устанавливают определенную границу и тип дозволенного поведения людей.
Итак, в чем же состоит отличие рядовых обычаев от норм права? Они состоят в следующем:
Во-первых, право возникает по воле и защищает интересы господствующего класса, в то время обычаи выражают волю и интересы всего общества в целом.
Во-вторых, нормы права создаются государством и соблюдаются силой государственного принуждения (за несоблюдение государство применяет соответствующие меры, например, штраф, смертная казнь и т. д .). Обычаи же поддерживаются сильным общественным мнением, традициями.
В-третьих, правовые нормы имеют свои определенные формы выражения: писаные указы, уставы, договоры, законы. Обычаи находятся лишь в сознании людей, нигде не зафиксированы.
В-четвертых, нормы права появляются только с появлением государства, в то время как обычаи существуют задолго до возникновения государства.31
В конце концов, право создается на основе интересов господствующего класса, поэтому правовые нормы имеют образ устрашающих. Для поддержания их выполнения в государстве создаются соответствующие органы, которые осуществляют контроль над обществом, а в случае выяснения, что кто-то нарушил нормы эти органы применяют меры. В.И.Ленин писал: «Право есть ничто без аппарата, способного принуждать к исполнению норм права».32
Итак, на основе всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что причинами появления права были экономические, социальные, политические и духовные факторы. Но я не буду останавливаться на достигнутом и выведу четкие причины появления права:
Таким образом, возникновение права - закономерное следствие усложнения общественных взаимосвязей, углубления и обострения социальных противоречий и конфликтов. Оно возникает на этапе становления раннеклассового общества, как нормативный способ регулирования производящего хозяйства. Становление права идет путем образования путем специальных правил, регламентирующих организацию и процесс труда и распределения его результатов.
ГЛАВА 2. ПУТИ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА.
§ 1. «Восточный путь» развития государства и права.
В современной науке существует мнение о том, что процесс возникновения и развития государства может идти несколькими путями, которые получили название «восточный» и «западный». Все пути отличаются друг от друга и имеют свои характерные особенности.33 (См. ПРИЛОЖЕНИЕ 3). По моему мнению, это объясняется тем, что существует множество причин, влияющих на возникновение государства и права, которые могли действовать как совместно, так и отдельно друг от друга.
В.В. Лазарев утверждает, восточный (или азиатский) путь формирования государственности, отличался прежде всего тем, что политическое господство возникло на основе отправления какой-либо общественной функции, общественной должности.34
Решающую роль, в развитии древневосточных государств сыграла такая социальная форма, как сельская община, которая сохранила признаки патриархально-родовой организации. Именно она определяла характер политической власти внутри общества, роль и регулирующе-контрольные функции древневосточного государства, особенности правовых систем.
Например, у китайцев на протяжении большого отрезка времени основой социальной жизни была патронимия. Патронимии — это объединения нескольких сотен семей, которые принадлежат к одной родственной группе. Это была своеобразная замкнутая сельская община, для которой было характерно натуральное производство, сочетание ремесла и земледелия внутри общины, слабое развитие товарно-денежных отношений. 35
Самые первые государства появились 5 тыс. лет назад в долинах Нила, Евфрата, Ганга и др. - в благополучных климатических условиях. Для успешного ведения земледелия в этих государствах было необходимо проводить масштабные сельскохозяйственные работы. Из-за того, что орудия труда были на низком уровне развития эти работы требовали эффективной системы управления и организационной подготовки. На огромных плантациях, в зонах орошаемого земледелия требовалась большая организация труда связанных со строительством дамб, каналов, сбором урожая, посевов и т. д. Здесь и появились первые организаторы управленцы, которые выделялись из общества и не участвовали в общественном производстве. В последствии именно эти управленцы и выделились в новое сословие — знать, которая все больше и больше отделялась от других членов общества и приобретала собственные интересы.36 Подробнее эта причина возникновения государства и права раскрыта в ирригационной теории. Безусловно, она основана на исторических фактах и характерна только для восточных государств, потому что именно там, где появлялись государства восточного типа, был жаркий климат.
В государствах, которые развивались по восточному пути был достаточно пестрый социальный состав. Его можно представить в виде трех групп. Первой и наиболее большей, по сравнению с другими были лица, лишенные средств производства, подневольные работники, так же в эту группу входили и рабы. Представителями второй социальной группы были свободные мелкие производители — ремесленники, люди располагающие некоторыми средствами производства либо небольшими участками земли. Третья группа — господствующая включала в себя тех, кто владел рабами, землей, а также представителей бюрократии, военной верхушки и зажиточных членов сельских общин. Так же следует отметить, что существовали категории лиц, которые занимали промежуточное положение между свободными и рабами, между господствующим слоем и свободными земледельцами. 37 Таким образом, мне кажется, что одним из важнейших признаков развития восточных государств было отсутствие четких социальных границ в обществе.
Информация о работе Причины и закономерности появления государства